Презентация "Щелочные металлы"
презентация урока для интерактивной доски по химии (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛИ УРОКА : обучающая : дать общую характеристику щелочных металлов в свете общего, особенного и единичного по трем формам существования химических элементов: атомов, простых веществ и сложных веществ. Повторить основные закономерности изменения свойств элементов в Периодической системе (в группе), металлическую связь. Физические и химические свойства металлов. развивающая : способствовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся – формировать умение сравнивать, обобщать. Продолжить развитее навыков самообразования: умение работать с книгой, инструкцией, тестом. воспитывающая : продолжить формирование диалектико-материалистического учения: подтвердить на примере изучения данной темы причинно- следственную зависимость, развитие от простого к сложному.
ПЛАН УРОКА История открытия. Строение атомов элементов главной подгруппы I группы. Щелочные металлы – простые вещества. Химические свойства щелочных металлов. Соединения щелочных металлов. Природные соединения и применение щелочных металлов и их соединений.
ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ Литий открыт шведским химиком И. Арфведсон при анализе минерала петалита. Этот минерал выглядит как самый обыкновенный камень, и поэтому металл назвали литием, от греческого «литос» - камень. Натрий и калий – 1807г. Английский химик и физик Г.Дэви получил их в виде металлов при электролизе расплавленного едкого натра NaOH и едкого кали КОН.
Заполните таблицу: «Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы Периодической системы Д. И. Менделеева». НАЗВАНИЕ И СИМВОЛ ЭЛЕМЕНТА СОСТАВ ЯДРА АТОМА ЧИСЛО ВАЛЕНТНЫХ ЭЛЕКТРОНОВ ЧИСЛО ЭЛЕКТРОННЫХ СЛОЕВ ХАРАКТЕРНЫЕ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ НАЗВАНИЕ И СИМВОЛ ЭЛЕМЕНТА СОСТАВ ЯДРА АТОМА ЧИСЛО ВАЛЕНТНЫХ ЭЛЕКТРОНОВ ЧИСЛО ЭЛЕКТРОННЫХ СЛОЕВ ) ХАРАКТЕРНЫЕ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ Li p=+3 n= 4 1 )) 0, +1 Na p=+11 n= 12 1 ))) 0, +1 K p=+19 n= 20 1 ))) 0, +1 Rb p=+37 n= 48 1 )))) 0, +1 Cs p=+ 55 n= 78 1 ))))) 0, +1
Назовите закономерности в строении атомов щелочных металлов: - Сходство внешнего электронного слоя. Последовательное изменение атомных радиусов. Увеличение числа электронных слоев в атоме. - Радиусы атомов увеличиваются от Li к Cs , следовательно увеличиваются и восстановительные свойства металлов от Li к Cs .
Проверь себя (работа с таблицей Д.И. Менделеева) Сравните атомы элементов, поставив знаки <, > или = вместо *: а) заряд ядра: Li * Rb , Na * Al , Ca * К; б) число электронных слоев: Li * Rb , Na * Al , Ca * К; в) число электронов на внешнем уровне: Li * Rb , Na * Al , Ca * К; г) радиус атома: Li * Rb , Na * Al , Ca * K ; д) восстановительные свойства: Li * Rb , Na * Al , Ca * K .
ЩЕЛОЧНЫЕ МЕТАЛЛЫ – ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА (работа с учебником) Простые Металлы Металлическая М0 – 1 е → М+1 Металлическая Серебристо-белые, мягкие, металлический блеск, плотность возрастает от Li к Cs , температура плавления от Li к Cs уменьшается м е т а л л ы + Cl 2 → хлориды + H 2 → гидриды + S → сульфиды Li + O 2 → оксид Na, K + O 2 → пероксид + H 2 O → щелочь + Н 2
Проверь себя 1. Составьте уравнения реакций с кислородом : а) лития ________________ ; б) натрия _______________ Расставьте степени окисления элементов, покажите стрелкой переход электронов. Назовите продукты реакций. 2. Дайте характеристику реакции лития с кислородом: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции _____________ 2) по изменению степеней окисления атомов - _______________ 3) по направлению - _______________________ 4) по тепловому эффекту -____________________ 5) по агрегатному состоянию веществ- ________________
Дополните схемы взаимодействия щелочных металлов с неметаллами общими формулами и названиями продуктов реакции. Запишите конкретные уравнения реакций, расставив коэффициенты в них методом электронного баланса. а) М+ Н 2 _____________ в) М+ С1 2 ___________________ Пример: ___________________ Пример: _________________________ б) М+ S ____________ г) М+ N 2 ____________________________ Пример: _______________________________ Пример: ___________________________ Допишите уравнения реакций. Как изменяется скорость реакций, расположенных в указанной стрелкой последовательности? а) Li + H 2 O → ………………………. …………………………………………… б) Na + H 2 O →………………………. …………………………………………… в) К + Н 2 О→……………………….. …………………………………………… Объясните, от какого фактора зависит скорость реакции взаимодействия щелочных металлов с водой ……………………….. Назовите продукты реакций. Опишите, как доказать их образование . ……………………… ............................................ Проверь себя (самостоятельная работа )
Соединения щелочных металлов Оксиды щелочных металлов Тип и класс веществ Физические свойства Химические свойства общая формула: М 2 О основной оксид твердые кристаллические вещества М 2 О + Н 2 О= ; 2) М 2 О + кисл.окс= 3) М 2 О + к-та =; 4)М 2 О + амфот.окс= 5) М 2 О + амфот. гидроксид=
Соединения щелочных металлов гидроксиды щелочных металлов Тип и класс веществ Физические свойства Химические свойства общая формула: МОН щелочи LiOH → NaOH→KOH→RbOH→CsOH Щелочные св-ва усиливаются твердые кристаллические вещества, с ионной кристаллической решеткой 1)МОН + соль = ; 2) МОН + кисл.окс = 3)МОН + к-та =; 4)МОН + амфот.окс = 5) МОН + амфотерный гидроксид =
Проверь себя (работа в группах) Составьте генетический ряд, отразив взаимопревращение разных форм одного химического элемента на примере щелочного металла.
Горение натрия Горение лития Распознавание ионов щелочных металлов по окраске пламени
ПРИРОДНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ ЩЕЛОЧНЫХ МЕТАЛЛОВ (РАБОТА В ГРУППАХ) . Заполните таблицу. Отметьте в таблице области применения указанных в ней соединений. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название одной из областей применения поваренной соли: ПРИМЕНЕНИЕ NaOH кон Na 2 CO 3 •10H 2 O NaHCO 3 К 2 С0 3 Na 2 SO 4 • 10H 2 O Очистка нефтепродуктов К У Г М Ю Д Сельское хозяйство X 3 С Ф О А Получение мыла Н С Е Л Р Ы Текстильная промышлен В У Г X Д Э Изготовление бумаги И Ш Р А Ж Ч Производство стекла Ж Т О Ф В А Пищевая промышлен Г Ы У Н С У Медицина Л X М И Я Е к о н с е р в и р о в а н и е
§ 11. упр. №5 (задача). Написать уравнения реакций с помощью которых можно осуществить два любых превращения из составленных учащимися на уроке. Домашнее задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 8 классе «Металлы – простые вещества. Роль металлов в организме человека»
Урок проводится в 8 классе, когда химических знаний еще недостаточно, поэтому, опираясь на ранее полученные знания учащихся необходимо подвести их к пониманию различий в представлениях о металлах...
план-конспект урока с использованием ЭОР в 9 классе по теме "Положение металлов в ПСХЭ. Физические свойства металлов"
Цель урока: повторить положение металлов в ПСХЭ и особенности строения их атомов, обобщить и расширить знания учащихся о физических свойствах металлов...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ХИМИИ И ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « МЕТАЛЛЫ. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В МЕТАЛЛАХ»
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ХИМИИ И ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕПО ТЕМЕ« МЕТАЛЛЫ. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В МЕТАЛЛАХ» ...
Открытый урок в 9 классе "Нахождение металлов в природе. Применение металлов, их значение для живых организмов
Урок направлен на углубление знаний учащихся о применении металлов, их значении в жизни растений, животных и человека....
Конспект урока по теме:"Металлы, их положение в Периодической системе, строение атомов металлов. Общие физические свойства металлов."
План - конспект урока разработан для учащихся 9 класса на основе Примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в ...
Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов».
Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов». Цели урока учебные, воспитательные и р...