Управление образования администрации города Чебоксары
Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение
«Центр образования №2» города Чебоксары Чувашской Республики
Рассмотрено «Утверждаю»
на заседании ТО Директор МБВ(С)ОУ
Протокол №__ «ЦО №2» г. Чебоксары
от «__» _________ 2012 г. _____________Е.М. Надеждина
«____»___________ 2012 г.
Рабочая учебная программа
ХИМИЯ
9 заочная группа
на 2012/2013 учебный год
Рабочая учебная программа составлена на основании программы:
Программа по химии для общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян), допущенная Министерством образования РФ, опубликованная издательским центром «Дрофа» в 2009 году.
Учитель: Яцыкова Ольга Михайловна
Пояснительная записка
За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Дрофа» в 2010 году.
Цель программы состоит в том, чтобы сделать обучение максимально развивающим. Это достигается путём вычисления укрупнённой дидактической единицы, в ранг которой вступает основополагающее понятие «химический элемент и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)».
Программа построена с учётом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологии 9 класса, где даётся знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Ведущими идеями курса являются:
- материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
- причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
- познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
- объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов - конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;
- законы природы объективны и познавательны; знание законов химии даёт возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологические безопасные способы производства и охраны окружающей среды от загрязнения;
- наука и практика взаимосвязаны; требования практики - движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
- развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.
Согласно программе по химии (автор О.С. Габриелян) на изучение предмета предлагается 68 часов; календарно-тематическое планирование данного курса составлено на 54 часа, так как по учебному плану центра на химию в 9 классе отводится 1,5 часа в неделю.
Учебно-тематический план
№
п/п
| Тема
| Кол-во
часов
| 1
| Общая характеристика химических элементов
| 5
|
| Металлы
| 14
| 4
| Неметаллы
| 20
| 6
| О ганические вещества
| 10
| 7
| Повторение и обобщение изученного материала
| 5
| Итого
| 54
|
|
Календарно-тематическое планирование
уроков химии 9 класса
(1,5 ч/нед, 54 ч/год)
№
| Тема урока
| Кол. часов
| Д/з
| Дата
| Примечание
| 1. Общая характеристика химических элементов (5)
|
|
|
|
|
| 1
| 1. Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе Д. И. Менделеева
| 1
| § 1
(с.3-5)
|
|
| 2
| 2. Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений.
| 1
| § 2
|
|
| 3
| 3. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
| 1
| § 3
(с.12-16)
|
|
| 4
| 4. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
| 1
| § 3
|
|
| 5
| 5. Контрольная работа №1 «Общая характеристика химических элементов»
| 1
|
|
|
| 2. Металлы (14)
|
|
|
|
|
| 6
| 1. Положение металлов в периодической системе Д. И. Менделеева и строение их атомов
| 1
| §§ 4, 5
|
|
| 7
| 2. Физические свойства металлов
| 1
| § 6
|
|
| 8
| 3. Сплавы.
Лабораторная работа 1 «Знакомство с образцами металлов и сплавов (по коллекциям)»
| 1
| § 7
|
|
| 9
| 4. Химические свойства металлов. Лабораторная работа 2 «Растворение железа и цинка в соляной кислоте. Вытеснение одного металла другим из раствора соли»
| 1
| § 8
|
|
| 10
| 5. Общие способы получения металлов. Металлы в природе.
| 1
| § 9
|
|
| 11
| 6.Общие понятия о коррозии металлов
| 1
| § 10
|
|
| 12
| 7. Щелочные и щелочноземельные металлы. Лабораторная работа №3 «Распознавание натрия и калия по окраске пламени»
| 1
| § 11
(с.52-54)
|
|
| 13
| 8. Алюминий
| 1
| § 13
(с.68-71)
|
|
| 14
| 9. Железо
| 1
| § 14 (с.76-78)
|
|
| 15
| 10. Реш ние задач и выполнение упражнений
| 1
| Повторить изученный материал
|
|
| 16
| 11. Контрольная работа № 2 по теме «Металлы»
| 1
|
|
|
| 17
| 12. Практическая работа №1 "Осуществление цепочки химических превращений"
| 1
| стр. 84
|
|
| 18
| 13. Практическая работа №2 "Получение и свойства соединений металлов"
| 1
| стр.
84-85
|
|
| 19
| 14. Практическая работа №3 "Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ"
| 1
| стр. 86
|
|
| 3. Неметаллы (20)
|
|
|
|
|
| 20
| 1. Общая характеристика неметаллов. Кислород. Водород. Лабораторная работа №4 «Знакомство с образцами неметаллов»
| 1
| § 15
|
|
| 21
| 2. Химические элементы в клетках живых организмов.
| 1
| § 16
|
|
| 22
| 3. Галогены и их соединения
| 1
| § 18
|
|
| 23
| 4. Получение и значение галогенов и их соединений.
| 1
| § 20
|
|
| 24
| 5. Кислород
| 1
| § 21
|
|
| 25
| 6. Сера и ее соединения
| 1
| § 22
|
|
| 26
| 7. Серная кислота и ее соли.
| 1
| § 23
|
|
| 27
| 8. Зачет №2
| 1
|
|
|
| 28
| 9. Азот и его свойства. Круговорот азота в природе.
| 1
| § 24
|
|
| 29
| 10. Аммиак и его свойства.
| 1
| § 25
|
|
| 30
| 11. Соли аммония
| 1
| § 26
|
|
| 31
| 12. Азотная кислота и ее соли
| 1
| § 27
|
|
| 32
| 13. Фосфор и его соединения. Круговорот фосфора в природе.
| 1
| § 28
|
|
| 33
| 14. Углерод
| 1
| § 29
|
|
| 34
| 15. Оксид углерода (II) и (IV). Карбонаты. Круговорот углерода в природе.
| 1
| § 30
|
|
| 35
| 16. Кремний и его соединения
| 1
| § 31
|
|
| 36
| 17. Контрольная работа № 3 по теме «Неметаллы»
| 1
|
|
|
| 37
| 18. Практическая работа № 4
«Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»»
| 1
| стр.
186-187
|
|
| 38
| 19. Практическая работа №5 «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппы азота и углерода»»
|
| стр.
187-189
|
|
| 39
| 20. Практическая работа №6 «Получение, собирание и распознавание газов»
| 1
| стр.
189-192
|
|
| 4. Органические вещества (10)
|
|
|
|
|
| 40
| 1. Предмет органической химии. Строение атома.
| 1
| § 32
(с.193-195)
|
|
| 41
| 2. Предельные углеводороды.
| 1
| § 33
|
|
| 42
| 3. Непредельные углеводороды. Этилен.
| 1
| § 34
|
|
| 43
| 4. Спирты
| 1
| § 35
|
|
| 44
| 5. Альдегиды и карбоновые кислоты
| 1
|
|
|
| 45
| 6. Сложные эфиры. Жиры
| 1
| § 37
|
|
| 46
| 7. Аминокислоты. Белки
| 1
| § 38
|
|
| 47
| 8. Углеводы.
| 1
| § 39
|
|
| 48
| 9. Полимеры.
| 1
| § 40
|
|
| 49
| 10. Контрольная работа №4 по теме «Органические вещества»
| 1
| Повторить тему
|
|
| 5. Повторение и обобщение знаний (5)
|
|
|
|
|
| 50
| 1. Периодический закон и Периодическая система элементов Д. И. Менделеева
| 1
|
|
|
| 51
| 2. Металлы и неметаллы
| 1
| Повторить тему
|
|
| 52
| 3. Решение задач и выполнение упра нений
| 1
|
|
|
| 53
| 4. Обобщение и систематизация знаний
| 1
| Повторить изученный мат риал
|
|
| 54
| 5. Итоговая контрольная работа
| 1
|
|
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения химии ученик должен
знать:
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатные состояния, классификация веществ, химические реакции и их классификация, электролитическая диссоциация;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь:
- называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; причины многообразия веществ; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; общие свойства неорганических и органических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность и степень окисления элементов в соединениях;
- составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати элементов периодической системы; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ионы аммония;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю растворенного вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.
Содержание тем учебного курса химии 9 класса
Тема 1. Общая характеристика химических элементов (5 ч)
Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления – восстановления. Генетические ряды металла и неметалла. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.
Тема 2. Металлы (14 часа)
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжения металлов. Металлы в природе. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения. Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида. Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа.
Лабораторная работа 1 «Знакомство с образцами металлов и сплавов (по коллекциям)»
Лабораторная работа 2 «Растворение железа и цинка в соляной кислоте. Вытеснение одного металла другим из раствора соли»
Лабораторная работа 3 «Распознавание натрия и калия по окраске пламени»
Практическая работа №1 "Осуществление цепочки химических превращений"
Практическая работа №2 "Получение и свойства соединений металлов"
Практическая работа №3 "Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ"
Тема 3. Неметаллы (20 часов)
Положение элементов неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атомов. Аллотропия. Кислород. Озон. Воздух. Водород. Водородные соединения неметаллов. Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. Сера. Оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота . Азотная кислота и ее соли. Фосфор. Оксид фосфора . Ортофосфорная кислота и ее соли. Углерод. Аллотропия углерода. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли. Кремний. Оксид кремния. Кремниевая кислота. Силикаты.
Лабораторная работа №4 «Знакомство с образцами неметаллов»
Практическая работа № 4 «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»»
Практическая работа №5 «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппы азота и углерода»»
Практическая работа №6 «Получение, собирание и распознавание газов»
Тема 4. Органические соединения (10 часов)
Основные сведения о химическом строении органических веществ. Углеводороды: предельные (метан) и непредельные (этен). Природные источники углеводородов: нефть, уголь и природный газ. Применение их как топлива и сырья.
Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородосодержащих органических соединений.
Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки. Полимеры.
Химия и здоровье. Человек в мире веществ: материалы и химические роцессы. Химическая картина мира. Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота (столовый уксус ). Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Бытовая химическая грамотность: умение читать маркировку изделий пищевой, фармацевтической и легкой промышленности, соблюдение инструкций по применению приобретенных товаров.
Тема 5. Повторение и обобщение знаний (5 часов) |