ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
статья по химии по теме
Работа представлена на конкурс докладов на сайте "Педсовет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Сборник докладов 13-го Всероссийского интернет-педсовета
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ»
Балацкая Татьяна Алексеевна, МКОУ СОШ №14 посёлок Пятигорский Предгорного района Ставропольского края, учитель химии и биологии.
Аннотация
Наиболее подходящей технологией для активизации творческого потенциала обучающихся, является проектно – исследовательская технология. Все виды проектной деятельности в школе имеют одну цель: подготовить учащегося к жизни вне школы, максимально компетентного в образовательной деятельности, умеющего решать жизненные проблемы, непрерывно учиться, получать информацию, организовывать деятельность группы и участвовать в её работе.
«Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».
Так Д. А. Медведев обозначил задачи школы в национальной образовательной инициативе “Наша новая школа”. Иными словами, страна, общество желает видеть молодежь, способную самостоятельно ставить перед собою цели и также самостоятельно находить способы их достижения в самых сложных жизненных ситуациях. Огромное число проблем стоят перед учителем, но самыми злободневными, по моему мнению, и мнению большинства моих коллег, являются: низкая мотивация к учебе, неразвитая память, слабая эрудиция, отсутствие культуры учебного труда.
Меня, как преподавателя естественных дисциплин, всегда волновали вопросы: как развить интеллектуальные способности ребёнка, его самостоятельность, инициативность, как сформировать творческую личность, как стимулировать ребенка к самореализации? Пройдя «учительской тропой» 32 года работы в сельской школе, я пришла к выводу: максимально решает данные проблемы приобщение учащихся к ранней научно-исследовательской, поисковой деятельности.
Что же представляет собой исследовательская деятельность в школе? В отличие от научно – исследовательской работы, ставящей своей главной целью открытие чего – то нового, ученическая исследовательская работа заключается в том, чтобы «переоткрыть» для себя уже известные научные истины и закономерности. Огромна ценность ученической исследовательской работы: ведь уже в школе ребята получают простейшие навыки научной работы, знакомятся с методами научного исследования, такими как: наблюдение, сбор материалов, обработка и анализ собранного материала, обобщение данных, формулирование выводов. Они учатся проводить анкетирование, грамотно ставить вопросы, работать с литературными источниками, писать рефераты, статьи, критически оценивать материалы газет, журналов и публикаций в интернете, выполнять химический и биологический эксперимент, анализировать результаты. Немаловажно и то, что исследовательская работа выполняет не только обучающую, но и развивающую и воспитательную функции. У детей развивается внимание, память, воображение, усидчивость, наблюдается рост интеллекта, формируется грамотная речь и ораторские данные. Исследовательская работа играет большую роль в формировании ключевых компетенций школьников: умение работать в команде, анализировать ситуацию, принимать решение, учит упорству, терпению, воспитывает волю, чувство ответственности.
Исследование можно проводить индивидуально, в паре или группой. Начинается исследование с постановки проблемы. Проблема должна быть взята из реальной жизни и быть важной для ребёнка. Она должна быть отражением реальных проблем, возникающих перед школьником в процессе освоения им основ некоторой науки, имеющей отражение в учебном предмете. Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить.
Вот примеры некоторых тем исследовательских работ учащихся:
- Экология питания;
- Детективное расследование по теме «Всё дело в муравьях» (что общего в муравьином альдегиде, муравьиной кислоте и муравьях)
- Определение витамина С в яблоках;
- Кресс – салат как тест - объект для оценки загрязнения почвы и воздуха;
- Исследование – соревнование на изготовление лучшей шпаргалки по теме «Алканы».
Далее начинается творческий процесс, и ребята активно включаются в настоящее исследование. Каждый работает в том направлении, которое выбрал сам по своим интересам. Педагогу нужно помочь ребятам, впервые начинающим исследование, распределить роли так, чтобы каждому досталась работа по силам и по душе. Кто-то займётся сбором теоретического материала, другой проведёт анкетирование, третий будет заниматься видео- или фото- съёмкой, кто-то напишет отчёт по проблеме исследования или подготовит презентацию, а кто –то будет защищать исследовательскую работу перед аудиторией. Такое распределение обязанностей в группе, позволяет каждому ученику ощутить уверенность в себе и пребывать в комфортном психофизическом состоянии, потому что он реально может справиться с данным ему заданием, увидеть, что с его мнением считаются и в результате ощутить себя успешным человеком.
Результатом деятельности исследовательской группы могут быть:
- реферат;
- научно-исследовательский проект;
- наглядное пособие;
- подборка оригинальных занимательных задач;
- кроссворд или интерактивная игра;
- презентация;
- лучшая ученическая тетрадь;
- химическая газета;
Результаты своих исследований учащиеся представляют на школьных научных конференциях, на уроках, на родительских собраниях, а также размещают свои работы на школьном сайте и на образовательных сайтах сети интернет, участвуют со своими работами в различных региональных и всероссийских конкурсах.
Как показывает мой личный опыт, исследовательская работа имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. Если ученик сможет справиться с учебной проблемой, значит и в настоящей жизни он окажется более приспособленным. К тому же, сегодняшний старшеклассник – это завтрашний студент и навыки исследовательской деятельности, полученные в школе, сослужат добрую службу тем, кто захочет серьезно заниматься наукой в ВУЗе.
В заключении хочу процитировать актуальное и ныне высказывание академика А. П. Александрова: «Школа должна дать учащимся не только определённую сумму знаний, но привить умение самостоятельно пополнять свой запас знаний, чтобы ориентироваться в стремительном потоке научно – технической информации».
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
- Шалашова М.М., Компетентностный подход в изучении химии и оценивание компетенций учащихся в средней школе, Методика преподавания химии, №13, 2009 год
- Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. Методология, теория, практика – Москва «Глобус», 2007 год
- Яскевич В.А., Проектно - исследовательская деятельность обучающихся на уроках химии и во внеурочное время. http://www.docme.ru/doc/19720/tvorcheskaya-rabota
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/25/picture-29913-1443202143.jpg)
Организация научно- исследовательской деятельности школьников как способ формирования ключевых компетенций
Данная статья описывает один из вариантов организации научно- исследовательской деятельности школьников через элективный курс....
Исследовательская деятельность как способ формирования ключевых компетенций обучающихся.
Исследовательская деятельность учащихся, как метод проблемного обучения все прочнее внедряе...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/08/picture-82997-1544278490.jpg)
"Проектная деятельность учащихся как способ формирования ключевых компетенций в условиях сельской школы"
Практика показывает, что в условиях сельской школы творческая проектная деятельность учащихся обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять развитие, обучение и ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/26/picture-152036-1353881469.jpg)
Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики
Выступление на педсовете...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/22/picture-185367-1358834623.jpg)
Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики
Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/23/picture-440503-1398267643.jpg)
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Материал участника VШ республиканской научно-методической конференции «Интеграция школы и вуза как эффективный инструмент формирования актуальных компетенций учащихся»(«НМК КНИТУ (КХТИ)—20...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/20/picture-553112-1419098535.jpg)
СИСТЕМА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ НА УРОКАХ ХИМИИ
реферат по теме самообразования для учителя химии....