Рабочие листы по теме "Базовые задачи"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Данные   "рабочие листы"  предназначены для того, чтобы помочь восьмикласснику научиться решать самые простые "базовые задачи". Здесь приводятся образцы рассуждений при  решении разных видов этих задач, а также  множество примеров  для тренировки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bazovye_zadachi.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Блок     «Расчеты  по   уравнениям  реакций»    (базовые задачи)

                    I.     З а д а ч и     в и д а :          n(А)   →    n(Б)    

       (по известному количеству вещества «А»  нужно вычислить  количество вещества «Б»,

        участвующего или получающегося в  результате реакции)   

 

                               Такие задачи решаются в 1 действие.

                    П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь      э т а п о в       р е ш е н и я:

•   Составляем уравнение реакции, о которой идет речь в условии задачи, расставляем

     коэффициенты.

•   В уравнении реакции подчеркиваем формулу вещества («А»), количество которого известно,

     и формулу вещества («Б»), количество   которого нужно определить.

•   Под формулами веществ «А»  и  «Б»  указываем количества этих  веществ по коэффициентам в

     уравнении реакции.

 •  Под формулой вещества «А» указываем количество этого вещества по условию задачи, под

     формулой вещества  «Б»  записываем  n (Б).

 •  Составляем и решаем пропорцию относительно  n (Б)

 •  Записываем ответ.

Задача-образец  № 5:  Какое количество хлорида алюминия можно получить при нагревании

                                      39 моль хлора с алюминием? 


     Дано:   n (Сl2)  =  39  моль

                          

                                             III   I                              

     Найти:  n (AlCl3)          



               Решение:  

   

 3 Сl2   +   2 Al  →   2 AlCl3   

 

 3 моль                    2 моль (по коэф.)      

 39 моль                  n (AlCl3) (по условию)



Находим   n (AlCl3)  из соотношения:  


   3    n (AlCl3)  =  39  ∙  2               

                                                               

  n (AlCl3) = 39  2 : 3 = 26 моль



Ответ: при нагревании 39 моль хлора с

               алюминием можно получить

               26 моль  хлорида алюминия.  

 

                   

                   Рассуждения:

 1) Что известно по условию задачи?

     (Количество вещества хлора ).

 2) Что нужно найти по условию задачи?   

     (Количество хлорида алюминия ).


                          Рассуждения:


 1) Хлорид алюминия образуется в результате взаимодействия

     алюминия с хлором. Составляем уравнение этой  реакции,

     расставляем коэффициенты.


 2) Подчеркиваем формулу вещества «А», количество  которого

     известно (хлора), и формулу вещества «Б»  (хлорида алюми-

     ния), количество которого надо определить.


 3) По коэффициентам  в уравнении реакции:

     при взаимодействии 3 моль хлора с алюминием образовалось

     2 моль хлорида алюминия.


 4) По условию задачи прореагировало 39 моль хлора, следова-

     тельно, при этом образовалось какое-то неизвестное количе-

     ство хлорида алюминия n (AlCl3).


 5) Находим  n (AlCl3)  из соотношения.

 

 6)  Записываем ответ.

 

 Задача  «с подсказкой»  № 5:   Вычислите количество вещества оксида цинка,  которое

                                                      образуется   при взаимодействии  7,8 моль цинка с кислородом.


     Дано:   n (      )  =  ______

                          

                                             

     Найти:  n (         )          



               Решение:  

   


 __Zn   +   O2   →     __ ZnO 


 

 ____ моль                    ______ (по коэф.)

     

 ____ моль                 n (______) (по усло-

                                                     вию)




Находим   n (__________)  из соотношения:  












Ответ:  

                   Рассуждения:

 1) Что известно по условию задачи?


 2) Что нужно найти по условию задачи?   

     

 3) Записываем краткое условие задачи.


                          Рассуждения:


 1)   ____________________________   образуется в результате


     взаимодействия  _______________  c  _________________

.

     ___________________________________   этой  реакции,


     ________________________________    коэффициенты.


 2) _____________________  формулу вещества «А»,  количество


     которого ____________________    (_______________)   и


     формулу вещества «Б»  (______________________________),


     количество которого __________________________________.


 3) _________________________________  в уравнении реакции:


     при взаимодействии __________________________ с акисло-


     родом образовалось  __________________________________.


 4) ________________________________      прореагировало

 

     ______________________________, следовательно,  при этом


     образовалось   _______________________________________.


 5) Находим     ________________     из соотношения.

 


 6)  Записываем ответ.                                                                          

     

     

1) Задача: 0,3 моль индия прореагировало с серой с образованием сульфида индия (Ш).

                       Рассчитайте количество продукта реакции.    

   

2) Задача: какое количество калия может прореагировать с  56 моль серы?

3) Задача: вычислите количество иода, полученного при разложении 12,4 моль иодида

                   бора (Ш).

             II.        З а д а ч и        с л е д у ю щ и х        в и д о в :

 

 

               m (А)                      n (Б)    и    n (А)                        m (Б)

               V (А)                                                                          V (Б)

  1) Зная массу вещества «А», найти количество вещества «Б».

   2) Зная объем вещества «А», найти количество вещества «Б».

  3) Зная количество вещества «А», найти массу  вещества «Б».

   4)  Зная количество вещества «А», найти объем вещества «Б». 

                     

                                  Такие задачи решаются в 2 действие.

                             Для задач вида    m (А)                      n (Б)  

                                                           V (А)                                                  

 1 действие -  находят количество того вещества («А»), чья масса или объем известны

                                             (см. блок  № 2 «Количество вещества»  задачу-образец № 2 и № 4).

 2 действие – вычисляют количество вещества («Б») (то, что нужно  найти по условию задачи,

                       выполняется также, как  и задачи   вида:  n(А)   →   n (Б) ).

         

  Общий «путь» решения таких задач:    m (А) или V (А)

         

                                                                      n(А)             n (Б)

     

                              Для задач вида   n (А)               m (Б)  

                                                                                  V (Б)  

                                                                       

 1 действие -  вычисляют количество вещества («Б») (выполняется  также, как  и задачи

                         вида:  n(А)   →   n (Б) ).                                 

 2 действие – находят массу или объем вещества («Б») (то, что нужно найти по условию задачи,

                        см. блок  № 2  «Количество  вещества» задачу-образец № 1 и  № 3).

           Общий «путь» решения таких задач:                     m (Б) или V (Б)

         

                                                                         n(А)              n (Б)

Задача-образец  № 6:  53 л кислорода было затрачено на сжигание  сурьмы. Какое количество

                                      оксида сурьмы (III) образовалось при этом? 


     Дано:   V (O2)  =  53,76  л

                                             III   II                             

     Найти:  n (Sb2O3)          


               Решение:

 

1)  n (O2) = V(O2)  : Vm 

     

  n (O2)  = 53,76  л   :  22,4  л ∕ моль   =  2,4 моль


2)  3 О2 +  4 Sb  →  2 Sb2O3 

   

      3 моль                      2 моль    (по коэф.)

   2,4 моль                    υ (Sb2O3)  (по условию)


     3    n (Sb2O3)  =  2,4  ∙  2

              

     n (Sb2O3) = 2,4    2 : 3 = 1,6 моль


3) Ответ: при сжигании сурьмы в 53,76 л кислорода

                 образовалось 1,6  моль оксида   сурьмы (III)  

                   

                   Рассуждения:

 По условию задачи известен объем кислорода.

 Нужно вычислить количество оксида сурьмы (III)      

 Следовательно, это задача вида  V(А)   →  n (Б)                                                       


                          Рассуждения:


 1) Зная объем кислорода, можно найти, какое коли-

     чество вещества это составляет (по формуле, см.

     задачу-образец № 4).



2) Далее решаем эту задачу также, как и  задачи

    вида    n (А)  →   n (Б).


 

 






 3)  Записываем ответ.

4) Задача:   какое количество вещества фторида свинца (IV) можно получить при

                       взаимодействии  0,47л фтора со свинцом?

5) Задача:  определите количество натрия, которое необходимо  для взаимодействия с 9,1 л

                      азота.  

Задача  «с подсказкой»  № 6-А:  95 г висмута прореагировала со  фтором с образованием фторида

                                                       висмута (V). Какое количество фтора  было израсходовано?

                 


     Дано:   ___________  =   95  г

                                                                        

          Найти:  


               Решение:

 1)  _______ = _______  : ________

 

М (___) =                                        


    ________ = ________  : ________ 

         

2)  __Bi   +  __F2    →    ___ BiF5

                                                           (по коэф.)

                                                          (по условию)









3) Ответ:

                   Рассуждения:

 По условию задачи известна  __________________

 Нужно определить ___________________________      

 Следовательно, это задача вида ______________                                                       


                         Рассуждения:


 1)  Зная  _____________________,   можно найти,


     ________________________________________

   

    Для этого необходимо вычислить  молярную

    массу ______________________________


2) Далее вычисляем __________________________

    по уравнению реакции, составляя и  решая

    пропорцию.


 

 




 


3)  Записываем ответ.

6) Задача: 72 г радия взаимодействует с азотом, при этом образуется нитрид радия (II).

                      Вычислите количество продукта реакции.    

7) Задача: вычислите количество серы, которое необходимо  для   взаимодействия с 0,72 г

                      олова, если при этом   образуется  сульфид олова (IV).

Задача  «с подсказкой»  № 6-Б:  Какой объем хлора можно получить  при разложении на свету

                                                       0,3 моль  хлорида серебра?


     Дано:      

                                                                        

     Найти:  


           

                              Решение:

 





                   Рассуждения:

 Так как по условию задачи известно коли-

 чество вещества хлорида серебра, а  вычислить  нужно объем  образовавшегося  

хлора,  следовательно, это задача вида   ______________________________

                     


                           Рассуждения:


1) Зная количество вещества хлорида


    серебра,  можно вычислить количество


     полученного хлора   (решаем как задачу


     вида n(А) → n (Б)).





2) А затем, используя формулу 5)


    V =  n  Vm    (см. задачу- образец  № 3),


    определяем  объем  хлора.





                                                       

8) Задача: какой объем кислорода образуется при разложении 3,7 моль оксида золота (III)

                    (при нагревании)?

9)  Задача: при комнатной температуре калий взаимодействует с хлором. Какой объем хлора

              вступил в реакцию,  если в результате нее было получено 5,3 моль   хлорида калия?

10)  Задача: бор реагирует с серой, при этом образуется сульфид  бора (III). Рассчитайте

                      массу израсходованного бора, если было получено 0,7 моль продукта реакции.

Подсказка: а) сначала определите, к какому виду относится эта задача:    ___________________________

б) затем проследите общий «путь» ее решения:

в) лишь потом выполняйте необходимые действия.

 11)  Задача:  6,2 моль германия сгорело во фторе. Какова масса образовавшегося фторида

                       германия (IV)?

12) Задача: какое количество иодида  натрия образовалось при реакции 52 г натрия с

                     иодом?

   

 Подсказка: а) вид  задачи:    ___________________________

                       б) общий «путь» ее решения:

13)  Итак, Вы познакомились  с задачами следующих видов  m (А)       n (Б)     и     n (А)         m (Б)

                                                                                                        V (А)                                              V (Б),

       а также с общими «путями» их решения:

               m (А)                                                                       m (Б)

        или V (А)                                                                или V (Б)

                                                     и

               n(А)            n (Б)                                    n(А)           n (Б)

           

         Какое действие является общим (одинаковым) при решении задач и одного и другого вида?

Ответ: ___________________________________________________________________________

          Предложите «путь» решения задачи такого вида:      m (А)            m (Б)  

                                                                       (Зная массу вещества «А», найти массу  вещества «Б»)

 Подсказка:                                                                                                                 m(А)

 1 действие – зная массу вещества «А», можно вычислить______,                        

                       используя ____________ .                                                                ___(А)

 2 действие – определив ______ вещества «А» в 1 действии, можно

                       найти ________ вещества «Б»                                                        ___(А)           ___(Б)

                        по _____________________________                  

 3 действие – зная _____ вещества «Б» (результат 2 действия),                                    m(Б)

                        можно вычислить  массу вещества «Б»,

                        используя  _____________ .                                                                         ___(Б)

Теперь объединим все эти действия в единую схему. Дополните общую схему решения базовых задач:

               Дано:       m (А)                                     Найти:     m (Б)

                        или V (А)                                                или V (Б)

По одной из двух формул:                                                                                     Используя одну из 2 формул:

                                               

                                                   1 действие                                       3 действие

                               

                           

                                                                                                                                     

                                               

                                                                           2 действие

С помощью полученной схемы можно решать как уже рассмотренные ранее виды базовых задач, так и

                  III.        З а д а ч и        с л е д у ю щ и х        в и д о в :    

                 

                                  m (А)   →     m (Б)        и        V (А)   →    m (Б)  

                                  m (А)   →     V (Б)        и        V (А)   →    V (Б)

1) Зная массу вещества «А», найти массу  вещества «Б».     2) Зная объем вещества «А», найти массу вещества «Б». 3) Зная массу вещества «А», найти объем  вещества «Б».    4)  Зная объем вещества «А», найти объем вещества «Б». 

                              Эти задачи решаются в три действия.

   

                      П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь      э т а п о в       р е ш е н и я:

                                                (см. схему в задании  №  95)

1 действием  находят количество того вещества («А»), чья масса или   объем известны (по одной

                       из двух формул,  см. блок    № 2  «Количество вещества» задачу-образец № 2 и № 4).

2 действием   вычисляют количество вещества («Б») (выполняется  также, как  и задачи   вида:  

                        n(А)  →  n (Б) ).

3 действием   находят массу или объем вещества («Б») (то, что нужно найти по условию задачи,

                        см. блок  № 2 «Количество   вещества», задачу-образец № 1 и № 3).

                 Пользуясь этой последовательностью, а также самой схемой в задании № 95, решите следующие задачи.

Задача  «с подсказкой»  № 7:  Определите  объем  кислорода, который необходим для взаимодей-

                                                    ствия с 25 г  кальция.


     Дано:      

                                                                        

     Найти:  


                         Решение:


 1)  n (___)  = ____     :    _____      





                                                                                   II   II

2) __ Са    +   О2  →   ___ СаО

                                                  (по коэф.)

                                                  (по условию)







3)  V (___)  =  ____    •    _____



Ответ:

                   Рассуждения:

Так как по условию задачи известна  ________________

 кальция, а  вычислить  нужно  _____________________  израсходованного кислорода,  это задача вида  

 _____________________ .  Следовательно,  для ее решения надо осуществить  _________  действия

                   

                 Рассуждения:


1) Зная  __________ кальция, вычисляем его  количество

   (по формуле 3), как  в  задаче-образец  № 2) ).




2) По найденному количеству вещества  кальция опре-

    деляем  ___________________________  кислорода,

    составляя  и  решая пропорцию (как  задачу вида

     n(А)  →  n (Б)).



3) Далее,  используя формулу 5) (как в  задаче-образец

     № 3), вычис объем ____________________________.


14) Задача: какой объем азота необходим для взаимодействия с  60 г  лития?

15) Задача: на сжигание иттрия израсходовали 6,5 л кислорода.  Вычислите массу иттрия,

                     вступившего в реакцию,  если известно, что продукт реакции – оксид иттрия(III).

16) Задача: какая масса хлорида таллия (I) образовалась при  взаимодействии таллия с 62 л  хлора?

17) Задача: 91 г ниобия сожгли. Рассчитайте массу образовавшегося оксида ниобия (V).

18) Задача: какая масса алюминия может прореагировать с 48 г  серы?

19) Задача: вычислите объем хлороводорода (HCl), образующегося   при взаимодействии

                       0,8 л хлора с водородом.

20) Задача: 4,2 л сероводорода (H2S) получили  в результате  реакции водорода с серой.

                       Какой объем водорода был  израсходован при этом?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие листы для учащихся к классному часу

На данных листах работают учащиеся во время классного часа. Весь пакет распечатывается для каждого ученика, то есть если в классе 16 человек, то значит - 16 копий. Что я и делала в свое время....

Рабочий лист по теме:" Магнитная индукция"

Использование рабочих листов на уроке сокращает время на составление учащимися опорного конспекта. Заполняется рабочий лист по мере объяснения учителем  нового материала....

Рабочий лист по теме:"Объяснение электрических явлений".8 кл.

Рабочий лист заполняется учащимися по ходу объяснения учителем нового материала и представляет собой опорный конспект по теме "Объяснение электрических явлений". 8 класс....

Рабочий лист к уроку "Угол. Примеры решения задач"

Рабочий лист включает информацию о способах вычисления градусной меры угла...

Рабочий лист к уроку информатики в 8 классе на тему Решение задач на составление линейных вычислительных алгоритмов

Рабочий лист является раздаточным материалом к уроку информатики в 8 классе на тему "Решение задач на составление линейных вычислительных алгоритмов"...

Рабочий лист к уроку по теме "Применение пропорций при решении задач"

Рабочий лист можно использовать в течение всего урока....