Методическая разработка урока "Прощание с органической химией"
методическая разработка по химии (10 класс) на тему
Методическая разработка урока "Прощание с органической химией" предназначена для обобщения материала по органической химии в игровой форме для 10 класса. Подробно описаны пять конкурсов , необходимое оборудование, ответы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Прощание с органической химией" - урок-игра | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кузнецова Т.В.,
учитель химии высшей категории
МОУ «Школа № 53»
Люберецкого района Московской области
Урок - игра
«Прощание с органической химией»
(10 класс)
- Организационный момент
- Задачи урока
- обобщить знания и умения по основным вопросам курса органической химии
- развивать логическое мышление, умение работать в команде
- расширять кругозор учащихся в области органической химии
- Оборудование: портреты ученых-химиков Д.И.Менделеева, Н.Н.Зинина, С.В.Лебедева, А.М.Бутлерова, В.В.Марковникова; образцы материалов (для «черного ящика»): каучук, сахар, спирт (в спиртовке); листы к конкурсу «Пятый лишний» + листы для ответов, листы с кроссвордом, листы к конкурсу «Маскировка», талоны для жеребьевки к конкурсу капитанов.
- Оформление доски: записаны структурные формулы глюкозы, бутена-1, метановой кислоты, этаналя, этанола, пропана, бензола; таблица результатов.
- Деление класса на группы (каждая имеет название или номер)
- Ход урока-игры
1 конкурс «Химическая разминка»
Вопрос дается каждой команде по очереди. Если команда не отвечает или ошибается, то отвечает тот, кто первый поднял руку.
1 правильный ответ – 1 балл
Учитель задает вопросы (рассчитано на 5 команд):
- Какие вещества называются гомологами?
- Какие вещества называются изомерами?
- Что называют реакцией гидрирования?
- Что называют реакцией гидратации?
- Что называют реакцией изомеризации?
- Что называют реакцией полимеризации?
- Что называют реакцией этерификации?
- Что называют реакцией поликонденсации?
- Чем отличаются друг от друга по строению крахмал и целлюлоза?
- Почему аминокислоты способны взаимодействовать друг с другом?
2 конкурс «Пятый лишний»
Группе дается задание на карточке, в котором перечислены пять названий веществ, причем одно из них – лишнее. Необходимо также определить, по какому признаку собраны указанные вещества. Дается 2 минуты на обсуждение. Далее листы сдаются учителю. Комментирует ответы один из представителей каждой команды. Дополнительные баллы можно заработать на исправлении ошибок другой команды.
Правильный ответ – 1 балл
Карточка № 1 крахмал, ДНК, каучук, сахароза, полиэтилен.
(признак: полимеры, лишняя – сахароза)
Карточка № 2 глицерин, этанол, бензол, фенол, этиленгликоль.
(признак: спирты, лишний – бензол)
Карточка № 3 лавсан, капрон, ацетатное волокно, нейлон, энант.
(признак: синтетические волокна, лишнее – ацетатное
волокно)
Карточка № 4 фруктоза, белок куриного яйца, кокосовое масло, этанол,
глицин
(признак: питательные вещества, лишний – этанол)
Карточка № 5 мазут, керосин, бензин, газойль, лигроин.
(признак: светлые фракции нефти, лишний – мазут)
Карточка № 6 галогенирование, полимеризация, гидрирование,
нитрование, гидратация
(признак: реакции присоединения, лишняя–
полимеризация)
3 конкурс «Маскировка»
На доске записаны формулы веществ, участвующих в задании. Командам задаются вопросы в определенной последовательности, желающие на данный момент дать ответ, сдают листок учителю. После каждого вопроса ответ будет оценен определенным баллом, если он верный.
ВОПРОСЫ:
- Это вещество относится к самостоятельному классу органических соединений.
- Среди представителей этого класса нет газообразных веществ.
- Это кислородсодержащее соединение.
- В молекуле этого вещества есть двойная связь(5 баллов).
- Свойства вещества определяет его функциональная группа(4 балла).
- Вещество интересно тем, что в отличие от веществ своего класса дает реакцию «серебряного зеркала»(3 балла).
- Это вещество содержится в едких выделениях муравьев и волосках крапивы(2 балла).
Ответ: метановая (муравьиная) кислота.
4 конкурс для капитанов «Угадай-ка» (тайна «черного ящика»).
Капитаны выходят для жеребьевки, получают задание под номером (загадано вещество или фамилия ученого-химика). Капитан команды слушает вопросы ведущего, если он готов ответить, то получает определенный балл в случае правильного ответа.
Задание № 1 Загадан Александр Михайлович Бутлеров
- Русский химик-органик, профессор Петербургского университета, заведующий кафедрой.
- Занимался садоводством, пчеловодством, разведением чая на Кавказе (5 баллов).
- Ученик Николая Николаевича Зинина (4 балла).
- Синтезировал сахаристое вещество, основатель теории химического строения органических веществ(3 балла).
Задание № 2 Загадан Дмитрий Иванович Менделеев
- Русский химик, профессор Петербургского университета.
- Автор первого русского оригинального учебника «Органическая химия» (5 баллов).
- Управляющий Главной палатой мер и весов ( 4 балла).
- Предложил способ дробной перегонки при переработке нефти, способ подземной газификации угля (3 балла).
Задание № 3 Загадан Николай Николаевич Зинин
- Русский химик, академик, профессор Казанского университета.
- Основатель русской школы химиков (5 баллов).
- Первый президент русского физико-химического общества (4 балла).
- Разработал способ получения анилина (3 балла).
Задание № 4 Загадано вещество каучук
- Углеводород, полимер.
- Эластичен, водонепроницаем (5 баллов).
- Впервые синтезирован в лаборатории Сергея Васильевича Лебедева (4 балла).
- В природе содержится в соке гевеи, одуванчиков (3 балла).
Задание № 5 Загадано вещество сахароза
- Ценное питательное вещество.
- Белые кристаллы, хорошо растворимые в воде (5 баллов).
- Состоит из остатков глюкозы и фруктозы (4 балла).
- Содержится в больших количествах в сахарной свекле и сахарном тростнике (3 балла).
Задание № 6 Загадано вещество этанол
- Кислородсодержащее соединение, бесцветная жидкость с
характерным запахом.
- Межклассовый изомер диметилового эфира (5 баллов).
- Возбуждающе действует на нервную систему (4 балла).
- Злоупотребление этим веществом вызывает алкоголизм (3 балла).
5 конкурс «Кроссворд»
Команды получают листы с кроссвордом, время выполнения задания 5-7 минут. После выполнения задания листы с ответами сдаются учителю. За каждый правильный ответ – 1 балл. Ключевое слово – УЧЕНИЕ.
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 |
Вопросы и ответы:
- Ученый, создатель теории химического строения органических веществ (Бутлеров).
- «Слезы дерева» (каучук).
- Структурная часть в цепочке полимера (звено).
- Ароматический углеводород (бензол).
- Реакция взаимодействия органических веществ с водой (гидролиз).
- Вид окисления (горение).
- Подведение итогов, заполнение сводной таблицы игры, оценки за урок.
команда | Химическая разминка | Пятый лишний | Маски-ровка | Угадай-ка (капитаны) | кроссворд |
№1 | |||||
№2 | |||||
№3 | |||||
№4 | |||||
№5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по органической химии "Амины"
Цели урока:- знать строение предельных алифатических аминов;- уметь объяснять зависимость свойств органических соединений от их строения на примере аминов;- уметь объяснять основные свойства в с...
Разработка вводного урока "Органическая химия" в 9 классе
Представлен урок изучения нового в рамках системно-деятельностного подхода с использованием компьютерных технологий и самостоятельной работы с учебником и дополгнительной литературой....
Методическая разработка урока по дисциплине химия по теме «Углеводороды и кислородосодержащие органические соединения»
Данная разработка содержит урок-викторину по химии по темам: предельные и непредельные углеводороды, кислородосодержащие органические соединения....
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА Введение в органическую химию (Лекция)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА Введение в органическую химию (Лекция) по ОП.09. Органическая химия специальность "Фармация"....
Разработка урока "Предмет органической химии"
Урок в 10 клас по теме "Предмет органической химии"...
Методическая разработка урока по органической химии «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических соединений"
В данной методической разработке представлена поэтапная работа на уроке химии в 10 классе....
разработка урока по органической химии 9 класс
Понятие о предельных углеводородах»1. Познакомить учащихся с понятиями «гомологический ряд», «гомология», «общая формула» на примере а...