Межпредметные связи химии и математики
статья по химии по теме

Сидорова Нина Сергеевна

Доклад на РМО учителей химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_rmo_06.11._sidorova_n.s.doc548 КБ

Предварительный просмотр:

 

Межпредметные связи математики и естественных наук

Предметы естественно-математического цикла дают учащимся знания о живой и неживой природе, о материальном единстве мира, о природных ресурсах и их использовании в хозяйственной деятельности человека. Общие учебно-воспитательные задачи этих предметов направлены на формирование диалектико-материалистического мировоззрения, политехнических знаний и умений учащихся, всестороннее гармоническое развитие личности. На основе изучения общих законов развития природы, особенностей отдельных форм движения материи и их взаимосвязей учителя формируют у учащихся современные представления о естественнонаучной картине мира.

Изучение всех предметов естественнонаучного цикла взаимосвязано с математикой. Математика дает учащимся систему знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности человека, а также важных для изучения смежных дисциплин (физики, химии, черчения, трудового обучения и др.).

Основные взаимосвязи предметов естественно-математического цикла

На основе знаний по математике у учащихся формируются общепредметные расчетно-измерительные умения. Изучение математики опирается на преемственные связи с курсами физики, химии, информатики, биологии, экономики. При этом раскрывает практическое применение получаемых учащимися математических знаний и умений, что способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, представлений и математическом моделировании как обобщенном методе познания мира.

Моделирование как метод познания включает в себя:

•        построение, конструирование модели;

•        исследование модели(экспериментальное или мысленное);

•        анализ полученных данных и перенос их на подлинный объект изучения.

Решая прикладные задачи, надо пройти названные выше три этапа:

•        построение модели (перевод условия задачи с обыденного на математический язык)

•        работа с моделью (решение уравнения, неравенства и т. д.)

•        ответ на вопрос задачи

На примере таблицы1 можно проследить взаимосвязь между математикой и предметами естественно-математического цикла в изучаемых темах.                  

                                                                                            Таблица 1

Класс

Предмет

Учебная тема

Математическое содержание

9,10

Физика

Равноускоренное движение

Линейная функция, производная функции

7, 8,10

 

Движение, взаимодействие тел. Электричество

Прямая и обратная пропорциональная зависимость

9,10

 

Механика

Векторы, метод координат, производная, функция. График функции

11

 

Оптика

Симметрия

9,10

 

Кинематика

Векторы, действия над векторами

10,11

Информатика

Алгоритм, программа

Уравнения, неравенства

8,9

Химия

  1. Масса, объем и количество вещества,
  2. Задачи с массовой долей выхода продукта реакции
  3. Расчеты массовой доли примесей по данной массе смеси
  4. Растворы
  5. Определение формулы вещества по массовым долям элементов

Уравнения, проценты, график функции, построение и изучение геометрических моделей

Осуществлять МПС возможно различными путями, способами и средствами, с помощью которых преподаватель создает условия для реализации взаимосвязанного, межпредметного обучения и соответствующим образом организует мыслительную деятельность учащихся. Выделяются следующие пути установления МПС: информационно-рецептивный, репродуктивный, исследовательский и проблемный. Дадим им подробную характеристику, рассмотрим некоторые особенности реализации при обучении математике, направления совершенствования.

Любая информация может быть усвоена только в том случае, если она включается в систему ранее полученных знаний, а не является совершенно новой, неизвестной и несовместимой с предыдущим знанием. Для уточнения основных положений темы и включения их в уже сложившуюся систему знаний преподаватель использует дополнительные сведения из других дисциплин, осуществляя, таким образом, реализацию МПС через конкретизацию учебного материала с помощью элементов знаний других учебных предметов.

МПС информационно-рецептурного характера могут осуществляться разными способами. Например, при обращении к учебному материалу ранее изученных дисциплин преподаватель напоминает учащимся пройденный материал, использует его как фундамент, что позволяет не тратить время на пересказывание изученного. Так, при решении на занятиях прикладных задач, использующих изученный учебный материал других дисциплин, преподавателю необходимо напомнить формулы и законы. Другим способом осуществления информационно-рецептурных связей является сообщение учебного материала смежной дисциплины. Это происходит, когда учащимся трудно восстановить в памяти положения, необходимые для раскрытия содержания учебного материала, или имеющиеся данные не соответствуют новым научным данным, или рассматриваемое явление изучалось ранее лишь частично. Сюда можно отнести справочные данные и необходимые для решения задачи формулы.

Созданию положительного эмоционального фона способствуют иллюстрирование учебного материала: описание исторических событий, использование биографий выдающихся ученых, интересных научных фактов и т. п. Иллюстративный материал при этом преподаватель может черпать из смежных наук. Использование для иллюстрации элементов историзма повышает заинтересованность учащихся в изучении математики, вносит в занятия элемент занимательности, демонстрирует происхождение понятий математики из реальной жизни. Это искусство открытия, когда учащимся не навязывается готовое решение, а они сами ищут его, знаменует собой деятельностный подход, связанный с активным усвоением изучаемого материала.

Репродуктивный путь является наиболее распространенным в общей системе обучения и широко используемым в преподавании математики. К числу репродуктивных способов относятся повторение, сравнение, закрепление, воспроизведение, применение, перенос и другие виды учебной деятельности. Для установления МПС преподаватель или сообщает новые сведения, или повторяет с ними пройденный материал других дисциплин. Повторение играет важную роль в построении смысловых ассоциаций между изученным материалом одной дисциплины и изучаемым в другой. Это дает возможность рассмотреть некоторые известные положения с разных сторон, помогает повысить самостоятельность и творческий потенциал учащихся, интерес к вопросу. Непосредственно в преподавании математики повторение учебного материала других дисциплин используется редко. Однако другие дисциплины очень часто повторяют пройденный математический материал.

Большое значение имеет установление МПС путем сравнения учебного материала разных дисциплин. Сравнение знаний способствует развитию мыслительных способностей, обеспечивает осознанное усвоение знаний.

Одной из важнейших целей обучения является выработка умений применять полученные знания в различных видах учебной деятельности. Сформированные умения и навыки будут в данном случае выступать, с одной стороны, как результат обучения, а с другой – как способ достижения этого результата. МПС здесь играют особую роль. Применение знаний из других дисциплин свидетельствует о наличии этих знаний, прочности их усвоения, о сформированности умений и навыков обращения к знаниям других дисциплин и достигнутом результате применения как критерии обученности. Эти умения и навыки формируются через использование прикладных задач в практике преподавания математики.

МПС наиболее успешны, когда учащиеся самостоятельно применяют знания разных наук в учебной и практической деятельности. В этом случае особое значение приобретает отработка некоторых приемов переноса действий межпредметного свойства. В процессе формирования определенного навыка при изучении отдельной науки сложившиеся ассоциации могут быть перенесены на подобные виды деятельности при изучении других наук. Перенос межпредметного уровня может осуществляться только тогда, когда новые действия имеют достаточно общего с уже освоенными.

При осуществлении МПС значительная роль принадлежит творческому началу, поэтому в практике преподавания математики широко используется исследовательский путь. Основной его чертой является организация деятельности преподавателей и учащихся, обеспечивающая решение новых творческих задач при изучении программного материала. Учащиеся при этом совершают самостоятельные поисковые мыслительные операции, направленные на исследование неизвестного для них способа решения учебной задачи. Способами реализации исследовательского пути установления МПС могут быть поисковые самостоятельные работы: обработка данных научной литературы, творческие задания (доклады на конференциях, курсовые работы и т. п.), научные исследования и др.

Хорошие результаты в установлении МПС математики с другими дисциплинами достигаются при использовании проблемного пути. Он значительно оживляет деятельность учащихся за счет повышения уровня самостоятельности, активности и творчества. При решении учебных проблем включаемый в их содержание межпредметный материал разнообразит способы учебной и обучающей деятельности, повышает качественный уровень учебного материала. Наиболее распространенным способом реализации проблемного пути установления МПС является использование проблемной ситуации, проблемного вопроса, проблемного задания или проблемной задачи.

Мышление начинается с появления проблемы, противоречия. Проблемная ситуация сигнализирует о недостаточности имеющихся у субъекта знаний для совершения познавательного акта. Возникновение условий, делающих необходимым привлечение знаний из других дисциплин, является одной из характерных черт проблемных ситуаций, которые возникают объективно, независимо от желания преподавателя и обусловлены закономерностями учебного процесса. При обучении математике проблемная ситуация межпредметного свойства возникает при решении прикладных задач на практических занятиях или создается преподавателем на занятии при изучении новой темы постановкой прикладной проблемы, через решение которой и осуществляется введение нового материала.

Более глубокий уровень интеграции – совместные (интегрированные) уроки, которые проводятся одновременно двумя или более учителями. На таких уроках возможно рассмотрение комплексных вопросов, которые по самой своей сути требуют привлечения знаний из разных предметов. Главное достоинство этих уроков заключается в том, что они ориентированы на формирование мировоззрения учащихся на основе комплексного подхода к определению их содержания. Также немаловажно и уменьшение при этом учебной нагрузки школьников, устранение повторений материалов в разных предметах. Возможны совместные уроки по следующим направлениям:

- математика и химия

Межпредметные связи математики с химией имеют достаточно большие потенциальные возможности, основанные на математических моделях химических процессов. Кроме широко используемых в химии пропорций, процентных отношений и множества задач на смеси, решение задач с химическим содержанием предоставляет широкие возможности для построения математических моделей, использующих линейные уравнения, системы линейных уравнений, производную, интегралы, дифференциальные уравнения и т. д. Приведем несколько примеров таких моделей.

Пример 1. Масса смеси карбонатов калия и натрия равна 7,64 грамма. После превращения карбонатов в нитраты масса смеси увеличилась до 11,48 грамма. Определить количество карбоната калия в смеси.

Если через х обозначить количество граммов карбоната калия, то х удовлетворяет линейному уравнению:

х/138 + (7,64 - х)/106 = 0,06

Пример 2. Газовая смесь состоит из окиси азота NO и кислорода O2. Требуется найти концентрацию O2, при которой содержащаяся в смеси окись азота окисляется с наибольшей скоростью.

Скорость реакции 2NО + O2 = 2N O2 выражается формулой V = Kx2y. Здесь х - концентрация NO (в процентах), у - концентрация O2 (в процентах), К -константа.

Тогда у = 100 - х; и V =Кх2 (100 -х), 0 ≤ х ≤ 100.

Наибольшая скорость реакции будет в том случае, когда V'(х) = 0, то есть х = 66,67 %.

Как показывают рассмотренные примеры, потенциальные возможности межпредметных связей между математикой и химией довольно обширны и многообразны и задача учителя - использовать их при изучении химии и математики, а задача ученых-методистов - вооружить учителя необходимыми дидактическими материалами.

Прежде всего, следует отметить то, что при реализации межпредметной связи математики и химии обучение математике не должно быть подменено изучением химии на уроках математики, напротив, обучение математике должно быть усовершенствовано на основе примеров из химии, на основе целенаправленной систематической связи с химией через примеры и упражнения, содержание которых прямо или косвенно имеет отношение к химии. При этом возникает вопрос: «Каким должно быть содержание примеров и задач из курса химии, чтобы это, с одной стороны, вписывалось в обучение математике, а с другой стороны, - было направлено на реализацию межпредметной связи математики и химии?» Тут требуется специальный дидактический материал, который, к сожалению, отсутствует в действующих учебных пособиях по математике.

Требование вариативности содержания обучения математике внутри профилей неизбежно приводит к построению курса по принципу инвариантного ядра и модульных дополнений, характеризующих профильную составляющую курса. В. А. Сластенин и др. подчеркивают, что: «...инвариантная часть (ядро) учебного плана обеспечивает приобщение к общекультурным и национально значимым ценностям... Вариативная (модульное дополнение) часть, учитывающая личные особенности, интересы и склонности учащихся, позволяет индивидуализировать процесс обучения. ...Эти взаимодополняющие... части... не являются полностью независимыми. В результате их пересечения выделяются три основных вида учебных занятий:

- обязательные занятия, образующие базовое ядро общего среднего образования;

- обязательные занятия по выбору учащихся;

- факультативные занятия (необязательные занятия по выбору)».

На занятиях по выбору выступает необходимость выявления межпредметных связей математики с большинством предметов школьного учебного плана. Действительно, содержание модульной составляющей связано с содержанием профильных курсов, которое невозможно учесть без установления связей математики с физикой, экономикой, биологией, химией и т. д. В основе системы межпредметных связей лежит фундаментальный принцип построения математических моделей изучаемых явлений. Использование в смежных науках аппарата математического моделирования позволит изучить его глубже, полнее, всестороннее. Именно эти положения составляют основу того, что сегодня называют межпредметными связями математики. Более того, сегодня мы в состоянии сопоставить те реальные ситуации, которые возникают в окружающем нас мире, с тем математическим аппаратом, который имеется у учеников общеобразовательной школы.

Использование МПС при обучении математике выполняет следующие функции: способствует решению чисто учебных задач по закреплению базовых математических знаний, умений и навыков в процессе их постоянного применения в обучении разным предметам, являясь важным фактором совершенствования процесса обучения на всех его уровнях; позволяет закрепить профессионально значимые знания, умения и навыки и создать положительный эмоциональный фон обучения математике; повышает заинтересованность в изучении как математики, так и других дисциплин; помогает развивать мышление; способствует развитию значимых качеств личности; осуществляет интеграцию учебных дисциплин, показывая, как одни и те же законы применяются в различных научных отраслях; выстраивает единую научную картину мира и тем самым вносит вклад в формирование научного мировоззрения.

Проблема реализации взаимосвязей между математикой и дисциплинами естественнонаучного, гуманитарного и экономического циклов решает глобальную задачу социализации личности, функциональной грамотности человека и его полноценного функционирования в современном быстро меняющемся мире.

§2. Содержание курса по выбору "Решение математических задач с химическим содержанием"

При отборе материала мы исходили из следующих соображений:

- на отбираемый материал из курса химии нужно смотреть с точки зрения обучения математике, чтобы в ходе изучения материала осуществлялись связи между изучаемыми предметами, а не только сообщались важные сведения из химии;

- отбираемый материал с химическим содержанием должен быть  взаимосвязанным и использоваться на серии занятиях курса по выбору в качестве практических примеров;

- учебный материал должен быть прост в восприятии и интересен с познавательной точки зрения;

- объем материала из курса химии должен быть четко ограничен сведениями, необходимыми при решении задач с химическим содержанием на уроках математики.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод: материал по химии, который необходим для реализации межпредметной связи с математикой, должен быть подобран таким образом, чтобы с его использованием можно было решать задачи, связанные с определением количества и массы вещества, так как эти задачи связаны с арифметическими вычислениями. Чтобы решать такие задачи грамотно, необходимо дать ученикам основные понятия атомно − молекулярной теории строения вещества, в свою очередь этот материал выводит на задачи, связанные с вычислением объемов, давлений, температур веществ. Именно этот материал служит точкой соприкосновения интересов математики и химии и является отправным пунктом реализации связи между этими дисциплинами.

Данный курс преследует цель − обучение математике с использованием задач с химическим содержанием, поэтому в условиях задач, представленных в этом курсе, используются сведения, которые относятся к таким дисциплинам как: экология, химия, агрохимия. Поэтому этот процесс должен протекать через решение текстовых задач или выполнение специальных упражнений, к которым целесообразно предъявить следующие требования

  1. задачи должны обладать познавательной ценностью и воспитывающим влиянием на учеников;
  2. химические понятия, используемые при решении задач, должны быть доступны школьникам;
  3. описываемая в условии задачи ситуация, числовые значения данных и постановка вопроса должны быть реалистичными и научно обоснованными;
  4. задачи должны положительно влиять на мотивацию учения, способствовать формированию интереса к учебе.

Предлагаемый курс по выбору для учащихся 9-х классов, планирующих продолжить обучение на естественно − математическом профиле.

В школьном курсе математики рассматриваются простейшие задачи по данной теме, задачам же на смеси и сплавы не уделяется должного внимания. В предлагаемых заданиях на экзаменах в 9-х и 11-х классах присутствует целый блок задач данной тематики.

Курс рассчитан на 10 часов.

Особенностью данного курса является его межпредметная связь с химией, так как тот тип задач, который рассматривается в данном курсе, напрямую связан с химическими процессами.

Цель курса: Выработать у учащихся понимание связей между математикой и химией,  и научить решать задачи с химическим содержанием математическими методами.

При разработке курса необходимо:

  1. Разработать учебно-тематический план курса
  2. Рассмотреть некоторые математические методы решения задач с химическим содержанием
  3. Разработать набор задач с химическим содержанием на каждый из предложенных методов
  4. Составить контрольные задания для проверки качества усвоения учащимися разработанных материалов

Учебный процесс курса предусматривает следующие методы и формы работы:

  1. изложение нового материала учителем в форме лекции;
  2. дифференцированный подход на практических занятиях: для всех тем курса подобраны задания различного уровня сложности, которые в зависимости от уровня усвоения материала учащимися будут им предложены;
  3. самостоятельная работа с учебной литературой;
  4. индивидуальные консультации.

Прогнозируемые результаты:

Изучение курса по выбору предполагает отработать целый блок текстовых задач, предлагаемых в рамках итоговой аттестации учащихся 9-х классов и ЕГЭ в 11-м классе.

Таблица 2

Учебно-тематический план

№ урока

Тема

Количество часов

Формы контроля

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Математические методы решения задач с химическим содержанием.

1

2

Повторение понятия процента, простейшие задачи по теме

1

 

3

Решение задач с химическим содержанием с помощью пропорции.

1

4

Графический метод решения задач с химическим содержанием.

1

5

Решение задач на смеси и сплавы с помощью схем и таблиц.

1

6-7

Решение задач на смеси и сплавы.

 

2

Самостоятельная работа на 20 мин

8-9

Решение более сложных задач на смеси и сплавы.

 

2

Самостоятельная работа на 20 мин

10

Итоговое занятие.

 

1

Контрольная работа

Итого: 10 часов

 

   

Занятие 1. (1 час). Тема: "Вводное занятие. Математические методы решения задач с химическим содержанием".

Занятие проводиться в виде лекции.

На вводном занятии рекомендуется:

  1. объяснить учащимся цели данного курса по выбору;
  2. поставить необходимые задачи;
  3. рассказать кратко о том, что будет изучаться, выяснить всевозможное применение задач в жизнедеятельности человека

(с помощью учащихся);

  1. объяснить, каким образом будут подводиться итоги изучения курса и оцениваться работа учащихся.

              Математические методы решения задач

                       с химическим содержанием

При составлении плана решения данная сложная задача расчленяется на ряд простых, связанных между собой общим содержанием задачи. Составляя план решения задачи, используют два основных метода:

а) синтетический, б) аналитический.

Многие учителя математики при составлении плана решения задачи отдают предпочтение аналитическому методу. Это объясняется тем, что синтетический метод составления плана решения задачи имеет свои недостатки. Главный недостаток заключается в том, что первые шаги при решении задачи (выбор данных для простой задачи) не всегда сразу приводят к искомому результату. Многие учащиеся, не имея навыков сравнивать и выбирать данные для простых задач, допускают ошибки двух видов:

а) в сравнении и выборе данных, б) в составлении плана решения.

При составлении плана решения задачи аналитическим методом рассуждения строятся в противоположном направлении — от искомого числа к данным в условии задачи. В отличие от синтетического, аналитический метод составления плана решения задачи представляет собой ряд связанных между собой и вытекающих один из другого выводов, и поэтому при его использовании учащиеся допускают меньше ошибок логического характера.

При изучении математики учащиеся усваивают оба метода составления плана решения задачи, и поэтому учитель химии может пользоваться любым из них. Аналитический метод составления плана целесообразно использовать при решении сложных задач, условия которых содержат большое число данных, а синтетический— при решении сравнительно легких задач. При решении усложненных, например олимпиадных, задач часто приходится пользоваться обоими методами составления плана решения задачи. В этом случае ищут пути с обеих сторон — и от условия задачи, и от искомой величины, пока не сойдутся оба эти, пути и не достигнут связи между тем, что дано в задаче, и тем, что нужно найти.

На уроках математики учащихся приучают к тому, что, задачу можно считать решенной тогда и только тогда, когда найденное решение:

а) безошибочное (правильное); б) мотивированное; в) имеет исчерпывающий характер (полное). Задача не считается решенной, если ее решение не соответствует хотя бы одному из этих требований.

Во многих случаях с целью проверки на уроках математики составляют и решают задачу, обратную решенной. В обратной задаче искомое число берут за данное, а одно из данных — за искомое. В некоторых случаях для проверки приходится использовать иной способ решения задачи.

Исчерпывающий характер может иметь только то решение, которым найдены все неизвестные, содержащиеся в условии задачи. Если из ряда неизвестных, которые содержатся в условии задачи, не найдено хотя бы одно, такое решение нельзя считать полным.

Существуют различные методы решения задач с химическим содержанием:

  1. арифметический метод;

Решить задачу арифметическим методом – значит найти ответ на требование задачи посредством выполнения арифметических действий над числами. Одну и ту же задачу можно решить различными арифметическими способами. Они отличаются друг от друга логикой рассуждений, выполняемых в процессе решения задачи. Выделяют два основных подвида арифметического метода решения:

1)    составление пропорций по условию задачи и нахождение четвертого пропорционального;

2)        получение числового выражения или последовательности числовых выражений и нахождение из значений.

  1. алгебраический метод;

Алгебраический метод обеспечивает общий подход, общий принцип в анализе и решении. Его отличие от арифметического метода прежде всего состоит в введении неизвестной величины и её специальном обозначении.

Итак, при алгебраическом методе ответ на вопрос задачи находится в результате составления и решения уравнения. В зависимости от выбора неизвестного (неизвестных), для обозначения буквой (буквами), от хода рассуждений можно составить различные уравнения по одной и той же задаче. В этом случае можно говорить о различных алгебраических способах решения этой задачи.

Составление уравнения отличается от арифметического метода не только введением буквенных обозначений неизвестных величин, но и установлением зависимостей между величинами задачи. Эти зависимости представлены здесь не в виде цепочки выражений, каждое звено которой связано с выполнением предшествующих действий и все звенья которой объединяются лишь в конце, а сразу в виде уравнения, в котором фиксируются все существенные связи между известными и неизвестными величинами. Это возможно благодаря особой функции «х», позволяющей замещать неизвестную величину особым символом и оперировать с ним.

При алгебраическом методе решения задачи важно не вычисление конкретных значений величин, а выявление и выражение основных зависимостей между известными и неизвестными значениями величин, входящих в условие задачи.

Алгебраические способы решения задач незаменимы, если задача сложна и ее нельзя решить одной - двумя пропорциями. Именно в этом случае удобно воспользоваться другими методами алгебры, чаще всего линейными уравнениями и неравенствами. Решение задач можно свести к двум этапам: составлению уравнения (системы уравнений) по условию задачи и решению полученного уравнения.

  1. функционально-графический метод решения текстовых задач;

Функционально-графический метод решения задач состоит в переводе условия задачи на язык функций и использовании свойств этих функций и свойств их графиков для решения задачи.

  1. геометрический метод;

Геометрический метод решения задач с химическим содержанием основан на переводе условия задачи на язык геометрических величин и использовании метрических свойств геометрических фигур для ее решения.

В решении задач наиболее часто используются две разновидности этого метода:

1) метод одномерных диаграмм (изображение процесса изменения одной величины отрезками);

2) метод двумерных диаграмм (изображение связи нескольких величин с помощью планиметрических фигур).

Геометрический метод очень часто используется в комбинации с другими методами решения сюжетных задач как средство получения образа задачной ситуации или как средство получения дополнительных законов связи величин.

При решении химических задач часто возникает потребность проводить вычисления для нахождения соотношений составных частей в различных объектах. В качестве последних можно рассматривать химические соединения, смеси веществ, сплавы. Задачи этого типа приходиться решать не только химикам, но и представителям самых разнообразных профессий – агрономам, врачам, металлургам, геологам и т. д.[25]

Занятие 2. (1 час)

Тема:" Повторение понятия процента, простейшие на проценты"

Цели и задачи урока:

Образовательные – повторить понятие проценты, сформировать у учащихся умение решать задачи на проценты.

Развивающие – развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся у учащихся знания в измененной ситуации; развивать логическое мышление, интерес к предмету, навыки самообразования.

Воспитательные – воспитать у учащихся аккуратность, культуру поведения, чувство ответственности.

Ход урока:

1. Организационный этап– 2 мин.

2. Систематизация и обобщение ранее изученного (беседа, устные упражнения) – 8 мин.

3. Углубление и расширение знаний по теме “Задачи на проценты”– 30 мин.

4. Постановка домашнего задания – 2 мин.

5. Подведение итогов урока – 3 мин.

1. Организационный этап.

        Определение отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку (рабочее место, внешний вид). Организация внимания.

2. Систематизация и обобщение ранее изученного материала.

        Беседа:

        Некоторые дроби, часто встречающиеся в повседневной жизни, получили особое название. К таким дробям относятся: – половина, треть, – четверть и процент. Дробные числа удобно сравнивать, если они выражены в одинаковых долях. На практике удобными оказались сотые доли.

  1. Процентом называется дробь (0, 01).
  2. Процентом от некоторой величины называется одна сотая её часть.
  3. Процент обозначают знаком %. С помощью этого знака можно записать:

= 1% или 0,01 = 1%. Знак % заменяет множитель 0,01.

Проценты – это числа, представляющие собой частный случай десятичных дробей. Так как любое число можно выразить десятичной дробью, то любое число можно выразить в процентах.

1. Выразите в процентах обыкновенные дроби:

, , , , .

Слово “ процент” имеет латинское происхождение: “ procentum” – это “ на сто”. Часто вместо слова “ процент” используют это словосочетание. Например, говорят, что в России на каждые 100 человек приходится 12 человек, имеющих высшее образование. Это означает: 12% населения России имеет высшее образование.

2. Учитель: Какие виды задач на проценты вы знаете?

Предполагаемый ответ:

•        Нахождение процентов от данного числа.

•        Нахождение числа по его процентам.

•        Нахождение процентного отношения двух чисел.

Учитель: Как найти  n% от числа a? Ответ:

  1. Заменить проценты десятичной дробью.
  2. Умножить это число на полученную десятичную дробь.

Учитель: Как найти число, n% которого равны a? Ответ:

1) Заменить проценты десятичной дробью.

2) Разделить число на полученную десятичную дробь.

Учитель: Как найти процентное отношение числа a к числу в? Ответ:

1) Разделить число а на число в.

2) Перевести полученную десятичную дробь в проценты.

3. Углубление и расширение знаний по теме “Задачи на проценты”.

Задача 1. Цена товара понизилась на 40%, а затем ещё на 25%. На сколько процентов понизилась цена товара по сравнению с первоначальной? Сколько стал стоить товар, если его первоначальная стоимость была 3000 р.?

Решение. Первоначальную цену принимаем за 100%. После первого понижения цена товара стала равна: 1) 100%-40%=60%

Второе снижение происходит от новой цены: 2) 60%*25%:100=15%

Таким образом, общее снижение цены товара равно: 3) 40%+15%=55%

Цена товара после второго снижения стала равной: 4)100% – 55% = 45%

Найдем 45% от 3000р.5) 3000*45:100=1350 (р.)

Ответ: на 55% понизилась цена товара по сравнению с первоначальной; 1350 р. стал стоить товар.

Задача 2. В магазине батон хлеба стоит 10 руб., а на лотке цена такого же батона – 9 руб.

Определите:

1)На сколько процентов дешевле продается батон с лотка, чем в магазине?

2)На сколько процентов батон хлеба в магазине дороже, чем на лотке?

Решение:

1) По условию цена “дешевого” батона сравнивается с ценой “дорогого”.

В таких задачах всегда за 100% принимают то, с чем сравнивают.

100% – батон в магазине:

9:10*100= 90%

100%-90%=10% – продается дешевле с лотка

2) На этот раз “дорогой” батон сравнивается с “дешевым”.

Значит 100% – батон на лотке:

10:9*100= 111,1%

111,1% – 100% = 11,1% – продается дороже в магазине

Ответ: на лотке батон на 10 % дешевле, чем в магазине; в магазине батон на 11,1% дороже, чем на лотке.

Задача 3. На складе было 100 кг ягод. Анализ показал, что в ягодах 99% воды. Через некоторое время часть воды испарилась, и её процентное содержание в ягодах упало до 98 %. Сколько теперь весят ягоды?

Решение: Решая задачи, в которых речь идёт о свежих и сухих фруктах и т. п., как правило, следует найти массу сухого вещества, которая остается неизменной.

1) Найдем массу сухого вещества в ягодах.

100%-99% =1% -процентное содержание сухого вещества в ягодах;

100: 100 = 1(кг) – масса сухого вещества.

2) 100%-98% =2% – процентное содержание сухого вещества в ягодах после испарения части воды;

3) Найдем новую массу ягод. Т.к. 2% равны 1 кг, имеем

1*100:2=50(кг)

Ответ: 50 кг

Задача 4. Свежий гриб содержит 90% воды, а сушеный 15%. Сколько сушеных грибов получится из 17 кг свежих? Сколько надо взять свежих грибов, чтобы получить 3,4 кг сушеных?

Решение:

1) 100%-90% =10% – процентное содержание сухого вещества в свежих грибах;

17*10:100=1,7(кг) – масса сухого вещества

100%-15% =85% – процентное содержание сухого вещества в сушеных грибах;

Т.к. 85% равны 1,7 кг, имеем

1,7*100:85=2(кг) – сушеных грибов

2) Найдем массу сухого вещества в 3,4 кг сушеных. 3,4*85:100=2,89 (кг)

Т.к 2,89 кг равны 10%, имеем 2,89*100:10=28,9(кг)- свежих грибов надо взять

Ответ: 2 кг; 28,9 кг

Задача 5. В 400 г воды растворили 80 г соли. Какова концентрация полученного раствора?

Решение: 1) Учтем, что масса полученного раствора

400+80 = 480(г)

2) Сколько процентов 80 г составляют от 480 г?

80:480*100=16,7%

Ответ: 16,7% концентрация полученного раствора.

4. Постановка домашнего задания:

Повторить виды задач на проценты.

Решить задачи:

Задача 1. При сушке ромашки теряется 85% первоначального веса. Учащиеся собрали 105 кг цветов ромашки. Достаточно ли этого количества, чтобы выполнить взятое обязательство – сдать в аптеку 15 кг сухой ромашки?

Задача 2. Вкладчик взял из сбербанка 25% своих денег, потом  оставшихся 20%  и ещё 64 тыс. р. После этого у него осталось на сберкнижке 15 % всех его денег. Как велик вклад?

Задача 3. В 100 г 20 %-ного раствора соли добавили 300 г ее 10 %-ного раствора. Определите концентрацию полученного раствора.

Задача 4. Какое количество воды надо добавить к 100 г 70 %-ной уксусной эссенции, чтобы получить 5 %-ный раствор уксуса?

Занятие 3. (1 час)

Тема:"Решение задач с химическим содержанием с помощью пропорции."

Цель: развитие умений применения пропорций для  решении химических задач.

Задачи урока:

Образовательная: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Пропорция» и «Массовая доля вещества в растворе».

Развивающая: развивать вычислительные навыки, умения применять знания на практике.

Воспитательная:  воспитывать интерес к предмету и чувство взаимопомощи.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Систематизация и обобщение ранее изученного материала.

Беседа:

− Сегодня на занятии мы повторим, что называется пропорцией, как правильно составить пропорцию для конкретной задачи.

Историческая справка

Пропорции в Древней Греции.

Слово «пропорция» латинского происхождения «proportio», означающее вообще соразмерность, определённое соотношение частей между собой. В древности учение о пропорциях было в большом почёте у пифогорейцев. С пропорциями они связывали мысли о порядке и красоте в природе, о созвучных аккордах в музыке и гармонии во вселенной. Некоторые виды пропорций они поэтому и называли «музыкальными», «гармоничными».

В ІV веке до н.э. общая теория пропорций для любых величин (соизмеримых и несоизмеримых) была создана трудами древнегреческих учёных, среди которых выдающееся место занимали Теэтет и Евдокс. Эта теория подробно изложена в книгах «Начала» Евклида. Пропорциями пользовались для решения разных задач и в древности, и в средние века, и сейчас.

Пропорции применяются не только в математике, но и в архитектуре, искусстве.

Заслуженное место заняла теория пропорций при решении задач с химическим содержанием.

  1. Что называют пропорцией?

2.  Прочитайте равенства, записанные на доске:

;  ; 0,2:0,3=40:60;

3. Назовите крайние и средние члены пропорции;

4. Сформулируйте основное свойство пропорции;

5. Найдите неизвестные члены пропорций:

;     ;  3:y=2:5.

- Что называют растворами?

- Какие бывают растворы?

- Что такое процентная концентрация?

- Что показывает процентная концентрация?

- Из чего состоит любой раствор?

Запишем обозначение:  mв- масса вещества;

mH2O- масса воды;

mp=mв+mH2O – масса раствора;

mp=100%

ω% - процентное содержание вещества в

растворах.

Задача 1. Сколько нужно взять воды и медного купороса, чтобы приготовить 100г раствора соли CuSO4 1% концентрации.

Вычислим массу вещества и массу воды с помощью пропорции. Для этого запишем краткое условие задачи:

mp=100г – 100%

mв= ? -       1%

mH2O= ?

Составим пропорцию:   ;

Выразим неизвестную величину:

Вывод:  получили 1г соли, т.е. mв=1г.

mp= mв+ mH2O

mH2O=mр- mв

mH2O=100-1=99 (г)

Ответ: mв=1г, mH2O=99г.

Задача 2. Сколько нужно взять воды и хлорида натрия, чтобы приготовить 150г раствора с массовой долей хлорида натрия 5%?

Вычислим массу вещества и массу воды аналогично решению первой задачи. Известно, что масса раствора составляет 150г, что принимаем за 100%. Составим таблицу по условию задачи.

Условие задачи:

Составление пропорции:

Решение пропорции:

Ответ задачи:

mр=150г – 100%

mв= xг – 5%

        

(г)

mв=7,5 г

mH2O=142,5 г

mH2O= mр - mв

mH2O=150 – 7,5 =142,5(г)

Вывод: При решении задач использовались пропорции, связывающие величины mв, mр, ω%.

Выразите из этой пропорции mв.

Задача 3. Какова процентная концентрация раствора, полученного растворением 5г поваренной соли в 45 г воды?

Ученик у доски оформляет решение задачи.

mв=5г – х%

mH2O=45 г

mp= ? – 100%

1) mp= mв+ mH2O

mp= 5 + 45= 50 (г)

50 г – 100 %

5 г -  x %

2) ;    %

Ответ: 10% концентрация раствора поваренной соли.

Подведение итогов

– Назовите пропорцию, связывающую величины mpmв %.

– Выразите из этой формулы величины: mpmв %.

Домашнее задание:

 Решить задачи и оформить решение в виде таблицы.

Задача 1. Рассчитайте массу вещества и воды для приготовления раствора (120г) с массовой долей соли 8%.

Задача 2. Сколько грамм соли получает организм при внутривенном вливании 100г физиологического раствора? ( физиологический раствор – это 0,85% раствор поваренной соли)

Задача 3. Содержание солей в морской воде достигает 3,5%. Сколько граммов соли останется после выпаривания 10кг морской воды?

Занятие 4. (1 час)

Тема: "Графический метод решения задач с химическим содержанием."

Цель: Развитие умения применять знания по построению графиков линейной функции к решению химических задач.

Задачи урока:

Образовательная: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «График линейной функции » и «Массовая доля вещества в растворе».

Развивающая: развивать вычислительные навыки, умения применять знания на практике.

Воспитательная:  воспитывать интерес к предмету и чувство взаимопомощи.

Ход урока

Сегодня на уроке мы рассмотрим решения химических задач графическим методом, для чего нужно будет применить знания по построению графиков линейной функции.

Задача 1. Вычислить массу сульфита натрия, необходимого для реакции с серной кислотой, чтобы получить 16 г оксида серы (IV).

Проанализируем условие задачи. Указаны три вещества, участвующих в химическом процессе: сульфит натрия взаимодействует с серной кислотой, при этом получается оксид серы.

Вспомним, что при взаимодействии соли с кислотой получается новая соль Na2SO4 и сернистая кислота.

В ходе решения задачи данным способом выполнили следующие последовательные действия:

  1. Установили пропорциональную зависимость между величинами.
  2. Составили пропорцию.
  3. Решили полученную пропорцию.

Математической основой рассмотренного способа решения задач по уравнению реакции является пропорциональная зависимость между известными величинами и искомыми.

Вспомним, что называется функцией. Говорят, что определена некоторая функция, если, во-первых, задано некоторое множество точек, называемое областью определения, во-вторых, задано некоторое множество, называемое областью значений функции, в-третьих, указано определенное правило, с помощью которого каждому элементу, взятому из области определения, ставится в соответствие некоторый элемент из области значений.[26] Построение графиков функций вам известно из курса алгебры.

В данной задаче зависимость переменной m(Na2SO3) от переменной m(SO2) является функцией, т.к. каждому значению m(SO2) соответствует единственное значение m(Na2SO3).

Зависимость между пропорциональными переменными выражается формулой y=kx линейной функции. Для нашего примера это m(Na2SO3)=k m(SO2) .

Коэффициент пропорциональности – отношение величины молярной массы Na2SO3 к величине молярной массы SO2, т.е. k=126:64=1,97.

Для построения графика прямой пропорциональности составляем таблицу значений функции m(Na2SO3)=k m(SO2) .

Любая прямая определяется двумя своими точками. В данном случае, в качестве одной из таких точек целесообразно брать начало координат, а вторая точки определяется по соответствующим величинам, найденным по формулу вещества.

m(SO2)

0

64

m(Na2SO3)

0

126

Изобразим зависимость m(Na2SO3) от m(SO2) графически.

По уравнению реакции:

m(SO2)= 1 моль·64 г/моль=64 г

m(Na2SO3)=1 моль·126 г/моль=126 г

рис.1

Для решения задачи (см. рис.1) на оси абсцисс отмечаем точку, соответствующую числу 16, проводим прямую, параллельную оси ординат, до пересечения с графиком прямой пропорциональности. Из точки пересечения проводим перпендикуляр к оси ординат и определяем ординату, которая указывает величину массы сульфита натрия, равную 31,5 г. (см. рис.2)

Для нахождения более точных значений графики рисуют или в более крупном масштабе, или на миллиметровой бумаге.

Подобные графические способы химических расчетов широко используются на предприятиях химической промышленности при контроле технологического процесса и анализе готового продукта в химических лабораториях. При химическом анализе сырья и готового продукта используют графики функциональной зависимости для определенной химической реакции.

Графический способ решения задач оказывается более рациональным при решении задач на смеси, смешивание растворов и др.

Задача 2. При растворении в кислоте 2,33 г смеси железа и цинка было получено 896 мл водорода (при н.у.). Вычислите массу каждого из металлов, содержащихся в смеси.

Проанализируем условие задачи. В задаче говорится о взаимодействии смеси металлов с кислотой. Значит, одновременно идут две реакции: цинка с кислотой и железа с кислотой. При этом образуются соответствующие соли, и выделяется водород, суммарный объем которого 0,896 л.

Решим данное уравнение умножив все его части на произведение 56·65:

65·22,4x + 56·22,4· (2,33-x) = 0,896·56·65

1456x + 2922,752 - 1254,4x = 3261,44

201,6x = 338,688

x = 1,68 г (Fe)

m(Zn) = 2,33 – 1,68 = 0,65 г

Ответ: m(Fe) = 1,68 г

m(Zn) = 0,65 г.

Для построения графика нужно подсчитать объем водорода (H2) , выделяемый из кислоты каждым металлом, взятым массой 2,33 г.

Строим график прямой пропорциональной зависимости согласно таблице.

рис.2

По оси абсцисс в начале координат точка 0 соответствует нулевому значению массы цинка и 2,33 г массы железа, а точка 2,33 соответствует нулевому значению массы железа и 2,33 г массы цинка. Соединив точки с координатами (0; 0,803) и (2,33; 0,932) получаем часть прямой, которая отражает зависимость выделившегося объема водорода от соотношения масс металлов в 2,33 г смеси.(рис.2)

Проведем горизонтальную прямую соответствующую значению выделенного водорода в задаче: 0,896 г и получим точку пересечения двух прямых с координатами (0,896; 0,65). Значит масса цинка 0,65 г, а масса железа 2,33 – 0,65 = 1,68 г.(рис.3)


рис.3

Ответ: в смеси было 0,65 г Zn и 1,68 г Fe.

Графический способ удобен и доступен для решения задач на вывод формул веществ.

Отношение индексов элементов в формуле можно найти графически.

Зная, что массовая доля элемента в веществе определяется по формуле

W = n∙Ar /Mr

линейная зависимость, можно найти значение

n = W∙ Mr / Ar

Задача для самостоятельного решения в классе.

Задача 3. Наиболее распространенный в природе фтороапатит содержит 42,23% оксида фосфора, 50,03% оксида кальция и 7,74% фторида кальция. Напишите состав этого минерала в виде формул двух солей.

W(CaO) = 50,03%, W(CaF2) =7,74%, W(P2O5) = 42,23%

Формула минерала - ?

В одной системе координат построим три графика, выражающие соотношение между величинами относительных молекулярных масс и массовыми долями тех веществ, входящих в состав минерала.

Пересечем все три прямые произвольной прямой линией, параллельной оси ординат. По отношению точек пересечения этой прямой и определяют индексы элементов в минерале.

рис.4

Отношение координат точек пересечений этой прямой с функциональными прямыми:

10:30:90 (CaF2, P2O5,CaO) или 1:3:9 (CaF2, P2O5,CaO).

Ответ: формула минерал CaF2∙3P2O5∙9CaO

Итоги урока: Мы сегодня рассмотрели решения различных задач графическим методом.

Для этого применили знания по построению графиков линейной функции к решению химических задач.

На этом уроке мы увидели, что химические задачи можно решить различными способами.

Ваша задача – выбрать рациональный способ решения предложенной задачи.

Задачи для домашнего задания решить графическим методом:

Задача 1. Насыщенный при 70 °С раствор имеет массу 300 г и массовую долю растворённого вещества 30%. При его охлаждении до 20 °С выпал осадок массой 30 г. Определите массовую долю соли из полученном растворе.

Задача 2.Определите массовую долю вещества в растворе, полученном в результате сливания 120 г 16%-ного раствора с 60 г 20%-ного раствора.

Занятие 5. (1 час)

Тема:"Решение задач на смеси  и сплавы с помощью схем и таблиц."

Если хотите научиться плавать,
то смело входите в воду, а если хотите
научиться решать задачи, то решайте их.
                                                 
Дьёрдь Пойа

Цели:

Образовательные - создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении текстовых задач, повышение практической направленности предмета через решение практических задач.

Воспитательные - формирование математической  грамотности учащихся.

Развивающие - развитие навыков логического, творческого мышления,  сообразительности и наблюдательности.

Ход урока:

Устная разминка: 
Соотнести проценты и соответствующие им дроби: 5% - 0,05; 17% - 0,17; 123% - 1,23; 0,3% - 0,003; 25% - 0,25

5%

17%

123%

0,3%

25%

0,003

0,25

0,05

0,17

1,23


Кроссворд:

1. Сотая часть числа называется …(процент)

2. Частное двух чисел называют …(отношение)

3. Верное равенство двух отношений называют …(пропорция)

4. В химии определение этого понятия звучало бы так: гомогенная смесь, образованная не менее чем двумя компонентами … (раствор). Один из которых называется растворителем, а другой растворимым

веществом.

5. Отношение массы растворимого вещества к массе раствора называют массовой долей вещества в растворе или …(концентрация)

          Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами рассмотрим задачи, решение которых связано с понятиями «концентрация», «процентное содержание». В условиях таких задач речь идет, чаще всего, о сплавлении каких-либо металлов, растворении друг в друге различных веществ или переливании жидкостей, состоящих из нескольких компонентов. Эти задачи входят в различные сборники заданий по подготовке к итоговой аттестации по математике за курс основной школы и включаются в варианты ЕГЭ.

          Долей (концентрацией, процентным содержанием) α основного вещества в смеси будем называть отношение массы основного вещества  m в смеси к общей массе смеси M:

 

          Эта величина может быть выражена либо в долях единицы, либо в процентах. В большинстве случаев задачи на смеси и сплавы становятся нагляднее, если при их решении использовать схемы, рисунки, таблицы. Современные психологи утверждают, что решение одной задачи несколькими способами часто бывает более полезным, чем решение одним способом нескольких задач.

           Поэтому мы с вами рассмотрим несколько способов решения задач на смеси и сплавы.

I. Рассмотрим решения задач с применением таблицы.

             Таблица для решения задач имеет вид

Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов

% содержание вещества (доля содержания вещества)

Масса раствора (смеси, сплава)

Масса вещества

Задача 1. Имеется два сплава меди и свинца. Один сплав содержит 15% меди, а другой 65% меди. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 200г сплава, содержащего 30% меди?

Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов

% содержание меди (доля содержания вещества)

Масса раствора (смеси, сплава)

Масса вещества

Первый сплав

15%=0,15

хг

0,15*х

Второй сплав

65%=0,65

(200 – х)г

0,65*(200–х)=130–0,65х

Получившийся сплав

30%=0,3

200 г

200*0,3=60

          Сумма масс меди в двух первых сплавах (то есть в первых двух строчках) равна массе меди в полученном сплаве (третья строка таблицы):

           Решив это уравнение, получаем х=140. При этом значении х выражение
200 –
х=60. Это означает, что первого сплава надо взять140г, а второго 60г.

Ответ:140г. 60г.

II.      Рассмотрим решение этой же задачи с помощью следующей модели. Изобразим каждый из растворов в виде прямоугольника, разбитого на два фрагмента (по числу составляющих элементов). Для того, чтобы показать, что происходит смешивание веществ поставим знак «+» между первым и вторым прямоугольниками, а знак «=» между вторым и третьим прямоугольниками показывает, что третий раствор получен в результате смешивания первых двух. Полученная схема имеет следующий вид:

              Рассматриваемый в задаче процесс можно представить в виде следующей модели- схемы:

Решение.

Пусть х г – масса первого сплава. Тогда, (200-х)г – масса второго сплава. Дополним последнюю схему этими выражениями. Получим следующую схему:

          Сумма масс меди в двух первых сплавах (то есть слева от знака равенства) равна массе меди в полученном третьем сплаве (справа от знака равенства):

           Решив это уравнение, получаем х=140. При этом значении х выражение 200-х=60. Это означает, что первого сплава надо взять140г, а второго-60г.

Ответ:140г. 60г.

III. Старинный способ решения задач на смеси, сплавы и растворы.                                       Впервые о нем было упомянуто в первом печатном учебнике математики Леонтия Магницкого.

Решим этим способом задачу 1:

Ввиду большой простоты предложенный способ применялся купцами и ремесленниками при решении различных практических задач. Но в задачниках и различных руководствах для мастеров и торговцев никаких обоснований и разъяснений не приводилось. Просто давался рецепт решения: либо, как в предыдущей задаче, рисовалась схема, либо словесно описывалась последовательность действий — поступай так и получишь ответ.

Теория метода.

(рассматривается только в профильном классе или в классе с достаточным уровнем подготовки)

М1 – масса первого раствора

α1 концентрация первого раствора

М2 – масса второго раствора

α2 концентрация второго раствора

М1+ М2 – масса конечного раствора

α3 - концентрация конечного раствора

α1 <α3 <α2

m1 = α1 М1  – масса основного вещества в первом растворе

m2 = α2 М2  – масса основного вещества во втором растворе

m3 = α3 (М12) – масса основного вещества в конечном растворе

с другой стороны m3 = m1+ m2, получаем

α3 (М12) = α1 М1  + α2 М2;

α3 М1  + α3 М2 = α1 М1  + α2 М2;

α3 М1   α1 М1  = α2 М2 – α3 М2;

М1( α3  α1) = М2( α2 – α3);


Домашнее задание:

Решить задачи:

           Задача 1. Смешали некоторое количество 12% раствора соляной кислоты с таким же количеством 20 % раствора этой же кислоты. Найти концентрацию получившейся соляной кислоты. Ответ: 16 %.

              Задача 2. В 4кг сплава меди и олова содержится 40% олова. Сколько килограммов олова надо добавить к этому сплаву, чтобы его процентное содержание в новом сплаве стало равным 70%?  Ответ:4кг.

Занятие 6-7. (2 часа)

Тема:"Решение задач на смеси  и сплавы "

Цели:

Образовательные - создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении текстовых задач, повышение практической направленности предмета через решение практических задач.

Воспитательные - формирование математической  грамотности учащихся.

Развивающие - развитие навыков логического, творческого мышления,  сообразительности и наблюдательности.

Ход урока:

Учитель разбирает задачу 1 возле доски с подробным комментарием.

           Задача 1: Сплав олова с медью весом 12 кг содержит 45% меди. Сколько чистого олова надо добавить, чтобы получить сплав, содержащий 40% меди.

Решение:

1 сплав

олово

2 сплав

Масса сплава

12 кг

х

12+х

Процент содержания меди

45%

40%

Процент содержания олова

55%

100%

60%

Масса олова

12*0,55=6,6

х

(12+х)*0,6

Сложив массу 1 сплава и массу олова, получим массу образовавшегося сплава. Составим и решим уравнение:

6,6 + х = (12+х)*0,6

6,6 + х = 7,2 +0,6х

0,4х = 0,6

х = 1,5 кг

Ответ: 1,5 кг олова нужно добавить.

Ученики у доски оформляют решение задач 2, 3 и 4.

Задача 2: Морская вода содержит 8% по весу соли. Сколько килограммов пресной воды нужно добавить к 30 кг морской воды, чтобы содержание соли в последней составило 5%?

Решение:

1 состав

Пресная вода

2 состав

Масса морской воды

30 кг

х кг

30 +х

% содержания соли

8%

0%

5%

Масса соли

30*0.08

х*0

(30+х)*0,05

Сложив массу морской воды и массу пресной воды, мы получим морскую воду нового состава. Составим и решим уравнение:

30*0,08 = (30+х)*0,05

2,4 = 1,5 + 0,05х

0,05х = 0,9

х = 18 кг

Ответ: 18 кг пресной воды

Задача 3: Из 38 тонн сырья второго сорта, содержащего 25% примесей. После очистки получается 30 тонн сырья первого сорта. Каков процент примесей в сырье первого сорта?

Решение:

2 сорт

примеси

1 сорт

Масса сырья

38 т

8 т

30 т

% содержания примесей

25%

100%

х%

Масса примесей

38*0,25

8

30*0,01х

Из массы сырья второго сорта вычтем массу примесей, получим массу сырья первого сорта. Составим и решим уравнение:

38*0,25 – 8 = 30*0,01х

9,5 – 8 = 0,3х

0,3х = 1,5

х = 5%

Ответ: 5% примесей

Задача 4: Определить сколько килограммов сухарей с влажностью 15% можно получить из 255 кг хлеба влажностью 45%?

хлеб

вода

сухари

Масса (кг)

255

х

255-х

% влажности

45

100

15

Масса воды

255*0,45

х

(255-х)*0,15

Из массы хлеба с влажностью 45% вычтем массу воды, получим массу сухарей с влажностью 15%. Составим и решим уравнение:

255*0,45 – х = (255-х)*0,15

114,75 – х = 38,25 – 0,15х

х – 0,15х = 114,75 – 38,25

0,85х = 76,5

х = 90 кг воды

255 – 90 = 165 кг сухарей

Ответ: 165 кг сухарей.

Задачи для самостоятельного решения:

1) Сколько килограммов воды нужно выпарить из 0,5 тонн целлюлозной массы, содержащей 85% воды, чтобы получить массу с содержанием воды 75%? Ответ: 0.2 тонны

2) Свежие грибы содержат по весу 90% воды, а сухие 12% воды. Сколько получиться сухих грибов из 22 кг свежих? Ответ: 2,5 кг

3) Кусок сплава меди и цинка массой 36 кг содержат 45% меди. Какую массу меди следует добавить к этому куску, чтобы получить сплав, содержащий 60% меди? Ответ: 13.5 кг

Задачи для домашнего задания:

            Имеется 200 г сплава, содержащего золото и серебро в отношении 2:3. Сколько граммов серебра надо добавить к этому сплаву, чтобы новый сплав содержит 80% серебра? Ответ: 200 г

           В свежих яблоках 80% воды, а в сушеных 20%. На сколько процентов уменьшается масса яблок при сушке? Ответ: 75%

Занятие 8-9. (2 часа)

Тема:"Решение сложных задач на смеси  и сплавы."

Цели:

Образовательные - создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении текстовых задач, повышение практической направленности предмета через решение практических задач.

Воспитательные - формирование математической  грамотности учащихся.

Развивающие - развитие навыков логического, творческого мышления,  сообразительности и наблюдательности.

Учитель разбирает задачу 1 у доски с подробным комментарием.

          Задача 1: Имеется два раствора серной кислоты в воде: первый – сорокапроцентный, второй – шестидесятипроцентный. Эти два раствора смешали и добавили 5 кг чистой воды и получили двадцатипроцентный раствор. Если бы вместо 5 кг чистой воды добавили 5 кг восьмидесятипроцентного раствора, то получился бы семидесятипроцентный раствор. Сколько было сорокапроцентного и шестидесятипроцентного растворов?

Оформим решение этой задачи в виде таблицы.

Решение:

1 раствор

2 раствор

вода

Масса (кг)

х

у

5

5% содержание серной кислоты

40

60

0

% содержание воды

60

40

100

Масса воды

0,6х

0,4у

5

1 способ (относительно воды)

0,6х + 0,4у + 5 = 0,8(х + у + 5)

0,6х + 0,4у + 5*0,2 = 0,3(х + у + 5)

0,6х + 0,4у + 5 = 0,8(х + у + 5)

0,6х + 0,4у + 1 = 0,3(х + у + 5)

4 = 0,5(х + у + 5)

х + у + 5 = 8

0,6х + 0,4у + 5 = 0,8*8

0,6х + 0,4у = 6,4 – 5

0,6х + 0,4у = 1,4

6х + 4у = 14

3х + 2у = 7

2у = 7 – 3х

у = (7 – 3х):2

4 = 0,5(х + (7 – 3х):2 + 5)

8 = х + (7 – 3х):2 + 5

3 = х + (7 – 3х):2

6 = 2х + 7 – 3х

х = 1 кг

у = 2 кг

2 способ (относительно серной кислоты)

0,4х + 0,6у + 0 = 0,2(х + у + 5)

0,4х + 0,6у + 5*0,8 = 0,7(х + у + 5)

0,4х + 0,6у = 0,2(х + у + 5)

0,4х + 0,6у + 4 = 0,7(х + у + 5)

4 = 0,5(х + у + 5)

8 = х + у +5

х + у = 3

у = 3 – х

0,4х + 0,6(3 – х)= 0,2*8

0,4х +1,8 – 0,6х = 1,6

0,2х = 0,2

х = 1 кг

у = 3 – 1 = 2 кг

Ответ: 1 кг сорокапроцентного раствора Н2SO4 и 2 кг шестидесятипроцентного раствора Н2SO4.

Ученик у доски разбирает решение следующей задачи.

Задача 2: Сплав меди с серебром содержит серебра на 1845 г больше, чем меди. Если бы к нему добавить некоторое количество чистого серебра, по массе равное 1/3 массы чистого серебра, первоначально содержащегося в сплаве, то получился бы новый сплав. Содержащий 83,5% серебра. Какова масса сплава и каково первоначальное процентное содержание в нем серебра?

Решение:

1 сплав

серебро

2 сплав

Масса меди

х - 1845

% содержание серебра

83,5

Масса серебра

х

х

0,835(2х – 1845 + х)

х + х = 0,835(2х – 1845 + х )

х = 0,835(х – 1845)

х = 2505 г серебра

2*2505 – 1845 = 3165 г сплава

3165 г ----- 100%

2505 г ----- у%

у = 79,1%

Ответ: 3165 г сплава, в котором первоначально 79,1% серебра.

Задача для самостоятельной работы:

1)   Некоторое вещество впитывает влагу, увеличивая при этом свою массу. Чтобы впитать 1400 кг влаги, требуется взять нераздробленного вещества на 300 кг больше, чем раздробленного. Сколько процентов от массы вещества составляет масса впитанной влаги в случае раздробленного вещества и в случае нераздробленного вещества, если во втором случае это число процентов на 105 меньше, чем в первом?

2)     Имеется кусок сплава меди и никеля общей массой 10 кг, со-

держащий 45% меди. Сколько чистого никеля надо добавить к

этому куску, чтобы получившийся новый сплав содержал 30%

меди?

3) В сосуд содержащий 4 кг 60 % -го водного раствора хлорида натрия добавили 6 кг воды. Найдите концентрацию получившегося раствора хлорида натрия.

Занятие 10 (1 час). Итоговая контрольная работа по курсу.

Вариант 1:

1.  Один раствор содержит 20% кислот, а второй – 70% кислот. Сколько литров первого и второго раствора нужно взять, чтобы получить 100 л раствора с 50%-ным содержанием кислот?

2. Сплав алюминия и магния отличается большой прочностью и пластичностью. Первый такой сплав содержит 5% магния, второй сплав –3% магния. Масса второго сплава в 4 раза больше, чем масса первого сплава. Эти сплавы сплавили и получили 3 кг нового сплава. Определите, сколько граммов магния содержится в новом сплаве.

3. Морская вода содержит 5% соли. Сколько килограммов пресной воды надо добавить к 40кг морской воды, чтобы получить раствор, содержащий 2% соли?

4. Имеется кусок сплава меди и олова общей массой 12 кг, содержащий 45% меди. Сколько чистого олова надо добавить к этому куску, чтобы получившийся новый сплав содержал 40% меди?

5. Смешав 30-процентный и 60-процентный растворы кислоты и добавив 10 кг чистой воды, получили 36-процентный раствор кислоты. Если бы вместо 10 кг воды добавили 10 кг 50-процентного раствора той же кислоты, то получили бы 41-процентный раствор кислоты. Сколько килограммов 30-процентного раствора использовали для получения смеси?

Вариант 2:

1. Имеется кусок сплава меди с оловом массой 15кг, содержащий 40% меди. Сколько чистого олова нужно добавить к нему, чтобы получить сплав с 30%-ным содержанием меди?

2. Масса первого сплава на 3 кг больше массы второго сплава. Первый      сплав содержит 10% цинка, второй – 40% цинка. Новый сплав, полученный из двух первоначальных, содержит 20% цинка. Определите массу нового сплава.

3. Имеется 600г сплава золота с серебром, содержащего золото и серебро в отношении один к пяти соответственно. Сколько граммов золота необходимо добавить к этому сплаву, чтобы новый сплав содержал 50% серебра?

4. В сосуд содержащий 2 кг 80 % -го водного раствора уксуса добавили 3 кг воды. Найдите концентрацию получившегося раствора уксусной кислоты.

          5. Имеются два сосуда. Первый содержит 30 кг, а второй  — 20 кг раствора кислоты различной концентрации. Если эти растворы смешать, то получится раствор, содержащий 68% кислоты. Если же смешать равные массы этих растворов, то получится раствор, содержащий 70% кислоты. Сколько килограммов кислоты содержится в первом сосуде?

медь

медь

медь

65%

=

+

30%

15%

200г

медь

медь

медь

15%

65%

30%

х г

(200-х) г

200 г

+

=


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметные связи на уроках математики (введение)

ВВЕДЕНИЕ «Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества» Ф. Бекон   ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

Цели, задачи и способы использования межпредметных связей на уроках...

Решение проблем интеграции образовательного процесса и межпредметных связей при изучении математики в колледже

Современный этап развития науки и производства характеризуется глобальной информатизацией, затронувшей все сферы жизни общества. Постановка образования современного человека невозможна без хорошей мат...

Урок Межпредметная связь химии и математики. Решение задач на смеси и сплавы

Урок презентация. Связь химии с математикой: решение задач на растворы, смеси.  Дробь, пропорция, проценты. Уравнения с одной или с двумя неизвестными...

Межпредметная связь химии с валеологией.

Важнейшей задачей школы, является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Здоровый образ жизни должен стать подлинным искусством, призванным улучшить жизнь в плане сохранения здоровья, повыше...

Формирование мотивации к изучению математики посредством реализации межпредметных связей на уроках математики и во внеурочной деятельности

Мир представляет собой гигантскую систему, тоже состоящую из сложнейших систем. Однако, у систем любой природы много общего. Если знать это общее, то мы окажемся в очень выгодной ситуации, когда мы до...