Различные варианты заданий по теме "Арены"
тест по химии (10 класс) по теме

Грачева Елена Викторовна

В данном материале представлены различные виды заданий по теме "Арены". Применены различные технологии работы на уроках

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon areny_gracheva_e.v.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированные программы:

   

  Программа  «А»

  1. Изобразите электронное строение молекулы бензола. Объясните механизм образования сигма- связи и 6 пи- электронной системы.
  2. Опишите свойства бензола, сходные с предельными углеводородами. Почему бензол легче вступает в реакции замещения?
  3. Опишите свойства бензола, сходные с непредельными углеводородами. Почему бензол труднее вступает в реакции присоединения?
  4. Осуществите цепочку превращений:

     гексан- бензол- нитробензол.

Программа  «В»

  1. Представьте себя директором химического завода. Перед вами поставили задачу наладить производство хлорбензола. Какое сырьё вы для этого предложите?  Запишите цепочку химических превращений, необходимых для  получения    хлорбензола. Подтвердите её уравнениями реакций. Каковы условия протекания реакций?

2. Приведите примеры уравнений реакций, доказывающие отличительные свойства бензола и толуола. В чём причина этих различий? Дайте объяснение на основе электронного строения, запишите уравнения реакций.

Дифференцированное задание: Составьте формулы химических  соединений

1 метилбензол;

3 хлорбензол;

2 этил, 4 пропилбензол;

4 хлортолуол;

стирол;

изобутилбензол.

1. Как бензол, так и толуол реагируют с

1) раствором KMnO4 (H2SO4 конц)              2) бромной водой

3) азотной кислотой (H2SO4 конц)        4) соляной кислотой

2. Толуол в одну стадию нельзя получить из

1) бензола         2) гептана        3) фенола                      4) метилциклогексана

3. БЕНЗОЛ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ТРИМЕРИЗАЦИЕЙ

1) этилена          3) этина                   2) этана                              4) циклопропана

4. Как для бензола, так и для стирола характерны

1) наличие в молекуле сопряженной электронной системы

2) sp3-гибридизация атомов углерода

3) взаимодействие с водородом в присутствии катализатора

4) обесцвечивание бромной воды        5) горючесть

6) хорошая растворимость в воде

 5. И толуол, и бензол реагируют с

1) бромом        2) хлорметаном        3) бромной водой         4) бромоводородом

5) азотной кислотой        6) гидроксидом меди(II)

 6. Раствор перманганата калия обесцвечивают

1) пентан         2) бензол       3) бутин-1        4) толуол      5) пентен-2       6) полиэтилен

7. Бромную воду обесцвечивают

1) пентан     2) бензол        3) бутин-1      4) толуол     5) бутен-2        6) бутадиен-1,3

8. И для толуола, и для бутадиена-1,3 характерны

1) наличие в молекуле сопряжённой электронной системы

2) sp2-гибридизация всех атомов углерода        3) реакции замещения

4) обесцвечивание раствора КМnO4               5) горючесть    6) хорошая растворимость в воде

9. Толуол вступает в реакцию с

1) аммиаком        2) хлороводородом                    3) хлором при освещении

4) аммиачным раствором оксида серебра         5) хлором в присутствии катализатора AICI3

6) хлорэтаном в присутствии катализатора AICI3

1.Химические св-ва бензола определяют его отношение к:

 а)бифункциональным соединениям          б)полимерам

 в)непредельным углеводородам          г)алкинам

 2.С каким из предложенных веществ бензол не будет взаимоднйствовать:

 а)с металлическим кальцием          б)с кислородом

 в)с водородом          г). Газообразным хлором

 3.Непредельность молекулы бензола нельзя определить по реакциям с:

 А)с раствором перманганата калия          б)с бромной водой

 в)гидрированием          г)с хлорной водой

 4.Сколько литров кислорода потребуется для полного сгорания 1 моль бензола:

 а)168л          б)169л         в)170л         г)171л

1.     Общая формула ароматических углеводородов,  гомологов бензола:

А) СnH2n б)CnH2n+2     в) CnH2n-6       г)CnH2n-2

2. Определите вещество Х в схеме: С2Н2 – Х – С6Н6Сl6

А) С6Сl6  б) С2Н4Сl2   в) С2Н2Сl4  г)С6Н6

3. Определите вещество Х в схеме: С2Н2 – Х – С6Н5Сl

А) С2Н4Сl2 б) С2Н3Сl  в) С6Н6 г) С4Н4Сl4  

4. Определите вещество Х в схеме: С2Н2 – Х – С6Н5NO2

а) С2Н5 NO2   б) С6Н6  в) С2Н3 NO2  г)С3Н7 NO2

5. Определите вещество Х в схеме: С2Н2 – Х – С6Н5Br

а) С6Н6  б) С2Н3 Br   в) С2Н4 Br   г)С4Н4 Br 4

1.К классу аренов относится углеводород, формула которого

а) С3Н6 б) С2Н2 в) С6Н6г) С5Н8

2.Кратные связи отсутствуют в молекуле углеводорода

а) циклопропана      б) бутадиена-1,3 в) пропина          г) бензола

3. Ароматическое кольцо содержится в молекуле

а) гексана б) циклогексана в) гексена г) 1,4-диметилбензола.

4. Атомы углерода в молекуле бензола находятся в состоянии гибридизации

а)sp - б) sp3- в) sp2- г) sp4 .

5. Слабые кислотные свойства проявляют

а) алкены      б) алкины        в) алкадиены         г) арены.

6. Реакция присоединения водорода к непредельным углеводородам называется

а) гидрирование б) галогенирование        в) гидратация г) гидрогалогенирование.

I.1. Запишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения. Укажите условия протекания реакций. Назовите все органические вещества.

С2Н2  С6Н6 С6Н12  С6Н14 

                 

            С6Н5NO2

2.При нитровании 39 г бензола получили 59 г нитробензола. Какова массовая доля выхода нитробензола от теоретически возможного?

II.1. Запишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения. Укажите условия протекания реакций. Назовите все органические вещества.

С2Н6  С2Н4 С2Н2  С6Н6  С6Н6Cl6 

 2.При сжигании 7,8 г арена получено 7,8 г углекислого газа. Относительная плотность паров углеводорода по воздуху 2,69.Выведите молекулярную формулу арена.

III.1. Осуществите цепочку превращений:

циклогексан – бензол – нитробензол

                                ↓

                      бромбензол

Укажите тип химических реакций, условия их проведения.

2.Из 7,8г бензола получено 8,61г нитробензола. Выход продукта реакции составил:

а) 70% б) 65% в) 80% г) 78%.

1. Общая формула аренов:  

А. СnН2n+2        Б.CnH2n                    В.CnH2n-2                  Г.CnH2n-6

2.Для бензола характерны реакции:

а) замещения         б) присоединения        в) полимеризации

3. Допишите уравнение реакции и определите её тип:    С6Н5---СН3 + Br2

а) обмен б) присоединение в) полимеризация г) замещение

4.Бензол можно получить:

а) полимеризацией гексадиена –1,4       б) хлорированием метана

в) тримеризацией ацетилена                   г) полимеризацией этилена (этена)

1. Ароматический углеводород с 12 атомами водорода будет иметь формулу:

1) С12Н18;   2)С12Н20  3) С8Н12    4) С9Н12        

2. Ароматический углеводород, имеющий  10 атомов углерода, имеет в своём составе:

1) 10 атомов Н; 2) 12 атомов Н;3) 14 атомов Н;   4) 20 атомов Н.

3..Органическое вещество, молекулярная формула которого С7Н8, относится к гомологическому ряду:    1)метана        2)этилена      3)бензола      4)ацетилена

4. Так же как и бензол, принадлежат к ароматическим углеводородам

А) фенол    Б) толуол    В) этилбензол     Г) кумол       Д) гексанол         Е) циклогексанол

5.Гомологом бензола не является   1)толуол     2)кумол         3)стирол           4)этилбензол

6. Гомологом бензола является         1) ацетилен   2) толуол   3)  хлорбензол  4) циклогексан        

7. Толуол и бензол - это

1) гомологи    2) структурные изомеры    3) геометрические изомеры    4) одно и тоже вещество

8. Число σ - и π -связей в молекуле толуола соответственно равно

  1) 15 и 6       2) 12 и 1        3) 7 и 3           4) 15 и 3

9. Тип гибридизации атомов углерода в молекуле этилбензола:

а) все sp3-гибридные атомы ;            б) только sp2-гибридные;

в) 2 атома – sp3,  6 атомов – sp2;         г) 2 –sp, 6 – sp2 –гибридные

10. Тип гибридизации атомов углерода в молекуле 1,3 –диметилбензола:

а) все sp3-гибридные атомы ;               б) только sp2-гибридные;

в) 2 атома – sp3,  6 атомов – sp2;             г) 2 –sp, 6 – sp2 –гибридные.

11. Тип гибридизации атомов углерода в молекуле 1-этил-3 –метилбензола:

а) все sp3-гибридные атомы ;        б) только sp2-гибридные;

в) 3 атома – sp3,  6 атомов – sp2;    г) 3 –sp, 6 – sp2 –гибридные.

1. Веществом Х в цепочке превращений: метан-Х- бензол является:

    а) этан; б) ацетилен; в) хлорметан; г) этилен.

2. Углеводород состава С6Н6 относится к классу:

    а) алканов; б) алкенов; в) алкинов; г) аренов.

3. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения по схеме: карбид кальция – ацетилен – бензол.

1.Общая формула аренов:

    А) СnH2n+2; б) СnH2n; в) СnH2n-2; г) СnH2n-6.

2. Свойство, характерное для бензола:

а) хорошая растворимость в воде; б) тяжелее воды; в) не имеет запаха; г) не обесцвечивает бромную воду.

3.Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения по схеме: ацетилен – бензол – нитробензол.

  1. Напишите  возможные структурные формулы, соответствующие углеводороду С6Н6, и объясните, как можно обосновать истинную формулу бензола.
  2. Отличаются ли углеродные связи в бензоле от простых и двойных связей?
  3. Сколько сигма-связей образует каждый атом углерода в молекуле бензола? Сколько всего сигма-связей имеется в ней?
  4. Каков валентный угол в молекуле бензола?
  5. В чем сходство и различие в строении бензола и графита? Ответ обоснуйте.

  1. Напишите уравнения реакций получения из бензола цклогексана, хлорбензола, гексахлорбензола. Укажите условия протекания реакций.
  2. Напишите уравнения реакций этана, этилена, ацетилена и бензола с бромом и объясните, в чем заключается сходство и различие между ними.
  3. В чем сходство и различие реакций гидрогенизации этилена, ацетилена, бензола?

  1. Какие реакции лежат в основе процесса ароматизации нефти? Ответ подтвердите примерами.

  1. Массовая доля элементов углеводорода (плотность паров по водороду равна 39) составляет 92,31% углерода, 7,69% водорода. Найдите его молекулярную формулу.
  2. Какая масса бензола потребуется для получения 738 г нитробензола, если его практический выход составляет 92% от теоретического?
  3. Практический выход при тримеризации ацетилена составляет 28% от теоретического. Какую массу ацетилена следует взять для получения бензола: а) 1 кг; б) 1 моль?
  4. при сжигании 2,5 мл вещества выделилось 8,46 мг оксида углерода (IV) и 1,73 мг воды. Объем 1 л вещества имеет массу 3,5 г. Определите молекулярную и возможную структурную формулу вещества.

  1. Какие из приведенных формул гомологов бензола (толуол, этилбензол) могут существовать в виде изомеров? Напишите их формулы.
  2. Является ли стирол, формула которого С6Н5—СН==СН2, ароматическим углеводородом?
  3. Будет ли стирол гомологом бензола?
  4. Из какого углеводорода удобнее всего получать стирол?

  1. Как изменяется строение веществ в следующем  превращении:

Этан →  этилен  →  ацетилен  → бензол?

Изобразите структурные формулы указанных веществ и отметьте для каждого из них: а) тип гибридизации; б) валентные углы; в) схему σ-связей; г) схему π-связей; д) схему π-электронной системы.

  1. Рассмотрите, в чем сходство и различие между предельными (например, этан), непредельными (например, этилен) и ароматическими углеводородами (например, бензол). Ответ подтвердите уравнениями реакций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебник – неизменная основа для различных вариантов урока

— Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена на извлечение информации из письменно фиксированного текста. Чтение вы...

Различные варианты Конституции Муравьева

для работы на уроке истории в 10 классе по теме "Внутренняя политика России в первой половине XIX века"...

Учебник — неизменная основа для различных вариантов урока

Учебник — неизменная основа для различных вариантов урока...

Различные варианты работы с историческими источниками.

Примеры заданий с использованием исторических документов....

Учебник — неизменная основа для различных вариантов урока

Учебник — неизменная основа для различных вариантов урока...

УЧЕБНИК – НЕИЗМЕННАЯ ОСНОВА ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТОВ УРОКА

Задачи:- Использовать  различные формы и приемы работы с учебником при обучении чтению, говорению, письму, решению примеров, задач, упражнений.- Используя материал учебника, научить учащихся рабо...

«Различные варианты программирования циклического алгоритма»

На уроке рассматривается такое свойство различных типов циклов, как их взаимозаменяемость при решении задач. Рассмотрено решение задачи с использованием всех трёх типов циклов, а также с учётом их осо...