Счастливый случай в химии
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Голубева Инна Валентиновна

Интеллектуальная игра между командами восьмиклассников. Проводится в декаду естественных наук. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intellektualnaya_igra_po_himii.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Овгортская общеобразовательная школа-интернат

среднего (полного) общего образования»

Счастливый случай – интеллектуальная игра

(сценарий внеклассного мероприятия по химии для 8 классов)

Автор-составитель:

Голубева Инна Валентиновна,

учитель химии

Овгорт, 2013

Интеллектуальная игра по химии «Счастливый случай»

для восьмиклассников

Цели и задачи: создание условий для формирования и развития стойкого познавательного интереса обучающихся к химии, расширения кругозора школьников, активизации мыслительной деятельности учащихся, развития коммуникативных навыков работы в группе, создания положительного эмоционального настроя.

Оформление и оборудование: высказывания и портреты ученых-химиков М.В.Ломоносова, Д.И.Менделеева; мультивидеопроектор, экран, воздушные шарики; химические реактивы для демонстрационных опытов.

План проведения игры

  1. Представление команд и жюри. В игре принимают участие команды 8а и 8б классов.
  2. Жеребьевка. По жребию капитаны выбирают номер комплекта заданий.
  3. Гейм 1. «Дальше-дальше…» Задается по 10 вопросов каждой команде, отвечать надо сразу. За каждый правильный ответ – 1 балл. В случае затруднения с ответом, капитан команды говорит ведущему: «Дальше».
  4. Гейм 2. «Заморочки из бочки». Каждой команде выдают рисунок с заданием в виде анаграммы. Отгадав задание и переставив в слове буквы, должно получиться название вещества. На выполнение задания одна минута. За правильный ответ 2 балла.
  5. Гейм 3. «Темная лошадка». Задание на слайде. По описанию свойств, команда должна назвать вещество и его химическую формулу. На выполнение задания одна минута. За правильный ответ 3 балла.
  6. Гейм 4. «Гонка за лидером» - конкурс капитанов. Капитаны получают одинаковые рассказы, в которых использованы названия химических элементов. В течение  пяти минут они должны найти и выписать эти названия. Кто найдет больше названий элементов, получает 5 баллов, кто меньше – 3 балла.
  7. В это время проводится игра с болельщиками «Угадай элемент» и загадки на смекалку. За правильную отгадку 1 балл.
  8. Подведение итогов игры. Слово жюри. Награждение команд и активных учащихся.
  9. В честь победителей и эрудитов химический фейерверк.

Ход игры

        Ведущий: Добрый день, дорогие участники интеллектуальной игры! Здравствуйте уважаемые педагоги, классные руководители. Сегодня у нас счастливый случай! Счастливый потому, что мы очень рады видеть здесь начинающих химиков, и еще потому, что мы начинаем игру «Счастливый случай»!

 

Ученица читает стихотворение Сергея Щипачева «Читая Менделеева»:

                Другого ничего в природе нет

                Ни здесь, ни там в космических глубинах:

Все – от песчинок малых до планет –

Из элементов состоит единых.

        

Как формула, как график трудовой,

        Строй менделеевской системы строгой.

Вокруг тебя творится мир живой,

        Входи в него, вдыхай, руками трогай.

Есть просто газ легчайший – водород,

Есть просто кислород, а вместе это –

Июньский дождь от всех своих щедрот,

Сентябрьские туманы на рассветах.

        

Кипит железо, серебро, сурьма

        И темно-бурые растворы брома.

        И кажется Вселенная сама

        Одной лабораторией огромной!

Ведущий: Представляем наше уважаемое и мудрое жюри: педагог-организатор детского коллектива школы, руководитель методического объединения учителей естественных наук, руководитель научного общества учащихся. Помогают вести конкурсы ученики 9а класса.

        

Ведущий: Проводим жеребьевку команд. Прошу капитанов подойти к столу. Выберите номер комплекта заданий.  

 

Итак, мы начинаем. Первый конкурс «Приветствие». Учитывается организованность, оригинальность, дисциплина. Команды игроков, представьтесь, пожалуйста! 8а класс.  (Название и девиз). Спасибо! Пожалуйста, 8б класс. Спасибо!

Гейм 1 «Дальше-дальше…»

Задается по 10 вопросов каждой команде, отвечать надо сразу. За каждый правильный ответ – 1 балл. В случае затруднения с ответом, капитан команды говорит ведущему: «Дальше».

Комплект № 1

  1. Самый твердый металл.         (хром)
  2. Самый легкий элемент.                (водород)
  3. Кто открыл закон сохранения массы вещества?        (Ломоносов Михаил Васильевич) – обратить внимание на портрет и высказывание.
  4. Самый распространенный элемент на земле.                (кислород)
  5. Относительная молекулярная масса воды.                (18)
  6. Названия каких химических элементов связаны с астрономией?        (Уран, нептуний, плутоний, селен, теллур, гелий)        Балл ставится за 3 названия.
  7. Какой элемент может назвать себя лесом?        (бор).
  8. Название какого элемента состоит из названий двух животных?        (мышьяк).
  9. Какие вещества называют сложными?         (состоят из двух или нескольких элементов).
  10. Чему равна относительная атомная масса углерода?        (12)

Комплект № 2

  1. Самый тугоплавкий металл.                (вольфрам)
  2. Какой элемент назван в честь России?                (рутений)

3.  Какое вещество используют во время тушения пожаров в пенных   огнетушителях?                        (углекислый газ)

  1. Как называется вещество, состоящее из одного вида атомов?                (простое)
  2. Относительная молекулярная масса углекислого газа?                (44)
  3. Названия каких веществ связаны с именами героев древних мифов?        (Прометий, титан, тантал)
  4. Самый пластичный металл?        (золото)
  5. Какой химический элемент был обнаружен сначала на Солнце, а потом на Земле?        (гелий)
  6. Относительная атомная масса кальция?        (40)
  7. К каким явлениям относят процесс горения древесины? (химическим)

   

Запасные  комплекты заданий.

     Комплект № 3

  1. Назовите жидкий металл.                (ртуть)
  2. Число, которое пишется перед химической формулой.        (коэффициент)
  3. Вещество, в состав которого входит два или несколько видов атомов. (сложное)
  4. Кто составил периодическую таблицу химических элементов?        (Менделеев Дмитрий Иванович) – обратить внимание на портрет и высказывание.
  5. Относительная молекулярная масса азота.        (28)
  6. Названия каких химических элементов связаны с именами ученых?        (Менделевий, эйнштейний, кюрий, гадолиний, фермий, лоуренсий)        Балл ставится за 3 названия.
  7. В таблице Менделеева сколько малых и больших периодов?        (3 и 4)
  8. Относительная атомная масса фосфора?        (31)
  9. Металл с наивысшей электропроводностью.                (серебро)
  10. Почему жителям Ямала советуют употреблять в пищу йодированную соль?        (В регионах, расположенных в центре материков, низкое содержание йода).

       

    Комплект № 4

  1. Самый активный неметалл.        (фтор)
  2. Какое вещество может находиться сразу в трех состояниях?        (вода)
  3. Относительная молекулярная масса аммиака.        (17)
  4. Названия каких химических элементов названы в честь различных государств        (галлий, франций, скандий, германий, полоний, индий, рутений).    Балл за 3 названия.
  5. То,  из чего состоят физические тела.        (вещество).
  6. Число, стоящее справа после знака химического элемента в формуле.        (индекс).
  7. Как называется в таблице Менделеева горизонтальный ряд химических      элементов?                (период).
  8. Относительная атомная масса натрия.        (23).
  9. Какие химические элементы названы в честь городов?        (дубний, гафний, лютеций, берклий; вблизи г. Иттерби  (Швеция) был найден минерал, в котором обнаружены иттрий, тербий, эрбий, иттербий).         Балл за 3 названия.
  10. Конденсация пара относится к какому явлению?        (физическому).

Комплект № 5

1. Назовите радиоактивные металлы (уран, цезий, плутоний).

          2. В честь какого острова получила название медь?        (Кипр – купрум)

3. Как называется десятипроцентный раствор аммиака в воде.        (нашатырный   спирт)

4. Какой металл убивает микроорганизмы?                (серебро)

5. Относительная атомная масса кислорода.        (16)

  1. В названии, каких элементов отражены их свойства?        (водород, кислород, фосфор, бром)
  2. Мельчайшая, химически неделимая частица.        (атом)
  3. Какой химический элемент содержится в зубной пасте и укрепляет зубную эмаль?        (фтор).
  4. Относительная молекулярная масса угарного газа СО.        (28).
  5. К какому явлению относят гниение продуктов?        (химическому)

Ведущий:  итог первого гейма: 8а - …. баллов, 8б - ….  .

Гейм 2 «Заморочки из бочки»

Каждой команде выдают по два рисунка с заданиями в виде анаграммы. Отгадав задания и переставив в словах буквы, должны получиться названия веществ. На выполнение заданий две минуты. За каждый правильный ответ 2 балла.

«1-я Заморочка из бочки»

В ярком пламени рождаясь,

Я невзрачна и сера.

Но если буквы переставить,

Гибким стеблем стану я.                (зола-лоза)

«2-я Заморочка из бочки»

Горючий продукт я,  и родом с болота.

Но есть одна буква в названье коротком.

Прыжок ее быстрый – и все изменилось:

Я стал элементом. Так чудо свершилось!                (торф-фтор)

«3-я Заморочка из бочки»

Буквы лежат на столе перед вами.

Расставьте их так, чтобы стали словами.

Первое слово – фигура одна,

Всего в ней, заметьте, - четыре угла.

Слово второе сумейте собрать –

Красно-бурую жидкость вам надо назвать.        (ромб-бром)

«4-я Заморочка из бочки »

Я противоречий порожденье

И возникаю всюду там,

Где материи движенье                                      

С металлом сводит неметалл.

Но если буквы переставить,

То ищи меня в лесу.

Красуясь мощными рогами, я по поляне пробегу.                (соль-лось)

Ведущий: итог 2 гейма: 8а - ….балла, 8б ….  и т.д.

Гейм 3 «Темная лошадка»

Задание на слайде. По описанию свойств, команда должна назвать вещество и его химическую формулу. На выполнение задания одна минута. За правильный ответ 3 балла.

Ответы: 1) вода,         2) кислород,        3) азот,   4) углерод,           5) гелий

Ведущий:  итог 3 гейма:  8а - ………баллов, 8б - …. баллов и т.д.

Гейм 4 «Гонка за лидером» - конкурс капитанов

Капитаны получают одинаковые рассказы, в которых использованы названия химических элементов. В течение  пяти минут они должны найти и выписать эти названия. Кто больше всех найдет, получает 5 баллов, кто меньше всех – 1 балл.

Химический рассказ – задача

Внимательно прочтите рассказ, найдите спрятанные названия химических элементов и выпишите названия всех химических  элементов, которые были использованы.

        «Дело было в Европии. Один очень знатный феодал господин Углерод решил   заняться новым бизнесом. Он построил на территории Франций свою фермий и стал разводить там курчатовийских индюшек. Индийки приносили ему хороший доход. На полученные с продажи золото и серебро,  Углерод купил

технику – новенький осмий-валентный гоночный «Уран». И решил тогда Углерод путешествовать. Гадолиний он гадолиний, куда бы ему поехать, и отправился он в Германий к своему давнему конкуренту маркизу Аргону. Приезжает Углерод в Германий, видит, а у Аргона дом платиновый, шикарный… взор так и примагний. Вокруг дома бор с никелями и озеро радоновое. Позавидовал Углерод Аргону: «Я-то по сравнению с ним совсем гольмий». И запала сера ему на душу. А Аргон Углерода встречает – радий! А у того в голове мысли титановые так и ренийются. Хотел, было, Углерод у маркиза диспрозий, откуда он богатство сберилий. Да добродушный Аргон сам сказал. Оказывается, Аргон свинециев откармливает и в Амерецию сбарийвает. За них он стербийет много рубидиев. Благородный Аргон и Углероду двух маленьких свинециев подарил. А чем их кормить - забыл сказать. Едет Углерод домой на «Уране», везет свинециев и думает: «Ну и цирконий! Аргон совсем йиод». А тем временем один свинеций подмарганец другому, накремнийлись они через край «Урана» и улитий. А завистливый Углерод ни с чем астат».

        Примечание: у вас должно получиться 36 названий химических элементов.

Ведущий: Пока капитаны работают, проведем игру с болельщиками. Химические загадки. Поднимаете руку, говорите ответ, в случае правильного ответа, получаете жетон.

Через нос проходит в грудь, и  обратный держит путь.

             Он невидимый, но все же без него мы жить не можем.          (Воздух).

                Я – газ легчайший и бесцветный, не ядовитый и безвредный.

        Соединяясь с кислородом, я для питья даю вам воду.                 (Водород)

                Он прочен и упруг, строителям надежный друг:

 дома, ступени, постаменты- красивы станут и заметны.          (Гранит).

Он черный, блестящий, людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло, от него в домах светло.

Помогает плавить стали, делать краски и эмали.         (Каменный уголь).

Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу – она понадобится сразу.         (Глина).

                      Он очень нужен детворе. Он на дорожках во дворе,

        Он и на стройке, и на пляже, и он в стекле расплавлен даже. (Песок).

Одну ее не едят, а без нее мало что едят.         (Поваренная соль).

На кухне у мамы помощник отличный.

Он синим цветком расцветает от спички.                 (Природный газ)

                       По доске он бегает, нужное дело делает.

 Порешал, пописал, раскрошился и пропал.         (Мел).

Я – металл серебристый и легкий, и зовусь самолетный металл.

                И покрыт я оксидною пленкой, чтоб меня кислород не достал!                                                                                                 (Алюминий)

Ведущий: Объявляем итоги конкурса капитанов: 8а  …….., 8б ………

Пока  жюри готовится  огласить конечные результаты, скажите, что такое химия?   (наука о веществах, их превращениях и свойствах веществ). А во времена, когда химия только становилась самостоятельной наукой,         произошла такая история.

Сценка в исполнении 9-классников

Жители небольшого городка, в котором жил и работал знаменитый шведский химик Берцелиус, спросили однажды кухарку, чем собственно занимается ее хозяин.

        - Не могу сказать в точности, - ответила кухарка. – Он берет большую бутылку  с какой-то жидкостью и наливает из нее в маленькую, встряхивает, выливает в еще меньшую, опять встряхивает, перемешивает и выливает - в совсем маленькую.

        - А потом?

        - А потом выливает все вон.        

Ведущий:  Ребята, что вы знаете о Берцелиусе? (Создатель химического языка, он предложил давать названия химическим элементам по первым буквам латинских и греческих названий. Этот принцип до сих пор используется в химии).

Ведущий: Предоставляю слово жюри для подведения общего итога игры и награждения.

Праздничный фейерверк – демонстрационный опыт «вулкан».

Игра закончена. Всем спасибо за игру!

Используемая литература:

  1. Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа, 2004. – 176 с.: ил. – (Библиотека учителя).
  2. Зайковский И.И. Занимательная химия. Пособие для учителя. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1962.
  3. Олимпиадный марафон, 9 класс: химия / сост. Н.Н.Некляева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 137.
  4. Штремплер Г.И. Химия на досуге: Кн. для учащихся сред. и стар. возраста / рис. авт. при участии В.Н.Растопчина. – Фрунзе: Гл. ред. КСЭ, 1990. – 192 с.: ил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по химии "Счастливый случай"

Викторина по химии "Счастливый случай", 9 класс...

Внеклассное мероприятие по органической химии- Интеллектуальная игра "Счастливый случай"

Данное мероприятие можно проводить в рамках внеклассного во время предметной недели. Учащиеся  10-х классов в игровой форме повторяют знания о строении, свойствах, применении органических и некот...

Внеклассное мероприятие по химии " Счастливый случай"

Цель: 1.     формирование научного мировоззрения, расширить кругозор учащихся;2.     развитие логического мышления, повышение познавательного интереса к пр...

"Счастливый случай" - интегрированная интеллектуальная игра для 10 класса, проведенная совместно с учителем химии Петровой Э.В.

Интегрированная интеллектуальная игра «Счастливый случай»«По страницам нашего края»(10-класс)Цели игры: закрепить знания детей о родном крае — ХМАО-Югра и пробудить у детей интерес и любовь к род...

презентация к игре "Счастливый случай" по химии для 8-х классов

Игра по химии для 8-х классов "Счастливый случай"Гуляя по просторам интернета, нашла игру по химии "Счастливый случай" для 10-х классов , которую представила учительница г. Волжско...

Интеллектуальная игра "Счастливый случай" по химии, 10 класс

Интеллектуальная игра Счастливый случай10кл...