Химический поединок
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ХИМИЧЕСКИЙ ПОЕДИНОК ДЛЯ ВОСЬМИКЛАССНИКОВ
Цели:
1. Повысить интерес учащихся к химии
2. Расширить знания учащихся, развить их кругозор
3. Показать возможности практического использования химических знаний и навыков
Оборудование: мультимедийный проектор, слайдовая презентация
Подготовка вечера.
- Формируются 2-4 команды по 6 человек из учащихся 8 классов. Команда придумывает название, девиз, эмблему, выбирает капитана, а также готовят кроссворд из десяти слов для команды – соперника.
- Жюри формируется из учащихся 11 класса.
Вступление
- Мы открываем сегодня неделю химии поединком между восьмыми классами. Ребята, которые только в этом году начали постигать тайны химической науки, успели многое узнать и многому научиться. Сегодня они покажут свои знания и умения. Давайте их поддержим и поприветствуем.
Представление команд и жюри. На экране проектора – эпиграф.
Начать наш поединок я хочу словами Хэмери Дэви: «Прекрасная наука химия – мать наук- должна стать рычагом цивилизации». Итак, первый бой!
Первый бой. Разминка.
Наши восьмиклассники уже неплохо владеют химическим языком. Как в любом языке в нём есть свои буквы – химические элементы. Сейчас мы выясним, кто из них знает больше названий химических элементов. Команды по очереди будут называть химические элементы. Та команда, которая назовет больше – и будет победительницей. Цена победы – 5 баллов.
Второй бой. Самый-самый.
Всегда и везде находится самый-самый. В химии таких самых-самых тоже немало. Командам предлагаем вспомнить их и назвать. За правильный ответ – 1 балл.
- Самый распространённый элемент в земной коре. (Кислород)
- Самый жидкий металл. (Ртуть)
- Самый лёгкий газ. (Водород)
- Самая поваренная соль. (Хлорид натрия)
- Самые ленивые газы. (Инертные газы)
- Самая гремучая смесь. (1/2 части водорода с 1 частью кислорода)
- Самое распространённое вещество на Земле. (Вода)
- Самый крылатый металл (Алюминий)
- Самые активные металлы (Щелочные)
Игра со зрителями. Кислотный дождь.
Наши участники уже познакомились с названием, составом и свойствами кислот. Мы предлагаем зрителям отгадать названия кислот, зашифрованные в женских именах. (на экран мультимедийного проектора выводятся зашифрованные названия кислот: Ф......ая, .Зо...я, ..Р.ая, .Оля..., ..Е....ва.).
(Ответы: фосфорная, азотная, серная, соляная, кремниевая)
Третий бой. Химические загадки.
Этот бой потребует от участников команд внимания, смекалки и, конечно же, знаний. Вам необходимо разгадать химические загадки. Первой отвечает команда, у которой сейчас больше баллов. А за правильную отгадку – 3 балла.
- Хоть и едкой называют,
Но меня не презирают.
Цвет индикатора меняю,
А в кислоте я исчезаю.
Щёлочь
- В воде я слабо растворяюсь,
При нагревании – возгоняюсь.
Быстро ранку прижигаю
И микробов убиваю.
Йод
- От щёлочи я жёлт, как в лихорадке,
Краснею от кислот, как от стыда,
А в воду я кидаюсь без оглядки:
Вот тут уж не заест меня среда!
Метилоранж
- Была обменною монетой,
Причиной войн была не раз.
И всё же, несмотря на это,
Её не ценим мы сейчас. Поваренная соль
Четвёртый бой. Суперкроссворд.
Команды не только готовились к сегодняшнему поединку, но и выполняли домашнее задание: составляли небольшой химический кроссворд для своих соперников. Я предлагаю командам обменяться кроссвордами и решить их в течение 5 минут. А пока команды работают, зрителям предлагаем тоже пошевелить мозговыми извилинами. Для вас – кроссворд (на экран мультимедийного проектора выводится кроссворд для зрителей)
Пятый бой. Пантомимки.
Наши игроки, похоже, засиделись. Пора дать им возможность немного размяться. Каждая команда получает задание – изобразить жестами и мимикой один из признаков химической реакции, а их соперники должны его отгадать. Пока участники готовятся, зрителям предлагаем вспомнить, какие признаки химической реакции они знают.
Шестой бой. Химический ералаш.
И напоследок: много – много вопросов и заданий, которые и решат исход поединка. Команды отвечают по принципу “кто быстрее”. За правильный ответ – 1 балл.
- Каких элементов больше: металлов или неметаллов? (Металлов)
- А сколько всего неметаллов? (22)
- Почему чай называют домашним индикатором? (Меняет цвет в кислой среде)
- Что такое “чистая вода”? (Дистиллированная)
- Найдите ошибку в высказывании: “По составу минеральных солей мёд почти идентичен крови человека. Мёд содержит 450 элементов, из которых половина содержится только в мёде” (Известно всего 113 элементов)
- Какова формула ржавчины?
- Сколько литров воды нужно взять, чтобы приготовить 1 литр 10%-ного раствора гидроксида алюминия? (Это нерастворимое основание)
- Юный химик Вася, забравшись в заброшенную лабораторию, нашёл запаянную пробирку из тёмного стекла. Открыв её он обнаружил в ней жидкость с металлическим блеском. Что это за жидкость и что с ней дальше делать Васе? (Ртуть; срочно закрыть банку и вызвать спасателей МЧС)
- В 1676 году Роберт Бойль провел следующий опыт: он взвесил запаянную колбу с порошком металла, нагрел её, потом охладил до исходной температуры, вскрыл и взвесил снова. На основании этого опыта он сделал вывод, что при нагревании масса металла увеличивается.
В 1756 году М.В. Ломоносов повторил этот опыт с некоторыми изменениями и сделал вывод, что Бойль совершил ошибку.
- Какую ошибку совершил Бойль? (Вскрыл реторту до взвешивания)
- Как Ломоносов изменил опыт Бойля? (Взвесил реторту, не вскрывая)
- Какой закон сформулировал Ломоносов на основании этого опыта? (закон сохранения масс)
- В сутки человек вдыхает приблизительно 25 кг воздуха. Автомобильный двигатель на каждые 100 км пути расходует 1825 кг кислорода. Сколько времени может дышать этим кислородом человек? (В воздухе 1/5 часть кислорода, значит в сутки человек потребляет 25:5=5 кг кислорода. Тогда 1825:5=365 суток)
Подведение итогов.
Награждаются победители среди команд – участников и зрителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Химический поединок
Внеклассное мероприятие для 9 класса....
Факторы, влияющие на смещение химического равновесия (концентрация реагентов, температура, давление и катализатор). Принцип Ле Шателье. Роль смещения химического равновесия в увеличении выхода продукта в химической промышленности
Презентация к уроку по теме: "Факторы, влияющие на смещение химического равновесия (концентрация реагентов, температура, давление и катализатор). Принцип Ле Шателье. Роль смещения химического равновес...
Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций.(слайды к урокам)
Слайды к урокам: Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций....
Презентация " Химический поединок " в 10 классе
Презентация " Химический поединок " в 10 классе...
Разработка мероприятия " Химический поединок" в 10 классе
Разработка мероприятия " Химический поединок" в 10 классе...
Репортаж о съемках программы Поедем, поедим!
Репортаж о съемках программы Поедем, поедим...
Химический поединок
Внеклассное мероприятие по химии на предметной неделе...