Расчетные задачи по теме "Растворы"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
1 часть урока - уровневые задания (задачи, расчеты производятся по алгоритму) Учащиеся нацеливаются на какую оценку идут)
2 часть урока - практическая часть. Произведенные расчеты апробируются на практике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_massovaya_dolya_rastvrennogo_veshchestva.zip | 99.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Эльгяйская средняя общеобразовательная школа
им. П.Х.Староватова»
Сунтарского улуса
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Разработка урока
Решение расчетных задач по теме «Растворы»
по технологии КСО, по методике «Взаимообмен
заданиями»
Работа: Алексеевой Розалии Антоновны
учителя химии высшей категории Эльгяйской
средней общеобразовательной школы
Сунтарского района Республики Саха (Я)
Адрес: с. Эльгяй ул. Дружбы 9
Телефон: 8 – 235 – 24 – 1 - 29
E – mail: ytys@mail.ru
2007 г.
План урока
Урок рассчитан на 2 часа. На проекторе проецируется схема «Две стороны химической задачи», алгоритм работы, формулы определения массовой доли растворенного вещества, массы вещества и.т.д.
Тема: Решение расчетных задач по вычислению массовой доли и массы вещества в растворе
Цель урока: Систематизировать, обобщать, углубить сведения о растворах, сформировать практические навыки по решению экспериментальных задач, приучить учащихся выполнять определенные требования к решению и оформлению расчетных задач.
Ход урока: I часть. Ведется по технологии КСО, введены элементы информационно – коммуникационных технологий.
Блок из шести дидактических карточек по теме «Растворы» по методике «ВЗ» (взаимообмен заданиями). Каждая карточка состоит из двух заданий. В задании I отражена сущность задачи. Уровень трудности во второй части карточек помечен знаками: ∆ - на «3», □ – на «4», ○ – «5».
Работа над блоком карточек происходит по алгоритму. Ответы задач проверяют по компьютеру.
II часть. Практическая часть. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей вещества.
Оборудование: Технические весы с разновесами, мерный цилиндр, стаканы на 100 мл, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка, склянки под приготовленный раствор. Реактивы: NaCl, CuSO4, NaHCO3, KOH, дистиллированная вода.
1. Ознакомление с правилами техники безопасности.
2 Сдача зачета по ТБ.
3.Произвести расчеты (ответы проверить по компьютеру).
4. Если расчет правильный, тогда отвесить соль и поместить в стакан.
5.Отмерить в мерном цилиндре необходимый объем воды и вылить в стакан с навеской соли, перемешать.
- Вылить в сосуд и этикетировать.
- Сделать отчет о работе.
- Уборка рабочего места.
III. Заполнить листок учета и сдать учителю. Получить оценку.
Большая проблема учителей химии – научить учащихся решению расчетных задач. Один из путей ее решения – использование различных вариантов решения задач, учитывающих тип познавательной деятельности учащихся, а также формирование у учащихся понятия о двух сторонах химической задачи
Две стороны химической задачи
Текст
Исследование задачи
Схематическая запись условия задачи
Химическая часть решения
Анализ задачи
Ответ
Выбор способа решения
Анализ решения
(проверка)
Решение
(расчеты)
Математическая часть решения
Составление
обратной задачи учеником
Для решения задач можно использовать следующий алгоритм.
Алгоритм
- Прочтите текст задачи, вникните в ее сущность.
- Выполните химическую часть задачи:
Краткая запись условия
Химическая часть решения задачи ——→ Исследование
Анализ
- Выполните математическую часть решения задачи:
Рациональный способ
решения
Математическая часть решения задачи ——→ Расчеты
Запись ответа
- Проверьте результат
- Составьте условие обратной задачи.
Урок: Решение расчетных задач по теме «Растворы» по технологии КСО, по методике «Взаимообмен заданиями» (УШ класс).
Цели. Обучающие – Актуализировать и систематизировать знания о растворах. Научить выполнять определенные требования к решению и оформлению расчетных задач.
Развивающие - формирование познавательного интереса к химии через решение расчетных и экспериментальных задач, связанных с растворами, развитие логического мышления. Совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами, развивать способность к адекватному само – и взаимоконтролю.
Воспитательные – продолжить формирование научного мировоззрения учащихся; воспитывать культуру общения через работу в парах «ученик – ученик», «учитель – ученик».
Задачи.
- Формировать навыки решения расчетных задач, связанных с растворами.
- Формировать навыки работы с техническими средствами обучения
- Развивать навыки приготовления растворов и работы с лабораторным оборудованием.
- Развивать навыки коммуникативного общения при групповых формах работы.
Методы и методические приемы. Решение задач, лабораторная работа, самостоятельная работа с карточками, взаимопроверка результатов самостоятельной работы в парах, взаимопомощь, выставление оценок.
Оборудование. Проектор, листок учета, карточки с заданиями для самостоятельной работы по теме «Растворы», лабораторные весы, лабораторная посуда: мерный цилиндр, химические стаканы, колбы, резиновые пробки, карандаши.
Карточки 1 – 4 базового уровня, карточки 5 и 6 – продвинутого уровня. Уровень трудности во второй части карточек помечен знаками: ∆ - на «3», □ – на «4», o – на «5».
Класс разбивается на 4 -5 групп, в группе по 4 – 5 учащихся. Каждый учащийся в группе выполняет разные карточки и обмениваются друг с другом в группе. Ответы задач проверяют по комльютеру.
Работа над блоком карточек происходит по следующему алгоритму:
Алгоритм работы
- Получите карточку и поставьте точку в листок учета (точка – сигнал: «Я изучаю эту карточку»).
- Выполните задание первой части карточки самостоятельно с консультацией, помощью ассистента
- Выполните задание второй части карточки, самостоятельно выбрав уровень сложности. В листке учета замените точку на крестик.
- Найдите партнера в своей малой группе.
- Сядьте рядом. Объясните партнеру задание первой части карточки и сделайте необходимые записи в его тетради. Ответьте на его вопросы.
- Выслушайте объяснение товарища по первой части его карточки. Проверьте, как товарищ сделал запись в своей тетради.
- Поменяйтесь карточками и выполняйте каждый второе задание новой карточки.
- Сверьте вторые задания.
- В листке учета кружочком обведите крестик против той карточки, которую вы передали товарищу.
- Проверьте в листке учета против вашей фамилии должен стоять «+» в графе с номером той карточки, которую вам передал товарищ.
- Найдите нового партнера и работайте с ним так, как описано, начиная с пункта 5
Листок учета
Блок №___________ Тема_____________________________________________________
№ | Ф.И. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 |
Карточка 1
Нахождение массы растворенного вещества по известным массе раствора и массовой доле вещества в растворе
1
Вычислите массу сульфата меди (11), содержащего в 4 %-ном растворе массой 250г.
Алгоритм решения
- Прочитайте условия задачи.
- Проанализируйте его.
- Запишите условие по образцу.
Найти: m (CuSO4)=mB
Дано: mp=250г
w = 0,04
- Запишите исходную формулу для определения массовой доли вещества:
W = mB/mp (1)
5. Преобразуйте исходную формулу – выразите неизвестную величину:
mB = W * mp (2)
6. Данные из условия задачи подставьте в формулу (2) и произведите расчет.
7. Запишите ответ.
11
∆ Вычислите массу хлорида натрия, необходимого для приготовления 6 %-ного раствора массой 400 г.
□ Составьте условие обратной задачи. Решите ее.
○ Вычислите массу хлорида натрия, содержащегося в растворе, полученном при сливании 250 г 15%-ного раствора и 120 г 3%-ного раствора.
Решение карточки №1.
I
Дано: Расчет по формуле (2): mв = w ∙ mp
W = 0,04 mв = 0,04 ∙ 250г = 10г
mp = 250г Ответ: m (CuSO4) = 10г
Найти: m(CuSO4) = ?
II
∆ Дано: mв = w ∙ mp
w = 6% = 0,06 mв = 0,06∙ 400г = 24г
mp = 400г Ответ: m (NaCl) = 24г
Найти: m(NaCl) =?
□ Обратная задача. Найдите массовую долю растворенного вещества, если в 400г раствора содержится 24г хлорида калия
Дано:
mp= 400г w = mв ∕ mр-ра
mв = 24г w = 24г ∕400г = 0,06
Найти: w = ? Ответ: w = 0,06
○ Дано: mв = 0,15 ∙ 250 г = 37,5г
w1 = 15% = 0,15 mв = 0,03 ∙ 120г = 3,6 г
mр = 250г m(NaCl) = 37,5г + 3,6 = 41,1г
w2 = 3% = 0,03 Ответ: m(NaCl) = 41,1г
mр = 120г
Найти: m(NaCl) = ?
Карточка 2
Нахождение массы раствора по известным массе и массовой доле растворенного вещества.
I
Вычислите массу 15% - ного раствора, содержащего растворенное вещество массой 45г.
Алгоритм решения
- Прочтите условие задачи.
- Проанализируйте его.
- Запишите условие по образцу.
Найти: mр
Дано: W = 0,15
mв = 45г
- Запишите исходную формулу для определения массовой доли вещества:
W = mв / mр (1)
5. Преобразуйте исходную формулу – выразите неизвестную величину:
mр =mв/w (2)
- Подставьте данные из условия задачи в формулу (2) и произведите расчет.
- Запишите ответ.
II
∆ Рассчитайте массу 6 % -ного раствора, содержащего хлорид натрия массой 30 г.
□ Составьте условие обратной задачи. Решите ее.
○ Вычислите массу раствора, полученного при сливании 20% -го раствора, содержащего соль массой 4 г, и 80% - ного раствора, содержащего соль массой 20г.
Решение карточки №2
I
Дано: Расчет по формуле (2): mp = mв ∕w
w = 0,15 mp = 45г ∕ 0,15 = 300г
mв = 45г Ответ: mp =300г
Найти: mр = ?
II
∆ Дано: mp = mв ∕w
w = 6% = 0,06 mp = 30г ∕ 0,06 = 500г
mв = 30г (NaCl) Ответ: mp = 500г
Найти: mp = ?
□ Обратная задача. Вычислите массовую долю 30г хлорида натрия содержащегося в 500 г раствора
Дано: w = mв / mр
mв = 30г (NaCl) w = 30г ∕ 500г = 0,06
mp = 500г Ответ: w = 0,06
Найти: w = ?
○ Дано:
w1 = 20% mp1 = 4г ∕ 0,20 = 20г
mв1 = 4г mp2 = 20г ∕ 0,8 = 25г
w2 = 80% mp3 = 20г + 25г = 45г
mв2 = 20г Ответ: mp3 = 45г
Найти: mp = ?
Карточка 3
Нахождение массовой доли растворенного вещества по известным массам
растворителя и растворенного вещества.
I
Вычислите массовую долю растворенного вещества, если масса вещества 20г, а масса растворителя 150г.
Алгоритм решения
- Прочтите условие задачи.
- Проанализируйте его.
- Запишите условие по образцу.
Найти: w
Дано: mв= 20г
mр-ля= 150г
- Запишите исходную формулу для определения массовой доли вещества:
W = mв / mр (1)
5. Помните, что
mр = mр-ля + mв (2)
Поставьте выражение (2) в (1):
w = mв / mp-пя + mв (3)
- Произведите вычисления по формуле (3).
- Запишите ответ
II
∆ Определите массовую долю вещества в растворе, если раствор содержит вещество, массой 75г и воду массой 300 г.
□ Составьте условие обратной задачи. Решите ее.
○ Вычислите массовую долю растворенного вещества в растворе, полученном при смешивании растворов, содержащих 30г соли и 170 г растворителя и 50 г соли и 250 г растворителя.
Решение карточки №3
I
Дано: w = mв / mp-пя + mв mp = 150г + 20г = 170г
mв= 20г w = 20г ∕ 170г = 0,12 = 12%
mр-ля= 150г Ответ: w = 12%
Найти: w = ?
II
∆ Дано: w = mв / mp-пя + mв ) mp = 75г + 300г = 375г
mв = 75г w = 75г ∕ 375г = 0,2 =20%
mр-ля = 300г Ответ: w = 20%
Найти: w = ?
□ Обратная задача. Вычислите массу вещества содержащегося в 375г 20% раствора.
Дано: mв = mр ∙ w
w = 20% mв = 375 ∙ 0,2 = 75г
mр= 375г Ответ: mв = 75г
Найти: mв = ?
○ Дано: w = mв / mp-пя + mв )
mв1 = 30г mp1 = 170г + 30г =200г
mр-ля1 =170г mp2 = 250г + 50г = 300г
mв2 = 50г mp3 = 200г + 300г = 500г
mр-ля2 = 250г mв3 = 30г + 50г = 80г
Найти: w3 = ? w3 = 80г ∕ 500г = 0,16 = 16% Ответ: w3 = 16%
Карточка 4
Нахождение массы растворителя по известным массе вещества и массовой
доле вещества в растворе
I
Вычислите массу воды, необходимой для приготовления 20% -ного раствора, содержащего 30 г вещества.
Алгоритм решения
- Прочтите условие задачи.
- Проанализируйте его.
- Запишите условие по образцу.
Найти: m (H2O)
Дано: w = 0,2
mв = 30 г
- Запишите исходную формулу для определения массовой доли вещества.
w= mв / mр (1)
- Преобразуйте формулу (1) - выразите неизвестную величину:
mр = mв / w (2)
6. Помните, что mр = mв + m (H2O) (3)
Отсюда m (H2O) = mр - mв (4)
Поставьте данные задачи в формулы (2) и (4) и произведите расчет.
- Запишите ответ
II
∆ Рассчитайте массу воды, необходимой для приготовления 15 % -ного раствора, содержащего вещество массой 60 г.
□ Составьте условие обратной задачи. Решите ее.
○ Вычислите массу воды, которая потребуется для приготовления 40 % - ного раствора из 90 % - ного раствора, содержащего соль массой 60 г.
Решение карточки №4
I
Дано: w = 0,2 mр = mв / w mр = 30г ∕ 0,2 = 150г
mв = 30г m (H2O) = mр - mв m (H2O) = 150г – 30г = 120г
Найти: m воды = ? Ответ: mводы = 120г
II
∆ Дано: w = 0,15 = 15% mр = mв / w mр = 60г ∕ 0,15 = 400г
mв = 60г m (H2O) = mр - mв m (H2O) = 400г – 60г = 340г
Найти: m воды = ? Ответ: mводы = 340г
□ Обратная задача: Вычислите массовую долю раствора содержащего 60г растворенного вещества и 340г воды.
Дано: mв = 60г w = mв ∕ m p mp= m в + mводы
m воды = 340г mp= 60г + 340г = 400г w = 60г ∕ 400г = 0,15
Найти: w = ? Ответ: w = 15% = 0,15
Карточка №5
Нахождение массовой доли растворенного вещества
по известным объему раствора, плотности раствора и массе растворенного
вещества
В растворе объемом 100 мл. (р -= 1,33 г/мл) растворено 3 г вещества. Рассчитайте массовую долю данного вещества в растворе.
Алгоритм решения
- Прочтите условие задачи.
- Проанализируйте его.
- Запишите условие по образцу.
Найти: w
Дано: Vр = 100 мл
Рр = 1,33 г / мл
. m в= 3 г.
4. Запишите исходную формулу для определения массовой доли вещества:
w = mв/mр (1)
5. Помните, что: mр = Vр· рр (2)
Поэтому w = mв / Vp · pp (3)
Поставьте данные из условия задачи в формулу (3) и произведите расчет.
- Запишите ответ.
II
∆ Вычислите массовую долю вещества в растворе объемом 250 мл. (плотность 1,836 г/ мл.), содержащем вещество массой 9,8 г.
□ Составьте условие обратной задачи. Решите ее.
○ Рассчитайте массовую долю соли в растворе, полученном из раствора объемом 150 мл. (р= 1,05 г/мл.), содержащего соль массой 8 г, и раствора объемом 200 мл. (р = 1, 03 г/ мл.) содержащего соль массой 12 г.
Решение карточки №5
I
Дано: w = mв / Vp · pp Vр = 100 мл w = 3г ∕ 100мл ∙ 1,33г ∕ мл = 0,04 =4%
Рр = 1,33 г / мл Ответ: w = 4%
m в= 3 г.
Найти: w = ?
II
∆ Дано: w = mв / Vp · pp Vр = 250 мл w = 9,8г ∕ 250мл ∙ 1,836г ∕ мл = 0,07 =7%
Рр = 1,836 г / мл Ответ: w = 7%
m в= 9,8г.
Найти: w = ?
□ Обратная задача. Вычислить объем 7% раствора (плотность 1,836г ∕ мл) содержащего 9,8г растворенного вещества.
Дано: w = 7% = 0,07 Vp= mв ∕ w ∙pp ∙
p = 1,836 г ∕ мл Vp= 9,8г ∕ 0,07 ∙ 1,836 г ∕ мл = 257мл
mв = 9,8г
Найти: Vp= ? Ответ: Vp= 257мл
○ Дано: Vp1 = 150мл w = mв / Vp · pp
рр1 = 1,05г ∕ мл w = 20г ∕ 350г ∙ 1,04 г ∕ мл = 0,06
mв1 = 8г
Vp2 = 200мл
рр2 = 1,03г ∕ мл
mв1 = 12гг Ответ: w = 6%
Найти: w = ?
Карточка 6
Нахождение объема раствора по известным массовой доле растворенного вещества, его массе и плотности раствора.
I
Рассчитайте объем 30% раствора плотностью 1,3 г/мл, содержащего серную кислоту массой 60 г.
Алгоритм решения.
- Прочтите условие задачи.
- Проанализируйте его.
- Запишите условие по образцу.
Найти: Vр
Дано: w = 0,3
m (H2SO4) = md = 60 г
рр = 1,3 г /мл
- Запишите исходную формулу для определения массовой доли вещества
w = mв / mр (1)
Отсюда mр = mв/w (2)
- Вспомните формулу для вычисления объема: Vр = mр / pp (3)
- Подставьте формулу (2) и формулу (3): Vp = mв / w· pp
- Произведите расчет.
- Запишите ответ.
II
∆ Рассчитайте объем 20 % раствора плотностью 1,33 г/мл, содержащего соль массой 8г.
□ Составьте условие обратной задачи. Решите ее.
○ Определите объем раствора , полученного при смешивании 40 % раствора (р = 1,4 г/мл), содержащего 20 г серной кислоты, и 15% раствора (р = 1,1 г/мл.), содержащего 30 г серной кислоты.
Решение карточки №6
I
Дано: Vp = mв / w· pp
w = 0,3 Vp = 60г ∕ 0,3 ∙ 1,3г ∕ мл = 260мл
m (H2SO4) = md = 60 г Ответ: Vp = 260мл
рр = 1,3 г /мл
Найти: Vр = ?
II
∆ Дано: Vp = mв / w· pp
w = 0,2 Vp = 8г ∕ 0,2 ∙ 1,33г ∕ мл = 53,2мл
mв = 8г Ответ: Vp = 53,2мл
рр = 1,33 г /мл
Найти: Vр = ?
□ Обратная задача: Вычислите массовую долю растворенного вещества, если известно, что в 53,2мл раствора плотностью 1,33г ∕ мл растворено 8г соли.
Дано: w = mв / V · pp
Vp = 53,2мл w = 8г ∕ 53,2мл ∙ 1,33г ∕ мл = 0,2
mв = 8г Ответ: w = 0,2
рр = 1,33 г /мл
Найти: w = ?
○ Дано: w1 = 40% Vp = mв / w· pp
P1 = 1,4г ∕ мл V1 = 20г ∕ 0,4 ∙ 1,4г ∕ мл = 70мл
mв 1 = 20г (Н2SO4) V2 = 30г ∕ 0,15 ∙ 1,1г ∕ мл = 220мл
w2 = 15% V3 = 220мл + 70мл = 290мл.
p2 = 1,1г ∕ мл Ответ: V3 = 290мл.
mв = 30г
Найти: Vp = ?
II часть урока
Практическая работа № 5
Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного
вещества
Цель работы: Приготовить раствор с заданной массовой долей путем растворения рассчитанной массы твердого вещества в определенном объеме воды. Знать правила техники безопасности при выполнении практической работы, правила пользования химической посудой и реактивами.
1. Каждая группа перед тем как приступить к практической работе сдает зачеты по технике безопасности.
Зачетные вопросы по технике безопасности
Вопросы | Варианты ответов | ||
/ в ар и а н т | |||
1. Почему твердую щелочь нельзя брать руками? | 1) Плавится в руках; 2) происходит ожог рук; 3) все указанное в предыдущих пунктах; 4) пачкаются руки | ||
2. Как называется этот предмет? | 1) Щипцы; 2) шпатель; 3) пинцет; 4) капельница | ||
3. по сте | Как оказать первую мощь при порезе клом? | 1) Продезинфицировать раствором КМпО„ 2) смазать йодом; 3) забинтовать; 4) все указанное в предыдущих пунктах | |
11 вариант | |||
1. Куда следует сливать агрессивные жидкости? | 1) В раковину у лабораторного стола; 2) в специальные емкости в вытяжном шкафу; 3) вынести и вылить на улицу; 4) куда угодно | ||
2. Почему нельзя пользоваться плохо вымытой посудой? | 1) Неприятно брать в руки; 2) дает неточный результат опыта; 3) изменяется цвет осадка; 4) все указанное в предыдущих пунктах | ||
3. | Как оказать первую | 1) Смыть водой; 2) наложить вату, смоченную этиловым спиртом; 3) обработать рану уксусной кислотой; 4) обработать рану щелочью | |
по ог | мощь при ожогах чем первой степени? | ||
III вариант
1. Как приготовить разбавленный раствор H2S04?
- Кислоту влить в воду;
- воду влить в кислоту;
- нет разницы; 4) не знаю
2. Как определить газ по запаху?
- Наклониться над сосудом и вдохнуть;
- направить пары газа к себе движением руки;
- воспользоваться прибором с газоотводной трубкой;
- не знаю
3. Как оказать первую 1) Промыть струей воды;
помощь при ожогах 2) обработать 3—5%-м раствором КМп04;
паром II степени 3) наложить вату, смоченную этиловым спиртом;
IY вариант | |
I. Каковы обязанности дежурного? | 1) Мыть за всех посуду; 2) получать у лаборанта все необходимое 3) сдать лабораторный стол в порядке преподавателю; 4) указанное в пунктах 2, 3 |
2. Почему избыток раствора (вещества) нельзя сливать (ссыпать) обратно в склянку? | 1) Трудно открывать пробки; 2) загрязняется реактив; 3) можно перепутать склянки; 4) запачкаются руки |
3. Как оказать первую помощь при ожоге кислотой? | 1) Промыть большим количеством воды и затем 5%-м 2) смыть водой; 3) промыть 5%-м раствором соды; 4) промыть уксусной кислотой |
2. После сдачи зачета каждая группа приступает к выполнении практической работы. Задание и варианты заданий к практической работе проецируются по проектору.
Правила техники безопасности
Задание: Рассчитайте массу твердого вещества, необходимого для приготовления раствора в соответствии с вашим вариантом задания (табл. 1). На весах отмерьте рассчитанную массу твердого вещества и перенесите его в химический стакан.
Рассчитайте массу воды, необходимой для приготовления раствора. Поскольку плотность воды равна 1 г / мл. рассчитанная вами масса численно равна ее объему. С помощью мерного цилиндра отмерьте вычисленный объем воды и прилейте его к веществу в стакане. Перемешивая содержимое стакана стеклянной палочкой, добейтесь полного растворения вещества в воде. Требуемый раствор готов.
Перелейте раствор в склянку, закройте пробкой, сделайте этикетку.
Помните, при приготовлении растворов! К соли приливают воду. Кислоту добавляют в воду при постоянном помешивании!
Варианты задания к практической работе №5
Вариант | Растворенное вещество | Масса раствора, г | Массовая доля растворенного вещества, % |
1 | Поваренная соль | 80 | 10 |
2 | Сульфат меди | 150 | 5 |
3 | Гидрокарбонат натрия | 50 | 2 |
4 | Гидроксид натрия | 70 | 10 |
По окончании работы составьте письменный отчет проделанной работы. Приведите в порядок рабочее место. Сдайте тетради на проверку.
Использованная литература.
1.Карпова А.Н. КСО на уроках химии Изд. ИСКРО Якутск 1994
2.Обучение восьмиклассников решению расчетных задач. Научно-методический журнал «Химия в школе».№9, 2003.
3.Сравните и почувствуйте разницу. Начуно-методический журнал «Химия в школе». №4, 2003.
4. Шамова М.О. «Учимся решать расчетные задачи по химии: технология и алгоритмы решения». Москва, «Школа – Пресс». 2001 г.
Карточка 5
Нахождение массы растворителя и массовой доли растворенного вещества по известным массам раствора и растворенного вещества.
I
Определите массу растворителя и массовую долю соли в растворе массой 280 г, содержащем соль массой 28 г.
Алгоритм решения
- Прочтите условие задачи.
- Проанализируйте его.
- Запишите условие по образцу.
Найти: mр –ля, w
Дано: mр = 280 г , mсоли = mв = 28 г.
- Запишите исходную формулу для определения массовой доли вещества:
w = mв/ mр (1)
- Помните, что mр = mр-ля + mв
Отсюда mр-ля = mр – mв (2)
Поставьте данные из условия задачи в формулы (1) и (2). Произведите расчет.
6. Производите расчет.
II
∆ Определить массовую долю растворенного вещества и массу растворителя в растворе массой 200 г, содержащем вещество массой 25 г.
□ Составьте условие обратной задачи. Решите ее.
○ Вычислите массу растворителя и массовую долю соли в растворе, полученном при смешивании раствора массой 250 г, содержащего соль массой 50 г, и раствора массой 80 г, содержащего соль массой 20 г.
Карточка 1
Нахождения массовой доли растворенного вещества по известным массам раствора и растворенного вещества
1
Вычислите массовую долю соли в растворе массой 300 г, содержащем 6 г сульфата меди (11).
Алгоритм решения
- Прочтите условия задачи.
- Проанализируйте его.
- Запишите условия по образцу.
Найти: w
Дано: mp=300г
m (CuSO4)=mB=6г
4. Запишите исходную формулу для определения массовой доли вещества:
W=mB /mp
5.Данные из условия задачи подставьте в формулу и произведите расчет.
6.Запишите ответ.
11
∆ В 150г раствора хлорида натрия содержится 15г соли. Вычислите массовую долю хлорида натрия в растворе.
□ Составьте условие обратной задачи. Решите ее.
○ Вычислите массовую долю соли растворе, полученном при смешивании раствора хлорида натрия массой 100 г, содержащего 20 г соли, и раствора массой 150 г, содержащего 50 г этой же соли.
P.S. Расчет массы раствора по итоговой аттестации в форме ЕГЭ для выпускников оказываются сложными. Неправильно определяют массу конечного раствора – не учитывают удаление из него газообразного или нерастворимого вещества.
Задачи, в которых необходимо определить массу конечного раствора, можно разделить на два типа.
Первый тип. Если в процессе химической реакции не происходит образования осадка или выделения газа, то масса конечного раствора mк (р-ра) будет равна начальной массе раствора или воды плюс масса раствора или вещества, добавляемого для протекания реакции
Нахождение массы растворителя и массовой доли растворенного вещества по известным массам раствора и растворенного вещества
I
Определите массу растворителя и массовую долю соли в растворе массой г, содержащем соль массой г.
Алгоритм решения
- Прочтите условие задачи.
- Проанализируйте его.
- Запишите условие по образцу.
Найти: mр-ля
w
Дано: mр-ля= 280г
mсоли = mр-ля= 28г
4. Запишите исходную формулу для определения массовой доли вещества:
w = mв/mр (1)
5. Помните, что: mр = Vр· рр (2)
Поэтому w = mв / Vp · pp (3)
Поставьте данные из условия задачи в формулу (3) и произведите расчет.
- Запишите ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение расчетных задач по химии с детьми с повышенной мотивацией к обучению.
Программа предназначена для учащихся 8-9 классов, имеющих базовую подготовку по теоретическим основам химии и желающих повысить уровень знаний в области неорганической химии и совершенствоваться в реш...
Открытый урок по химии в 8 классе по теме : Решение расчетных задач по теме "Количество вещества. Моль".
Решение расчетных задач по теме " Количество вещества. Моль."...
ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ: МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО КУРСУ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ.
Данное пособие предназначено для подготовки к ЕГЭ по физической географии. Оно включает перечень основных вопросов содержания школьного курса физической географии, проверяемых в рамках ЕГЭ, подборку ...
Различные методы решения расчетных задач
Конспекти методический материал к уроку по химии для учащихся 9 класс....
Различные методы решения расчетных задач
Конспекти методический материал к уроку по химии для учащихся 9 класс....
РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ НА ВЫХОД ПРОДУКТА ОТ ТЕОРЕТИЧЕСКИ ВОЗМОЖНОГО
Презентация для учителей в помощь при решении задач на выход продукта...
План-конспект урока информатики "Решение расчетных задач с помощью электронных таблиц"
Данный материал содержит подробный план-конспект урока по теме "Решение раччетных задач с помощью электронных таблиц" и презентацию к уроку.Цель урока: Формирование умений и навыков создания, редактир...
Комментарии
Расчетные задачи по теме "Растворы"
Блок из шести дидактических карточек по теме «Растворы» по методике «ВЗ» (взаимообмен заданиями). Каждая карточка состоит из двух заданий. В задании I отражена сущность задачи. Уровень трудности во второй части карточек помечен знаками: ∆ - на «3», □ – на «4», ○ – «5».
Работа над блоком карточек происходит по алгоритму. Ответы задач проверяют по компьютеру.
Растворы
Блок из шести дидактических карточек по теме «Растворы» по методике «ВЗ» (взаимообмен заданиями). Каждая карточка состоит из двух заданий. В задании I отражена сущность задачи. Уровень трудности во второй части карточек помечен знаками: ∆ - на «3», □ – на «4», ○ – «5».
Работа над блоком карточек происходит по алгоритму. Ответы задач проверяют по компьютеру.