Бинарный урок "Минеральные удобрения"
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
Интегрированный урок химии и географии 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
binarnyy_urok_mineralnye_udobreniya.rar | 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Луховицкая средняя общеобразовательная школа №9
Бинарный урок география – химия 9 класс
«Минеральные удобрения».
Авторы:
Ратникова Елена Валерьевна, учитель географии высшей категории Усикова Марите Вацлово, учитель химии высшей категории.
Учитель химии: Огородные «забавы» Д.И.Менделеева Слайд №1
В 1865 году научное творчество Д.И.Менделеева получило практическое применение. У него в имении Боблово, под Москвой был заброшенный участок, давно не удобрявшийся навозом. Дмитрий Иванович решил развернуть настоящее производство у себя в усадьбе. Поле было разбито на три делянки и вспахано. Он нанял крестьян, которые скупали во всей округе кости забитого скота и привозили в специально отведенный угол имения. Здесь кости обжигали, толкли и просеивали. Затем смешивали с серной кислотой и получали дигидрофосфат кальция. В тоже время местные крестьяне и ребятишки, за плату прочищая лес, складывали в кучу сучья лиственных деревьев и сжигали. Полученную золу, содержащую соли калия, несложной обработкой превращали в поташ – карбонат калия. Печную золу Менделеев покупал у крестьян. Некоторые соли выписывал из Петербурга: серно – аммиачную соль, чилийскую селитру.
Выводы учёного были однозначны: минеральные удобрения необходимы в сельском хозяйстве.
Итак, тема нашего урока: Минеральные удобрения. Слайд №2
План: 1. Классификация минеральных удобрений.
2. Размещение сырья.
3. Лабораторная работа по определению состава
минеральных удобрений.
4. Практическое применение.
Учитель географии: Мы все хорошо понимаем необходимость применения минеральных удобрений в с/х. Наш район, находясь в центральной части Восточно Европейской равнины, в непосредственной близости к Московской агломерации являлся поставщиком с/х продукции. Одним из решающих факторов включения Луховицкого района в состав Московской области в 1929 году было развитое сельское хозяйство. Слайд №3
Учитель химии: Определение и классификация минеральных удобрений
Слайд №4,5 (работа с раздточным материалом)
Учитель географии: Что является сырьём для производства минеральных удобрений?
(ответы учащихся)
Слайд №6 Для полноценного развития растений необходимы фосфор, азот, калий. Каждый из этих элементов отвечает за определённую функцию. (см. приложение)
Элемент | Азот | Калий | Фосфор |
Влияние на растение | Главная составная часть растительных белковых соединений. Необходим для роста листьев и побегов, а также для образования зеленых клеток листа (хлорофилла). | Развитие корневой системы | Влияет на рост корней, почек и бутонов. необходим для созревания и окрашивания цветов, плодов и семян. |
Недостаток в питании | мало новых побегов. Листья бледнеют, становятся светло-зеленого цвета, возможны также красноватые оттенки листьев, листья преждевременно опадают. | становится вялым, особенно в теплые и солнечные дни. Оно остается маленьким и приземистым, часто листья словно обожженные, серо-коричневые по краям | цветы не образуются или бледно окрашены Молодые листья остаются маленькими, и кончики их загибаются вверх. |
Избыток в питании | Поникающие листья приостановка роста | Повышается кислотность почвы | Не наблюдается из-за невысокой усваимости |
Срок внесения | Весна | Весна, осень | Осень |
Перед вами внемасштабная карта «Производство минеральных удобрений в РФ»
Поработаем с ней. Слайд №7. Работа с интерактивной доской и раздаточным материалом.
Какие выводы можно сделать, глядя на карту? Почему? Какие закономерности вы видите?
Вывод: Производство мин.удобрений сконцентрировано в с/х регионах. Одним из основных факторы размещения - потребительский. (см. на таблицу «Факторы размещения»)
Размещение предприятий отрасли зависит в первую очередь от сырьевого и потребительского факторов. Наряду с ними определенную роль играют N P K
особенности распространения ресурсов азота, фосфора и калия в почвах.
Запасы азота в почве увеличиваются в направлении с севера на юг до
лесостепной зоны, где достигают максимума, а затем постепенно уменьшаются. Подобным же образом происходит изменение почвенных запасов фосфора, с той
лишь разницей, что их максимум приходится на степную зону. Запасы калия в почве максимальны в лесной зоне и к югу от нее уменьшаются. На одной и той же широте ресурсов азота больше на территории восточных районов, чем в Европейской части, а фосфора и калия меньше. N Р, К
Слайд №8 Работа с интерактивной доской и раздаточным материалом.
Слайд №9, 10. Производство фосфорных удобрений в меньшей степени ориентировано на источники сырья. В то же время часть предприятий расположена в непосредственной близости от месторождений фосфорного сырья — фосфоритов (Воскресенск, Кингисепп, Брянск). Слайд № 11
Основные добытчики фосфорного сырья в России — ОАО «Апатит» и Ковдорский ГОК. Оба расположены в Мурманской обл., за полярным кругом, что существенно повышает расходы на транспортировку до центров производства удобрений.
Лидерами в производстве фосфорных удобрений остаются ОАО «Аммофос» (Череповец), ОАО «Воскресенские минеральные удобрения» и ОАО «Акрон» (Великий Новгород). В России самыми крупными производителями фосфорных удобрения явл. Воскресенск и Великий Новгород. Слайд №12
Рассказ о Воскресенском заводе по производству минеральных удобрений
Экологический фактор размещения. (Белая гора).
В природе в виде минерала сильвинита (КCI + NaCI) Именно соль – «пермянка» наряду с ценной пушниной составляли основную статью доходов еще «Господина Великого Новгорода». Соль составляла основу богатства Строгановых, Голицыных, Шаховских. Пермской солью – «Пермянкой» - торговали не только в России, но и других странах Европы.
Слайд №13 .Производство калийных удобрений прочно привязано к единственному в России источнику сырья — Верхнекамскому месторождению калийных солей, где действуют два основных предприятия: ОАО «Уралкалий» (Березники) и ОАО «Сильвинит» (Соликамск). Основная часть затрат производящих предприятий приходится на добычу калийной руды, поэтому по причине очень большой материалоемкости калийное сырье перерабатывается на месте.
Рассказ по слайду…Экология. Слайд №14
Слайд №15. Исходное сырье для производства азотных удобрений - аммиак. Аммиак получают из природного и коксового газа. Центры производства также совпадают с размещением металлургии России (Череповец, Челябинск, Магнитогорск, Липецк и др.) Во многих этих городах даже не существует специализированных предприятий по выпуску минеральных удобрений, и азотные удобрения выпускают сами металлургические комбинаты в качестве попутной продукции. Слайд № 16
В последнее время в качестве основного сырья для производства аммиака пришел природный газ, что позволило гораздо свободнее размещать заводы азотных удобрений. Они ориентированы больше на магистральные газопроводы, например, крупнейшие из заводов — в Великом Новгороде, Новомосковске, Тольятти. Некоторые центры азотной подотрасли возникли на основе использования отходов нефтепереработки
Слайд №17. Учитель химии: опыты… Слайд №18 Производственные объекты, исчезнувшие с пространства бывшего СССР с 1992 по 2012 гг.
Слайд №19 готовая таблица.
Ежегодный прирост населения мира составляет около 70 млн человек. Их нужно обеспечить растительной пищей в условиях устойчиво сокращающихся посевных площадей. Единственный путь решения этой задачи — интенсификация мирового земледелия, которую невозможно проводить без дальнейшего увеличения объемов производства минеральных удобрений. В связи с этим перспективы развития отечественной промышленности минеральных удобрений, во многом ориентированной на экспорт, вполне оптимистичны.
Домашнее задание: География § 28, контурные карты доделать. Выучить центры производства минеральных удобрений. Кроссворд.
Химия: стр.212-216, упр. №5 стр. 217
Литература:
- «Первое сентября. География» №15.2005г.,№2. 2013
- География в школе №7, 2002
- http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru
- Ресурсы интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок "Минеральные удобрения" 9 класс
Интегрированный урок географии и химии.9 класс....
Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.
Бинарный обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить представления о мире сказок;- пока...
План бинарного урока-практикума "Распознавание основных минеральных удобрений"
Цель практической работы: повторить и закрепить знания о свойствах азотных, фосфорных и калийных удобрений, распознать виды основных минеральных удобрений по внешним признакам, а так же с помощью проб...
Доклад на тему «Бинарный урок/бинарное внеклассное мероприятие как средство реализации новых образовательных стандартов»
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Любая современная педагогическая технология это синтез достижений педагогической науки и практики, соч...
Видеоурок в 8 классе на тему "Валентность химических элементов. Определение валентности химических элементов по формуле бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединения по валентности".
https://youtu.be/ukzxfFKKAxc...
Конспект открытого урока по сельскохозяйственному труду в 7 классе по теме: «Минеральные удобрения. Свойства минеральных удобрений»
Конспект открытого урокапо сельскохозяйственному труду в 7 классепо теме:«Минеральные удобрения. Свойства минеральных удобрений»...