Счастливый случай в химии
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Интеллектуальная игра между командами восьмиклассников. Проводится в декаду естественных наук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualnaya_igra_po_himii.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Овгортская общеобразовательная школа-интернат
среднего (полного) общего образования»
Счастливый случай – интеллектуальная игра
(сценарий внеклассного мероприятия по химии для 8 классов)
Автор-составитель:
Голубева Инна Валентиновна,
учитель химии
Овгорт, 2013
Интеллектуальная игра по химии «Счастливый случай»
для восьмиклассников
Цели и задачи: создание условий для формирования и развития стойкого познавательного интереса обучающихся к химии, расширения кругозора школьников, активизации мыслительной деятельности учащихся, развития коммуникативных навыков работы в группе, создания положительного эмоционального настроя.
Оформление и оборудование: высказывания и портреты ученых-химиков М.В.Ломоносова, Д.И.Менделеева; мультивидеопроектор, экран, воздушные шарики; химические реактивы для демонстрационных опытов.
План проведения игры
- Представление команд и жюри. В игре принимают участие команды 8а и 8б классов.
- Жеребьевка. По жребию капитаны выбирают номер комплекта заданий.
- Гейм 1. «Дальше-дальше…» Задается по 10 вопросов каждой команде, отвечать надо сразу. За каждый правильный ответ – 1 балл. В случае затруднения с ответом, капитан команды говорит ведущему: «Дальше».
- Гейм 2. «Заморочки из бочки». Каждой команде выдают рисунок с заданием в виде анаграммы. Отгадав задание и переставив в слове буквы, должно получиться название вещества. На выполнение задания одна минута. За правильный ответ 2 балла.
- Гейм 3. «Темная лошадка». Задание на слайде. По описанию свойств, команда должна назвать вещество и его химическую формулу. На выполнение задания одна минута. За правильный ответ 3 балла.
- Гейм 4. «Гонка за лидером» - конкурс капитанов. Капитаны получают одинаковые рассказы, в которых использованы названия химических элементов. В течение пяти минут они должны найти и выписать эти названия. Кто найдет больше названий элементов, получает 5 баллов, кто меньше – 3 балла.
- В это время проводится игра с болельщиками «Угадай элемент» и загадки на смекалку. За правильную отгадку 1 балл.
- Подведение итогов игры. Слово жюри. Награждение команд и активных учащихся.
- В честь победителей и эрудитов химический фейерверк.
Ход игры
Ведущий: Добрый день, дорогие участники интеллектуальной игры! Здравствуйте уважаемые педагоги, классные руководители. Сегодня у нас счастливый случай! Счастливый потому, что мы очень рады видеть здесь начинающих химиков, и еще потому, что мы начинаем игру «Счастливый случай»!
Ученица читает стихотворение Сергея Щипачева «Читая Менделеева»:
Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там в космических глубинах:
Все – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгой.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
Есть просто газ легчайший – водород,
Есть просто кислород, а вместе это –
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветах.
Кипит железо, серебро, сурьма
И темно-бурые растворы брома.
И кажется Вселенная сама
Одной лабораторией огромной!
Ведущий: Представляем наше уважаемое и мудрое жюри: педагог-организатор детского коллектива школы, руководитель методического объединения учителей естественных наук, руководитель научного общества учащихся. Помогают вести конкурсы ученики 9а класса.
Ведущий: Проводим жеребьевку команд. Прошу капитанов подойти к столу. Выберите номер комплекта заданий.
Итак, мы начинаем. Первый конкурс «Приветствие». Учитывается организованность, оригинальность, дисциплина. Команды игроков, представьтесь, пожалуйста! 8а класс. (Название и девиз). Спасибо! Пожалуйста, 8б класс. Спасибо!
Гейм 1 «Дальше-дальше…»
Задается по 10 вопросов каждой команде, отвечать надо сразу. За каждый правильный ответ – 1 балл. В случае затруднения с ответом, капитан команды говорит ведущему: «Дальше».
Комплект № 1
- Самый твердый металл. (хром)
- Самый легкий элемент. (водород)
- Кто открыл закон сохранения массы вещества? (Ломоносов Михаил Васильевич) – обратить внимание на портрет и высказывание.
- Самый распространенный элемент на земле. (кислород)
- Относительная молекулярная масса воды. (18)
- Названия каких химических элементов связаны с астрономией? (Уран, нептуний, плутоний, селен, теллур, гелий) Балл ставится за 3 названия.
- Какой элемент может назвать себя лесом? (бор).
- Название какого элемента состоит из названий двух животных? (мышьяк).
- Какие вещества называют сложными? (состоят из двух или нескольких элементов).
- Чему равна относительная атомная масса углерода? (12)
Комплект № 2
- Самый тугоплавкий металл. (вольфрам)
- Какой элемент назван в честь России? (рутений)
3. Какое вещество используют во время тушения пожаров в пенных огнетушителях? (углекислый газ)
- Как называется вещество, состоящее из одного вида атомов? (простое)
- Относительная молекулярная масса углекислого газа? (44)
- Названия каких веществ связаны с именами героев древних мифов? (Прометий, титан, тантал)
- Самый пластичный металл? (золото)
- Какой химический элемент был обнаружен сначала на Солнце, а потом на Земле? (гелий)
- Относительная атомная масса кальция? (40)
- К каким явлениям относят процесс горения древесины? (химическим)
Запасные комплекты заданий.
Комплект № 3
- Назовите жидкий металл. (ртуть)
- Число, которое пишется перед химической формулой. (коэффициент)
- Вещество, в состав которого входит два или несколько видов атомов. (сложное)
- Кто составил периодическую таблицу химических элементов? (Менделеев Дмитрий Иванович) – обратить внимание на портрет и высказывание.
- Относительная молекулярная масса азота. (28)
- Названия каких химических элементов связаны с именами ученых? (Менделевий, эйнштейний, кюрий, гадолиний, фермий, лоуренсий) Балл ставится за 3 названия.
- В таблице Менделеева сколько малых и больших периодов? (3 и 4)
- Относительная атомная масса фосфора? (31)
- Металл с наивысшей электропроводностью. (серебро)
- Почему жителям Ямала советуют употреблять в пищу йодированную соль? (В регионах, расположенных в центре материков, низкое содержание йода).
Комплект № 4
- Самый активный неметалл. (фтор)
- Какое вещество может находиться сразу в трех состояниях? (вода)
- Относительная молекулярная масса аммиака. (17)
- Названия каких химических элементов названы в честь различных государств (галлий, франций, скандий, германий, полоний, индий, рутений). Балл за 3 названия.
- То, из чего состоят физические тела. (вещество).
- Число, стоящее справа после знака химического элемента в формуле. (индекс).
- Как называется в таблице Менделеева горизонтальный ряд химических элементов? (период).
- Относительная атомная масса натрия. (23).
- Какие химические элементы названы в честь городов? (дубний, гафний, лютеций, берклий; вблизи г. Иттерби (Швеция) был найден минерал, в котором обнаружены иттрий, тербий, эрбий, иттербий). Балл за 3 названия.
- Конденсация пара относится к какому явлению? (физическому).
Комплект № 5
1. Назовите радиоактивные металлы (уран, цезий, плутоний).
2. В честь какого острова получила название медь? (Кипр – купрум)
3. Как называется десятипроцентный раствор аммиака в воде. (нашатырный спирт)
4. Какой металл убивает микроорганизмы? (серебро)
5. Относительная атомная масса кислорода. (16)
- В названии, каких элементов отражены их свойства? (водород, кислород, фосфор, бром)
- Мельчайшая, химически неделимая частица. (атом)
- Какой химический элемент содержится в зубной пасте и укрепляет зубную эмаль? (фтор).
- Относительная молекулярная масса угарного газа СО. (28).
- К какому явлению относят гниение продуктов? (химическому)
Ведущий: итог первого гейма: 8а - …. баллов, 8б - …. .
Гейм 2 «Заморочки из бочки»
Каждой команде выдают по два рисунка с заданиями в виде анаграммы. Отгадав задания и переставив в словах буквы, должны получиться названия веществ. На выполнение заданий две минуты. За каждый правильный ответ 2 балла.
«1-я Заморочка из бочки»
В ярком пламени рождаясь,
Я невзрачна и сера.
Но если буквы переставить,
Гибким стеблем стану я. (зола-лоза)
«2-я Заморочка из бочки»
Горючий продукт я, и родом с болота.
Но есть одна буква в названье коротком.
Прыжок ее быстрый – и все изменилось:
Я стал элементом. Так чудо свершилось! (торф-фтор)
«3-я Заморочка из бочки»
Буквы лежат на столе перед вами.
Расставьте их так, чтобы стали словами.
Первое слово – фигура одна,
Всего в ней, заметьте, - четыре угла.
Слово второе сумейте собрать –
Красно-бурую жидкость вам надо назвать. (ромб-бром)
«4-я Заморочка из бочки »
Я противоречий порожденье
И возникаю всюду там,
Где материи движенье
С металлом сводит неметалл.
Но если буквы переставить,
То ищи меня в лесу.
Красуясь мощными рогами, я по поляне пробегу. (соль-лось)
Ведущий: итог 2 гейма: 8а - ….балла, 8б …. и т.д.
Гейм 3 «Темная лошадка»
Задание на слайде. По описанию свойств, команда должна назвать вещество и его химическую формулу. На выполнение задания одна минута. За правильный ответ 3 балла.
Ответы: 1) вода, 2) кислород, 3) азот, 4) углерод, 5) гелий
Ведущий: итог 3 гейма: 8а - ………баллов, 8б - …. баллов и т.д.
Гейм 4 «Гонка за лидером» - конкурс капитанов
Капитаны получают одинаковые рассказы, в которых использованы названия химических элементов. В течение пяти минут они должны найти и выписать эти названия. Кто больше всех найдет, получает 5 баллов, кто меньше всех – 1 балл.
Химический рассказ – задача
Внимательно прочтите рассказ, найдите спрятанные названия химических элементов и выпишите названия всех химических элементов, которые были использованы.
«Дело было в Европии. Один очень знатный феодал господин Углерод решил заняться новым бизнесом. Он построил на территории Франций свою фермий и стал разводить там курчатовийских индюшек. Индийки приносили ему хороший доход. На полученные с продажи золото и серебро, Углерод купил
технику – новенький осмий-валентный гоночный «Уран». И решил тогда Углерод путешествовать. Гадолиний он гадолиний, куда бы ему поехать, и отправился он в Германий к своему давнему конкуренту маркизу Аргону. Приезжает Углерод в Германий, видит, а у Аргона дом платиновый, шикарный… взор так и примагний. Вокруг дома бор с никелями и озеро радоновое. Позавидовал Углерод Аргону: «Я-то по сравнению с ним совсем гольмий». И запала сера ему на душу. А Аргон Углерода встречает – радий! А у того в голове мысли титановые так и ренийются. Хотел, было, Углерод у маркиза диспрозий, откуда он богатство сберилий. Да добродушный Аргон сам сказал. Оказывается, Аргон свинециев откармливает и в Амерецию сбарийвает. За них он стербийет много рубидиев. Благородный Аргон и Углероду двух маленьких свинециев подарил. А чем их кормить - забыл сказать. Едет Углерод домой на «Уране», везет свинециев и думает: «Ну и цирконий! Аргон совсем йиод». А тем временем один свинеций подмарганец другому, накремнийлись они через край «Урана» и улитий. А завистливый Углерод ни с чем астат».
Примечание: у вас должно получиться 36 названий химических элементов.
Ведущий: Пока капитаны работают, проведем игру с болельщиками. Химические загадки. Поднимаете руку, говорите ответ, в случае правильного ответа, получаете жетон.
Через нос проходит в грудь, и обратный держит путь.
Он невидимый, но все же без него мы жить не можем. (Воздух).
Я – газ легчайший и бесцветный, не ядовитый и безвредный.
Соединяясь с кислородом, я для питья даю вам воду. (Водород)
Он прочен и упруг, строителям надежный друг:
дома, ступени, постаменты- красивы станут и заметны. (Гранит).
Он черный, блестящий, людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло, от него в домах светло.
Помогает плавить стали, делать краски и эмали. (Каменный уголь).
Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. (Глина).
Он очень нужен детворе. Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже, и он в стекле расплавлен даже. (Песок).
Одну ее не едят, а без нее мало что едят. (Поваренная соль).
На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спички. (Природный газ)
По доске он бегает, нужное дело делает.
Порешал, пописал, раскрошился и пропал. (Мел).
Я – металл серебристый и легкий, и зовусь самолетный металл.
И покрыт я оксидною пленкой, чтоб меня кислород не достал! (Алюминий)
Ведущий: Объявляем итоги конкурса капитанов: 8а …….., 8б ………
Пока жюри готовится огласить конечные результаты, скажите, что такое химия? (наука о веществах, их превращениях и свойствах веществ). А во времена, когда химия только становилась самостоятельной наукой, произошла такая история.
Сценка в исполнении 9-классников
Жители небольшого городка, в котором жил и работал знаменитый шведский химик Берцелиус, спросили однажды кухарку, чем собственно занимается ее хозяин.
- Не могу сказать в точности, - ответила кухарка. – Он берет большую бутылку с какой-то жидкостью и наливает из нее в маленькую, встряхивает, выливает в еще меньшую, опять встряхивает, перемешивает и выливает - в совсем маленькую.
- А потом?
- А потом выливает все вон.
Ведущий: Ребята, что вы знаете о Берцелиусе? (Создатель химического языка, он предложил давать названия химическим элементам по первым буквам латинских и греческих названий. Этот принцип до сих пор используется в химии).
Ведущий: Предоставляю слово жюри для подведения общего итога игры и награждения.
Праздничный фейерверк – демонстрационный опыт «вулкан».
Игра закончена. Всем спасибо за игру!
Используемая литература:
- Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа, 2004. – 176 с.: ил. – (Библиотека учителя).
- Зайковский И.И. Занимательная химия. Пособие для учителя. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1962.
- Олимпиадный марафон, 9 класс: химия / сост. Н.Н.Некляева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 137.
- Штремплер Г.И. Химия на досуге: Кн. для учащихся сред. и стар. возраста / рис. авт. при участии В.Н.Растопчина. – Фрунзе: Гл. ред. КСЭ, 1990. – 192 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по химии "Счастливый случай"
Викторина по химии "Счастливый случай", 9 класс...
Внеклассное мероприятие по органической химии- Интеллектуальная игра "Счастливый случай"
Данное мероприятие можно проводить в рамках внеклассного во время предметной недели. Учащиеся 10-х классов в игровой форме повторяют знания о строении, свойствах, применении органических и некот...
Внеклассное мероприятие по химии " Счастливый случай"
Цель: 1. формирование научного мировоззрения, расширить кругозор учащихся;2. развитие логического мышления, повышение познавательного интереса к пр...
"Счастливый случай" - интегрированная интеллектуальная игра для 10 класса, проведенная совместно с учителем химии Петровой Э.В.
Интегрированная интеллектуальная игра «Счастливый случай»«По страницам нашего края»(10-класс)Цели игры: закрепить знания детей о родном крае — ХМАО-Югра и пробудить у детей интерес и любовь к род...
презентация к игре "Счастливый случай" по химии для 8-х классов
Игра по химии для 8-х классов "Счастливый случай"Гуляя по просторам интернета, нашла игру по химии "Счастливый случай" для 10-х классов , которую представила учительница г. Волжско...
Интеллектуальная игра "Счастливый случай" по химии, 10 класс
Интеллектуальная игра Счастливый случай10кл...