методическая лаборатория
методическая разработка по химии по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №5»
г. Губкина Белгородской области
Методическая лаборатория
«Копилка активных форм, приёмов и методов воспитательного взаимодействия»
(муниципальный семинар заместителей директоров
по воспитательной работе, 15.03.2012 г.)
Помазан И.Н., учитель химии
Горшкова Е.В., учитель биологии
2012 г.
План проведения мероприятия:
- Вводная часть (приветствие, сообщение темы и цели мероприятия).
- Основная часть.
- Актуальность темы.
- Методы и формы внеурочной деятельности:
а) лекторий
б) экскурсия
в) занимательный час
г) научно - практическая конференция
III. Заключительная часть.
Ход проведения мероприятия.
Уважаемые гости и все присутствующие! Мы рады приветствовать вас в стенах нашего лицея и хотим представить вашему вниманию некоторые формы внеклассной работы по химии и биологии в рамках методической лаборатории «Копилка активных форм, приёмов и методов воспитательного взаимодействия»
Цель мероприятия: ознакомить присутствующих с наиболее доступными и результативными видами внеурочной деятельности по предмету.
Работая в условиях физико-математического профиля, у нас, как у учителей предметов, не относящихся к основным, возникла необходимость повышения мотивации к изучению своих предметов. Есть три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет. Поэтому каждый учитель в процессе своей деятельности стремится ответить на вопросы: как учить с увлечением, как сделать радостным и творческим процесс познания? Одним из способов решения этой проблемы, на наш взгляд, является организация внеклассной деятельности по предмету.
При всем многообразии форм внеклассная работа должна быть органически связана со школьной программой, выходить за пределы и вместе с тем дополнять ее.
Активные методы обучения - это методы, включающие учащихся в процесс добывания знаний и развития мышления. Они позволяют:
· стимулировать мыслительную деятельность учащихся;
· раскрыть свои способности;
· приобрести уверенность в себе;
· совершенствовать свои коммуникативные навыки;
· формировать у учащихся творческое мышление.
Внеклассную работу можно представить как систему, состоящую из отдельных элементов. Содержание внеклассной работы по химии и биологии подчиняется строго определенным требованиям, таким как: научность, доступность, актуальность, практическая значимость, занимательность и др. Содержаниию внеклассной работы должны соответствовать ее форма и вид. Формы и виды внеклассной работы по химии и биологии:
массовая –предметный вечер, олимпиада, устный журнал, неделя, викторина, информационный час, лекторий, конференция, экскурсия, научные общества и т.д.;
групповая – предметный кружок, моделирование, изготовление средств наглядности, работа лекторских и экспериментальных групп и т.д.;
индивидуальная – работа с литературой, составление докладов, рефератов, презентаций, проведение исследований и др.
Методы воспитательного взаимодействия: словесный, наглядный, практический.
Одним из видов массовой работы по предмету, является работа лекторской группы из числа старшеклассников, выступающих перед детьми более младшего возраста, что способствует лучшему усвоению информации, т.к. она преподносится детьми в доступной, занимательной форме и побуждает к деятельности, является той первой искоркой, которая зажигает факел любознательности. Тематика лекций: «За здоровый образ жизни», «Сохраним планету», «Химия и красота» и др.
Вашему вниманию будет представлен фрагмент лекции «Красная книга» для учащихся 4 класса, подготовленный девятиклассницами Тутовой Ксенией и Мануковой Еленой (выступление сопровождается показом слайдов).
Школьная экскурсия - форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая вне школы с познавательной целью. Особенностью экскурсий является возможность активного познания объектов живой и неживой природы, производственных процессов. Создаются условия для формирования основ здорового образа жизни, грамотного поведения в различных жизненнных ситуациях. Школьники приобретают навыки натуралистической работы, элементарного научного исследования. Экскурсия отличается своей оригинальностью и непохожестью на другие формы воспитательного взаимодействия, а также яркостью и живостью представлений и впечатлений.
Экскурсии могут быть в природу, музеи, на различные производственные предприятия, а также виртуальные по Интернету. Необходимо найти оптимальное сочетание реальности и виртуальности, исходя из интересов учащихся и воспитательных задач. (Холковские пещеры, Государственный природный заповедник «Белогорье», городской краеведческий музей, производственные экскурсии на ЛГОК, меловой завод «Руслайм», керамический завод, Воронежский завод синтетического каучука).
Представление презентации «Экскурсия как форма внеклассной деятельности».
Химия относится к одному из наиболее сложных предметов, так как изучает невидимое, то, что надо мысленно представить. Учащиеся 8 класса имеют сильный познавательный интерес, но ещё не обладают развитым абстрактным мышлением. Лучше всего в этом возрасте воспринимается не логика материала, а его образ, собственное впечатление от практической деятельности. Даже проведение простейших опытов вызывает самый искренний восторг. Химический эксперимент является той благодатной почвой, на которой формируются первые ростки познавательного интереса, а в дальнейшем и исследовательские навыки.
Сейчас вашему вниманию будет представлен фрагмент занимательного часа «Чудеса своими руками», который мы проводим для семиклассников силами учащихся 8 класса, а помощниками являются ребята 9 класса.
(Фрагмент занимательного часа).
Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего ещё не видел свет.
М. В. Ломоносов.
Реальная возможность развития творческих способностей учащихся – это их участие в научно – исследовательской деятельности (групповой и индивидуальной). Таких ребят отличает креативность, т. е. творческое мышление, которое обладает тремя специфическими качествами: способностями к выявлению проблем, преодолению стереотипов и поиску решения в условиях неопределённости.
Возникший интерес к химии и биологии повышает у юных исследователей мотивацию творчества, морального удовлетворения, самоутверждения.
Как правило, поступательное развитие таких ребят приводит к заметным результатам – они получают признание на школьных, муниципальных, региональных, всероссийских конференциях и конкурсах. Одним из таких исследователей является ученик 9 класса Гуляков Даниил. Ему слово.
( Фрагмент защиты исследовательской работы «Изучение химического состава лекарственных растений»).
III. Заключительная часть.
Умение самостоятельно приобретать знания, применять их на практике, генерировать новые идеи - вот качества личности 21 века.
Поэтому, нашим педагогическим кредо в воспитательной работе является
акцент на самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика с учётом его особенностей и возможностей через использование активных форм воспитательного взаимодействия.
Нам каждый день природа дарит
прикосновенье к алтарю.
За жизнь - космический подарок –
Тебя, Земля, благодарю.
Круговращение планеты,
Прикосновение стихий,
Всё – север, юг, зима и лето,
Дорога, труд, любовь, стихи,
Сплетение души и мысли,
Провалы, взлёты вверх и вниз…
Какой же смысл – в исканье смысла?
Процесс познанья – вот в чём смысл!
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические рекомендации к проведению урока-лаборатории по русскому языку
Развивающее и проблемное обучение предполагает более глубокое проникновение в лингвистический материал на уроках русского языка. Помогут в этомтакие нестандартные уроки . как уроки-лаборат...
Методическая разработка лабораторной работы"Определение кооэффициента жесткости пружины" с применением цифровой лаборатории "Архимед"
Методическая разработка лабораторной работы для 10 класса по определению жесткости пружины с применением цифровой лаборатории"Архимед" косвенными методами....
Методическая разработка урока-лабораторной работы по физике "Зависимость давления газа от объема при постоянной температуре" (с использованием цифровой лаборатории) - 10 класс.
Методическая разработка лабораторной работы с применением цифровой лаборатории по физике содержит план-конспект урока и презентацию....
Методическая лаборатория "Путешествие по морской земле"
Методическая лаборатория в рамках городского слёта КИДов...
Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы "Тепловые эффекты при растворении веществ" с использованием электронной лаборатории MultiLab
Лабораторная работа «Тепловые эффекты при растворении веществ» (8 класс «Теория электролитической диссоциации. Растворение веществ»)....
Методическая статья на тему: Использования на уроках химии в 9 классе «Виртуальной химической лаборатории» (на примере темы «Щелочные металлы и их соединений»)
Химия, являясь экспериментальной наукой, осуществляет обучение учащихся через различные формы работы с натуральными веществами и материалами:демонстрационные опыты, проводимые учителем в процесс...
Методическая лаборатория русского языка
Русский язык. 10 класс. Базовый уровень (68 часов)Поурочное планирование, обеспечивающеецелевую подготовку школьников к ЕГЭ.Коммуникативный и языковедческий аспекты.(На основе учебника для 10-11 кл. о...