Статья. Профориентация учащихся на уроках химии
статья по химии на тему
Статья. Профориентация учащихся на уроках химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья. Профориентация учащихся на уроках химии | 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Профориентация учащихся на уроках химии.
Автор: учитель химии ГБОУ СОШ № 1371 г. Москвы Панина Лидия Алексеевна.
В работе педагога профориентация всегда была и есть важнейшей задачей, ради чего, я - учитель, отдаю свои знания детям, учу их выбирать профессию и готовлю своих питомцев к ней.
Профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию – комплекс занятий, проводимый с целью выявить склонность человека к определенному роду деятельности. Проблема выбора профессии, точнее, ее решение очень важны, поскольку затрагивают интересы не только отдельно взятого человека, но и общество.
Преподавая химию более 30 лет, я убедилась, что в отличие от химических формул веществ, которые я изучаю со своими детьми, идеальной формулы успешного выбора профессии, к сожалению, не существует. Я очень часто, беседуя, и как учитель химии, и как классный руководитель, объясняю детям, что, если они хотят быть в жизни успешными, то нужно попробовать самоопределиться и выбрать профессию. Для этого надо максимально честно ответить на вопрос: «Что я хочу?».
Я всегда добиваюсь, чтобы учащиеся хорошо знали мой предмет, для этого у них должна быть мотивация. Профессиональными мотивами могут быть:
- Интерес к какому-либо делу.
- Престижность.
- Популярность.
- Востребованность профессии.
- Хорошие условия труда.
- Зарплата.
- Карьерный рост.
Прививая на своих уроках определенные навыки и умения своим ученикам, я формирую у них главный мотив – «Что я могу?». Девиз, который я предлагаю своим детям: «Боритесь, работайте над собой, познавайте себя». На своих уроках я ненавязчиво рассказываю, что каждая профессия имеет свои признаки. К ним относятся: объект труда, задачи труда, средства труда, условия труда, результат труда, оплата труда и требования к здоровью. Преподавая химию и экономику в своей школе, мне удается нацелить детей на предмет труда (на что нацелен труд), цель труда (основное предназначение профессии), задачи труда (способы и приемы достижения цели труда) и другие признаки профессии.
Какие возможности есть у учителя, чтобы дети удачно соизмеряли свои силы, таланты и возможности? У одного учителя, конечно, немного, но, если он влюблен в свое дело, если он готов видеть в своих детях личностей, то его возможности вырастают в несколько раз. Мы учителя проводим много мероприятий, чтобы дети выбрали любимую профессию:
- Викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий «Профессиональное самосознание» и др.
- Тестирование и анкетирование учащихся с целью выявления профнаправленности.
- Консультации по выбору профиля обучения.
- Расширение знаний в рамках школьных предметов.
- Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия, посещение дней открытых дверей учебных заведений.
- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
- Привлечение к занятиям в кружках и секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования.
- Работа с родителями (собрания, консультации).
Чтобы ученик выбрал в будущем профессию химика, медика, технолога, лаборанта или учителя химии необходимо, прежде всего, возбудить у школьника интерес к химии. В первую очередь, это задача решается на уроках. На различных внеклассных мероприятиях интерес должен перерастать в заинтересованность, затем в стремление познавать большее и научиться большему, далее, у ученика появляется потребность в постоянной деятельности по совершенствованию своих знаний и умений по химии и, наконец, ученик решает свой профессиональный выбор в пользу химии. Большую роль играют тематические вечера «Я бы в химики пошел». Моя многолетняя работа показывает, что, когда детям на уроках, кружках, дополнительных занятиях показываешь интересные опыты, такие, как «Серебрение медных монет», «Затвердевание жидкости», «Вода зажигает костер», «Самовозгорание костра» и другие, это многократно увеличивает интерес к предмету.
Не бойтесь напевать детям:
«Пусть летят электроны
Вокруг атомных ядер
И молекулы тоже не спят.
Про ионы в растворах
И другие законы
Учит химия наших ребят».
Поверьте – детям это нравится, они влюбляются в Вас, ценят за творчество не меньше, чем за знания. Практика показывает, что обучение химии в современных условиях, имеет ряд недостатков, так как, программы перенасыщены теоретическим материалом, не всегда хватает учителю времени продемонстрировать все лабораторные опыты. Многие опыты и наблюдение можно предложить детям дома. Поэтому я предлагаю своим ученикам домашний эксперимент. Домашний эксперимент тоже развивает у детей профессиональный интерес. Я часто предлагаю в 9 классе домашние опыты по теме «Коррозия металлов», свойства йода в 8 классе по теме «Галогены», опыты с глицерином в10 классе и другие. Связь теории и практики – залог успеха в обучении. К этому мы все учителя стремимся, решая не только задачу повысить процент обученности, но и подготовки к самостоятельной взрослой жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие познавательной активности учащихся на уроках химии"
Развитие познавательной активности учащихся на уроках химии. Нестандартные уроки....
Статья на тему: "Оценивание предметных и метапредметных достижений учащихся на уроках химии"
Статья:" Оценивание предметных и метапредметных достижений учащихся на уроках химии"Проблема оценивания достижений учеников всегда была в центре внимания.Актуализация проблемы оценки и оценивания резу...
Научная статья по теме: Создание эмоционального настроя учащихся на уроках химии
Статья поможет педагогам интегрировать литературные произведения на уроки химии, повышая эмоциональность урока....
Статья: "Развитие творческого потенциала учащихся на уроках химии"
В данном материале рассмотрена возможность развития творческих способностей учащихся с использованием проектного метода обучения школьников....
Статья: "Организация проектной деятельности учащихся на уроке химии"
Организация проектной деятельности учащихся на уроке химии В преподавании естественных наук, и в частности химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся...
статья. Здоровьесберегающие технологии на уроках химии для учащихся с ОВЗ.
Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них – здор...
Методическая статья "Организация работы учащихся на уроках химии в режиме здоровьесберегающих технологий"
В данной методической статье представлен опыт работы об организации активной познавательной деятельности учащихся на уроках химии....