Пособие для учителя по формированию системы знаний, умений о галогенах и их соединений.
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
Структура изучения раздела "Галогены"
по учебнику «Химия 9 класс», авторы: И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
galogeny.docx | 58.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Пособие для учителя по формированию системы знаний, умений о
галогенах и их соединений.
Основные задачи при изучении темы можно сформулировать следующим образом: на основании периодического закона, основных закономерностей периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева вскрыть причинно-следственную связь между строением, свойствами и применением галогенов.
Структура изучения раздела "Галогены"
по учебнику «Химия 9 класс», авторы: И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская.
№ | Тема параграфа | Основные понятия темы параграфа |
1. | Общая характеристика галогенов. | Галогены, физические свойства галогенов, возгонка, химические свойства галогенов и их соединений, атомы галогенов – восстановители, ионы галогенов – восстановители, галогеноводороды. |
2. | Хлор. | Получение хлора, физические свойства хлора, химические свойства хлора, применение хлора. |
3. | Хлороводород и соляная кислота. | Получение хлороводорода, физические свойства хлороводорода, физические свойства соляной кислоты, химические свойства соляной кислоты, окислительные и восстановительные свойства соляной кислоты, качественная реакция на хлорид – ион, применение соляной кислоты. |
4. | Фтор. Бром. Иод. | Фтор, действие фтора на организм, иод, действие иода на организм. |
Структура взаимосвязи понятий и умений:
Понятие | Умения |
Галогены | Находить атомы галогенов в ПСХЭ, объяснять строение атомов галогенов на основе их положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева; |
Физические свойства галогенов, возгонка. | Характеризовать физические свойства галогенов: агрегатное состояние, цвет, растворимость в воде, органических растворителях. Объяснять понятие возгонка. |
Химические свойства галогенов: атомы галогенов – окислители, ионы галогенов – восстановители. | Определять изменение окислительных и неметаллических свойств атомов галогенов в группе, определять степень окисления галогенов в соединениях. Записывать уравнения окислительно-восстановительных процессов с участием атомов, молекул или ионов галогенов; определять окислитель, восстановитель. |
Получение хлора и хлороводорода. | Отличать промышленные способы получения хлора и хлороводорода от лабораторных способов получения хлора и хлороводорода. |
Физические свойства хлора, хлороводорода, соляной кислоты. | Характеризовать физические свойства хлора, хлороводорода, соляной кислоты. |
Химические свойства хлора. | Записывать уравнения химических реакций отражающих взаимодействие хлора с металлами, с неметаллами, со сложными веществами (водой, с солями брома и иода). |
Химические свойства, соляной кислоты, окислительные и восстановительные свойства соляной кислоты, качественная реакция на хлорид – ион. | Составлять уравнения окислительно-восстановительных процессов, предсказывать протекание процесса; записывать качественную реакцию на хлорид – ион. |
Применение хлора, соляной кислоты. | Характеризовать области применения хлора, соляной кислоты, значение фтора, брома в жизни. |
Типы заданий для учащихся при формировании, закреплении знаний и отработке умений по теме: «Общая характеристика галогенов»
№1. Укажите ряд, в котором записаны только галогены.
А. F2, Fe, B, C. Б. F2, Cl2, I2, Br2. В. Cl2, I2, S, H2.
Верный ответ: Б.
№ 2. Установите соответствие между галогеном и характеристикой его физических свойств.
1. Хлор | А. Ядовитый, газ светло – зеленого цвета с самой низкой температурой кипения и плавления. |
2. Бром | Б. Ядовитый газ красно- бурого цвета, хорошо растворимый в воде. |
3. Иод | В. Ядовитый, легко сжижающийся газ, желто- зеленый. |
4. Фтор | Г. Твердое кристаллическое вещество, при нагревании переходит в пар фиолетового цвета. |
Д. Токсичная тяжелая красно - бурая жидкость. |
Верный ответ: 1-В; 2-Д; 3- Г; 4- А.
№ 3 .Распределите указанные галогены в порядке увеличения окислительных свойств:
F2, Cl2, I2, Br2.
Верный ответ: I2, Br2, Cl2, F2.
№ 4. Допишите полуреакции, определите окислители, восстановители:
I20 + 2е- →
2Сl-1 -2е- →
Br20 +2е- →
Верный ответ:
I20 + 2е- → 2I-1 окислитель
2Сl-1 -2е- → Cl2 восстановитель
Br20 +2е- → 2Br-1 окислитель
Типы заданий для учащихся при закреплении знаний, формировании и отработки умений
по теме: «Хлор»
№ 1. Объясните в чём сходство и в чём различие атома хлора и иона хлора?
Верный ответ: в атоме хлора 17 электронов, а в ионе хлора 18 электронов.
№ 2. Из каких веществ получают хлор в лаборатории:
А. HCl и FeO. Б. NaCl. В. HCl и MnO2.
Верный ответ: В.
№ 3. С какими из перечисленных веществ хлор не взаимодействует?
1.Водой;
2.раствором хлорида натрия;
3.раствором бромида натрия;
4.раствором щелочи.
Верный ответ: 2.
№ 4. Какой объём хлора выделится при взаимодействии 55 граммов оксида марганца (IV) с концентрированной соляной кислотой.
Верный ответ: 14,1 л.
№ 5. Массовая доля хлора наибольшая в соединении, формула которого:
А. HCl Б. КCl В. HClО4
Верный ответ: А.
Типы заданий для учащихся при закреплении знаний, формировании и отработки умений
по теме: «Хлороводород и соляная кислота»
№1. Закончите данные уравнения реакций? Для первого уравнения реакции запишите электронный баланс:
Al + HCl →
ZnO + HCl →
BaO + HCl →
NaOH + HCl →
Hg + HCl →
Верный ответ:
2Al0 + 6H+1Cl-1 → 2Al+3Cl3-1 +3H20
Al0-3е-→ Al+3 3 2 восстановитель
2H+1 +2е- → H20 2 3 окислитель
ZnO + HCl → ZnCl2 + H2O
BaO + HCl → BaCl2 + H2O
NaOH + HCl → NaCl + HOH
Hg + HCl → реакция не идет
№ 2. Выберите верные утверждения:
А. Хлороводород бесцветный газ с резким запахом, хорошо растворим в воде.
Б. Хлороводород желто-зеленый газ, тяжелее воздуха.
Верный ответ: А.
Типы заданий для учащихся при закреплении знаний, формировании и отработки умений
по теме: «Фтор. Бром. Иод»
№ 1. В переводе с греч. фтор означает:
А. Зловонный Б. Разрушающий В. Фиолетвый
Верный ответ: Б.
№ 2. При сливании растворов иодида натрия и нитрата серебра образуется осадок
А.белого цвета; Б.желтоватого цвета;
В.желтого цвета; Г.оранжевого цвета.
Верный ответ: Б.
№ 3. При сливании растворов бромида калия и нитрата серебра образуется осадок
А.белого цвета; Б. желтоватого цвета;
В.желтого цвета; Г. оранжевого цвета.
Верный ответ: Б.
Задания для самоконтроля.
Вариант на отметку «удовлетворительно»:
1. Напишите уравнения реакций по схеме: HCI→ CI2 → NaCI
2. Определите степени окисления элементов в соединении FeF3
3. Напишите электронное уравнение образования молекулы хлора.
Вариант на отметку « хорошо»:
1. Напишите уравнения реакций по схеме: AICI3 → CI2 → HCI
2. Определите степень окисления элементов в оксиде Cl2O7
3. Напишите электронное уравнение реакции образования молекулы брома
Вариант на отметку «отлично»:
1. С какими из перечисленных веществ может реагировать хлор: H2, Zn, H2SO4, NaCI, KBr. Напишите уравнения реакций
2. Определите степень окисления хлора в молекуле HCIO.
3. Напишите электронное уравнение образования молекулы иода.
Итоговый тест для диагностики уровня освоения учебного материала (системы знаний, умений) по теме раздела: «ГАЛОГЕНЫ»
Требования к уровню подготовки, выполнение которых проверяет
Код контролируемого умения | Умения и виды деятельности, проверяемые заданиями теста |
Уметь определять (распознавать): | |
Г1 | Атомы и простые вещества галогенов. |
Г2 | Химическая связь в соединениях с галогенами. |
Г3 | Физические свойства галогенов, хлора, хлороводорода, соляной кислоты. |
Г4 | Изменение окислительных и неметаллических свойств атомов галогенов в группе определять степень окисления галогенов в соединениях. |
Г5 | Окислительно-восстановительных процессы с участием атомов, молекул или ионов галогенов. |
Г6 | Промышленные способы получения хлора и хлороводорода, лабораторные способы получения хлора и хлороводорода. |
Г7 | Химические свойства, отражающие взаимодействие хлора с металлами, с неметаллами, со сложными веществами (водой, с солями брома и иода). |
Г8 | Окислительно-восстановительные процессы с участием галогенов; предсказывать протекание процесса; качественную реакцию на хлорид – ион. |
Г9 | Находить массовую долю элемента в соединении, объём исходного вещества и продукта реакции. |
Г10 | Фтор, иод, действие иода и фтора на организм. |
Распределение заданий по частям и уровню сложности
Части работы | Число заданий | Тип заданий и уровень сложности | Максимальный балл |
Часть 1 | 10 | С выбором ответа, базового уровня сложности. | 10 |
Часть 2 | 3 | С кратким ответом, повышенного уровня сложности. | 8 |
Часть 3 | 1 | Задания с развернутым ответом | 5 |
Итого | 14 | 23 |
Задания с выбором ответа (часть 1)
Выполнение заданий с выбором ответа предполагает использование знаний для подтверждения правильности одного из четырех вариантов ответа.
Задания с кратким ответом (часть 2)
Выполнение таких заданий предполагает:
а) осуществление большего числа учебных действий, чем в случае заданий с выбором ответа;
б) установление ответа и его запись в виде набора чисел.
В тесте предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
– задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах;
– задание на выбор нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов.
Задания с развернутым ответом (часть 3)
Задания с развернутым ответом в отличие от заданий двух предыдущих типов предусматривают комплексную проверку усвоения нескольких (двух и более) элементов содержания раздела «Галогены».
Задания с развернутым ответом ориентированы на проверку умений:
– осуществление цепочек превращений.
– составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций.
- рассчитывать объём исходного вещества галогена и продукта реакции галогена.
Распределение заданий
по видам проверяемых умений и способам действий
№ п/п | Основные умения и способы действий | Число заданий в частях работы/доля заданий в % от общего числа заданий теста | ||
1 часть | 2 часть | 3 часть | ||
определять (распознавать) | ||||
1. | степень окисления химических элементов (О1) | 2/14,3 | 1/7,14 | 1/7,14 |
2. | окислительно-восстановительный процесс, отличать от других типов химических реакций (О2 ) | 2/14,3 | ||
3. | окислитель и восстановитель (О3 ) | 2/14,3 | 3/21,4 | 1/7,14 |
4. | процессы окисления и восстановления (О4); | 1/7,14 | 1/7,14 | |
5. | элементы, (соединения, которые содержат элементы в промежуточной степени окисления), проявляющие окислительно-восстановительную двойственность (О5); | 1/7,14 | ||
6. | минимальную степень окисления, максимальную степень окисления, промежуточную степень окисления(О6); | 2/14,3 | ||
7. | расставлять коэффициенты в уравнении ОВР методом электронного баланса (О7); | 1/7,14 | ||
8. | составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций (О8). | 1/7,14 |
Система оценивания отдельных заданий и теста в целом.
Верное выполнение каждого задания части 1 оценивается 1 баллом.
Задание считается выполненным верно, если указан номер правильного ответа. За выполнение задания ставится 0 баллов, если:
а) указан номер неправильного ответа;
б) указаны номера двух и более ответов, среди которых может быть и правильный;
в) ответ отсутствует.
В части 2 верное выполнение каждого из заданий оценивается 2 баллами. 1 балл - ставится, если в ответе допущена одна ошибка. 0 баллов - ставится, если: а) в ответе допущено более одной ошибки; б) ответ отсутствует.
Задание части 3 (с развернутым ответом) предусматривают проверку от 3 до 5 элементов ответа. Наличие каждого элемента ответа оценивается 1 баллом, поэтому максимальная оценка верно выполненного задания составляет от 3 до 5 баллов.
Время, отведённое на выполнение теста 40 минут.
Тест по теме «ОВР»
Вариант 1.
ЧАСТЬ 1.
Г1 № 1. Из перечисленных химических элементов наибольший радиус у атома:
А) йода Б) брома В) фтора Г) хлора.
Г4 № 2. Из перечисленных веществ наиболее ярко выраженные окислительные свойства имеет:
А) бром Б) фтор В) йод Г) хлор.
Г2 № 3 Тип химической связи в молекуле хлора:
А) ионная Б) ковалентная неполярная.
В) ковалентная полярная Г) металлическая.
Г10 № 4. Спиртовой раствор этого галогена применяют для обработки ран:
А) бром Б) фтор В) йод Г) хлор
Г7 № 5. Хлор взаимодействует с веществом, формула которого:
А) NaF Б) NaCl В) H2 Г) О2
Г8 № 6.Определите, какая из предложенных реакций является качественной на хлорид - ион:
А) 2НСl + ZnО = ZnСl2+Н2О | В) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 |
Б) NaСl + AgNO3= NaNO3+AgCl↓ | Г) Н2 + Сl2= 2НСl |
Г6 № 7. Какая схема отражает лабораторный способ получения хлороводорода?
А.) Н2 + С12 →; Б.) NaCl + H2SO4 →; В.) СН4+ Cl2 →
Г5 № 8. Полуреакция в которой ион галогена является восстановителем:
А.) 2Сl-1 -2е- → Cl20 | В.) Br20 +2е- → 2Br-1 |
Б.) I20 + 2е- → 2I-1 | Г.) Сl+7 +2е- → Cl+5 |
Г9 № 9. Массовая доля брома в FeBr3:
А.) 15% В.) 77%
Б.) 34% Г.) 81%
Г4. 10. Укажите соединение, в котором хлор проявляет промежуточную степень окисления:
А) HCl В) HClO4
Б) HClO3 Г) NaCl
ЧАСТЬ 2
Г6 №1.Установите соответствие между схемой химической реакции и продуктом реакции:
СХЕМА РЕАКЦИИ | ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ |
А) HCl + MnO2 → | 1) KBr + I2 |
Б) KI + Br2→ | 2) FeCl2 |
В) Fe + Cl2→ | 3) MnCl2 + Cl2 + H2O |
4) FeCl3 |
ОТВЕТ:
А | Б | В |
Г3 № 2. Установите соответствие между веществом и его свойством:
ВЕЩЕСТВО | СВОЙСТВО |
А) Хлороводород | 1) ядовитый газ, с резким запахом, желто – зеленого цвета. |
Б) Соляная кислота | 2) газ без цвета, с резким запахом, тяжелее воздуха, хорошо растворим в воде; |
В) Хлор | 3) бесцветная жидкость, с резким запахом, сильно дымящая на воздухе; |
4) желтоватая жидкость, без запаха. |
ОТВЕТ:
А | Б | В |
Г4, Г5. № 3. Для фтора верны следующие утверждения:
1) проявляет только окислительные свойства
2) проявляет только восстановительные свойства
3) характерная степень окисления -1
4) на последнем уровне атома фтора 6 электронов.
Ответ ___________.
ЧАСТЬ 3
Г8 №1.Закончите окислительно - восстановительное уравнение реакции и расставьте коэффициенты методом электронного баланса :
F2 + H2O →
Г7, Г8 № 2. Осуществите цепочку превращений:
HCl → Cl2 → MgCl2→AgCl
Тест по теме «ОВР»
Вариант 2
ЧАСТЬ 1
О2 1.Определите, какая из предложенных реакций не является окислительно-восстановительной:
1) 2Na + Br2 = 2NaBr | 3) Mg + 2HCl = ZnCl2 + H2 |
2) N2+ 3H2= 2NH3 | 4) NaOH+ HCl= NaCl+ HOH |
О1 2.Укажите степень окисления серы в NaBO3:
1) -2
2) +3
3) +5
4) -2
О2 3.Окислительно-восстановительной является реакция, уравнение которой соответствует номеру:
1) BaO + SO2 =BaSO3 | 3) Br2 + 2KI =2KBr + I2 |
2) CaCO3 + SiO2= CaSiO3 + CO2 | 4) CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2↓ + Na2SO4 |
О1 4. Какая схема превращения азота соответствует данному уравнению реакции:
2H2S+3O2 = 2SO2 + 2H2O
1) S0 → S+2 3) S-2 → S+4
2) S-2 → S0 4) S+4 → S+6
О5 5. Укажите, элемент, проявляющий окислительно – восстановительную двойственность:
1) медь 3) фтор
2) калий 4) азот
О3 6. Фосфор является восстановителем в превращении, схема которого
1) Р+5 → Р0 3) Р+3 → Р0
2) Р0 → Р-3 4) Р0 → Р+5
О4 7. Какая схема превращения соответствует процессу восстановления:
1) S+2 → S0 3) N0 → N+2
2) Si0 → Si+4 4) Fe 0 → Fe +3
О6 8. Укажите максимальную степень окисления хлора:
1) +2 3) +1
2) +7 4) +5
О3 9. Вещество, которое является только окислителем:
1) H2S; 2) H2SO4; 3) Na2SO3; 4) SO2
О6. 10. Укажите соединение, в котором хлор проявляет промежуточную степень окисления:
1) HCl 3) HClO3
2) HClO4 4) NaCl
ЧАСТЬ 2
О3 1. Установите соответствие между схемами превращения веществ и изменениями степени окисления серы.
СХЕМА РЕАКЦИИ | ВОССТАНОВИТЕЛЬ |
А) H2S + O2 → SO2 + H2O | 1) S+4 → S +6 |
Б) H2SO4 + Na → Na2SO4 + H2S + H2O | 2) S +6 → S -2 |
В) SO2 + Br2 + H2O → H2SO4 + HBr | 3) S +6 → S +4 |
4) S -2 → S +6 | |
5) S -2 → S +4 |
ОТВЕТ:
А | Б | В |
О3 2. Установите соответствие между уравнением реакции и свойством азота, которое он проявляет в реакциях.
УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ | СВОЙСТВО АЗОТА |
А) NH4HCO3 = NH3 + H2O + CO2 | 1) I-1→ I0 |
Б) NH4Cl + KNO3 → KCl + N2O + H2O | 2) N-3→N-3 |
В) HI + FeCl3 → FeCl2 + HCl + I2 | 3) I+1→ I0 |
4) N-3→N+1 | |
5) N-0→N-3 |
ОТВЕТ:
А | Б | В |
О1, О3. 3. Для натрия верны следующие утверждения:
1) проявляет только окислительные свойства
2) проявляет только восстановительные свойства
3) характерная степень окисления +1
4) на последнем уровне атома натрия 2 электрона.
Ответ ___________.
ЧАСТЬ 3
1. Закончите окислительно- восстановительное уравнение реакции и расставьте коэффициенты методом электронного баланса:
Al + C →
Ответы к заданиям теста
Вариант № 1
Часть 1
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | А | Б | Б | В | В | Б | Б | А | Г | Б |
Часть 2
№ 1
ОТВЕТ:
А | Б | В |
3 | 1 | 4 |
№ 2
ОТВЕТ:
А | Б | В |
2 | 3 | 1 |
№ 3 1, 3
Часть 3
№1. Закончите окислительно- восстановительное уравнение реакции и расставьте коэффициенты методом электронного баланса :
F2 + H2O → HF + O2
F20 +2е 2F-1 2 2 окислитель, процесс восстановление
4
2O-2 -4е O20 4 1 восстановитель, процесс окисление
2F2 + 2H2O → 4HF + O2
№ 2. Cl2 → HCl → MgCl2→AgCl
1. Cl2+ H2→ HCl
2. 2HCl + Mg→ H2+ MgCl2
3. MgCl2 +AgNO3→ AgCl↓ + Mg(NO3)2
Вариант № 2
Часть 1
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 1 | 2 | 2 | 3 |
Часть 2
№ 1
ОТВЕТ:
А | Б | В |
5 | 2 | 1 |
№ 2
ОТВЕТ:
А | Б | В |
2 | 4 | 1 |
№ 3 1, 3
Часть 3
1. Закончите окислительно- восстановительное уравнение реакции и расставьте коэффициенты методом электронного баланса:
Al + C → Al4C3
Al 0 -3е Al +3 3 4 восстановитель, процесс окисление
12
С0 +4е С-4 4 3 окислитель, процесс восстановление
4Al + 3C → Al4C3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
6 класс. Урок формирования новых знаний, умений и навыков.Тема:"Фразеология"
На уроке даётся научное определение понятию «фразеологизм»; формируется умение объяснять значения слов; развиваются навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной реч...
Конспект урока по аккомпанементу по теме «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ АККОМПАНЕМЕНТА»
1.Цель урока Обучающая – обучение рациональным приемам профессиональной деятельности, формирование навыков самоконтроля;Развивающая – развитие творческих способностей студентов, самосознани...
Формирование системы знаний по математике
Данная статья является частью творческого отчета по обобщению опыта работы по теме самообразования "Систематизация и обобщение знаний учащихся в ходе изучения математики"...
Деятельность учителя по организации контроля знани, умений и навыков
К каждой изучаемой теме учитель ставит четкие, краткие и конкретные микроцели - это краткая запись основных знаний и умений, которыми должны овладеть ученики. Каждая микроцель должна быть диагнгостиру...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Выступление на РМО учителей математики по теме: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮ...
Формирование системы знаний в целях повышения качества знаний обучающихся
О системе знаний, способствующей повышению качества обученности...
Формирование системы знаний о пространстве и форме на примере математических задач на нахождение площади поверхности параллелепипеда и его объема.
При решении представленных задач происходит овладение умениями, соответствующими федеральному государственному образовательному стандарту: решать задачи с применением простейших свойств фигур, задачи ...