Арены. Получение, физико-химические свойства аренов, применение
план-конспект урока по химии (10 класс) по теме
Цели:
- Изучить новый класс органических соединений -ароматические углеводороды, рассмотреть физические и химические свойства бензола, научиться записывать уравнения реакций с участием аренов
- Способствовать дальнейшему расширению у учащихся научных знаний
Методы обучения: беседа, постановка и решение учебных проблем, объяснение, химический эксперимент.
Средства обучения: внутри- и межпредметные связи, портреты учёных, шаростержневые и объёмные модели молекулы бензола, рисунки в учебники, компьютер, мультимедийный проектор, диск «Виртуальная лаборатория. Химия 8-11 кл.», диск « Ароматические УВ» ООО «Телекомпания СГУ» 2005.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по химии | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Арены. Получение, физико-химические свойства аренов, применение
(учебник : Химия: 10 класс: базовый уровень/ Н.Е.Кузнецова, Н.Н.Гара)
Цели:
- Изучить новый класс органических соединений -ароматические углеводороды, рассмотреть физические и химические свойства бензола, научиться записывать уравнения реакций с участием аренов
- Способствовать дальнейшему расширению у учащихся научных знаний
Методы обучения: беседа, постановка и решение учебных проблем, объяснение, химический эксперимент.
Средства обучения: внутри- и межпредметные связи, портреты учёных, шаростержневые и объёмные модели молекулы бензола, рисунки в учебники, компьютер, мультимедийный проектор, диск «Виртуальная лаборатория. Химия 8-11 кл.», диск « Ароматические УВ» ООО «Телекомпания СГУ» 2005.
Тип урока: изучение нового материала
Основные понятия: ароматические углеводороды, бензольное кольцо, единое пи-электронное облако, реакции замещения и присоединения, взаимное влияние атомов в молекуле.
Ход урока
Организационный момент (2 мин)
Изучение нового материала (30 мин)
Учитель: Сегодня на уроке мы знакомимся с ещё одним классом органических соединений- аренами. На предыдущих уроках мы говорили о том, что Э.Дэви ( портрет учёного) предложил использовать ацетилен для освещения улиц. А вы не задавались вопросом, когда и как впервые стали освещать улицы городов? Давайте мы с вами прослушаем рассказ об историческом пути использования светильного газа. (сообщение учащегося). Зимой яркость горения светильного газа уменьшалась, а в баллонах образовывался жидкий остаток. Именно из этой жидкости в 1825 году знаменитый английский физик и химик М. Фарадей ( портрет учёного) впервые выделил 3 г углеводорода, через несколько лет закрепилось название- бензол ( учащийся делает сообщение об истории открытия бензола), изучают его физические свойства.
Учитель: Изучая химические свойства бензола, учёные пришли к выводу, что это вещество склонно к реакциям замещения. ( запись на доске)
C6H6 + CL2-----------C6H5CL +HCL ( хлорбензол- продукт реакции, используют для получения лекарственных препаратов) Реакцию нитрования и горения учащиеся записывают самостоятельно. Реакцию горения учитель комментирует: «Эта реакция находит практическое применение, так как бензол используют в качестве добавки к моторному топливу»
Учитель: На основании общей формулы бензола C6H6 сделайте вывод о том, насыщенным или ненасыщенным углеводородом является это вещество. (Учащиеся самостоятельно записывают структурную формулу вещества). Учитель продолжает объяснение и просит у учащихся вспомнить с помощью, каких реактивов можно определить наличие в молекуле двойной и тройной связи. Далее учитель показывает лабораторную работу «Взаимодействие бензола с бромной водой и перманганатом калия» (диск «Виртуальная лаборатория. Химия 8-11 кл.»). Изменение окраски не происходит. Ученики делают вывод о том, что в молекуле бензола нет кратных связей. После этого вывода учитель организует работу ребят с учебником( стр.97-98), изучают один из способов получения бензола ( работа Н.Д.Зелинского). Далее обучающиеся знакомятся с работами учёных Ф.А.Кекуле и Л.Полинга, изучают электронное строение молекулы бензола ( рис 30-31 стр 98, демонстрация портретов великих учёных) (Можно рассказать учащимся про сон Кекуле «…атомы углерода и водорода принялись танцевать перед глазами. Длинные нити сближались и свёртывались в трубку, напоминая двух змей. И вот одна из них вцепилась в собственный хвост, продолжая насмешливо крутиться перед глазами…»)
Учитель: Электронное строение бензола объясняет загадки молекулы бензола (подводит учащихся к выводам):
- благодаря сопряжению электронная плотность в бензольном кольце выравнивается, расстояние между атомами углерода одинаковые;
- благодаря сопряжению молекула бензола становится более устойчивой, связь между атомами углерода в бензольном кольце значительно прочнее;
- бензол стоек к действию окислителей, реакции присоединения затруднены. (реакции присоединения (галогенирование и гидрирование) учитель записывает на доске стр 101 и сопровождает рассказ показом видеосюжета« Ароматические УВ»)
Учитель: Наверное, вы догадались, что бензол не единственное в своём роде соединение, он первый представитель ряда сходных по строению углеводородов(гомологов), называемых общим термином ароматические углеводороды. Откуда у целого класса органических веществ такое название? Ещё до открытия бензола были выделены многие природные вещества, обладающие приятным запахом. Арены стали называть ароматическими соединениями после того, как было выяснено, что эти и некоторые приятно пахнущие соединения содержат бензольный цикл. Так что же такое -ароматические углеводороды? (учащиеся самостоятельно формулируют определение (стр 99) данного класса органических веществ и записывают определение в химические словарики)
Закрепление изученного материала( 10 мин)
Учитель: А теперь подведём итоги. ( фронтальный опрос класса)
- Дайте определение аренам
- Назовите общую формулу углеводородов ряда бензола
- Благодаря чему молекула бензола становится устойчивой?
- Какими свойствами обладает бензол?
В завершении урока ребята решают тесты на странице 105 задание №4, №5
Итог урока( 3 мин)
Учитель подводит итоги урока, выставляет и комментирует оценки , задаёт домашнее задание по вариантам I- №8 стр. 105, I I - №9 стр. 105.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по органической химии Получение, свойства и применение алканов
В данном материале изучаются способы получения предельных углеводородов, их физические и химические свойства, а также области применения алканов на основе их свойств...
Разработка урока по химии "Получение, свойства и применение углеводородов"
Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков. Устанавливаются связи между строением и свойствами органических веществ на примере углеводородов, выясняются причины многообразия органических в...
Разработка урока по теме "Алкены. Получение, химические свойства и применение алкенов".
Рассмотреть лабораторные и промышленные способы получения алкенов, химические свойства алкенов, реакции полимеризации....
Урок по химии в 10 классе по теме "Получение, свойства и применение алкенов"
На данном уроке обучающиеся, работая в группах, рассматривают различные способы получения алкенов, знакомятся с их физическими и химическими свойствами, применением с помощью различных источников инфо...
Презентация к уроку по химии "Получение, свойства и применение алкенов". 10 класс.
Данная презентация является приложением к уроку по химии в 10 классе по теме "Получение, свойства и применение алкенов"....
Презентация -урок по теме "Получение, химические свойства и применение водорода"
Краткое и наглядное представление материала по теме урока - Получение, химические свойства и применение водорода...
Циклоалканы – изомерия, получение, свойства и применение.
Методическая разработка урока...