Лабораторные работы по химии
методическая разработка по химии (10 класс) по теме
Методическое пособие для проведения лабораторных работ по химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l.r._po_khimii.doc | 197.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Перечень лабораторных работ по «Химии»
Лабораторная №1: 2 части. «Основные классы химических соединений, кислоты, основания, соли»
Лабораторная №2 :2 части. «Неметаллы и их соединения»
Лабораторная №3 : 3 части. «Металлы»
Лабораторная №4 :2 части . «Моделирование молекул углеводородов.»
Лабораторная №5: « Спирты, фенолы»
Лабораторная №6 : «Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты»
Лабораторная № 7: «Сложные эфиры и жиры»
Лабораторная № 8: «Углеводы»
Лабораторная №9: «Азотсодержащие соединения »
- ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ ХИМИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ КИСЛОТЫ, ОСНОВАНИЯ, СОЛИ
Лабораторная работа № 1
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Изучить свойства кислот, оснований, солей.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Штатив, пробирки, спиртовка. Металлы: натрий, кальций, цинк, железо, индикаторы м/о ф/ф, лакмус. Кислоты: соляная, серная, основание: гидроксид натрия, дистиллированная вода, держалки, бюретки на 25 мл, воронки, вода, CuO, CuSO4, раствор Na2CO3, AL(NO3)3, NaCI, ZnCI2.
Выполнение работы.
Опыт 1: общие свойства кислот, оснований.
Налить в три пробирки понемногу дистиллированной воды и прибавить раствор лакмуса, отметить цвет лакмуса в воде. В одну из пробирок с раствором лакмуса прибавить кислоту, а в другую щелочь. Наблюдать изменения окраски. Проделать тоже самое, взяв вместо лакмуса фенолфталеин и метилоранж.
Индикаторы | Окраска индикатора | ||
В воде | В щелочи | В кислоте | |
Лакмус Фенолфталеин Метилоранж |
Опыт 2: свойства кислот и оснований.
В пробирку налить 1 мл кислоты и опустить кусочек цинка. Что наблюдается Написать уравнение реакции.
Опыт 3: реакция нейтрализации между кислотой и гидроксидом
натрия.
В пробирку налить 1 мл раствора NаОН и добавить каплю фенолфталеина. Что произошло В эту пробирку осторожно влить раствор кислоты до исчезновения окраски.
Написать уравнение реакции. Сделать вывод.
Опыт 4: получение оснований (демонстрация).
Кусочек металлического натрия или кальция опустить в выпарительную чашку. Что происходит Как доказать, что образовалось основание Записать уравнение реакций. Использовать индикатор для доказательства.
Опыт 5: общие свойства солей, гидролиз солей, получение солей.
Получение солей . Проделать опыты:
- Взаимодействие оксида меди с серной кислотой (при t)
- Взаимодействие кислоты с основанием , кислоты с солью.
- Взаимодействие цинка с раствором сульфата меди .
Сделать вывод. Напишите уравнения реакций
Опыт 6. Гидролиз солей
Выполнение работы.
Налить в пробирку раствора соли (Na2CO3, Al(NO3)3,NaCl, ZnCl2 и т. д.) и испытать его на лакмус или фенолфталеин, или метилоранж. Наблюдения занести в таблицу.
Формула соли | Среда раствора | Чем образована соль | ||
нейтральная | кислая | щелочная | ||
Na2CO3 | ||||
Al(NO3)3, | ||||
NaCl | ||||
ZnCl2 |
Сделать вывод о реакции гидролиза среды и записать уравнения реакций гидролиза солей в молекулярной и ионной форме.
Контрольные вопросы.
- Дать определения: кислота, соль, основание.
- Определить степени окисления элементов в соединениях:
Мg(NO3)2, Na3PO4, Н2СО3, К2 Cr2O7, Н2CO3.
- Осуществите превращения:
- FeCl3 Fe(OH)3 Fe2O3 Fe2(SO4)3 Fe(ОН)3.
- Сl2 HCl ZnCl2 Zn(OH)2 Na2ZnО2.
- Запишите уравнения реакций гидролиза солей в молекулярном и ионном виде, определите реакцию среды:
Na2S, Na3PO4, CuCl2, КCl
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Тема: Неметаллы и их соединения.
Лабораторная работа № 2
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Изучить способ получения оксида углерода (4), его свойства, пронаблюдать изменения свойств на примере галогенов.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Аппарат Киппа, Штатив с пробирками, химические стаканы, спиртовка, мрамор, известковая вода, лакмус, соляная кислота, раствор NaOH, спички, спирт, вата, лучинки, вода, метилоранж, газоотводная трубка, пробка, фарфоровая чашка. Соли МgCO3, ВаСО3, Na2СО3, разбавленная НСl, хлорная вода, фуксин или индиго. Раствор Кj и КВr2
Выполнение работы.
Опыт 1: получение и свойства углекислого газа.
В собранный прибор для получения газа поместить 2 – 3 кусочка мрамора или мела и через воронку прилить разбавленную соляную кислоту (1:4). Выделяющимся углекислым газом наполнить последовательно три стакана и закрыть их картоном. О наполнении можно судить по затуханию горячей лучинки, поднесенной к отверстию стакана. Стаканы с углекислым газом сохраняем для следующих опытов. Записать уравнение реакции получения углекислого газа.
Опыт 2: свойства углекислого газа.
В стакан бросить маленький кусочек ваты, смоченной спиртом и поджечь его горящей лучинкой. Затем осторожно перелить в него (как воду) углекислый газ из одного наполненного в предыдущем опыте стакане. Горение спирта прекращается.
Сделать вывод.
Опыт 3: растворимость углекислого газа в воде.
В пробирку прилить синего лакмуса или метилоранжа и через раствор пропустить углекислый газ. Что вы наблюдаете Напишите уравнение реакции.
Сделать вывод.
Опыт 4: свойства известковой воды.
Налить в пробирку на одну четверть ее объема известковой воды и пропустить через раствор углекислый газ. Наблюдать образование белого осадка. Напишите уравнение реакции.
Опыт 5:взаимодействие углекислого газа с гидроксидом натрия.
Пробирку наполнить углекислым газом, пробкой и опрокинуть в фарфоровую чашку с разбавленным раствором гидроксида натрия. Под жидкостью открыть пробку. Жидкость входит в пробирку. Записать наблюдения. Записать уравнение реакции между гидроксидом натрия и углекислым газом.
Опыт 6: действие кислот на соли угольной кислоты.
Насыпать в одну пробирку немного МgСО3 в другую ВаСО3 или Na2СО3 и в пробирку прилить разбавленную соляную кислоту. Наблюдать растворение солей и выделение газов, написать уравнение в молекулярном и ионном виде.
Тема: Свойства соединений серы.
Цель: Определить качественную реакцию на ионы
1. и его соли
2. Свойства иона
3. Составить полное, ионное и сокращенное уравнение
4. Определить степень окисления и составить ОВР.
ОБОРУДОВАНИЕ: 1. практикум
2. таблицы
3. набор химической посуды и реагентов.
ХОД РАБОТЫ.
Опыт №1. Качественная работа на ион
А) К 1мл раствора серной кислоты прилили 2-3 капли раствора соли Наблюдение: выпал белый кристаллический осадок
H2SO4 + BaCL2 = BaSO4 + 2HCl
Вывод:
Б) К 1 мл раствора соли Na2SO4 прилили 2-3 капли раствора соли BaCl2
Наблюдение
Na2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + 2NaCl
Вывод:
Опыт №2 Восстановительные свойства соединений сернистой кислоты и ее соли.
А) К 1мл раствора соли KMnO4 прилили 5-6 капель раствора H2SO4 и 0,5 мл раствора Na2SO3
Наблюдения:
KMnO4 + H2SO4 + Na2SO3 = MnSO4 + Na2SO4 + K2SO4 + H2O
Mn+7 + 5e = Mn+2 10
S+4 – 2e = S+6 10
Б) К 1 мл раствора соли KMnO4 прилили 2-3 капли раствора KOH и 0,5 мл раствора соли Na2SO3
Наблюдение: малиновый раствор стал изумрудного цвета, а затем стал бурым.
KMnO4 + KOH + Na2SO3 = K2MnO4 + Na2SO4 + KOH
Mn+7 + 1e = Mn+6 2
S + 4 – 2e = S +6 2
Вывод:
Выполнить задание:
1. Записать уравнение качественной реакции:
1.1 на ион
1.2 на ион
2. Записать уравнение диссоциации кислот: серной, сернистой, сероводородной.
Контрольные вопросы
- К каким оксидам относится СО2
- Какая кислота образуется при взаимодействии СО2 и Н2О
- Как определить СО2
- Почему гаснет пламя в СО2
- Какими свойствами обладает хлорная вода
- Что такое галогены и в какой группе и подгруппе таблицы. Д.И. Менделеева расположены
- Изобразите электронные формулы: углерода, фтора, брома
- Почему в соединениях НСl, KBr, KJ, HF ионы галогенов имеют отрицательные заряды (-1), а свободном состоянии: F, Cl, Br J заряды (0)
МЕТАЛЛЫ.
Лабораторная работа № 3
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Изучить свойства металлов и их соединений.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Штатив, пробирки, спиртовка, держалки, раствор СuSO4, гвоздики, известковая вода, стеклянные трубочки, спирт, вата.
Выполнение работы.
Опыт 1: вытеснение металлов из растворов солей другими
металлами.
Налить 2 – 3 мл. в пробирки раствора сернокислой меди и опустить гвоздик (Fe). Наблюдать что происходит Написать уравнение реакции в молекулярном и ионом виде.
Опыт 2: превращение карбонатов кальция в гидрокарбонат и
гидрокарбоната в карбонат.
Налить четверть пробирки известковой воды и пропустить через раствор углекислый газ. Наблюдать что происходит Продолжить пропускать углекислый газ до получения прозрачного раствора. Раствор сохранить для дальнейшего использования.
2. Разлить полученный прозрачный раствор в две пробирки. Одну пробирку с раствором нагреть до кипения, а в другую прилить известковой воды. Наблюдать что происходит. Записать наблюдения. Написать уравнение реакций по схеме:
Са(ОН)2 + СО2 СаСО3 + СО2 +Н2О Са(НСО3)2 CаСО3
+ Са(ОН)2
СаСО3
Опыт 3: взаимодействие щелочных металлов с водой. (Демонстрация)
Налить воды в фарфоровую чашку (или кристаллизатор) и опустить кусочек металлического натрия, затем повторить с кальцием. Что наблюдается Проверить раствор индикатором – фенолфталеином. Записать уравнение реакции.
Сделать вывод об активности щелочных и щелочно-земелных металлов.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Штатив, пробирки, фарфоровая чашка, металлы, натрий, кальций, фенолфталеин, раствор соли МnSO4, серная и соляная кислота, соль алюминия Na2СО3, вода, индикатор – лакмус.
Опыт 4: получение гидроксида марганца (2) исследования его
свойств.
К раствору соли MnSO4, прилить NaОН. Полученный осадок вместе с раствором разлить в две пробирки. В одну из них прилить раствор серной или соляной кислоты, а другую оставить на воздухе. Записать наблюдения. Написать в молекулярной и иной формах уравнения реакций, происходящих между: солью марганца и серной кислотой. Солью марганца и NaОН, Мn(ОН), водой и кислородом воздуха, с образованием Мn(ОН).
Опыт 4 (1): гидролиз солей алюминия.
К раствору соли алюминия в пробирку прилить углекислого натрия. Наблюдать выпадение белого аморфного осадка и выделение пузырьков углекислого газа.
Аl2(SO)3 или Аl(NO3)3 использовать в реакции:
Аl2(SO4)3 + 3Na2CO3 = Al2(CO3)3 + 3Na2SO4
2Al + 3CO32- + 6HOH = 2Al(OH)3 + 3 СO2 + 3Н2О
Написать уравнение реакций:
а) взаимодействие Аl2(CO3)3 c водой.
б) взаимодействие соли алюминия с углекислым натрием.
Объединить первое и второе уравнение реакций в одно итоговое молекулярной и ионной форме.
Сделайте вывод – прошел ли полный гидролиз
Опыт 4 (2): испытание раствора солей алюминия индикаторов.
Исследуйте растворы: сульфата алюминия или хлорида алюминия или нитрата алюминия на лакмус.
Сделайте вывод. Напишите уравнение реакции гидролиза.
СВОЙСТВА СОЕДИНЕНИЙ ЖЕЛЕЗА.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Штатив с пробирками, растворы солей FeSO4, FeCl3, гидроксид натрия, соляная и серная кислота, раствор КМnО4, хлорная вода, раствор NH4CNS раствор К3(Fe(CN)6).
Опыт 5:
В пробирку на одну четверть ее объема прилить раствор FeSO4. И прилить столько же раствора гидроксида натрия или калия. Что наблюдается?
Опыт 6:
К полученному в предыдущем опыте Fe(ОН)2 прилить соляной кислоты до растворения осадка. Что наблюдаете ?
Опыт 7:
В пробирку на одну четверть ее объема налить раствор хлорида железа III и прилить столько же раствора гидроксида натрия. Что наблюдается?
Опыт 8:
К полученному в предыдущем опыте (7) прилить раствор серной кислоты до растворения осадка. Написать реакции в молекулярном и ионном виде, назвать получившиеся вещества и указать, какое из них находится в оксиде.
Опыт 9: окисление сернокислого железа перманганатом калия.
Налить в пробирку 1 –2 мл. раствора марганцовокислого калия, немного разбавленной серной кислоты и раствор FeSO4 (можно бросить несколько кристалликов вместо раствора.
Записать наблюдения и написать уравнения реакций).
Опыт 10:
В пробирку налейте около 2 мл. раствора хлорного железа (2) и прилейте столько же хлорной кислоты. Как изменился цвет раствора? Объясните явление. Напишите уравнение реакции. Что окислилось, что восстановилось?
Опыт 11: взаимодействие солей железа (3) с родонитом аммония и
солей железа (2) с красной кровяной солью К3Fe(CN6).
К раствору хлорного железа добавить раствор родонита аммония NH4CNS. Как изменился цвет? Напишите уравнение в молекулярном и ионном виде.
Опыт 11 (2):
К раствору хлорида железа (2) или FeSO4 добавить красной кровяной соли соли К2Fe(CN)6. Что наблюдается? Напишите уравнение в молекулярном и ионном виде.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Штатив, пробирки, спиртовки, растворы: соли хрома (3) гидрата окиси натрия, серной, соляной кислоты, раствор К2Сr2O7 Na2SO4, серной кислоты, раствор К2CrО4.
Опыт 12: свойства соединений хрома.
В пробирку с раствором соли хрома Сr(NО3)3 прибавить по каплям раствор NaОН до образования осадка. Полученный осадок разлить в две пробирки. В одну из них прилить раствор серной кислоты или соляной, а в другую NaОН. Что наблюдается?
Напишите уравнения следующих реакций:
- Сr(NO3)3 c NaOH
- Cr(OH)3 с серной кислотой
- Сr(ОН)3 с избытком NaОН
Опыт 13: окислительные свойства дихроматов.
К раствору К2cr2O7 прибавить раствор серной кислоты, а затем раствор сернисто-кислого натрия (Na2SО3). Наблюдать изменение окраски. Написать уравнение окислительно – восстановительной реакции.
Опыт 14: перевод хроматов в дихроматы и обработка.
К раствору К2СrO4 прибавить раствор серной кислоты. Наблюдать изменение окраски. К полученному раствору прибавить гидроксид натрия или калия. Наблюдать изменения окраски. Записать наблюдения и уравнения реакций.
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
МОДЕЛИРОВАНИЕ МОЛЕКУЛ УГЛЕВОДОРОДОВ.
Лабораторная № 4
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Использование знаний видов химической связи (ковалентной полярной и неполярной) для моделирования молекул углеводородов:
Алканов, Алкенов, Алкинов, Аренов
ОБОРУДОВАНИЕ:
фломастеры, цветные карандаши, линейки.
Работа складывается из индивидуальных заданий по моделированию молекул углеводородов.
Задание 1.
Изучить модели молекул метана, этилена, ацетилена, бензола .
Задание 2.
Зарисовать модели молекул – метана, этана, пропана, бутана, пентана, гексана, октана, декана, этилена, ацетилена , бензола.
Смоделировать молекулы углеводородов – электронные, структурные формулы.
Записать химические реакции:
- Горение метана, этилена, ацетилена.
- Взаимодействие метана с хлором ( по стадиям)
- Реакции гидрирования пропилена и этина
- Реакция полимеризация этилена.
- Реакцию Вюрца (взаимодействие галогенпроизводных алканов с натрием).
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Изучить способ получения этилена и его свойства, а также ознакомиться отношением каучука и резины к органическим растворителем.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Штативы, пробирки, газовые трубки, держалки, штатив металлический, смесь этилового спирта с концентрированной серной кислотой, песок или кусочки пензы, растворы (бледно-розовой марганцовки), бромной воды (светло желтый раствор), спиртовки, стакан с водой, лучинка.
Приготовить каучук и резину в растворе бензола или бензина.
Выполнение работы
Опыт 1: получение и свойства этилена.
Собрать прибор: налить в пробирку « а » 10 – 20 мл заранее приготовленной смеси этилового (винного) спирта к концентрированной серной кислотой, для равномерного кипения для равномерного кипения прибавить в смесь 0,5 речного песка (прокаленного) или кусочек пемзы, закрыть пробирку пробкой с газоотводной трубкой и укрепить в зажиме штатива, стакан наполнить водой и опустить в него пробирки (две), заполненные водой.
Опустить конец газоотводной трубки в стакан с водой так, чтобы последняя почти касалась дна стакана. Начать нагревать смесь в пробирке « а » и когда весь воздух из нее будет вытеснен, заполнить выделяющимся газом две пробирки. Смесь при этом чернеет. Когда пробирки заполнятся газом, вынуть из стакана газоотводную трубку. Пробирки с газом из воды не вынимать.
Опыт 2: горение этилена.
Пробирку с газом под водой закрыть пальцем, вынуть из стакана, перевернуть отверстием кверху и внести в нее горячую лучинку. Вторую пробирку с газом поджечь. Составьте уравнение реакции.
Опыт 3: взаимодействие этилена с раствором марганцовокислым
калием и бромной водой.
Газоотводную трубку с газом пропустить через растворы КМnО4 и бромной водой. Наблюдать за исчезновением окраски раствора. Записать наблюдения. Напишите уравнения реакций:
а) Получение этилена.
б) Горение этилена.
в) Присоединение брома к этилену в молекулярной и структурной форме.
Опыт 4: ознакомление со свойствами каучука.
а) В одну пробирку поместить кусочек сырого (не вулканизированного)
каучука, в другую – резины (обрезки от пробок). Прилить бензина –
наблюдать что произошло? (готовит заранее лаборант) за несколько суток.
б) В пробирку с раствором каучука в бензоле или бензине прилить раствор
брома.
Что наблюдаете?
Дать ответы:
Контрольные вопросы
- Что называется гомологическим рядом?
- Какие химические свойства наиболее характерны для алканов, алкенов?
- Написать структурную форму 2,2,4 – триметилпентан?
4. Назовите виды изомерии .
5. Дайте определение реакции полимеризации, приведите пример.
6. Какая реакция называется качественной ?
Приведите пример качественной реакции на алкены
Лабораторная работа № 5
Тема 10
«Спирты. Фенолы»
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Знакомиться с растворением глицерина, качественной реакцией на глицерин и свойства фенола.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Штатив с пробирками, спиртовка, глицерин, вода раствор СuSO4, раствор NaОН, фенол, Н2SO4 или НСl, бромная вода.
ХОД РАБОТЫ:
Опыт 1: растворение глицерина в воде и его взаимодействие с
гидратом окиси меди.
- К 1мл. воды 2 – 3 капли глицерина. Взболтать. Обратить внимание на растворимость.
- К разбавленному раствору СuSO4 прилить небольшой избыток NaОН. Слить избыток жидкости с Сu(OH)2, оставшуюся часть взболтать в 2 – 3 мл. воды и добавить ее к полученную ранее раствору в воде.
Сделать вывод и записать реакцию через структурную формулу между
глицерином и Сu(ОН)2.
Опыт 2: свойства фенола.
- Несколько кристалликов фенола взболтать в пробирке с водой (во избежании ожогов не закрывать пробирку пальцами).
- К полученной мутной жидкости прибавить раствор щелочи – NаОН до исчезновения мути.
- К полученному прозрачному раствору прилить Н2SО4 или НСl до помутнения.
- К 1мл. раствора фенола добавить по каплям бромную воду, сначала образуется муть, при потряхивании исчезает: при дальнейшем прибавлении бромной воды (3 – 4мл.) выдеяет обильный белый осадок – трибромфенол.
Сделать выводы и записать в молекулярной и структурной форме
реакции:
а) фенола с NаОН.
б) фенолята натрия с Н2SO4.
в) фенола с бромом (бромной воды).
Контрольные вопросы.
- Почему глицерин называется многоатомным спиртом?
- Каким реактивом можно обнаружить многоатомные спирты?
- Как можно из глицерина и азотной кислоты получить нитроглицерин?
- Можно ли считать гликолят меди комплексным соединением? Почему раствор фенола С6Н5ОН называется карболовой кислотой?
6. Запишите структурные формулы этиленгликоля, этанола, фенола.
7. Запишите качественную реакцию на фенол.
Лабораторная работа № 6
«Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты.»
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Ознакомиться с химическими свойствами альдегидов и свойствами уксусной кислоты.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Штатив с пробирками, спиртовки, аммиачный раствор окиси серебра, растворы сернокислой меди и NаОН, формалин, СН3СООН, соль СН3СООNа, газоотводные трубки, Н2SO4 (концентрированной), стружки, порошок Мg, лакмус синий, стакан воды, держалки.
ХОД РАБОТЫ:
Опыт 1: окисление альдегида – реакция «серебряного зеркала»
- В чистую пробирку (вымытую щелочью, затем хромовой смесью и водой) налить четверть ее объема аммиачного раствора окиси серебра, прибавить 5 – 10 капель формалина. Взболтать и осторожно нагреть смесь, вращая пробирку вокруг пламени горелки (лучше держать пробирку в стакане с кипящей водой).
- Окисление гидроксидом меди.
К нескольким каплям раствора сернокислой меди прилить раствор едкого натрия – NаОН. Взболтать. К полученной жидкости с осадком гидроксид меди, прибавить 5 – 10 капель формалина и смесь нагреть. Наблюдать за изменением окраски.
Сделать выводы.
Написать уравнение реакции:
а)метаналя (структурную формулу) с аммиачным раствором оксида серебра.
Почему эту реакцию называют « реакцией серебряного зеркала»
б) метаналя с гидроксидом меди (2).
Опыт 2: получение и свойства уксусной кислоты.
- Насыпать в пробирку 3 – 5г. уксуснокислого натрия, прибавить немного концентрированной серной кислоты, так, чтобы смочить соль. Пробирку закрыть газоотводной трубкой, свободный конец которой опустить в пустую пробирку, находящуюся в холодной воде. Нагревать смесь до тех пор, пока в пробирке соберется СН3СООН.
- Полученную кислоту разделить на две части, разбавить водой и опустить синий лакмус.
- Вторую часть пробирки с кислотой соединить с магнием, поджечь газ.
Сделать выводы.
Записать реакции:
- Получение СН3СООН
- Реакцию диссоциации СН3ООН.
- Взаимодействие СН3СООН с Мg в молекулярном и ионном виде.
- Запишите реакцию этерификации между этанолом и муравьиной кислотой.
Контрольные вопросы
- Что такое альдегиды?
- Какие вещества образуются при окислении альдегидов?
- Какой альдегид можно получить путем окисления этанола?
- Способы получения карбоновых кислот?
- Что такое формалин?
- Напишите химические свойства карбоновых кислот на примере этановой (уксусной) кислоты.
Лабораторная работа № 7.
Тема 12:
«Сложные эфиры. Жиры»
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Ознакомиться со свойствами жиров, омылением, сравнительных свойств мыла и синтетических моющих средств (с.м.с.)
ОБОРУДОВАНИЕ:
Штативы с пробирками, вода, уксусная кислота (концентрированная), органические растворители – бензин, ацетон и др. эфиры, растворительный жир и др. жиры. Мыло – твердое и (смс) любые. Спиртовки, фенол – фталин, СаСl2 Н2SO4, HCl, бромная вода, фарфоровые чашечки, тринежки, NaОН, спирт, стеклянные палочки, стаканы и цилиндр.
ХОД РАБОТЫ:
Опыт 1: свойства жиров.
В пробирку налить: воды, бензина, эфира, ацетона и др. жидкости, добавить кусочек жира или несколько капель растительного жира, все тщательно взболтать, наблюдать в какой пробирке растворился жир.
Опыт 2: свойства мыла.
Мелко настругать мыло и растворить в воде, нагревая воду. Мыльный раствор разлить в пробирки. В одну прилить 2 – 3 капли фенолфталина, в другую равный объем серной или соляной кислоты, в третью столько же раствора хлористого кальция. Наблюдать что происходит и записать реакции в молекулярном и ионном виде.
Опыт 3: доказательства непредельного характера жиров.
В одну пробирку налить2 мл. подсолнечного масла, во вторую поместить кусочек твердого жира (нагреть). К содержимому всех пробирок добавьте немного бромной воды. Что наблюдается?
Опыт 4: омыление жиров.
В фарфоровую чашечку поместить 3г. жиров, маргарина, или сливочного масла и прилейте 7 – 8 мл. раствора, содержащего в массовых долях 0,2 NаОН. Для ускорения реакции добавить 1 – 2 мл. этанола. Смесь кипятить 15 мин., помешивая стеклянной палочкой и добавляя воду до исходного уровня. Проверить омыление так: если при охлаждении на поверхности воды не всплывают капельки жира (омыление прошло).
Опыт 5: сравнительные свойства мыла и синтетических моющих
средств.
Приготовить в 3 колбах по 50 мл. разбавленных растворов: мыла, порошка.
Влейте по 2-3 мл. приготовленных растворов в пробирки, добавьте несколько капель растворов фенолфталеина . Наблюдайте появление малиновой окраски.
Опыт 6: синтез этилового эфира уксусной кислоты.
В пробирку налейте 1-2 мл. концентрированной уксусной кислоты и столько же этанола, добавьте 0,5 мл. концентрированной серной кислоты. Смесь этих веществ перемешивайте в течении 4-5 минут. Осторожно нагрейте, не доводя до кипения. Затем содержимое пробирки охладите и вылейте в другую пробирку с водой.
Контрольные вопросы
- Что такое омыление и для каких целей используется процесс омыления жиров?
- Почему раствор мыла имеет щелочную реакцию?
- Что называется реакцией этерификации?
- О чем свидетельствует осветление бромной воды?
- Составьте уравнения реакции между:
- метиловым спиртом и уксусной кислотой
- пропиловым спиртом и масляной кислотой
Назовите полученные соединения.
Лабораторная работа № 8
Тема 13
«Углеводы»
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Изучить свойства углеводов на примере глюкозы, сахарозы, крахмала.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Пробирки, спиртовки, растворы: глюкозы, сахарозы, крахмала, йода, сульфата меди, щелочи, гидроксида кальция, аммиачный раствор оксида серебра, серной кислоты, углекислый газ, картофель, хлеб.
ХОД РАБОТЫ:
Опыт 1: Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (2) и
аммиачным раствором оксида серебра.
- К 2-3 мл. раствора глюкозы добавить 1 мл. NаОН и 2-3 капли раствора СuSО4 .Встряхнуть пробирку до получения жидкости окрашенной в синий цвет. Осторожно нагревать - наблюдать переход синей окраски раствора в зеленую, затем желто – красного, или коричневого осадка.
- В чистую пробирку налить четверть ее объема аммиачного раствора серебра, прилить 5 – 10 капель раствора глюкозы. Взболтать и осторожно нагреть над пламенем горелки или в водяной бане.
Что наблюдается?
Записать реакции
- Структурную формулу глюкозы.
- Взаимодействие СuSО4 с гидроксидом натрия NaОН.
- Глюкозы (формулу писать структурную) с гидроксидом меди (2).
- Глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра (реакция «серебряного зеркала»).
Опыт 2: взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция
(Са(ОН)2).
1г. сахарозы растворить в 5 – 6 мл. воды. Добавить по каплям взмученное известковое молоко (Са(ОН)2). Что наблюдаете? Добавляйте Са(ОН)2 до образования белого осадка. Затем профильтровать и фильтрат разделить на две пробирки:
а) через одну часть фильтрата пропустить углекислый газ, вторую часть фильтрата нагреть до образования белого осадка трехкальцевого сахарата.
С12Н22О11 3СаО 2Н2О
Опыт 3: приготовление крахмального клейстера: йодная проба.
Гидролиз крахмала.
Насыпать в пробирку 0,5г. крахмала, прилить четверть пробирки холодной воды и хорошо взболтать. В стакан жидкость с крахмалом и прокипятить, и дать смеси остыть.
В пробирку с оставшимся крахмальным клейстером прибавить йодной воды. Что наблюдается?
Сделать срез картофеля и капнуть йодной воды, что наблюдаете?
Налить в пробирку небольшое количество крахмального клейстера и прибавить к нему 1мл. раствора серной кислоты, 2 – 3 минуты прокипятить. Охладить раствор и затем добавить несколько капель йодной воды, синяя окраска не должна появляться.
Записать наблюдения
Сделать выводы и написать реакции гидролиза крахмала с образованием глюкозы.
Контрольные вопросы
- Строение молекулы глюкозы?
- Чем отличается фруктоза от глюкозы?
- Какие углеводы образуются при гидролизе сахарозы?
- Какими качественными реактивами можно обнаружить: глюкозу, сахарозу, крахмал?
- Какие продукты образуются при спиртовом брожении глюкозы?
- Почему крахмал с серной кислотой после кипячения не дает синей окраски с йодной водой?
Лабораторная работа № 9.
Тема 14
«Азотосодержащие органические соединения»
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Изучить свойства белков, и провести исследования свойств термопластичных полимеров (полиэтилена, полистирола) и др. веществ.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Штатив с пробирками, раствор белка, растворы СuSО4, НNO3, спиртовки, щелочи – NaОН, КОН, капроновая смола, стеклянные палочки, мука.
Полиэтилен, полистирол, ацетон, держалки, рыболовная леска, картон, стеклянная палочка, синий лакмус, раствор КмnО4, поливинилхлорид.
ХОД РАБОТЫ:
Опыт 1: свойства белков: свертывание, цветные реакции.
- Налить в пробирку (четверть объема) раствора яичного белка и нагреть. Что наблюдаете?
- Налить в пробирку (четверть объема) яичного белка и прибавить несколько капель концентрированной кислоты азотной, нагреть. Охладить смесь и прибавить к ней раствор аммиака до изменения окраски. Что наблюдается?
- Налить белка (четверть пробирки), прибавить такое же количество равтвора едкого натрия – NаОН и 2 – 3 капли раствора медного купороса – СuSО4. Нагреть. Что наблюдается?
- Насыпать в пробирку около 0,5г. пшеничной муки, прибавить 3 – 5 капли азотной кислоты (конц.) – НNО3. Нагреть. Охладить и прилить раствор аммиака. Что наблюдается? Какие признаки указывают на присутствие белка в муке?
Примечание: эти способы помогут обнаружить белок в молоке, мясе, твороге, шерсти.
Исследование свойств термопластичных полимеров (полиэтилен, полистирол).
- Термопластичность.
- Горючесть.
- Отношение к раствору кислот, щелочей, окислителей.
ХОД РАБОТЫ:
- Полиэтилен.
- Полистирол.
- Обратить внимание: на внешний вид этих полимеров.
- Горение (внести в пламя спиртовки).
- Отношение полимеров к кислотам, к ацетону.
- Получение нитей из капроновой смолы.
В пробирку поместить кусочек изделия из капрона (рыболовная леска) и осторожно нагреть. Вязкую жидкость, вытянуть в тонкую нить стеклянной палочкой.
Примечание: во избежание загрязнения пробирок, можно проделать опыт на капроне с помощью щипцов.
Обнаружение хлора в поливинилхлориде.
Проверить: не горючесть, устойчивость к действию химических реагентов, легко окрашивается? Из пластмассы изготовляют клеенки, плащи, портфели, искусственную кожу для обуви и др. используют для изоляции проводов и кабелей. Кусочки пластмассы несильно нагреть в пробирке или фарфоровой чашке. Проверить проходит ли размягчение? При горении распространяется запах – какой?
В газообразные продукты внести влажную синею лакмусовую бумагу, а затем стеклянную палочку, смоченную раствором аммиака. Если поместить кусочки полихлорвинила в пробирки с растворами кислот, щелочи. Что наблюдается?
Сделать вывод по исследованию свойств полимеров
.
Контрольные вопросы.
- Дать характеристику полимерам: полиэтилену, полистиролу, полихлорвинилу?
- Записать их формулы, физические свойства и применение в промышленности, в быту.
Лабораторная работа № 10.
Тема
«Амфотерные свойства и гидролиз солей.»
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Ознакомиться с реакциями гидролиза и свойствами амфотерных соединений
ОБОРУДОВАНИЕ:
Штатив с пробирками, растворы Na2СО3, NaSO3, Al(NO3)3, NaCL, FeCl3, NaNO3, ZnCl2 Al2(SO4)3, Pb(NO3)2, HCl, НNO3, дистил. вода, индикаторы: фенолфталеин, метилоранж, лакмус, NaОН.
ХОД РАБОТЫ:
Опыт 1: испытание растворов солей индикатором. Полный
гидролиз солей.
- Налить в пробирку немного какой – либо соли и испытать его действие на лакмус, нанося каплю раствора на красную и синею бумагу стеклянной палочкой. Наблюдения занести в таблицу.
Формула соли | Среда нейтральная | Какими основаниями и кислотами (сильными или слабыми) образована соль | ||
Нейтр. | Кислая | Щелочная | ||
Написать уравнения реакций гидролиза солей, раствора которых имели кислую или щелочную реакции. Уравнения реакций записать в молекулярной и ионной форме.
- К раствору соли алюминия в пробирке прилить раствор углекислого натрия.
Наблюдать выпадение белого аморфного осадка и выделение пузырьков
углекислого газа. Написать уравнение реакции:
Взаимодействие соли алюминия с углекислым газом.
Взаимодействие углекислой соли алюминия с водой.
Объединить первое и второе уравнение реакций в одно итоговое уравнение.
Написать эти же уравнения в ионной форме.
Опыт 2: получение гидроокиси цинка и испытание ее амфотерных
свойств.
Налить половину пробирки раствора какой – нибудь соли цинка и прибавить несколько капель гидрата натрия или гидрата окиси калия до образования белого осадка. Разлить полученный раствор вместе с осадком в две пробирки. В одну прилить щелочи, а в другую – кислоты до растворения осадка. Записать наблюдения и реакции.
Опыт 3: получение гидроокиси алюминия и испытание ее
амфотерных свойств.
Налить половину пробирки раствора сернокислого алюминия и прибавить несколько капель до образования белого осадка. Разлить полученный раствор вместе с осадком в две пробирки. В одну из них прилить щелочи, а в другую соляной или серной кислоты до растворения осадка. Записать наблюдения и реакции.
Опыт 4: свойства соединений свинца.
Налить четверть пробирки раствор азотнокислого свинца и приливать к нему по каплям раствор гидрата окиси натрия до выпадения белого осадка. Полученный раствор вместе с осадком разлить в две пробирки. В одну из пробирок прилить разбавленной азотной кислоты, а в другую – избыток гидрата окиси натрия до растворения осадка.
Контрольные вопросы.
- Что называется реакциями гидролиза?
- Почему при гидролизе карбоната натрия на выделяется угольная кислота?
- Составьте сокращенные ионные формы – гидролиза солей: К2S, Fe2SO3, CuSO4, К3РО4?
- Написать уравнения реакций Zn(ОН)2 с щелочью и кислотой. Аl(ОН)3 с щелочью и кислотой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторные работы по химии с использованием цифровой лаборатории
В настоящее время цифровыми лабораториями оснащены большинство школ Санкт Петербурга. Они используются в основном для демонстраций, при выполнении исследовательских и проектных работ, а также в кружко...
Комплект лабораторных работ по химии для проведения занятий в условиях кочевой школы
В современной школе учебно-воспитательные возможности обучения химии реализуются далеко не полностью. Химия, как и другие предметы, часто преподается репродуктивными методами: путем заучивания теории ...
Лабораторная работа по химии 10 класс
Тема "Качественные реакции на углеводы"...
фотографии с лабораторной работы по химии 10 класс
Лабораторная работа по теме "Качественные реакции на углеводы"...
фотографии с лабораторной работы по химии 10 класс
Лабораторная работа по теме "Качественные реакции на углеводы"...
фотографии с лабораторной работы по химии 10 класс
Лабораторная работа по теме "Качественные реакции на углеводы"...
лабораторная работа по химии 10 класс
Тема "Качественные реакции на углеводы"...