Конструкт урока Химические свойства оснований
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Змеева Инна Владимировна

конструкт урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_uroka_po_khimii.docx37.76 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель химии Змеева И.В. МКОУ «СОШ №7» г. Ревда

 

Конструкт урока     Химические свойства оснований

Цель: Создание условий для развития навыков развития исследовательской деятельности при изучении темы химические свойства оснований.

Задачи.

  • Образовательная:
  •  расширить знания об оксидах, гидроксидах, щелочах, кислотах, индикаторах;
  • совершенствовать умение экспериментальной работы, оформления результатов, умения делать выводы; совершенствование наблюдательной деятельности, умения применять полученные знания на практике.
  • Развивающая: развитие научно познавательного интереса к предмету, мышления, творческих навыков, умения работать в парах,  умения давать самооценку и делать выводы.
  • Воспитательная задача: формирование мировоззренческого понятия о познаваемости окружающего мира, самостоятельности, творческого отношения к учебе,  повышение самооценки.

Место урока  в изучении раздела: 4 урок из 14 в разделе «Соединения химических элементов»

Метод обучения: словесный и сопутствующие ему практический и наглядный.

Тип урока: изучение нового материала.        

Формы работы: индивидуальная,  работа в парах, работа в группах (выполнение практической работы), работа с дополнительной литературой.

Планируемый результат:

  • личностные: формирование мировоззренческого понятия о познаваемости окружающего мира, самостоятельности, творческого отношения к учебе,  повышение самооценки.

предметные:

  • умеют составлять уравнения химических реакций;
  • знают признаки классификации оснований;
  • знают реакции, характерные для оснований.
  • умеют пользоваться таблицей растворимости;
  • умеют пользоваться электрохимическим рядом напряжений металлов;
  • решают экспериментальные задачи по данной теме.

метапредметные:

познавательные: уметь осуществлять поиск и выделение информации, умения писать уравнения, устанавливать  причинно-следственной  связи;

регулятивные: ставить  учебную  цель и задачи, составлять план работы, сличать  способ действий результата с эталоном; осознавать качество и уровень выполненной работы (усвоение), осознавать  степень достижения результата

Коммуникативные: навыки исследовательской деятельности;

совместно  планировать  работу  в группах, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.

Требования к учителю: организовывать, направлять,  корректировать деятельность учащихся

Оборудование и реактивы: штатив для пробирок,  пробирки пронумерованные №1,№2,№3, индикаторная бумага, универсальная индикаторная бумага, лакмус, фенолфталеин, метилоранж, стеклянная палочка, стаканы 3 штуки, раствор щелочи, вода, соляная кислота, хлорид железа(II), гидроксид меди,  спиртовка, спички, держатель для пробирок.

Риск: нехватка времени, т.к учащиеся с различной скоростью могут выполнять практическую работу.  Чётко проговорить и контролировать выполнение лабораторной работы.               

Методические пособия для учителя

  1. Курс химии для 8 – 11 классов /О.С. Габриелян – 2-е Изд., перераб. И доп.-М.: Дрофа, 2008
  2. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2005.-78с.
  3. Контрольные и проверочные работы. Химия 8 кл. к учебнику О.С.Габриеляна – М.: Дрофа 2008

  5. Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Химия 8  класс: В 2 ч. Ч.2:  Настольная книга учителя– М.: Дрофа, 2003.-320с.

  1. .Габриелян О,С , Рунов Н.Н.   Химический эксперимент в школе 8-11 кл. - - М.: Дрофа 2005
  2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях.8  класс: Учеб.пособие для общеобразоват.учрежден.- М.: Дрофа, 2003.- 304с

Этап урока

Время

Развитие УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы работы

Продукт деятельности

Организационно-

мотивационный

1мин

Психологический настрой учащихся на урок

Включается в процесс целеполагания, понимает и принимает требования учителя,

Фронтальная

Готовность учащихся к уроку

Актуализация опорных знаний и умений

5 мин

Познавательные:

Организовать повторение основных понятий, которые потребуются на данном уроке

Показывает значимость   понятия

основания и их свойств в неорганической химии  

 Заполнение рабочих листов №1(тест о кислотах)

Индивидуальная

 Выполненный тест

Целеполагание

2 мин

Личностные:

Осознание значения темы в общей теме «классы соединений»

Регулятивные:совместно с учителем постановка цели.

Предметные: уметь: отличать основания от других классов неорганических соединений, писать реакции с основаниями.

Постановка цели урока и доведения её до сознания учащихся

Осознать и принять цель урока.

фронтальная

Распознать основания среди других классов неорганических соединений(цветные карточки)

Изучение нового

25 мин

 Познавательные:  уметь осуществлять поиск и выделение информации,   устанавливать  причинно-следственной  связи;

Регулятивные:  ставить  учебную  цель и задачи, составлять план работы

Коммуникативные: совместно  планировать  работу  в группах, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации;

Формирует группы, корректирует их работы

Распределяют роли в группе, планируют работу, осуществляют лабораторную работу  

групповая

Выполнение заданий групп по инструкциоым картам(5 групп с различными картами)

Обмен информацией

3 мин

Регулятивные: 

Сличать способ действий результата с образцом

Познавательные: обмениваются приобретённой информацией.

Организует выступление групп и помогает делать выводы

Работа по составлению уравнений реакций

(рабочая карточка №2)

Выводы по лабораторной работе.

каждая группа докладывает о новых приобретенных знаниях

Групповая

(работа в парах)

Защита лабораторной работы и выводы по каждой работе

Оценивание результатов Самоконтроль и взаимоконтроль 

2 мин

Регулятивные: 

осознавать качество  и уровень выполненной работы (усвоение)

Создает  условий для объективной и качественной самооценки работы групп, выявление качества знаний,

установление причин недостатков,

обеспечение способностей к оценочным действиям

Оценивают  работу группы   и свою деятельность  в составе группы

Индивидуальная

Оценка

Рефлексия

1 мин

осознание  степени достижения результата

Предлагает выделить трудности, способы их преодоления, наиболее успешные моменты работы, спрогнозировать  дальнейшее изучения темы.

Делятся впечатлениями, обмениваются мнениями.

Фронтальная

Обобщение и выводы более успешных учащихся, выполнение теста№2

Домашнее задание

1 мин

Регулятивные: 

Осознание закрепления пройденного материала

Подробное объяснение диферинцированного

Домашнего задания

Осознают и записывают задания (каждый по своему уровню)

индивидуальная

Выполнение домашнего задания

Домашнее задание: П. № 38   по учебнику Габриелян О.С. Химия 8 класс.

На оценку «5»

Как различить растворы серной кислоты, сульфата меди (II), гидроксида натрия, не имея других реактивов? Дать объяснение, записать уравнения химических реакций.

На оценку «4» -

Составить уравнения реакций согласно схемам:

К   →   К2 О→  К ОН

Са    →   СаО →  Са(OН) 2

На оценку «3»

Записать уравнения химических реакций.

  1. HNO3  + КOH =
  2. Сu(OН) 2 + H2SO4 =
  3. FeCl2 +  NaOH  =

Творческое задание (по желанию) Приготовить презентацию на тему  «Мир оснований».

1 группа  Инструкционная карта

Правила техники безопасности.

  1. Запрещено:  пробовать вещества на вкус!!!
  2. Самовольно сливать и смешивать реактивы.
  3. Взбалтывать вещества необходимо, слегка покачивая пробирку.
  4. При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: НАДО ВЛИВАТЬ СЕРНУЮ КИСЛОТУ В ВОДУ, А НЕ НАОБОРОТ. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.
  5. Щёлочь  вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас смыть большим количеством воды, а затем слабым раствором уксусной и соляной кислотой  и вновь смыть водой.

Цель: выяснить отношение  щелочей к индикаторам.

Порядок действий:

1. Прочитайте информацию к размышлению.

2. В пробирки со щёлочью поочерёдно капнуть индикаторы:  лакмус, фенолфталеин, метил-оранж.

 3. Подготовьте отчёт. Ответы занесите в таблицу.  Как индикаторы действуют на щёлочь?

Реактивы (формула и название вещества)

Наблюдения

Вывод

2 группа – Инструкционная карта

Правила техники безопасности.

  1. Запрещено:  пробовать вещества на вкус!!!
  2. Самовольно сливать и смешивать реактивы.
  3. Взбалтывать вещества необходимо, слегка покачивая пробирку.
  4. При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: НАДО ВЛИВАТЬ СЕРНУЮ КИСЛОТУ В ВОДУ, А НЕ НАОБОРОТ. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.
  5. Щёлочь  вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас смыть большим количеством воды, а затем слабым раствором уксусной и соляной кислотой  и вновь смыть водой.

Цель: обнаружить среди предложенных растворов щёлочь.

Порядок действий:

1. Даны 3 пробирки с растворами веществ, в одной из пробирок – щёлочь.  Опытным путём определите, в какой пробирке находится щёлочь.

Для этого используйте один из предложенных индикаторов: лакмус, фенолфталеин, метил-оранж.

2. Подготовьте отчёт. Ответы занесите в таблицу. Какой вы выбрали индикатор?

Реактивы (формула и название вещества)

Наблюдения

Вывод

3  группа - Инструкционная карта

Правила техники безопасности.

  1. Запрещено:  пробовать вещества на вкус!!!
  2. Самовольно сливать и смешивать реактивы.
  3. Взбалтывать вещества необходимо, слегка покачивая пробирку.
  4. При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: НАДО ВЛИВАТЬ СЕРНУЮ КИСЛОТУ В ВОДУ, А НЕ НАОБОРОТ. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.
  5. Щёлочь  вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас смыть большим количеством воды, а затем слабым раствором уксусной и соляной кислотой  и вновь смыть водой.

Цель: Проанализировать информацию о взаимодействии щелочей с солями тяжёлых металлов.

Порядок действий:

1. Прочитайте текст учебника на стр. 184, пункт 2.

2. Проделайте химическую реакцию взаимодействия  гидроксида натрия с хлоридом железа(II) .

3. Составьте уравнение реакции.

4. Подготовьте отчёт. С какими солями взаимодействуют щёлочи? Ответы занесите в таблицу.

Реактивы (формула и название вещества)

Уравнения химической реакции  

Наблюдения

Вывод

4 группа – Инструкционная карта

Правила техники безопасности.

  1. Запрещено:  пробовать вещества на вкус!!!
  2. Самовольно сливать и смешивать реактивы.
  3. Взбалтывать вещества необходимо, слегка покачивая пробирку.
  4. При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: НАДО ВЛИВАТЬ СЕРНУЮ КИСЛОТУ В ВОДУ, А НЕ НАОБОРОТ. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.
  5. Щёлочь  вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас смыть большим количеством воды, а затем слабым раствором уксусной и соляной кислотой  и вновь смыть водой.

Цель: проанализировать информацию о разложении нерастворимых оснований.

Порядок действий:        

1. Прочитайте текст учебника на стр. 161, пункт 4.

2. Проделайте химическую реакцию разложения гидроксида меди.

3. Составьте уравнение реакции.

4. Подготовьте отчёт. Ответы занесите в таблицу.

Реактивы (формула и название вещества)

Уравнения химической реакции  

Наблюдения

Вывод

 

        

5 группа - Инструкционная карта

Правила техники безопасности.

  1. Запрещено:  пробовать вещества на вкус!!!
  2. Самовольно сливать и смешивать реактивы.
  3. Взбалтывать вещества необходимо, слегка покачивая пробирку.
  4. При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: НАДО ВЛИВАТЬ СЕРНУЮ КИСЛОТУ В ВОДУ, А НЕ НАОБОРОТ. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.
  5. Щёлочь  вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас смыть большим количеством воды, а затем слабым раствором уксусной и соляной кислотой  и вновь смыть водой.

Цель: проанализировать информацию о взаимодействии соляной кислоты со щелочами.

Порядок действий:

1. Прочитайте текст учебника на стр. 90, таблица 13, пункт 5

2. Проделайте химическую реакцию взаимодействия серной кислоты с NaОН .

3. Составьте уравнение реакции.

4. Подготовьте отчёт. Ответы занесите в таблицу.

Реактивы (формула и название вещества)

Уравнения химической реакции  

Наблюдения

Вывод

Рабочая  карточка  ученика   ФИО____________________

 

ТЕСТ  №2

Вариант № 1

1.        Найдите химическую формулу основания:

     НСl,       ВаО,         SO3,       Са(ОН)2.

2.Универсальная индикаторная бумага в щелочной среде:

    Синяя,         красная,      желтая,       зеленая.

3. метил-оранж в щелочной среде

Малиновый, синий, красный, жёлтый

4.Найдите  химическую формулу нерастворимого основания:

    НСl,           NaОН,         Al(ОН) 3         H3PO4.

5.Продолжить реакцию:

  1.    HNO3  + Сu(OН) 2 =

6.Написать реакцию взаимодействия щёлочи с солью тяжёлого металла

   

                                                                 

 Рабочая  карточка  ученика ФИО____________________

ТЕСТ  №2  

Вариант № 2

1.   Определите формулу  основания:

     Н24,               FeO,               LiOH,           SO3.

2.   Феноп-фталеин   в щелочной  среде:

      Синий,          красный,          желтый,         фиолетовый

3.Определите растворимое основание:

      НCl,    NaОН,     Al(ОН) 3   НNO3,          

4.Лакмус  в щелочной  среде::

        Малиновый, синий, красный, жёлтый

5. Продолжить реакцию:

H 2SO4

6.Написать реакцию взаимодействия щёлочи с солью тяжёлого металла

Оценочная карта № 1

Дата___________________Класс______________________

Постарайся точно вспомнить то, что слышал на уроке и ответь на поставленные вопросы:

Вопросы

Ответы

1

Какова была тема урока?

2

Какая цель стояла перед тобой на уроке?

3

Каков вывод урока?

4

Как работали на уроке твои одноклассники?

5

Как работал ты на уроке?

6

Как ты думаешь, ты справишься с домашним заданием, полученном на уроке?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в 8 классе "Получение и химические свойства оснований."

работа содержит конспект, пояснительную записку, презентацию и видео опыты к уроку....

Конструкт урока Химические свойства кислот

Конструкт урока составлен по новым ФГОС...

Урок химии 8 класс тема Физические и химические свойства оснований

урок химии 8 класс                     ТЕМА № 5.   «Основные классы неорганических веществ...

урок химические свойства оснований

для дистанционного обучения...

Проверочная работа (тест) по теме: "Основания. Химические свойства оснований"

Проверочная работа (тест) по теме: "Основания. Химические свойства оснований"...

Задачи по теме: "Основания. Химические свойства оснований. Получение и применение оснований"

Данный задачи являются наилучшим способом оценивания знаний учащихся. Есть дополнительный уровень для профильных классов....