элективный курс «Химия в нашей жизни»
элективный курс по химии (9 класс) на тему
Содержание курса знакомит учащихся с химическим составом, свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся в наших домах, с мерами предосторожности в работе с ядовитыми и огнеопасными веществами.
Все темы дополняют, расширяют знания учащихся, реализуют возможность межпредметных связей с биологией, экологией; полученные знания позволяют учащимся видеть роль химических знаний в развитии материальной культуры человечества. Для опытов отобраны знакомые для школьников вещества, применяемые в быту, жизни, что позволяет выявлять и развивать способности учащихся к экспериментированию с веществами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_khimiya.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край, Славянский район, х, Беликов
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 38 хутора Беликов
муниципального образования Славянский район
Утверждено
решением педагогического совета
от 29 августа 2013 года протокол №1
председатель ___________ В.Н.Немиря
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «Химия в нашей жизни»
Класс: 9____________________________________________
Ступень обучения: основное общее_образование_________
Количество часов: 17 Уровень: базовый
Учитель: Остапенко Наталья Петровна
Программа разработана на основе авторской программы элективного курса Н.В. Ширшиной: «Здоровье, красота и химия», Волгоград издательство «Учитель» 2006 год.
1.Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Химия в нашей жизни» для учащихся 9 класса с предпрофильной подготовкой составлена на основе авторской программы элективного курса Н.В. Ширшиной: «Здоровье, красота и химия», Волгоград издательство «Учитель» 2006 год .
Содержание курса знакомит учащихся с химическим составом, свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся в наших домах, с мерами предосторожности в работе с ядовитыми и огнеопасными веществами.
Все темы дополняют, расширяют знания учащихся, реализуют возможность межпредметных связей с биологией, экологией; полученные знания позволяют учащимся видеть роль химических знаний в развитии материальной культуры человечества. Для опытов отобраны знакомые для школьников вещества, применяемые в быту, жизни, что позволяет выявлять и развивать способности учащихся к экспериментированию с веществами.
Целью курса является:
- Расширить представления учащихся о безопасных и опасных веществах, окружающих их в быту;
- Научить читать и понимать торговые знаки и маркировку упаковок пищевых и гигиенических продуктов с целью предупреждения отравления или другого нарушения здоровья.
- Воспитание у школьников экологической культуры, потребности в здоровом образе жизни и выработки индивидуального способа сохранения здоровья.
Задачами курса являются:
- Научить правильно оказывать первую доврачебную помощь с помощью лекарственных средств;
- Научить читать экологическую маркировку на продуктах питания и гигиены;
- Научить аккуратному обращению с ядовитыми веществами (инсектициды, моющие и чистящие вещества);
- Ознакомить с особенностями пользования косметикой (кремы, пудры, духи)
Причины составления рабочей программы:
-количество часов в учебном плане не совпадает с количеством часов в авторской программе на 7 часов;
- в рабочей программе к темам авторской программы было добавлено два раздела и включено 5 практических работ.
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
1. | Химические элементы в организме человека. | 2 | 1 |
2. | Химия и медицина. | 3 | 4 |
3. | Химические средства гигиены и косметики. | 2 | 3 |
4. | Маркировка упаковок пищевых и гигиенических продуктов; товарные знаки. | - | 2 |
5. | Препараты бытовой химии - наши помощники. | 2 | 4 |
6. | Полимеры и волокнистые материалы | - | 2 |
7. | Итоговое занятие | 1 | 1 |
Итого | 10 | 17 |
2.Содержание обучения
1.Химические элементы в организме человека. (1 час)
Макроэлементы. Сложные вещества. Биологическая активность микроэлементов.
2. Химия и медицина. (4 часа)
Лекарства и яды в древности. Хлорная известь и фенол – первые средства дезинфекции. Домашняя аптечка. Вредные вещества в вашем доме и их источники.
3. Химические средства гигиены и косметики. (3 часа)
Гигиена. Искусственная и натуральная косметика. Аэрозоли и дезодоранты. Косметические средства.
4. Маркировка упаковок пищевых и гигиенических продуктов; товарные знаки. (2 часа)
Экологическая символики на упаковках; штрих - коды, символы индекса Е.Этикетки на одежде.
5. Препараты бытовой химии - наши помощники. (4 часа)
Техника безопасности хранения и использования препаратов бытовой химии. Пятна на одежде. Моющие и чистящие средства. Стиральные порошки: состав и их значение. Домашняя химчистка.
6. Полимеры и волокнистые материалы. (2 часа)
Полиэтилен, оргстекло, пенопласт. Лавсан, капрон, нитрон, хлорин. Экология жилища.
7. Итоговое занятие. (1 час)
Защита рефератов.
3.Перечень практических работ
Практических работ - 5
1.Практическая работа №1 «Работа с инструкциями по применению лекарств»
2.Практическая работа №2 «Изучение моющих свойств мыла, СМС»
3.Практическая работа №3 «Работа по изучению товарных знаков и экологической маркировки на упаковках»
4.Практическая работа № 4 «Выведение пятен препаратами бытовой химии »
5.Практическая работа № 5 «Конструирование экологически безопасного жилища»
Рефератов – 1 (по выбору ученика)
- «Отравления препаратами бытовой химии»;
- «Дезодоранты и озоновый щит планеты»;
- «Химическая завивка и обесцвечивание волос»;
- «Лучшее косметическое средство»;
- «Вещества носители запаха»;
- «Домашняя аптечка и здоровье человека»;
- «Химия и экология»;
4.Требования к подготовке учащихся по предмету
Ученики должны знать:
1.Правила безопасного применения важнейших лекарственных препаратов и веществ бытовой химии;
2.Многообразие, свойства и области применения различных строительных материалов;
3.Как в домашних условиях можно почистить различные изделия
Ученики должны уметь:
1.Правильно пользоваться лекарствами в домашней аптечке;
2.Грамотно использовать СМС, чистящие средства в бытовых условиях.
3.Вывести различные загрязнения с вещей в домашних условиях.
5.Список рекомендуемой учебно-методической литературы
-печатные пособия:
- Учебник «Химия» для 9 класса. Авторы: И. И. Новашинский, Н. С. Новошинская. Москва «Русское слово» 2011год.
- Справочник школьника. Химия/ Сост. М. Кременчугская, С. Васильев; под редакцией И. Пышнограевой. -М.: Филолог. Общество «Слово». Компания «Ключ-С», 1995г.
- Сборник самостоятельных работ 9 класс. Авторы И. И. Новашинский,Н. С. Новашинская. 2010 год.
- Химия 9 класс подготовка к ГИА-2011. Авторы: В. Н. Доронькин, А.Г. Бережная и др. Ростов-на-Дону 2011 год.
- Химия. 9 класс: сборник элективных курсов/ сост. Н. В. Ширшина. -Волгоград: Учитель, 2006.-220с.
-экранно-звуковые пособия:
1. Учебное электронное издание по химии 8-11 класс виртуальная лаборатория, лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2004 г.
2.Библиотека электронных наглядных пособий. Химия 8-11 класс
-технические средства:
1. Авторизованное рабочее место учителя ( компьютер, мультимедийный проектор);
2. Телевизор;
3.DVD- плеер;
-цифровые образовательные ресурсы:
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/;
2.Химическая информационная сеть: наука, образование, технология http://www.chemnet.ru
3. Всероссийская олимпиада школьников по химии http://chem.rusolymp.ru
4.Занимательная химия http://home.uic.tula.ru/~zanchem
5. Коллекция Российского общеобразовательного портала http://experiment.edu/ru
-учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
1. Микролаборатория для химического эксперимента;
2. Набор узлов и деталей для демонстрационных опытов;
3. Комплект лабораторных принадлежностей;
4. Комплект мерной посуды;
5. Комплект колб демонстрационных;
6. Комплект изделий из керамики и фарфора.
-натуральные объекты:
1. Прибор для иллюстрации зависимости скорости химических реакций от условий;
2. Штатив лабораторный комбинированный;
3. Столик подъёмный;
4. Наборы химических веществ по курсу обучения в 9 классе.
-демонстрационные пособия:
1. Таблицы по химии по курсу обучения.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения ____________ Е. И. Вакуленко
учителей-предметников МБОУ ООШ №38 «_____»_____________ 2013г.
от «____»________________2013 года №1
______________________Н. П. Остапенко
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_______________ Е.И.Вакуленко
«______»_____________ 2013 г.
Краснодарский край, Славянский район, х. Беликов
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 38 хутора Беликов
муниципального образования Славянский район
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Элективный курс
«Химия в нашей жизни»
Класс 9
Учитель: Остапенко Наталья Петровна
Количество часов: 17 часов; в неделю 0,5 часа
Планирование составлено на основе рабочей программы элективного курса «Химия в нашей жизни» учителя биологии МБОУ ООШ № 38 Остапенко Натальи Петровны, утверждённой решением педагогического совета от 29 августа 2013 года протокол №1
№ урока | Содержание | Кол-во часов | Дата | Оборудование | |
По плану | По факту | ||||
1. Химические элементы в организме человека. | 1 | ||||
1. | Биологическая активность макроэлементов и микроэлементов. | 1 | Периодическая система Д. И. Менделеева | ||
2. Химия и медицина. | 4 | ||||
2. | Лекарства и яды в древности. | 1 | презентация | ||
3. | Хлорная известь и фенол – первые средства дезинфекции. | 1 | Таблица по технике безопасности, известь, фенол. | ||
4. | Домашняя аптечка. Практическая работа №1 Т.Б «Работа с инструкциями по применению лекарств» | 1 | Активированный уголь, анальгин, аспирин, но-шпа, антисептик. | ||
5. | Вредные вещества в вашем доме и их источники. | 1 | презентация | ||
3. Химические средства гигиены и косметики. | 3 | ||||
6. | Искусственная и натуральная косметика. | 1 | Презентация, тест «Определите свой тип кожи». | ||
7. | Аэрозоли и дезодоранты. | 1 | Презентация | ||
8. | Косметические средства. Практическая работа №2 Т.Б.«Изучение моющих свойств мыла, СМС» | 1 | Таблица по технике безопасности, Хозяйственное мыло, СМС. | ||
4. Маркировка упаковок пищевых и гигиенических продуктов; товарные знаки. | 2 | ||||
9. | Экологическая символики на упаковках; штрих - коды, символы индекса Е. | 1 | Презентация | ||
10. | Этикетки на одежде. Практическая работа №3Т.Б. «Работа по изучению товарных знаков и экологической маркировки на упаковках» | 1 | Упаковки от порошка, отбеливателя, мыла, этикетка с одежды. | ||
5. Препараты бытовой химии - наши помощники. | 4 | ||||
11. | Техника безопасности хранения и использования препаратов бытовой химии. | 1 | Лекция, слайды. | ||
12. | Моющие и чистящие средства | 1 | Лекция, слайды. | ||
13. | Стиральные порошки: состав и их значение. | 1 | Лекция, слайды. | ||
14. | Пятна на одежде. Домашняя химчистка. Практическая работа № 4 Т.Б.«Выведение пятен препаратами бытовой химии » | 1 | Таблица по технике безопасности, нашатырный спирт, уксусная кислота слабый раствор, лимонная кислота, персоль, биопорошок, вода, этанол. | ||
6. Полимеры и волокнистые материалы. | 2 | ||||
15. | Полиэтилен, оргстекло, пенопласт. Лавсан, капрон, нитрон, хлорин. | 1 | Лекция, слайды | ||
16. | Экология жилища. Практическая работа № 5 Т.Б. «Конструирование экологически безопасного жилища» | 1 | Презентация | ||
Итоговое занятие. | 1 | ||||
17. | Защита рефератов | 1 | Рефераты | ||
Итого Практических работ Реферат | 17 5 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ по химии на тему: «Пищевые добавки в нашей жизни»
Тема, касающаяся пищевых добавок, очень актуальна в наше время. Сегодня практически не осталось продуктов питания, где бы ни использовались пищевые добавки. Они окружают нас в повседневной жизни, мы п...
"Химия в нашей жизни. Вода, водные растворы."
Школьный курс химии – один из основных компонентов естественно-научного образования. Он вносит существенный вклад в решение задач общего образования, обеспечивая формирование у воспитанников естествен...
Устный журнал «Химия в нашей жизни».
Химия – наука, умеющая творить чудеса. Она не только интересна, но и имеет огромное практическое значение для каждого из нас....
проверочная работа по теме : "Роль химии в нашей жизни" , по химии в 8 классе
Работа нацелена, как текущий контроль по теме : " Роль химии в нашей жизни"....
презентация по химии 8 класс "Роль химии в нашей жизни"
Дополнительная наглядность при объяснении нового материала никогда не бывает лишней....
Проект по теме "Органическая химия в нашей жизни"
Проект предназначен для учащихся 10 классов, интересующихся органической химией. Цель проекта познакомиться с органическими соединениями и их значением в жизни общества....
Предмет химии. Вещества. Превращение веществ. Роль химии в нашей жизни
Предмет химии. Вещества. Превращение веществ. Роль химии в нашей жизни...