Химический поединок
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ХИМИЧЕСКИЙ ТУРНИР ДЛЯ ДЕВЯТИКЛАССНИКОВ
Цели: 1. Повысить интерес учащихся к химии
2. Расширить знания учащихся, развить их кругозор
3. Показать возможности практического использования химических знаний и навыков
4. Продолжить формирование умений и навыков учащихся при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием
Оборудование: набор реактивов и посуды для проведения экспериментального тура, мультимедийный проектор, слайдовая презентация
Подготовка вечера.
1. Формируются 2-4 команды по 6 человек из учащихся 9 классов. Команда придумывает название, девиз, эмблему, выбирает капитана, а также готовит по 3 вопроса для команды – соперника.
- Жюри формируется из учащихся 11 класса.
Вступление. Неделя химии продолжается и сегодня встречаются команды девятых классов. Это уже достаточно опытные команды, закалённые в боях и сражениях. И пусть сегодня победит сильнейший!
Представление команд и жюри. На экране проектора – эпиграф. В качестве эпиграфа нашего турнира мы выбрали слова Дени Дидро: “Если бы человечеству пришлось избрать из всех наук только три, то следовало бы предпочесть всем другим наукам механику, естественную историю и химию”.
Первый тур. Разминка.
- Для разминки командам предлагается решить химические загадки. За правильный ответ – 3 балла.
- Открыт он в виде массы,
Похожей так на воск.
И в темноте светился,
Как свет далеких звёзд.
Фосфор
- Лучи преломляю, сверкаю, горю,
И твёрдые камни успешно сверлю.
Но стоит сильней мне в огне накалиться,
И в газ я бесцветный могу превратиться.
Алмаз
- В “Одиссее” у Гомера есть история одна,
Интересна нам она:
“Игры прошли успешно.
Героя Ахиллес наградил щедро.
Куски двух металлов вручил”
А ты узнал, какой металл
Дороже злата, серебра ценился в древние века?
Железо
- Надёжный щит я образую
Для мягких тел в морской воде,
В различных видах существую,
Состав же мой един везде.
Карбонат кальция
Второй тур. Кроссворды. Девятиклассники хорошо умеют не только решать, но и составлять кроссворды. Сейчас им предстоит составить кроссворды, используя опорные слова: кремний и углерод.
Игра со зрителями. Чтобы зрители не скучали – для них тоже есть кроссворд. За правильный ответ получите жетон. Самый активный зритель в конце нашего турнира тоже получит приз. (на экран мультимедийного проектора выводится кроссворд)
Третий тур. Обмен любезностями. Домашнее задание для наших команд было такое: придумать по три вопроса своим соперникам. Жюри будет оценивать не только ответы, но и вопросы.
Четвёртый тур. Экспериментальный. Хорошо известно, что химия – наука экспериментальная: очень важно уметь применять теоретические знания на практике и уметь объяснять с теоретической точки зрения явления, встречающиеся в жизни. М.В. Ломоносову принадлежат слова: “Химик требуется не такой, который лишь из одного чтения книг науку понял, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся”. К сожалению, не всегда мы можем найти необходимые реактивы и оборудование для “прилежных упражнений”. Но нашим участникам сегодня не понадобятся ни кислота, ни спиртовка: только органы чувств и знания по химии. Каждая команда получает набор из пяти веществ. Необходимо по внешнему виду и запаху определить каждое вещество, дать ему химическое название и определить химическую формулу.
1 команда
уксусная кислота
сера
раствор перманганата калия
древесный уголь
свинец
2 команда
мел
кристаллический йод
аммиачная вода
графит
медный купорос
Пятый тур. Найди ошибку. Нередко писатели, малознакомые с химией, совершают в своих произведениях нелепые ошибки. Прослушайте одно из таких произведений, постарайтесь найти и запомнить все “химические” ошибки. Отвечать будете по очереди. За каждую найденную ошибку – 1 балл. Зрители, будьте внимательны, у вас тоже есть шанс! (на экран мультимедийного проектора выводится текст)
Это случилось в том же году, когда французский химик Ричард Пристли создал свою знаменитую Периодическую систему химических знаков.
В кабинете химии нашей школы случился пожар: загорелся оксид кальция, который нерадивые ученики 9 “Хи” класса смешали с гидрохлоридом алюминия. Следом начал тлеть бензин, который использовали в горелках. Началась паника. К счастью неподалёку проходил директор школы. Он схватил ведро с водой и загасил пылающий бензин. Школа была спасена, но уроки пришлось отменить из-за безудержного веселья, охватившего учеников, учителей и техперсонал школы. Дело в том, что при горении бензина образовался углекислый газ, который иногда называют ещё “веселящим” за способность развеселить даже мёртвого. Долго ещё в кабинете химии стоял удушливый запах угарного газа, напоминая о важности соблюдения правил ТБ и пользе химических знаний.
(Ошибки: 1) английский; 2) Джон; 3) элементов; 4) оксид кальция – продукт горения; 5) соляная кислота не образует кислых солей; 6) бензин не тлеет и 7) не используется в горелках; 8) горящий бензин нельзя тушить водой; 9) «веселящий газ» - это оксид азота (II);
10) угарный газ не имеет запаха.)
Шестой тур. Химический марафон. Впереди – финишная ленточка. Последнее усилие, последний рывок – и мы узнаем победителя! В нашем марафоне отвечает тот, кто первый поднимет руку. Начали!
- Название какого химического элемента переводится с латыни как “безжизненный” и почему он так называется? (Азот)
- О каком законе было сказано: “Будущее не грозит ему разрушением, а только надстройки и развитие обещает”? Кому эти слова принадлежат? (Периодический закон, Менделееву)
- В лаборатории в химическом стакане на пламени горелки нагревается вода. Как можно повысить температуру кипения воды? (Добавить хлорид натрия)
- В 1824 году Джон Аспад получил это соединение, обжигая смесь песка и глины, не подозревая, что им скрепляли ещё стены Колизея. (Цемент)
- Банка, почти доверху заполненная концентрированной серной кислотой, была оставлена открытой. Через несколько дней жидкость стала переливаться через край банки. Почему? (Гигроскопические свойства)
- Что такое “оловянная чума” и в чём её причина? (Аллотропия олова)
- Однажды древнегреческие купцы, вёзшие на корабле груз соды, пристали к песчаному берегу реки и, не найдя камней, подложили под котлы для варки пищи глыбы соли. Так, согласно легенде, впервые было получено...(Стекло)
- Что такое “сухой лёд”? (Твёрдый углекислый газ)
- Почему некоторые периоды истории называют “железным” и “бронзовым” веками?
- Для чего в медицине используют активированный уголь? На каком явлении основано его применение? (При отравлениях, адсорбция)
- Какая кислота входит в состав желудочного сока? (Соляная)
Подведение итогов.
Награждаются победители среди команд – участников и зрителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Химический поединок
Внеклассное мероприятие для 8 класса....
Факторы, влияющие на смещение химического равновесия (концентрация реагентов, температура, давление и катализатор). Принцип Ле Шателье. Роль смещения химического равновесия в увеличении выхода продукта в химической промышленности
Презентация к уроку по теме: "Факторы, влияющие на смещение химического равновесия (концентрация реагентов, температура, давление и катализатор). Принцип Ле Шателье. Роль смещения химического равновес...
Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций.(слайды к урокам)
Слайды к урокам: Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций....
Презентация " Химический поединок " в 10 классе
Презентация " Химический поединок " в 10 классе...
Разработка мероприятия " Химический поединок" в 10 классе
Разработка мероприятия " Химический поединок" в 10 классе...
Репортаж о съемках программы Поедем, поедим!
Репортаж о съемках программы Поедем, поедим...
Химический поединок
Внеклассное мероприятие по химии на предметной неделе...