| Цель: сформировать у учащихся осознанное понимание темы « в растворе», используя межпредметные связи.
Задачи: Образовательные: формирование универсального расчетного понятия «доля» в теме «Растворы» применяя межпредметные связи химии и математики; продолжить вырабатывать навык решения расчетных задач по химии. Развивающие: развитие основных приемов мышления, умение анализировать, сравнивать, синтезировать, делать выводы, развивать речь и творческие способности учащихся. Воспитательные: формирование научного мировоззрения.
|
| 1. Орг. момент.
2.Опрос Д/З
3. Изуч. нового материала
4. Закрепление изученного
5. Итог урока, рефлексия, Д/З
| Приветствует учащихся сообщает тему, цели, этапы урока, проверяет готовность учащихся к уроку
Проводит письменный опроспо теме «Вода», по окончании взаимопроверка. Какие утверждения верны? - Вода занимает три четверти поверхности Земли.
- 3апасы пресной воды на Земле исчерпаны.
- Чистая вода не имеет запаха и цвета.
- Вода встречается в почве, минералах.
- Природная вода является растворителем.
- Фильтрование удаляет из воды растворенные в ней примеси.
- Дистилированная вода содержит растворимые соли.
- Чистая вода кипит при температуре 100 градусов Цельсия.
- Вода замерзает при + 1 градусе Цельсия.
Кроссворд - Кругом вода, а с питьем беда.
- Ночь спит на земле, а потом убегает.
- Выросло, повыросло.Как борода повылезло.
- Солнышко встало, ничего не стало.
- Что в гору не вкатишь, в решете не унести, в руках не удержать.
- День и ночь кричит, а голос не устает.
- Приходил - стучал по крыше, уходил никто не слышал.
- Что видно, когда ничего не видно.
| | | М | О | Р | Е | | | | | | О | | | С | | В | | С | | В | О | Д | О | П | А | Д | | С | | Д | | | О | Т | У | М | А | Н | | Ж | | Л | | | | | Д | | Ь | | | | | Ь | | К | | | | | | | А | | | | | |
Объясняет новую тему: – Сколько ложечек сахара ты кладешь в чай? – Дома – две, в гостях – восемь. Шутка известная, но давайте посмотрим на нее глазами химика. Вряд ли вам понравится такой «чай в гостях». Уж очень сладкий он будет из-за неумеренного содержания сахара! Содержание растворенного вещества в растворе химики называют концентрацией. Концентрацию вещества можно выражать различными способами. Кстати, число ложечек на чашку воды – способ вполне приемлемый, но только для кухни. Трудно представить себе химика, приготавливающего раствор таким образом. Один из самых распространенных способов выражения концентрации раствора – через массовую долю растворенного вещества. Массовой долей вещества в растворе называют отношение массы растворенного вещества к массе раствора: Как и массовая доля элемента в сложном веществе, массовая доля вещества в растворе обозначается греческой буквой («омега») и может принимать значения от 0 до 1 (или от 0 до 100%). Она показывает, какая часть массы раствора приходится на растворенное вещество. И еще: массовая доля вещества в процентах численно равна массе растворенного вещества в 100 г раствора. К примеру, в 100 г 3%-го раствора уксуса содержится 3 г чистой уксусной кислоты. Самые простые растворы состоят из двух компонентов.
- Один из компонентов раствора – растворитель. Для нас более привычны жидкие растворы, значит, растворитель в них – жидкое вещество. Чаще всего – вода.
- Другой компонент раствора – растворенное вещество. Им может быть и газ, и жидкое, и твердое вещество.
Масса раствора складывается из массы растворителя и массы растворенного вещества, т. е. верно выражение: m(раствора) = m(растворителя) + m(растворенного вещества). Растворимость веществ. По растворимости в воде все вещества делятся на три группы: 1) хорошо растворимые, 2) малорастворимые и 3) практически нерастворимые, нерастворимыми веществами. Однако следует отметить, что абсолютно нерастворимых веществ нет. Если опустить в воду стеклянную палочку или кусочек золота или серебра, то они в ничтожно малых количествах все же растворяются в воде. Как известно, растворы серебра или золота в воде убивают микробов. Стекло, серебро, золото - это примеры практически нерастворимых в воде веществ (твердые вещества). К ним следует также отнести керосин, растительное масло (жидкие вещества), благородные газы (газообразные вещества). Примером малорастворимых в воде веществ могут служить гипс, сульфат свинца (твердые вещества), диэтиловый эфир, бензол (жидкие вещества), метан, азот, кислород (газообразные вещества). Многие вещества в воде растворяются весьма хорошо. Примером таких веществ могут служить сахар, медный купорос, гидроксид натрия (твердые вещества), спирт, ацетон (жидкие вещества), хлороводород, аммиак (газообразные вещества). Из приведенных примеров следует, что растворимость прежде всего зависит от природы веществ. Кроме того, она зависит также от температуры и давления. Сам процесс растворения обусловлен взаимодействием частиц растворимого вещества и растворителя; это самопроизвольный процесс. По соотношению преобладания числа частиц, переходящих в раствор и удаляющихся из раствора, различают растворы - насыщенные,
- ненасыщенные
- пересыщенные.
С другой стороны, по относительным количествам растворенного вещества и растворителя растворы подразделяют на разбавленные и концентрированные. Раствор, в котором данное вещество при данной температуре больше не растворяется, т. е. раствор, находящийся в равновесии с растворяемым веществом, называют насыщенным, а раствор, в котором еще можно растворить добавочное количество данного вещества, — ненасыщенным. Растворимость вещества показывает, сколько вещества может раствориться в 100 г растворителя. Единицей растворимости является грамм на 100 г растворителя.
1. Проводит закрепление , решая типовые задачи
Задача 1. Перед посадкой семена томатов дезинфицируют (протравливают) 1%-м раствором марганцовки. Какую массу такого раствора можно приготовить из 0,25 г марганцовки? Дано: (марганцовки) = 0,01 г, m(марганцовки) = 0,25 г. Найти: m(раствора). Решение Зная массу растворенного вещества и его массовую долю в растворе, можно вычислить массу раствора: Ответ. m(раствора) = 25 г. Задача 2. В медицине широко применяют так называемые физиологические растворы, в частности раствор поваренной соли с массовой долей соли 0,9%. Рассчитайте массы соли и воды, необходимые для приготовления 1500 г физиологического раствора. Дано: (соли) = 0,009, m(раствора) = 1500 г. Найти: m(соли), m(воды). Решение Вычислим массу соли, необходимой для приготовления 1500 г физиологического раствора: m(соли) = m(раствора)•(соли) = 1500 (г)•0,009 = 13,5 г. Определим массу воды, необходимой для приготовления раствора: m(воды) = m(раствора) – m(соли) = 1500 – 13,5 = 1486,5 г. Ответ. m(соли) = 13,5 г, m(воды) = 1486,5 г.
2. Проводит самостоятельную работу: В 150 г воды растворили 25 г поваренной соли. Определите массовую долю соли в полученном растворе.
3. Проводит лабораторный опыт. «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества» Цель данной работы состоит в приготовлении раствора с заданной массовой долей путем растворения рассчитанной массы твердого вещества в определенном объеме воды. Рассчитайте массу твердого вещества, необходимого для приготовления раствора в соответствии с вашим вариантом задания (табл. 1). На весах отмерьте рассчитанную массу твердого вещества и перенесите его в химический стакан. Таблица 1
Варианты задания к практической работе № 3 Вариант | Растворенное вещество | Масса раствора, г | Массовая доля растворенного вещества,% | 1 | Поваренная соль | 80 | 10 | 2 | Сахар | 150 | 5 | 3 | Лимонная кислота | 50 | 2 |
Рассчитайте массу воды, необходимой для приготовления раствора. Поскольку плотность воды равна 1 г/мл, рассчитанная вами масса численно равна ее объему. С помощью мерного цилиндра отмерьте вычисленный объем воды и прилейте его к веществу в стакане. Перемешивая содержимое стакана стеклянной палочкой, добейтесь полного растворения вещества в воде. Требуемый раствор готов.
Проводит рефлексию, подводит итого урока - выставляет оценки за работу на уроке, задаёт Д/З
| Приветствуют учителя, записывают тему
Выполняют задания, затем взаимопроверку
Слушают рассказ учителя, по ходу конспектируя и отвечая на вопросы.
Участвуют в решении задач, записывают способы решения в тетрадь.
Решают задачу самостоятельно, затем проводят самопроверку
Выполняют лабораторный опыт, записывают результаты в таблицу
Участвуют в рефлексии, записывают Д/З
| Приём «обращение»
Письменный контроль заний
Объяснит.-иллюстр.
Наглядно-практические
письменный контроль знаний
практические
Приём «побуждение к самооценки"
| Фронт.
Индив.
Фронт.
Фронт.
Индивид.
Парная
Фронт.
|
Карт. -задания.
Презентация
Кл. доска, презентация
Карточки-задания
оборуд. и реактивы
Дневники уч-ся
| У
В
У
У
С
У
У, С
|