Химическая вечеринка
методическая разработка по химии на тему
Внеклассное мероприятие для учащихся 10-11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himicheskaya_vecherinka_.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
БОЛЬШАЯ ХИМИЧЕСКАЯ ВЕЧЕРИНКА
для 10 и 11 классов
Цели: 1. Повысить интерес учащихся к химии
2. Расширить знания учащихся, развить их кругозор
3. Показать возможности практического использования химических знаний и навыков
4. Продолжить формирования умений и навыков учащихся при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.
Оборудование: набор реактивов и посуды для проведения опытов, мультимедийный проектор, слайдовая презентация
Подготовка вечера.
- Формируются 2 команды по 6 человек из учащихся 10 и 11 классов. Команда придумывает название, девиз, эмблему, выбирает капитана
- Жюри формируется из учителей школы.
Вступление. Сегодня мы вновь встречаемся с участниками состязаний в рамках Недели химии. Большая химическая вечеринка для учеников десятого и одиннадцатого класса объявляется открытой! У вас есть прекрасная возможность убедиться в том, что прекрасная наука химия – это не только формулы и уравнения. В химии есть место также и творчеству, поэзии, искусству. И я приглашаю в зал команды 10 и 11 класса!
Представление команд и жюри. На экране проектора – эпиграф. Эпиграфом сегодняшней встречи будут слова М.В. Ломоносова: “Широко распространяет химия руки свои в дела человеческие... куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются перед нами успехи её прилежания”
Конкурс 1. Разминка. В качестве разминки соперникам предстоит состязание в умении составлять двустишья – буриме по двум опорным словам. Например, со словами “медь” и “медведь” может получиться такой химический “опус”: (выводится на экран мультимедийного проектора)
Знает даже дремучий медведь,
Что металлом является медь.
- Команда 10 класса получает две пары опорных слов: бром - гром и оксид – скрипит, а команда 11 класса пары серебро – добро и кислота – красота. На составление буриме у вас 5 минут. Зрители, подключайтесь, зарабатывайте жетоны! Максимальная оценка в этом конкурсе – 5 баллов.
Конкурс 2. Химики и лирики.
- Может показаться странным, что на химическом вечере мы вдруг решили вспомнить о литературе. Но, с другой стороны, наши старшеклассники стремятся стать не просто образованными, но и всесторонне развитыми, культурными людьми. Не зря известный химик академик Арбузов говорил: “Не могу представить себе химика, не знакомого с вопросами поэзии, с картинами мастеров живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области”.
- Я буду предлагать командам вопросы, так или иначе связанные с литературой, музыкой и живописью. Отвечать будете по очереди. За правильный ответ – 2 балла. Дополнения и исправления тоже оцениваются.
(В ходе конкурса на экран проектора выводятся портреты цитируемых авторов или героев)
- Какому поэту принадлежат слова:
Поэзия – та же добыча радия –
В грамм – в год труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды.
В.В. Маяковский
- В романе Ильфа и Петрова “Золотой телёнок” есть такой эпизод: “По сцене расхаживал лектор в зелёном френче и, недовольно поглядывая на дверь, с военной отчётливостью говорил: “По характеру действия боевые отравляющие вещества делятся на удушающие, слезоточивые, нервные, раздражающие и так далее. В числе слезоточивых газов можем отметить бромистый бензол” (выводится на экран проектора)
Лектор совершил в своём рассказе три ошибки. Найдите их.
- Два известнейших химика являлись членами Российской академии художеств, один в 18 веке, другой – в 19-ом. Назовите их имена. (М.В. Ломоносов и Д.И. Менделеев)
- Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
После грозы в воздухе ощущается специфический запах, который мы называем запахом свежести. Какое вещество придаёт такой запах воздуху? (Озон)
- Назовите имя знаменитого композитора, который был также и крупным химиком, другом Д.И. Менделеева. (А.П. Бородин)
- “Да! Это была собака, огромная, чёрная, как смоль... из её отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте”.
Кто автор этих строк и о каком химическом веществе идёт речь? (А. Конан Дойль, белый фосфор)
- Д.И. Менделеев был очень дружен с художником Куинджи. Вместе они работали над созданием... А что могли вместе создать художник и химик? (Долговечные краски)
- В романе Ж. Верна “Таинственный остров” герои, попав на необитаемый остров, сумели не только выжить, но и наладили целый ряд химических производств в промышленном масштабе. Так, например, азотная кислота была ими получена из природной натриевой селитры и серной кислоты. Напишите уравнений этой реакции.
- В каком произведении А.С. Пушкина есть такие строки:
И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой
Как будто грома грохотанье,
Тяжёло-звонкое скаканье
По потрясённой мостовой.
И, озарён луною бледной,
Простёрши руку в вышине,
За ним несётся....
(“Медный всадник”)
- Этого величайшего английского поэта средневековья называют универсальным гением. В своих произведениях он нередко использовал в своих произведениях не просто факты, а факты через призму химии. Он был хорошо знаком с воззрениями Парацельса, интересовался алхимией. В его “Антонии и Клеопатре” Клеопатра говорит Алексасу:
С Антонием не сходен ты ни в чём,
Но ты был с ним, и близостью своею
Он в золото преобразил свинец.
О ком идёт речь? (У. Шекспир)
Конкурс 3. Ба, знакомые все лица!
- В каждой науке есть свои герои-учёные, чей гений сделал возможными открытия, без которых немыслима современная жизнь. Мы не всегда знаем их в лицо, но мы должны помнить и знать их имена. Команды, будьте готовы узнать и назвать их! За правильный ответ – 3 балла. А за «опознание» героя на портере – ещё один балл. (портреты – на экране проектора)
- Выдающийся русский учёный, педагог и общественный деятель. Превосходно овладев методами математики и физики, он применил их к решению проблем химии. В 35 лет совершил он своё величайшее открытие, которое позволило навести строгий порядок в мире химических элементов и впервые осуществить научный прогноз в химии.
(Д.И. Менделеев)
- Итальянский учёный. В 1811 году открыл закон о газах, позже названный его именем. В его честь также названа постоянная, обозначающая число частиц в одном моль вещества. (Амедео Авогадро)
- Русский химик, создатель теории химического строения органических веществ.
(А,М. Бутлеров)
- Английский химик, который в 1766 г первым описал физические и химические свойства водорода. (Генри Кавендиш)
- Русский химик – органик; в 1869 г сформулировал правило о направлении реакций замещения, отщепления и присоединения по двойной связи в молекулах углеводородов. Это правило носит его имя. (Марковников)
- А.С. Пушкин писал о нём: “Историк, ритор, химик, минеролог, художник и стихотворец; он всё испытал и всё постиг”. (М.В. Ломоносов)
- Учёный, сформулировавший принцип химического равновесия. (Ла Шетелье)
- Замечательная женщина и общественный деятель, дважды лауреат Нобелевской премии, основатель института радия. В 1898 г совместно с коллегами открыла полоний и радий. (М. Склодовская-Кюри)
Конкурс 4. Что в имени тебе моём?
- У каждого химического элемента есть своё имя, у этого имени есть своя история, своя маленькая тайна. В заключение нашей встречи я предлагаю командам раскрыть эти тайны и увеличить свои шансы на победу. За правильный ответ – 1 балл.
- Откуда элемент индий получил своё название? (От синей – индиговой линий в спектре)
- Какие элементы действительно названы в честь стран? (Германий, франций, полоний, рутений, галий)
- Какие элементы носят имена учёных? (Курчатовий, нильсборий, эйнштений, фермий, менделевий, нобелий, лоуренсий, берклий)
- Перечислите химические элементы, названия которых переводятся как “рождающий”. (Водород, углерод, кислород)
- Эти элементы славятся тем, что, соединяясь с металлами, образуют соли. (Галогены)
- Это один из самых многоликих элементов. Он образует несколько простых веществ: графит, алмаз, уголь, сажа. (Углерод)
- А этот элемент сам дал название одной из стран Южной Америки. (Серебро, Аргентина)
- Какие элементы – металлы названы в честь частей света? (Европий и америций)
- Название какого металла переводится как “зола”? (Калий)
- Какой неметалл получил своё название в связи с неприятным запахом его паров? (бром)
Подведение итогов. Награждаются победители среди команд – участников и зрителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий химического вечера "Посвящение в химики"
Предлагаю сценарий химического вечера "Посвящение в химики". Данное мероприятие провела в рамках недели биологии и химии. Участвовали 7 -1 0 классы. Мероприятие прошло очень живо и интересно. Химическ...
Сценарий химического вечера.
Сценарий, посвящен 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова. Разработан и написан членами химического кружка школы....
Химический вечер "Занимательные опыты"
Химические опыты чтобы заинтерисовать к новому курсу...
Химический вечер на тему: "Вода - удивительное вещество природы"
Цель вечера: ознакомить учащихся с разнообразными, часто аномальными свойствами воды; показать, что в обычном веществе можно обнаружить свойства, не замечаемые в обычной жизни; научить пристальн...
Химический вечер для семиклассников «Волшебный мир химии»
Сценарий химического вечера для семиклассников...
Физико-химический вечер
Проверка знаний учащихся в форме интеллектуального соревнования, закрепление сведения о первоначальных химических и физических понятиях, развитие интереса учащихся к химии и физике....
Сценарий химического вечера для 8-11 классов «Сказ про Федота – Стрельца ,удалого молодца»
Действующие лица: Царь-маленький ш...