Игра – КВН. Тема: «Периодический закон и периодическая система химических элементов».
материал по химии (8 класс) по теме

Белоногова Ирина Сергеевна

 

Форма: Игра – КВН;

Тема: «Периодический закон и периодическая система химических элементов»

Девиз урока (написан на интерактивной доске):

 «Делу - время, потехе - час».

Цель: проверить знания учащихся по пройденным темам и подготовиться к контрольной работе.

Задачи:

  • повторить периодическую систему химических  элементов;
  • развить умение учащихся ориентироваться в таблице;
  • расширить кругозор         учащихся;
  • развить мыслительные операции по систематизации знаний, а также логику;
  • воспитание уважения чужого мнения, способности работать в группе.

Возраст:  13-15 лет, 8Б класс;

Продолжительность: 1 – 1,5 часа;

Время проведения: 

Оформление и оборудование:  интерактивная доска (ИД), приготовленные и оформленные задания, компьютер, проектор, колонки, микрофоны, столы, стулья, листы А4, фломастеры, ручки, таблица Менделеева.

Подготовительный этап: мероприятие проводится в кабинете с интерактивной доской, приготавливаются все задания, которые будут выводиться на ИД, расставляются столы и стулья, готовится место под импровизированную сцену, для музыкальной паузы, готовятся места для зоны болельщиков. Учащиеся заранее должны подготовить эмблему, название для команд и загадку для команды противника.

Перед началом учащимся объясняются правила и цель игры.

Ход игры:

(в центре ИД помещен гимн КВН)

 

Гимн КВН:

                         «Нам суждено пролить все то, что льется,

Просыпать то, чего нельзя пролить.

Наш кабинет химическим зовется,

Мы рождены, чтоб химию любить!

Все выше, и выше, и выше

Летит рыжий бром к небесам.

И кто этим бромом подышит,

Тот рыжим становится сам!»

 

  • Встречаются две команды, каждая заранее готовит название, эмблему, домашнее задание-загадку о химическом элементе.
  • Приветствие команд (название, девиз, эмблема).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvn_-_vneklassnoe_meropritie.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Форма: Игра – КВН;

Тема: «Периодический закон и периодическая система химических элементов»;

Девиз урока (написан на интерактивной доске):

 «Делу - время, потехе - час».

Цель: проверить знания учащихся по пройденным темам и подготовиться к контрольной работе.

Задачи:

  • повторить периодическую систему химических  элементов;
  • развить умение учащихся ориентироваться в таблице;
  • расширить кругозор         учащихся;
  • развить мыслительные операции по систематизации знаний, а также логику;
  • воспитание уважения чужого мнения, способности работать в группе.

Возраст:  13-15 лет, 8Б класс;

Продолжительность: 1 – 1,5 часа;

Время проведения:  

Оформление и оборудование:  интерактивная доска (ИД), приготовленные и оформленные задания, компьютер, проектор, колонки, микрофоны, столы, стулья, листы А4, фломастеры, ручки, таблица Менделеева.

Подготовительный этап: мероприятие проводится в кабинете с интерактивной доской, приготавливаются все задания, которые будут выводиться на ИД, расставляются столы и стулья, готовится место под импровизированную сцену, для музыкальной паузы, готовятся места для зоны болельщиков. Учащиеся заранее должны подготовить эмблему, название для команд и загадку для команды противника.

Перед началом учащимся объясняются правила и цель игры.

Ход игры:

(в центре ИД помещен гимн КВН)

Гимн КВН:

                         «Нам суждено пролить все то, что льется,

Просыпать то, чего нельзя пролить.

Наш кабинет химическим зовется,

Мы рождены, чтоб химию любить!

Все выше, и выше, и выше

Летит рыжий бром к небесам.

И кто этим бромом подышит,

Тот рыжим становится сам!»

  • Встречаются две команды, каждая заранее готовит название, эмблему, домашнее задание-загадку о химическом элементе.
  • Приветствие команд (название, девиз, эмблема).

Конкурс «Пятый – лишний»

Четыре элемента в каждом столбце принадлежат к одной группе, пятый элемент – лишний.

Найдите лишний элемент в каждой группе, из начальных букв, которых составьте название химического элемента:

(на ИД записаны 4 столбца химических элементов)

               углерод         литий       олово           хлор

               натрий           натрий     барий            иод

               кремний        европий   магний         фтор

               германий       калий       кальций        бром

               олово             цезий        стронций      никель

(ответ дать с пояснением: неон)

Конкурс « Домашнее задание»

(загадки дублируются на ИД)

  • 1 команда загадывает свою загадку:

В 13й квартире живу, известный в мире

Как проводник прекрасный: пластичен, серебрист.

Еще по части сплавов завоевал я славу

И в этом деле я специалист.

Вот мчусь я словно ветер, в космической ракете,

Спускаюсь в бездну моря – там знают все меня.

По внешности я видный, хоть пленкою оксидной покрыт – она мне прочная броня.

Я мягкий, легкий, ковкий. Сверкаю в упаковке:

Обернуты конфеты блестящею фольгой.

Для плиток шоколада меня немного надо.

А раньше я был очень дорогой.

( ответ: алюминий, в память о встрече дарят соперникам алюминиевую ложку, снежинки из фольги).

  • 2 команда загадывает свою загадку:

В космическом пространстве я скитальцем вечным странствую,

Вселенная исследована мной.

Я знал вулканы грозные

И все скопления звездные,

А недра Солнца мне как дом родной.

Там превращаюсь в гелий я,

Чтоб Солнце нам дарило яркий свет

Моря и реки быстрые,

Туманы, росы чистые

Содержат этот элемент.

(ответ: водород, дарят соперникам опыт «Получение водорода»).

Рекламная пауза.

Группа артистов исполняет зажигательную песенку щелочных металлов на мотив  « Как теперь не веселиться…»:

Электрон на внешнем слое

Еле держится у нас

И себя не беспокоя

Отдаем его тот час,

Становясь активным ионом,

Щелочь мы с тобой даем

С фтором, хлором, иодом, бромом

Дружно мы в солях живем.

Припев: пап, пап….

Натрий, калий, цезий, франций.

А рубидий? Все равно!

Нас активней нету, братцы

Это знают все давно!

Нас ножом нарезать можно,

А расплавить – ерунда

Будьте с нами осторожны,

Пригодимся мы тогда!

Припев: пап, пап…

Серебро, и медь, и злато

Вроде с нами заодно,

Но в них жизни маловато-

Благородство им дано.

А валентность проявляют снами сходную вполне,

Тоже электрон теряют,

Если их тряхнуть извне.

Припев: пап, пап….

Конкурс «Узнай меня»

Командам поочередно задаются вопросы, за каждый правильный ответ-балл.

Вопросы (на ИД в помощь учащимся изображена ПСХЭ, Д.И. Менделеева):

  • Этот элемент проживает на 2 этаже. Он очень деятельный, активный и без него нельзя обойтись (кислород).
  • Этот элемент проживает тоже на 2 этаже. У него много друзей – соединений. Да и сам он очень переменчивый: то весь сверкающий, то серый, невзрачный, то чернее тучи? (углерод).
  • Этот элемент поселился на третьем этаже. Он образует, во-первых, газ ядовитый и опасный, во-вторых, входит в состав соединения, без которого мы не захотим есть пищу (хлор, поваренная соль).
  • Этот элемент проживает в одноэтажном доме. Он образует легкий и веселый газ, который очень любят ребята (водород).
  • Этот элемент поселился на 3 этаже. Главный девиз его проживания «Я никого не трогаю и меня никто не трогает». А еще им заполняют лампочки (аргон).

Конкурс капитанов « Не ошибись».

Капитаны команд у ИД, выполняют задания, используя таблицу Менделеева. Учитель на карточках показывает знаки хим. элементов. Капитаны поочередно называют элементы, находят и показывают их в таблице, определяют принадлежность к металлам, неметаллам или переходным элементам (каждый правильный ответ – балл).

Конкурс « Гуляю по таблице».

На интерактивную доску выводится задание, общее для каждой команды (работают 3 минуты):

Задание:

  • назовите хим. элементы, которые:  начинаются на «а»;
  • составьте названия элементов из букв: б, л, м, р, о, х.
  • составьте названия элементов из слогов: ра, маг, лит, ний, ий, дий.

 Пока команды выполняют задание, учитель загадывает загадки болельщикам:

1.Какой элемент не имеет постоянной «прописки» в периодической системе? (водород).

2.Какой газ утверждает, что он – это не он? (неон).

3.Какой неметалл является лесом? (бор)

4.Какой элемент вращается вокруг Солнца? (уран).

5.Какой элемент является настоящим гигантом? (титан).

6.Ни огня, ни света, а огнем блестит? (золото).

Конкурс «Разгадай загадку».

Поочередно каждой команде учитель задает загадки, правильный ответ – балл (на ИД перечислены ответы, в помощь учащимся).

  1. В состав названия какого элемента входит дерево? (никель).
  2. Какой благородный металл состоит из водорослей? (платина).
  3. Какой химический элемент входит в название сооружения, которое вынужден был красить Том Сойер? (забор).
  4. Название, какой дороги связано с названием металла? (железная).
  5. Давно известна человеку,

                           она тягуча и красна,

                            еще и бронзовому веку

                            знакома в сплавах всем была. (медь)

  1. Иду в воду красен, выйду черен (железо).
  2. Уберите три буквы в середине названия крупного хищного млекопитающего с длинной шерстью, и получите название металла красновато-желтого цвета, вязкого и ковкого (медведь-медь).
  3. Добавьте к названию кресла – место монарха во время торжественных церемоний - впереди одну букву и три в конце слова, и вы получите название легкого серебристо-белого металла (трон-стронций).

Подведение итогов

Выводы учителя: играя, мы с вами повторили некоторые вопросы, касающиеся положения химических элементов в периодической системе, строения атомов и свойств элементов. Все это поможет нам в дальнейшем изучении химии.      

Используемая литература:

  1. М. Давыдова, И. Агапова «Праздник в школе». М.: Айрис пресс, 2004. -366с, с ил., обложка;
  2. М. Давыдова, И. Агапова «Праздник в школе: сценарии, конкурсы, викторины». М: Айрис пресс, 304с, с ил., обложка;
  3. Калейдоскоп школьных дел: Методические разработки. – Вып. 4/ Под ред. В.Н. Щербаковой, М.А. Александровой. – М.: ТЦ Сфера, 2004. 160 с.;
  4. Интернет ресурсы;
  5. Брейгер, Л.М., Предметные недели в школе. Химия. Физика [Текст] / Л.М. Брейгер., П.В. Глинская. – М. : Учитель,  2005. – 46 с.;
  6. http://nsportal.ru
  7. http://pedsovet.su
  8. http://www.proshkolu.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-игра для 8 класса. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Данный урок игра разработан мною для учащихся 8 класса. Этот материал можно использовать при проведении обобщающего урока по теме "Периодический закон и Периодическая система  химических элементо...

Разработки уроков для реализации МТО при изучении тем «Важнейшие химические понятия и законы», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атома», «Строение вещества» (11 класс).

Представлены  методические разработки уроков химии в 11 классе (технология МТО)    по следующим темам: «Важнейшие химические понятия и законы» (2 ч), «Периодический закон и п...

Урок - игра: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Урок обобщения и систематизации знаний с использованием игровых технологий...

Периодический закон и Периодаческая система химических элементов Д.И.Менделеева

Презентация к уроку по химии в 11 классе. В презентации отражены предпосылки для создания Периодической таблицы, а также анимационная модель создания ПСХЭ Д.И.Менделеевым....

Презентация по химии на тему: "Повторение и обобщение по теме: Периодический закон и периодическая система химических элементов " (8 класс)

Презентация по химии на тему: "Повторение и обобщение по теме: Периодический закон и периодическая система химических элементов " (8 класс)...

Повторение и обобщение по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь

Повторение и обобщение по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь...