элективный курс «Химия в нашей жизни»
элективный курс по химии (9 класс) на тему

Остапенко Наталья Петровна

 

Содержание курса знакомит учащихся с химическим составом, свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся в наших домах, с мерами предосторожности в работе с ядовитыми и огнеопасными веществами.

      Все темы дополняют, расширяют знания учащихся, реализуют возможность межпредметных связей с биологией, экологией; полученные знания позволяют учащимся видеть роль химических знаний в развитии материальной культуры человечества. Для опытов отобраны знакомые для школьников вещества, применяемые в быту, жизни, что позволяет выявлять и развивать способности учащихся к экспериментированию с веществами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_khimiya.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край, Славянский район, х, Беликов

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 38 хутора Беликов

муниципального образования Славянский район

                                        Утверждено

                                                 решением педагогического совета

                                                     от 29 августа 2013 года протокол №1  

                                                     председатель ___________  В.Н.Немиря

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному  курсу «Химия в нашей жизни»

Класс:  9____________________________________________

Ступень обучения: основное общее_образование_________

Количество часов:  17                               Уровень: базовый

Учитель:      Остапенко Наталья Петровна

     Программа разработана на основе авторской программы элективного курса Н.В. Ширшиной: «Здоровье, красота и химия», Волгоград издательство «Учитель» 2006 год.

1.Пояснительная записка.

         Программа элективного курса «Химия в нашей жизни»  для учащихся 9 класса с предпрофильной подготовкой составлена на основе авторской программы элективного курса Н.В. Ширшиной: «Здоровье, красота и химия», Волгоград издательство «Учитель» 2006 год .

          Содержание курса знакомит учащихся с химическим составом, свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся в наших домах, с мерами предосторожности в работе с ядовитыми и огнеопасными веществами.

      Все темы дополняют, расширяют знания учащихся, реализуют возможность межпредметных связей с биологией, экологией; полученные знания позволяют учащимся видеть роль химических знаний в развитии материальной культуры человечества. Для опытов отобраны знакомые для школьников вещества, применяемые в быту, жизни, что позволяет выявлять и развивать способности учащихся к экспериментированию с веществами.

     Целью  курса является: 

 

  • Расширить представления учащихся о безопасных и опасных веществах, окружающих их в быту;
  • Научить  читать и понимать торговые знаки и маркировку упаковок  пищевых и гигиенических продуктов с целью предупреждения отравления или другого нарушения здоровья.
  • Воспитание у школьников экологической культуры, потребности в здоровом образе жизни и выработки индивидуального способа сохранения здоровья.

      Задачами курса являются:

  • Научить правильно оказывать первую доврачебную помощь с помощью лекарственных средств;
  • Научить читать экологическую маркировку на  продуктах питания и гигиены;
  • Научить аккуратному обращению с ядовитыми веществами (инсектициды, моющие и чистящие вещества);
  • Ознакомить с особенностями пользования косметикой (кремы, пудры, духи)

Причины составления рабочей программы:

 -количество часов в учебном плане не совпадает с количеством часов в авторской программе на 7 часов;

- в рабочей программе к темам авторской программы было добавлено два раздела и включено 5 практических работ.

Таблица тематического распределения количества часов

        

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская

программа

Рабочая

программа

1.

Химические элементы в организме человека.

2

1

2.

Химия и медицина.

3

4

3.

Химические средства гигиены и косметики.

2

3

4.

Маркировка упаковок пищевых и гигиенических продуктов; товарные знаки.

-

2

5.

Препараты бытовой химии - наши помощники.

2

4

6.

Полимеры и волокнистые материалы

-

2

7.

Итоговое занятие

1

1

Итого

10

17

2.Содержание обучения

1.Химические элементы в организме человека. (1 час)

Макроэлементы. Сложные вещества. Биологическая активность микроэлементов.

2. Химия и медицина. (4 часа)

Лекарства и яды в древности. Хлорная известь и фенол – первые средства дезинфекции. Домашняя аптечка. Вредные вещества в вашем доме и их источники.

3. Химические средства гигиены и косметики. (3 часа)

Гигиена. Искусственная и натуральная косметика. Аэрозоли и дезодоранты. Косметические средства.

4. Маркировка упаковок пищевых и гигиенических продуктов; товарные знаки. (2 часа)

Экологическая символики на упаковках; штрих - коды, символы индекса Е.Этикетки на одежде.

5. Препараты бытовой химии - наши помощники. (4 часа)

Техника безопасности хранения и использования препаратов бытовой химии. Пятна на одежде. Моющие и чистящие средства. Стиральные порошки: состав и их значение. Домашняя химчистка.

6. Полимеры и волокнистые материалы. (2 часа)

Полиэтилен, оргстекло, пенопласт. Лавсан, капрон, нитрон, хлорин. Экология жилища.

7. Итоговое занятие. (1 час)

Защита рефератов.

3.Перечень практических работ

Практических работ - 5

1.Практическая работа №1 «Работа с инструкциями по применению лекарств»

2.Практическая работа №2 «Изучение моющих свойств мыла, СМС»

3.Практическая работа №3 «Работа по изучению товарных знаков и экологической маркировки на упаковках»

4.Практическая работа № 4 «Выведение пятен препаратами бытовой химии »

5.Практическая работа № 5 «Конструирование экологически безопасного жилища»

Рефератов – 1 (по выбору ученика)

- «Отравления препаратами бытовой химии»;

- «Дезодоранты и озоновый щит планеты»;

- «Химическая завивка и обесцвечивание волос»;

- «Лучшее косметическое средство»;

- «Вещества носители запаха»;

- «Домашняя аптечка и здоровье человека»;

- «Химия и экология»;

4.Требования к подготовке учащихся по предмету

Ученики должны знать:

1.Правила безопасного применения важнейших лекарственных препаратов и веществ бытовой химии;

2.Многообразие, свойства и области применения различных строительных материалов;

3.Как в домашних условиях можно почистить различные изделия

Ученики должны уметь:

          1.Правильно пользоваться лекарствами в домашней аптечке;

          2.Грамотно использовать СМС, чистящие средства в бытовых условиях.                          

          3.Вывести различные загрязнения с вещей в домашних условиях.

5.Список рекомендуемой учебно-методической литературы

-печатные пособия:

  1. Учебник «Химия» для 9 класса. Авторы: И. И. Новашинский, Н. С. Новошинская. Москва «Русское слово» 2011год.
  2. Справочник школьника. Химия/ Сост. М. Кременчугская, С. Васильев; под редакцией И. Пышнограевой. -М.: Филолог. Общество «Слово». Компания «Ключ-С», 1995г.
  3. Сборник самостоятельных работ 9 класс. Авторы И. И. Новашинский,Н. С. Новашинская. 2010 год.
  4. Химия 9 класс подготовка к ГИА-2011. Авторы: В. Н. Доронькин, А.Г. Бережная и др. Ростов-на-Дону 2011 год.
  5. Химия. 9 класс: сборник элективных курсов/ сост. Н. В. Ширшина. -Волгоград: Учитель, 2006.-220с.

-экранно-звуковые пособия:

1. Учебное электронное издание по химии 8-11 класс виртуальная лаборатория, лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2004 г.

2.Библиотека электронных наглядных пособий. Химия 8-11 класс

-технические средства:

1. Авторизованное рабочее место учителя ( компьютер, мультимедийный проектор);

2. Телевизор;

3.DVD- плеер;

-цифровые образовательные ресурсы:

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/;

2.Химическая информационная сеть: наука, образование, технология http://www.chemnet.ru

3. Всероссийская олимпиада школьников по химии http://chem.rusolymp.ru

4.Занимательная химия http://home.uic.tula.ru/~zanchem

5. Коллекция Российского общеобразовательного портала http://experiment.edu/ru

-учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

1. Микролаборатория для химического эксперимента;

2. Набор узлов и деталей для демонстрационных опытов;

3. Комплект лабораторных принадлежностей;

4. Комплект мерной посуды;

5. Комплект колб демонстрационных;

6. Комплект изделий из керамики и фарфора.

-натуральные объекты:

1. Прибор для иллюстрации зависимости скорости химических реакций от условий;

2. Штатив лабораторный комбинированный;

3. Столик подъёмный;

4. Наборы химических веществ по курсу обучения в 9 классе.

-демонстрационные пособия:

1. Таблицы по химии по курсу обучения.

        СОГЛАСОВАНО                                               СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                           Заместитель директора по УВР

методического объединения        ____________ Е. И. Вакуленко

учителей-предметников МБОУ ООШ №38                    «_____»_____________ 2013г.

от «____»________________2013 года №1

______________________Н. П. Остапенко

  Согласовано

Заместитель директора по УВР

_______________ Е.И.Вакуленко

«______»_____________ 2013 г.

Краснодарский край, Славянский район, х. Беликов

             муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 38 хутора Беликов

муниципального образования Славянский район

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

Элективный курс

«Химия в нашей жизни»

Класс   9

Учитель: Остапенко Наталья Петровна

Количество часов:  17 часов;   в неделю  0,5 часа

Планирование составлено на основе рабочей программы элективного курса «Химия в нашей жизни» учителя биологии МБОУ ООШ № 38 Остапенко Натальи Петровны, утверждённой решением педагогического совета от 29 августа 2013 года протокол №1


урока

Содержание

Кол-во

часов

Дата    

Оборудование

По плану

По факту

1. Химические элементы в организме человека.

1

1.

Биологическая активность макроэлементов и микроэлементов.

1

Периодическая система Д. И. Менделеева

2. Химия и медицина.

4

2.

Лекарства и яды в древности.

1

презентация

3.

Хлорная известь и фенол – первые средства дезинфекции.

1

Таблица по технике безопасности, известь, фенол.

4.

Домашняя аптечка. Практическая работа №1 Т.Б «Работа с инструкциями по применению лекарств»

1

Активированный уголь, анальгин, аспирин, но-шпа, антисептик.

5.

Вредные вещества в вашем доме и их источники.

1

презентация

3. Химические средства гигиены и косметики.

3

6.

Искусственная и натуральная косметика.

1

Презентация, тест «Определите свой тип кожи».

7.

Аэрозоли и дезодоранты.

1

Презентация

8.

Косметические средства. Практическая работа №2 Т.Б.«Изучение моющих свойств мыла, СМС»

1

Таблица по технике безопасности, Хозяйственное мыло, СМС.

4. Маркировка упаковок пищевых и гигиенических продуктов; товарные знаки.

2

9.

Экологическая символики на упаковках; штрих - коды, символы индекса Е.

1

Презентация

10.

Этикетки на одежде. Практическая работа №3Т.Б. «Работа по изучению товарных знаков и экологической маркировки на упаковках»

1

Упаковки от порошка, отбеливателя, мыла, этикетка с одежды.

5. Препараты бытовой химии - наши помощники.

4

11.

Техника безопасности хранения и использования препаратов бытовой химии.

1

Лекция, слайды.

12.

Моющие и чистящие средства

1

Лекция, слайды.

13.

Стиральные порошки: состав и их значение.

1

Лекция, слайды.

14.

Пятна на одежде. Домашняя химчистка. Практическая работа № 4 Т.Б.«Выведение пятен препаратами бытовой химии »

1

Таблица по технике безопасности, нашатырный спирт, уксусная кислота слабый раствор, лимонная кислота, персоль, биопорошок, вода, этанол.

6. Полимеры и волокнистые материалы.

2

15.

Полиэтилен, оргстекло, пенопласт. Лавсан, капрон, нитрон, хлорин.

1

Лекция, слайды

16.

Экология жилища. Практическая работа № 5 Т.Б. «Конструирование экологически безопасного жилища»

1

Презентация

Итоговое занятие.

1

17.

Защита рефератов

1

Рефераты

Итого

Практических работ  

Реферат

17

5

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ по химии на тему: «Пищевые добавки в нашей жизни»

Тема, касающаяся пищевых добавок, очень актуальна в наше время. Сегодня практически не осталось продуктов питания, где бы ни использовались пищевые добавки. Они окружают нас в повседневной жизни, мы п...

"Химия в нашей жизни. Вода, водные растворы."

Школьный курс химии – один из основных компонентов естественно-научного образования. Он вносит существенный вклад в решение задач общего образования, обеспечивая формирование у воспитанников естествен...

Устный журнал «Химия в нашей жизни».

Химия – наука, умеющая творить чудеса. Она не только интересна, но и имеет огромное практическое значение для каждого из нас....

проверочная работа по теме : "Роль химии в нашей жизни" , по химии в 8 классе

Работа нацелена, как текущий контроль по теме : " Роль химии в нашей жизни"....

презентация по химии 8 класс "Роль химии в нашей жизни"

Дополнительная наглядность при объяснении нового материала никогда не бывает лишней....

Проект по теме "Органическая химия в нашей жизни"

Проект предназначен для учащихся 10 классов, интересующихся органической химией. Цель проекта познакомиться с органическими соединениями и их значением в жизни общества....

Предмет химии. Вещества. Превращение веществ. Роль химии в нашей жизни

Предмет химии. Вещества. Превращение веществ. Роль химии в нашей жизни...