Урок в 9 классе по теме: "Сернистый газ. Сернистая кислота"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
На этом уроке рассматриваются химические свойства и способы получения сернистого газа и сернистой кислоты.
Отрабатываются умения записывать уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства сернистой кислоты и её солей в ионном и окислительно-восстановительном виде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_sernistyy_gaz._sernistaya_kislota.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 9 классе по теме: «Сернистый газ.
Сернистая кислота и её соли».
ТДЦ:
Воспитывающая:
Создать условия для нравственного и эстетического воспитания учащихся к окружающей среде, умения работать в парах при самоанализе контрольных срезов, тестов.
Развивающая:
развивать умение работать в атмосфере поиска, творчества, дать каждому учащемуся возможность достичь успеха; умение давать самооценку деятельности на уроке;
Общеобразовательная:
организовать деятельность учащихся на усвоение:
- знаний: химические свойства и способы получения сернистого газа и сернистой кислоты;
- умений: записывать уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства сернистой кислоты и её солей в ионном и окислительно-восстановительном виде.
ХОД УРОКА:
- Оргмомент.
- Изучение нового материала:
- Строение:
SO2 (сернистый газ, оксид серы (IV)), молекулярная формула
структурная формула
- Физические свойства
- Бесцветный газ с резким запахом, ядовит.
- Хорошо растворим в воде (в 1V H2O растворяется 40V SO2 при н.у.)
- Тяжелее воздуха, ядовит.
- Получение
- В промышленности: обжиг сульфидов.
FeS2 + O2 → Fe2O3 + SO2↑
а) Составить электронный баланс (ОВР)
- В лабораторных условиях: взаимодействие сульфитов с сильными кислотами:
Na2SO3 + 2HCl → 2NaCl + SO2↑ + H2O
- При окислении металлов концентрированной серной кислотой:
Cu + H2SO4(конц) → CuSO4 + SO2↑ + H2O
б) Составить электронный баланс (ОВР)
- Химические свойства SO2
- Взаимодействие с водой
При растворении в воде образуется слабая и неустойчивая сернистая кислота H2SO3 (существует только в водном растворе)
SO2 + H2O ↔ H2SO3
- Взаимодействие со щелочами:
Ba(OH)2 + SO2 → BaSO3↓(сульфит бария) + H2O
Ba(OH)2 + 2SO2 (избыток) → Ba(HSO3)2(гидросульфит бария)
- Взаимодействие с основными оксидами (образуется соль):
SO2 + CaO = CaSO3
- Реакции окисления, SO2 – восстановитель:
SO2 + O2 → SO3 (катализатор – V2O5)
в) Составить электронный баланс (ОВР)
SO2 + Br2 + H2O → H2SO4 + HBr
г) Составить электронный баланс (ОВР)
SO2 + KMnO4 + H2O → K2SO4 + MnSO4 + H2SO4
д) Составить электронный баланс (ОВР)
- Реакции восстановления, SO2 - окислитель
SO2 + С → S + СO2 (при нагревании)
е) Составить электронный баланс (ОВР)
SO2 + H2S → S + H2O
ж) Составить электронный баланс (ОВР)
- Химические свойства H2SO3
- Сернистая кислота диссоциирует ступенчато:
H2SO3 ↔ H+ + HSO3- (первая ступень, образуется гидросульфит – анион)
HSO3- ↔ H+ + SO32- (вторая ступень, образуется анион сульфит)
H2SO3 образует два ряда солей:
- средние (сульфиты)
- кислые (гидросульфиты)
- Раствор сернистой кислоты H2SO3 обладает восстановительными свойствами:
H2SO3 + I2 + H2O = H2SO4 + НI
з) Составить электронный баланс (ОВР)
- Самоконтроль.
Осуществите превращения по схеме:
S → H2S → SO2 → Na2SO3 → BaSO3 → SO2
Уравнения реакций ионного обмена напишите в полном и кратком ионном виде.
Ответы для самопроверки выводятся на экране.
- Рефлексия.
Ответьте на вопросы в таблице «Вопросы к ученику» (Приложение 1).
- Домашнее задание (дифференцированно)
Сделать задания выделенные красным шрифтом:
Уравнения а, в, е, ж – «3»
Уравнения а – е – «4»
Уравнения а – з – «5»
Приложение 1
Вопросы к ученику
Дата___________________Класс______________________
Постарайся точно вспомнить то, что слышал на уроке и ответь на поставленные вопросы:
№ п/п | Вопросы | Ответы |
1 | Какова была тема урока? | |
2 | Какая цель стояла перед тобой на уроке? | |
3 | Каков вывод урока? | |
4 | Как работали на уроке твои одноклассники? | |
5 | Как работал ты на уроке? | |
6 | Как ты думаешь, ты справишься с домашним заданием, полученном на уроке? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 9 классе по теме "Окислительные свойства серной кислоты"
Урок-исследование запланирован с применением ТРКМЧП, включает три этапа урока:1-й этап ВЫЗОВ(Работа с информацией (ноутбук, лабораторный опыт, контекстная задача, текст). Работа с программой деятельно...
разработка урока биологии в 9 классе по теме: "Белки и нуклеиновые кислоты"
конспект урока + презентация по теме: "Белки и нуклеиновые кислоты"...
Методическая разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления"
Разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления" содержит структуру, ход урока, приложения к мод...
Технологическая карта к уроку химии по ФГОС для 8 класса на тему: "Соли как производные кислот и оснований"
Технологическая карта к уроку химии по ФГОС для 8 класса на тему: "Соли как производные кислот и оснований" с обозначенными целями и задачами. Указываютя УУД, формируемые на каждом этапе урока. ...
Презентация к уроку по химии, 8 класс на тему "Путешествие в мир кислот"
Урок проводится как вводное путешествие по миру кислот....
Урок в 9 классе "Изучение свойств и применения азотной кислоты"
В материале дана технологическая карта урока "Свойства азотной кислоты". Урок проводится в 9 классе с использованием интерактивных наглядных пособий из коллекции ФЦИОР. Для актуализации и закрепления ...
конспект урока с презентацией по химии для 10 класса (базовый уровень) по теме " Карбоновые кислоты"
Конспект урока по органической химии...