Обобщение опыта работы учителя химии
учебно-методический материал по химии на тему
Данный материал составлялся для участия в конкурсе на гранд президента "Лучший учительРФ",в котором обобщён опыт работы педагога, занял 31 в Республике Марий Эл место из 117.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
papka.docx | 114.31 КБ |
Предварительный просмотр:
4.Папка профессиональных достижений Глушковой Лилии Эриковны, учителя химии высшей категории МОУ «Новоторъяльская СОШ»
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить
то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь
В. Ключевский
Основой своего жизненного и профессионального кредо можно считать слова основоположника педагогики А. Дистервега «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным желанием».
Главным предназначением учителя является способность разбудить в каждом ребенке это желание, научить различным способам деятельности и двигаться вместе с ним к вершинам познания, доказывая себе и обществу, что нет неталантливых детей, нужно только помочь им раскрыться.
И в этой связи, кроме личности самого учителя, его педагогического мастерства, на первый план выступает умение учить детей анализу своей собственной деятельности, подведению итогов своей учебной работы.
Труд учителя - это всегда борьба за детские сердца и души, и главный результат этого - нравственный человек, которому жить и творить в третьем тысячелетии. Как педагог я решаю в своей работе следующие цели:
- образовательную
повышение престижа школьного курса химии, выработку химической и экологической грамотности, формирование у учащихся целостной картины мира, дифференцированный подход к изучению предмета.
- воспитательную
воспитание в детях любви к Родине, ко всему живому на земле, а так же воспитание в них доброты, порядочности.
- развивающую
формирование умений сравнивать, систематизировать материал, делать выводы, работать с наглядными объектами, учебником, дополнительной литературой и ИКТ.
Обучение такому сложному предмету, как химия, невозможно проводить без учёта личностных особенностей ученика. В основе образовательного процесса лежит система личностно-ориентированного подхода обучения, который строится на диагностике психологических возможностей ребёнка (внимание, память, мышление) и уровня творческой подготовленности.
Применяя разнообразные формы работ на уроках химии, развивая основные умения и навыки учащихся, необходимо дать глубокие знания основ предмета, стимулируя творческую активность обучающихся. Для этого создаются такие условия, как сотрудничество учителя и ученика, самостоятельный поиск истины, умение решать проблему, в итоге у каждого ученика формируется свой взгляд и своё суждение и это всё сказывается на уровне знаний учащихся и их практической компетентности. Средний балл обученности за последние 3 года составляет по химии 3,8. Все эти годы 100% успеваемость по предмету. (Приложение №1). И труд педагога был оценён. (Приложение №12)
- 27.05.2006 – Почетная грамота МОУ «Новоторъяльская средняя общеобразовательная школа»
- 27.05.2006 – Почетная грамота МОУ «Новоторъяльская средняя общеобразовательная школа»
- 03.07.2006 – Грамота Министерства образования Республики Марий Эл. Приказ №81.
- 23.06.2006 – Почетная грамота Новоторъяльского отдела образования.
- 25.08.2006 – Почетная грамота Новоторъяльского отдела образования.
- 30.01.2007 – Грамота отдела образования Администрации муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район». Приказ №14.
- 17.01.2007 - Благодарственное письмо Главы Администрации муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район».
- 22.06.2007 – Почетная грамота отдела образования Администрации муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район». Приказ №109.
- 20.06.2008 – Грамота отдела образования Администрации муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район». Приказ №161.
- 21.11.2008– Почетная грамота отдела образования администрации муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район». Приказ №9
- 05.06.2009 – Благодарность МОУДОД Новоторъяльский районный Дом детского творчества.
- 23.12.2009 – Благодарственное письмо отдела образования.
- 25.12.2009 – Благодарственное письмо Администрации МОУДОД «ДЮЦ «Азимут» г.Йошкар-Ола.
- 05.03.2010 – Диплом победителя районного конкурса профессионального мастерства «Учитель года-2010».
- 05.03.2010 – Благодарственное письмо Главы Администрации муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район».
1.1. Какова же динамика учебных достижений учеников?
Данная диаграмма характеризирует позитивный рост в качестве обученности учащихся такому сложному предмету как химия.
Выводы:
- За последние три года по предмету нет неуспевающих.
- Наблюдается позитивная динамика уровня обученности и качества знаний, учащихся за последние три года.
- Качество знаний повысилось на 6,4%; средний балл обученности на 0,06; сохраняется 100% успеваемость по химии.
Данный позитивный рост объясняется личностно-ориентированным подходом в обучении учащихся, в котором необходимо придерживаться следующих принципов во взаимоотношениях с детьми:
- принцип независимого развития человека. Ребёнок – человек, он имеет право самостоятельно реагировать на обстоятельства и поступать так, как он считает нужным.
- принцип уважения достоинства ученика (и любого другого человека).
- принцип самореализации: признание способности школьника самому определять свои жизненные взгляды, деятельность и поведение.
Интересно проследить качество успеваемости на отдельно взятом классе по годам. На переходе из основной школы в среднюю состав классов меняется, так как часть детей уходит из школы, поступает в лицеи, колледжи, училища, а в школе переходят на профильное обучение. Возьмем для сравнения коллектив одного класса, состав которого существенно не изменился при переходе в старшее звено (8б-11б).
Вывод: хотя в классе позитивного роста среднего балла обученности и не произошло, качество и успеваемости остались стабильным, то есть дети показали устойчивые знания в обучении химии с 8-11классы. В данной диаграмме прослеживается качество и средний балл обученности учащихся профильного социально-экономического класса, так как состав класса примерно на 80 % остался стабильным, а биолого-химический класс обновился на 100%. « Провал» среднем балле обученности объясняется тем, что дети были заняты изучением профильных предметов социально-экономической направленности. (Приложение №3).
1.2. Система поэтапного контроля универсальных умений обучающихся в развитии мотивации к изучению предмета.
Каким же образом я достигается такая результативность? Как отслеживаются учебные достижения детей? В основе работы лежит выработанная годами рейтинговая система учета учебных достижений учащихся, которая включает в себя следующие разделы:
1) Учебная работа обучающихся на уроках химии
2) Внеклассная работа по предмету.
Остановимся подробнее на учебной работе. С 8 класса вводится рейтинговая система для детей, планирующих в перспективе выбрать биолого-химический профиль, решая тем самым проблему глобального поэтапного контроля универсальных умений учащихся. В тетради учета знаний учащиеся фиксируют все свои успехи и пробелы. Эта тетрадь представляет собой карту достижений ученика и карту диагностики затруднений ученика, а оценки помогают определению уровня обученности . В этой связи учитывается знание ключевых понятий и применение их для решения расчетных и экспериментальных задач, владение предметной терминологией при устных выступлениях на семинарских занятиях, проведение экспериментов, умение грамотно с соблюдением правил техники безопасности выполнить и оформить практическую работу, составить кроссворд, «химическую сказку», задачу, устное выступление. Непременным условием высокого рейтингового балла считается умение учащихся иллюстрировать свои работы с помощью ИКТ через презентацию проекта. Наиболее целесообразным считается система накопления баллов с переводом их суммы в итоговую оценку по пятибалльной шкале.
От 0-17 баллов-«2»
18-30 баллов-«3»
31-43 балла-«4»
44-50 баллов-«5»
При этом разным видам учебной работы и соответствующим достижениям в зависимости от их конкретного значения устанавливается разная «цена» в баллах. Учащиеся ознакомлены с условием, что повторная пересдача темы оценивается более низким баллом.
Важным обстоятельством является то, что данная информация является открытой для ребят, они всегда могут узнать, как у них обстоят дела на данный момент времени, что им можно предпринять для повышения рейтинговой оценки. Со стороны учителя всячески поощряются попытки детей улучшить ситуацию, представляя для этого все возможности. В этом состоит принцип открытых перспектив. Каждая оценка должна быть стимулом, вызывающим положительную реакцию ученика. Такая система почти никого не оставляет равнодушным и исключает конфликтные ситуации.
Не секрет, что в школе очень разный контингент детей, а наш предмет по трудности сравнивается с математикой, и все же цифры говорят о том, что данная система начинает работать уже с 8 класса. Отслеживая качество успеваемости учащихся 8-11 классы по годам, можно увидеть устойчивый интерес к предмету, что было продемонстрировано выше на примере 11б класса
Естественно, экзамены – это волнующая пора не только для детей, но и для учителя. Объективно ли оценены учащиеся? Подтвердят ли выпускники свои знания? Подтверждением знаний и умений является итоговый экзамен. Он же покажет и объективность оценивания ученика.
Результативность ИГА в 9 классах
Год | 5 | 4 | успеваемость | СБО | качество |
2007-2008 | 50% | 50% | 100% | 4,5 | 100% |
Вывод: данная диаграмма показывает подготовленность детей обучению в биолого-химических классах и осознанность выбора профиля. (Приложение №3).
Результативность переводных экзаменов в 10 классах.
(Примечание: два учителя химии в школе. Профильный уровень преподаёт только претендент)
год | 5 | 4 | 3 | успеваемость | СБО | качество |
2006-2007 | 4 | 5 | 2 | 100% | 4,2 | 81% |
2007-2008 | 1 | 2 | - | 100% | 4,3 | 100% |
2008-2009 | 7 | 2 | - | 100% | 4,8 | 100% |
Вывод:
-переводные экзамены сдают учащиеся без неудовлетворительных оценок,
-средний балл обученности (на 0,6) и качество знаний(на 19%) повышаются, (Приложение №3в)
-происходит рост мотивации обучения химии.
Результативность ЕГЭ
Преподавание профильного предмета, подготовку к ЕГЭ осуществляет в течение нескольких лет только претендент. (Приложение №1)
Вывод:
-наблюдается позитивная динамика уровня обученности и качества знаний учащихся, сдающих ЕГЭ последние года.
-некоторый «спад» 2008-2009г объясняется тем, что выпускники (40 %) поздно приняли решение о сдаче ЕГЭ по химии (за5 месяцев до ЕГЭ). До этого времени подготовка велась по другим предметам, однако высокий уровень обученности химии помог им качественно сдать ЕГЭ (СБО 4.0)
Рост мотивации к изучению химии в старших классах объясняется тем, что выросло число учащихся, выбирающих биолого-химический профиль на 1,3 раза по сравнению с 2007 годом. С 2005 года преподаётся углублённое изучение предмета в профильных группах класса, а в данный момент - класс биолого-химического направления, а школа стала «Ресурсным центром» района. Немалую роль играет личностно-ориентированный подход обучения, а при организации личностно-ориентированного урока профессиональная позиция учителя должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Учителю нужно быть готовым к тому, чтобы инициировать учащихся к такому разговору, активно способствовать выражению учениками их индивидуальных понятий. При подготовке к уроку, подбирается дидактический материал (иллюстративный, раздаточный и т.п.), позволяющий ученику в процессе занятия использовать задания разной степени трудности.
В заключение нужно сказать, что представленные результаты являются итогом многолетней кропотливой работы по включенности каждого ребенка в учебный процесс, использования передовых педагогических технологий, совершенствования методики проведения уроков, использования рейтинговой системы учета и контроля знаний учащихся. Практика показывает, что дети, имеющие высокие рейтинговые результаты, успешны не только в школе, медицинском колледже, но и в ВУЗе, будь то технический или ВУЗ, связанный со специальностью «химия».
Выпуски | Мед.академии г.Казань, Пермь, Киров, Самара | Ветакадемии г.Казань | МарГУ | МарГТУ | СПБГТИ(ТУ) г.Санкт- Петербург | Медучилище г. Й-Ола | СУЗы |
2006 | 37% | - | 27% | - | - | 36% | - |
2007 | 33% | - | 51% | 8% | - | 8% | - |
2008 | 40% | 10% | 20% | - | 10% | 20% | - |
2009 | 40% | - | 20% | 20% | - | - | 20% |
Вывод: данная диаграмма подтверждает факт успешности усвоения программ по химии, подтверждает успешность сдачи ЕГЭ и поступления учащихся в ВУЗы. (Приложение №5)
- 2. Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по химии.
Плохой учитель преподносит истину,
хороший – учит ее находить
А. Дистервег.
2.1.Творческой лабораторией является кабинет химии. Именно на базе кабинета вместе с детьми готовятся и проводятся факультативные занятия, занятия элективных курсов, школьные олимпиады, общественные смотры знаний, развивающие и познавательные игры, уроки-конкурсы, уроки-соревнования, творческие защиты работ учащихся и многое другое. Традиционными стали предметные недели химии в нашей школе. Они позволяют не только углубить знания по предмету, но и расширить кругозор учеников, показать значение науки в жизни человека. Во время заключительного этапа недели химии подводятся итоги рейтинга учебных достижений школьников во внеклассной работе по предмету. При подведении итогов учитывается:
- участие в школьных и городских олимпиадах;
- участие в научно-практических конференциях и конкурсах;
- участие в проектной и учебно-исследовательской деятельности;
- участие в проведении предметных недель и другие показатели овладения предметом.
Имена детей, добившихся высоких рейтинговых результатов, вписываются в летопись кабинета химии.
Остановимся на нескольких видах внеклассной работы по химии.
Работа ведётся по научно-методической теме «Личностно-ориентированный подход при формировании навыков решения химических задач ». Важнейшим средством активизации познавательной деятельности школьников считается использование расчетных и качественных химических задач, которые позволяют в значительной мере решить основные функции обучения и воспитания. В процессе работы сделан вывод, что существующий разрыв между требованиями ЕГЭ по химии, требованиями приемных комиссий ВУЗов и реальными знаниями и умениями выпускников в объеме образовательного стандарта, через урок не восполнить. Перспективу развития своего предмета вижу в проведении факультативных и элективных курсов прикладного характера. В настоящее время использую в своей работе авторские и модифицированные программы (Приложение №5):
2007- 2008 г.г. – « Формулы карамели», 8 класс.
«Школа для детективов. Химия и криминалистика»,9 класс
«В мире нестандартных задач по органической химии», 10 класс
2008-2009г.г. – « Химия и производство» 10 класс,
« Химия в задачах»,11 класс.
2009-2010 г.г. – «Решение задач по химии повышенной сложности»,9 класс
«Основы химических методов исследования веществ»,11 класс
Из диаграммы видно, что количество предложенных элективных и факультативных курсов растёт, тем самым % детей посещающих данные курсы (Приложение №5) с каждым годом растёт, что говорит также о повышении мотивации к изучению данного предмета.
Результатом изучения образовательных запросов и потребностей обучающихся, анализа и сравнения существующих учебно-методических комплектов и нормативного учебно-методического материала по химии явилось создание богатого информационного банка, основным составляющим которого является методическое обеспечение факультативных, элективных курсов, а также урочного материала.
Программа данного курса рецензирована доцентом МарГУ Глизериной Л.М. и рекомендована учителям, методическим объединениям учителей химии для практического использования в учебном процессе. (Приложение №6)
Государственное тестирование, ЕГЭ, выбор выпускниками МОУ «НТСОШ» специальностей, связанных с наукой химией, а также итоги химических олимпиад позволяют сделать вывод о результативности элективного, факультативного курса «Химия в задачах» и других.
Вот они, мои звездочки: Сунцова Е, Стародубцев П, Касап Д, Новикова Л, Суворова А, Михайлова Е, Строганов Р, Ложкин В, Смирнова Н, Тушнурцева Р, Строганов Р, ИвахненкоА, РечкинД, Глазырин Г, Фёдоров О,Швецова Д, Блинова И и т.д. Их имена внесены в историю района, школы и образуют «золотой фонд» летописи кабинета химии, «Книгу почёта» школы.
2.2.Результативность республиканских олимпиадах (Приложение №8).
Диаграмма показывает, что произошёл позитивный рост у учащихся в набранных олимпиадных баллах на уровне республики. По сравнению с призёрами республиканских олимпиад- это очень маленькие цифры. Но с позиции учителя, который самостоятельно без участия репетиторов, преподавателей ВУЗов, опираясь только на собственные знания готовит ребёнка к олимпиаде – это уже очень хорошо. Данный рост баллов является большим стимулом для самообразования учителя, особенно после результата самой первой олимпиады, когда участник Чобыков Сергей набрал максимальное количество 0 баллов.
Победители и призёры на муниципальном этапе всероссийской олимпиады.
Годы | Кол-во об-ся, принявших участие | Кол-во призовых мест | Кол-во призёров | Доля призёров от контингента участников олимпиады(%) |
2007 | 5 | - | 2 | 40 |
2008 | 4 | - | 1 | 33 |
2009 | 4 | 1 | 1 | 50 |
Вывод:
-доля призёров возросла от 7-10%.
Из диаграмы видно, что на уровне района произошёл рост количества призёров и лауреатов по предмету, хотя лет 5 тому назад их вообще не было. Это объясняется переходом школы на профильное образование, что способствовало повышению уровня самообразования учителя-предметника и повышению мотивации обучения учащихся. (Примечание: все призёры и лауреаты являются учениками учителя- претендента и труд отмечен школой и отделом образования Администрации МО «Новоторъяльский муниципальный район») (Приложение№12)
Результативность олимпиады «Медицина будущего» (все дети, обучаются у данного учителя)
год | кол-во участников в районе | победители I тура | победители II тура | результат |
2007 | 3 | 3 | - | - |
2008 | 7 | 3 | - | - |
2009 | 5 | 1 | 1 | 3 место в РМЭ |
Вывод:
- данные таблицы говорят о повышении качества обучении химии,
-3 место для ученицы РМЭ, обучающейся в сельской школе, неимеющей репетитора, данный результат-высокий.
(Приложение №8)
Умение детальной проработки химических задач при поступлении в ВУЗ студентам помогает успешно изучать химическую науку, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы.
Для успешной реализации профильного обучения необходимо соответствующее учебно-методическое обеспечение. Это касается как профильных классов, так и элективных курсов. На практике широко использую элективные курсы по выбору с ориентацией на естественнонаучный профиль, такие как: «Химия и экология», «Формула карамели», «Химия и криминалистика». Китайская мудрость гласит: «Расскажи – я забуду, покажи – я запомню, дай мне действовать самому – я научусь», поэтому большую популярность среди учащихся имеет программа элективного курса: «Формула карамели». Основная цель курса – на примере веществ, применяемых человеком в повседневной жизни, вооружить школьников навыками учебно-исследовательской деятельности, дать возможность учащимся проявить себя и добиться успеха.
Проведение данных факультативных и элективных курсов позволяет еще больше поднять интерес к предмету, усилить мотивацию учащихся к изучению химии с целью выбора профессии, дальнейшего самоопределения выпускников, также использовать различные методы и организационные формы обучения, научиться разрабатывать методику занятий, осуществлять анализ собственной деятельности и программировать ее результаты, создавать условия для инициативы и творчества учащихся, диагностировать уровень сформированности универсальных умений школьников, побуждать детей к инновационной деятельности, систематическому самообразованию, формированию коммуникативных умений.
После самостоятельной творческой работы, имеющей практическую направленность по программе данного элективного курса, школьники определились со своей будущей профессией и уже несколько лет успешно занимаются учебно-исследовательской деятельностью.
И это является следующим направлением внеклассной работы – проектная и научная деятельность учащихся. Данное направление позволяет формировать творческую личность, обладающую навыками самостоятельной научно-исследовательской работы; в процессе поисковой работы, учащиеся знакомятся с современными научными достижениями, исследуют применение химии в быту, в природе, изучают влияние этой науки на организм человека, активно участвуют в работе школьной и районной научно-практической конференции.
Участники, победители и призеры научно-практических конференции.
Учебный год | 2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 | |||
школьные | районные | школьные | районные | школьные | районные | |
Научно-практические конференции | 5 | 5 | 7 | 6 | 17 | 17 |
Учебный год | 2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 | |||
школьные | районные | школьные | районные | школьные | районные | |
Научно-практические конференции | 4 | 4 | 7 | 6 | 9 | 9 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".
Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...
обобщение опыта работы по химии
обобщение опыта работы по теме: "Дифференцированный подход в обучении - как одно из условий сохранения и укрепления здоровья учащихся на уроках"....
Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".
Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....
Обобщение опыта работы по химии
Процесс обучения – это целенаправленное, последовательное изменяющееся взаимодействие учителя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и развития школьников. Формиров...
Современные образовательные технологии в процессе обучения химии (из опыта работы учителя химии и информатики)
Выступление на августовской педагогической конференцииПути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на ...
Обобщение опыта работы учителя химии по теме "«Проектная деятельность на уроках химии»
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы предоставить возможность всем, без исключения, учащимся проявить свои таланты, творческий потенциал и реализовать свои личные планы.Наиболее...
Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие
Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...