ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В КАБИНЕТЕ ХИМИИ
материал по химии по теме
Предварительный просмотр:
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
В КАБИНЕТЕ ХИМИИ
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
Действие настоящей инструкции распространяется на всех работников образовательного учреждения, которые проводят занятия с учащимися в кабинете химии (учителей, педагогов дополнительного образования и т.д.).
К самостоятельной работе в кабинете химии допускаются лица:
- не моложе 18 лет, прошедшие обязательный периодический медицинский осмотр и не имеющие медицинских противопоказаний для работы в кабинете химии;
- имеющие, как правило, специальное образование или соответствующий опыт работы;
- прошедшие вводный инструктаж по электробезопасности с присвоением II группы допуска;
- ознакомленные с инструкциями по эксплуатации средств вычислительной и оргтехники (принтеры, сканеры, источники бесперебойного питания и т.п.).
Работающий в кабинете химии обязан соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка и режим работы школы. График работы в кабинете определяется расписанием занятий, утвержденным директором школы.
Опасными факторами при работе в кабинете химии являются:
- физические (низкочастотные электрические и магнитные поля; статическое электричество; лазерное и ультрафиолетовое излучение; повышенная температура; ионизация воздуха; опасное напряжение в электрической сети; технические средства обучения (ТСО); система вентиляции; лабораторное оборудование);
- химические (пыль; вредные и едкие химические вещества, используемые при проведении демонстрационных опытов, лабораторных и практических работ);
- психофизиологические (напряжение внимания; интеллектуальные и эмоциональные нагрузки).
При работе в кабинете химии должна использоваться следующая спецодежда и индивидуальные средства защиты: халат хлопчатобумажный, косынка или колпак, респиратор или противогаз, перчатки резиновые.
Обо всех неисправностях электропроводки, лабораторного оборудования, технических средств обучения, средств вычислительной и оргтехники, сантехнического оборудования, мебели и целостности оконных стекол, работающий в кабинете химии обязан немедленно проинформировать инженера по охране труда и заместителя директора по АХР, а в случае их отсутствия - дежурного администратора и главного инженера, сделать запись в тетради заявок.
Запрещается пребывание учащихся в лаборантской.
Запрещается использование самодельных приборов и нагревательных приборов с открытой спиралью.
Не допускается совместное хранение реактивов, отличающихся по химической природе.
Запрещается хранить растворы и реактивы в таре без этикеток, растворы щелочей - в склянках с притертыми пробками, а легковоспламеняющиеся и горючие жидкости - в сосудах из полимерных материалов.
Не допускается выбрасывать в канализацию реактивы, сливать растворы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. Их необходимо собирать для последующего обезвреживания в стеклянные емкости с крышками емкостью не менее 3 литров.
Запрещается хранить любое оборудование на шкафах и в непосредственной близости от реактивов и растворов.
Проведение любых опытов и демонстрационных экспериментов с использованием летучих веществ осуществлять только в вытяжном шкафу с включенной вентиляцией.
Приготовление растворов из твердых щелочей, концентрированных кислот и водного раствора аммиака разрешается только с использованием средств индивидуальной защиты в вытяжном шкафу с включенной вентиляцией в фарфоровой лабораторной посуде.
Твердые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок только с помощью совочков, ложечек, шпателей, пробирок.
Для обеспечения пожаробезопасности в легкодоступном месте должен находиться исправный огнетушитель, ящик с песком, совок, кошма (одеяло), пропитанное огнезащитным составом
Для оказания доврачебной помощи в легкодоступном месте должна находиться аптечка.
В кабинете на видном месте должна быть вывешена инструкция по технике безопасности для учащихся.
В начале каждого учебного года необходимо провести с учащимися инструктаж (отдельный урок по плану) по технике безопасности с записью в соответствующем журнале.
Перед проведением каждой лабораторной и практической работы необходимо провести с учащимися инструктаж по технике безопасности с записью в соответствующем журнале.
В случае травмирования учащихся работающий в кабинете химии обязан немедленно проинформировать о случившемся дежурного администратора и школьную медицинскую сестру. При необходимости - оказать доврачебную помощь.
В случае нарушения кем-либо из учащихся техники безопасности со всеми учащимися необходимо провести внеплановый инструктаж по технике безопасности, с его регистрацией в соответствующем журнале.
Все окна кабинета либо должны быть не зарешечены, либо иметь распашные решетки, ключи от которых хранятся в легкодоступном месте.
За виновное нарушение данной инструкции работающий в кабинете химии несет персональную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
При работе с токсичными и (или агрессивными) веществами необходимо надеть соответствующую спецодежду и приготовить к использованию средства индивидуальной защиты.
Проверить (визуально) исправность электропроводки, лабораторного и сантехнического оборудования, системы вентиляции, мебели, ТСО; целостность оконных стекол и сохранность реактивов. Особое внимание следует обратить на исправность электропроводки, подключенной к рабочим столам учащихся.
Путем кратковременного включения проверить работоспособность вытяжного шкафа.
Проверить правильность оборудования рабочих мест учащихся и своего собственного рабочего места (установку стола, стула) и, при необходимости, произвести необходимые изменения в целях исключения неудобных поз и длительных напряжений тела.
В случае обнаружения неисправности приборов и оборудования работающий в кабинете химии обязан немедленно поставить в известность инженера по охране труда, заместителя директора по АХР, а при его отсутствии - главного инженера и дежурного администратора и сделать соответствующую запись в тетради заявок.
Запретить учащимся приступать к работе в случае обнаружения несоответствия их рабочих мест установленным в данном разделе требованиям, а также при невозможности выполнить указанные в данном разделе подготовительные к работе действия.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
Во время работы необходимо соблюдать настоящую инструкцию, правила эксплуатации оборудования, оргтехники, ТСО и приспособлений, правила работы с химическими реактивами.
Работающий в кабинете химии обязан обеспечить:
- проведение демонстрационных опытов с опасными, едкими и ядовитыми веществами, а также с веществами, способствующими загрязнению помещения только в вытяжном шкафу при включенной вентиляции;
- использование пластмассовой или фарфоровой ложечки для взятия твердой щелочи при проведении демонстрационных опытов;
- использование для нагревания жидкостей только тонкостенных сосудов, наполненных не более чем на треть;
- демонстрирование взаимодействия щелочных металлов и кальция с водой в химических стаканах типа ВН-600, наполненных не более чем на 5% объема;
- расположение тары с химическими реактивами этикетками вверх при наливании растворов;
- снятие капли жидкости, оставшейся на горлышке, краем той посуды, куда жидкость наливается;
- поддержание порядка и чистоты на своем рабочем месте и рабочих местах учащихся;
- проведение инструктажа учащихся по технике безопасности с записью в соответствующем журнале перед началом лабораторных и практических работ с использованием учащимися лабораторного оборудования;
- соблюдение учащимися требований соответствующих инструкций по технике безопасности при занятиях в кабинете химии, при проведении лабораторных и практических работ;
- соблюдение учащимися правил сборки и разборки лабораторных стендов;
- соблюдение требований (СанПиН 2.4.2.1178-02) на рабочих местах учащихся;
- соблюдение установленных режимом рабочего времени регламентированных перерывов в работе, выполнение рекомендованных физических упражнений с учетом возрастных особенностей учащихся (СанПиН 2.4.2.1178-02).
Во время работы запрещается:
- переключать электрические разъемы при включенном питании;
- работать с химическими реактивами при отключенном вытяжном шкафе;
- привлекать к приготовлению растворов из твердых щелочей и кислот лаборанта и учащихся;
- привлекать к проведению демонстрационных опытов учащихся;
- при использовании пипетки засасывать жидкость ртом;
- использовать для взятия твердой щелочи металлическую ложечку или насыпать щелочь из склянок через край;
- перед нагреванием наполнять пробирки жидкостью более чем на треть;
- закрывать оборудование бумагами и посторонними предметами;
- допускать скапливание бумаг на рабочих местах;
- допускать попадание влаги на поверхности устройств и оборудования;
- производить самостоятельно вскрытие и ремонт оборудования;
- оставлять без присмотра химические реактивы, включенное оборудование, приспособления, вычислительную и оргтехнику, ТСО;
- оставлять открытыми краны, емкости с вредными и опасными веществами;
- оставлять учащихся без присмотра.
Использование ионизаторов допускается только во время перерывов в работе и при отсутствии людей в помещении.
При открывании окон необходимо проследить за отсутствием сквозняков, могущих повлечь разбитие стекол.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
В случае возникновения аварийных ситуаций (замыкание электропроводки, прорыв водопроводных труб, задымление, появление посторонних запахов и т.п.), могущих повлечь за собой травмирование и (или) отравление учащихся, работающий в кабинете химии обязан, при возможности, отключить неисправное оборудование, немедленно вывести из кабинета учащихся, руководствуясь схемой эвакуации и соблюдая при этом порядок; сообщить об этом инженеру по охране труда и заместителю директора по АХР, а в случае их отсутствия - дежурному администратору и главному инженеру.
При обнаружении обрыва проводов питания или нарушения целостности их изоляции, неисправности заземления и других повреждений электрооборудования, появления запаха гари, посторонних звуков в работе оборудования и тестовых сигналов, индицирующих о его неисправности, немедленно прекратить работу, обеспечить прекращение работы учащимися и отключить питание.
При поражении учащихся электрическим током принять меры по их освобождению от действия тока путем отключения электропитания, обратиться к медицинской сестре и, при необходимости, оказать потерпевшим доврачебную помощь.
Разлитый водный раствор кислоты, щелочи засыпать сухим песком, совком переместить адсорбент от краев пятна к середине, собрать в полиэтиленовый пакет и плотно завязать. Место разлива обработать нейтрализующим раствором, а затем промыть водой.
При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ объемом до 100 мл погасить открытый огонь спиртовки, если он имеется, и проветрить помещение. Если разлито более 100 мл, погасить открытый огонь спиртовки, если он имеется, вывести учащихся из кабинета и отключить систему электроснабжения с помощью внешнего устройства. Разлитую жидкость засыпать сухим песком или опилками, адсорбент собрать деревянным совком в закрытую тару и проветрить помещение до полного исчезновения запаха.
В случае наличия пострадавших среди учащихся работающий в кабинете химии обязан обратиться к школьной медицинской сестре, а при необходимости оказать доврачебную помощь.
В случае разлива легковоспламеняющейся жидкости и ее загорания немедленно сообщить в пожарную охрану и непосредственному руководителю, после чего приступить к тушению пожара имеющимися средствами.
В случае возгорания оборудования отключить питание, сообщить в пожарную охрану и непосредственному руководителю, после чего приступить к тушению пожара имеющимися средствами.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
После окончания работы работающий в кабинете химии обязан:
- отключить электропитание в последовательности, установленной инструкциями по эксплуатации на оборудование и ТСО с учетом характера выполняемых работ;
- проконтролировать приведение в порядок рабочих мест учащихся;
- обеспечить организованный выход учащихся из кабинета;
- произвести демонтаж установок и лабораторных стендов, использованных на уроке;
- убрать используемые реактивы в специальные места, предназначенные для их хранения (лаборантскую) и запереть их;
- отработанные растворы реактивов слить в стеклянную тару с крышкой емкостью не менее 3 л для последующего уничтожения;
- тщательно вымыть руки.
Отключить освещение, перекрыть краны, закрыть окна.
Отключить вытяжной шкаф.
При обнаружении неисправности мебели, оборудования, нарушения целостности окон проинформировать об этом заместителя директора по АХР, а при его отсутствии - дежурного администратора и сделать запись в тетради заявок.
6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Проверка и пересмотр настоящей инструкции осуществляются не реже одного раза в 5 лет.
Инструкция должна быть досрочно пересмотрена в следующих случаях:
- при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;
- при изменении условий труда в конкретном кабинете;
- при внедрении новой техники и (или) технологий;
- по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
- по требованию представителей органов по труду субъектов Российской Федерации или органов федеральной инспекции труда.
Если в течение 5 лет со дня утверждения (введения в действие) настоящей инструкции условия труда не изменяются, то ее действие продлевается на следующие 5 лет.
Ответственность за своевременное внесение изменений и дополнений, а также пересмотр настоящей инструкции возлагается на инженера по охране труда.
С инструкцией ознакомлен (а)
«____»________________200__г. ________________(________________)
подпись расшифровка подпись
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Труд человека в век технологий: труд души? Труд ума? Труд рук?»
Умственный труд объединяетработы, связанные с приёмом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти. Труд души– передает чувства, э...
Итоговое обобщение по теме «Рынок труда. Человек на рынке труда».
В связи с ограниченным преподаванием экономики в непрофильных школах преподаватели испытывают затруднение в подборе проверочного материала. Предлагаю ряд тестов для основной школы 7-8 класс, которые м...
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА Основные элементы вязания крючком.
Урок по технологии для 9 класса с применением метода интеллект – карт для активизации и развития информационно-познавательной и мыслительной деятельности обучающихся по техноло...
УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА
Актуальность темы: Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...
Доклад: "Воспитание культуры труда на уроках сельскохозяйственного труда."
Выступала с докладом на педсовете....
Воспитательский час на тему: «Что такое труд? Зачем человек должен трудиться?»
Цели воспитательского часа: 1.Привить уважение и любовь к труду и людям труда. 2.Показать необ...
Труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда.
Разработка урока «Труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда.» Урок включён в раздел программы « Труд»курса экономики 5 класс...