Модель урока с использованием материалов Единой коллекции ЦОР
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
Модель урока, который был представлен на Всероссийский Интернет-конкурс среди педагогов по созданию уроков с использованием разработок Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_uroka.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель урока, который был представлен на Всероссийский Интернет-конкурс среди педагогов по созданию уроков с использованием разработок Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
Номинация 1. Подготовка урока с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), размещенных в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
а. Аннотация
Химия неметаллов – одна из ведущих тем курса химии. Причины важности темы кроется не только в том, что она имеет большое практическое значение, но и, прежде всего во взаимосвязи этой темы со многими курсами химических дисциплин, а так же межпредметные связи ее с биологией, географией, физикой и другими дисциплинами.
Урок организован с использованием интерактивных методов, которые способствуют активному вовлечению в познавательный процесс учащихся. Этапы урока позволяют заинтересовать учеников и реализовать весь свой творческий потенциал, обогатить его новыми понятиями и полезной информацией.
В групповой работе происходит социализация личности, формируются коммуникативные умения, создаются условия для развития познавательной самостоятельности и интеллектуальных способностей. Провожу дифференцированную групповую работу, т.е. разные группы получают разные задания в рамках общей темы. Именно дифференцированная работа вносит новые элементы во фронтальную работу. Умение работать в команде, совместная деятельность учащихся помогла внести индивидуальный вклад, обменяться знаниями и мнениями. Атмосфера творчества и доброжелательности, в которой работали учащиеся, побудило их к более глубокому познанию и желанию учиться. Группы отчитываются перед классом о своей работе. Содержание их отчетов для остальных учащихся представляет собой новую информацию. Значит, от качества выполнения задания каждой группы зависит то, насколько хорошо другие группы и каждый отдельный ученик усвоят материал.
Химический эксперимент знакомит учащихся не только с самими явлениями, но и методами химической науки. Он помогает вызвать интерес к предмету, научить наблюдать процессы, освоить приемы работы, сформировать практические навыки и умения.
b. Описание разработки.
Учитель: Сультимова Валентина Викторовна | |
Образовательное учреждение: МОУ «Курумканская средняя общеобразовательная школа №2» Республики Бурятия | |
Предмет: химия | |
Краткая аннотация урока: | |
Класс, профиль: 9 | |
Тема: Химия неметаллов | |
Тема урока: Сера и ее соединения | |
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний | |
Цели: изучить строение, свойства серы и его соединений | |
Задачи: найти зависимость между электронной конфигурацией атома серы и положением элемента в периодической системе, а также возможными степенями окисления серы; дать характеристику сере как простому веществу; выяснить окислительно-восстановительные свойства серы и её соединений; развитие у учащихся монологической речи, памяти, развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы; формирование познавательного интереса к предмету через актуализацию знаний, воспитывать чувство коллективизма, ответственность за порученное дело, организованность и целеустремленность | |
Приобретаемые навыки детей: проблематизация, целеполагание, планирование, поисковые (исследовательские) умения, коммуникативные умения, презентационные умения, рефлексивные умения | |
Формы организации работы детей: работа в группах, частично-поисковый, проблемный | |
Формы организации работы учителя: создание проблемной ситуации, организация групповой работы, демонстрационный проблемный опыт | |
Технологические особенности: | |
Технические условия: компьютер, мультимедийное оборудование | |
Используемое оборудование: образцы минералов и горных пород, содержащих серу, серная кислота, хлорид бария, индикаторы, штатив с пробирками | |
Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: Видеофрагмент «Реакция соединения серы с железом» (N 97841); Видеофрагмент «Получение сероводорода и изучение его свойств» (N 24978); Репродукция «К. Брюлов. «Последний день Помпеи». (N 119028) | |
Используемые ресурсы из других общедоступных источников: учебник «Химия» 9 класс Л.С.Гузей, Р.П.Суровцева; карточки с заданиями для групп; CD - RW: презентация урока по теме «Сера и ее соединения», презентация «Минеральные источники Курумканского района» |
с. Описание урока
Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Нашу встречу посвящаем неметаллам. Они удивляют своим разнообразием, несмотря на малочисленность в периодической системе. Послушайте краткую характеристику некоторого элемента, с которым человечество познакомилось ещё в древности. Страницы китайских рукописей впервые известили о приготовлении пороха, в состав которого входил этот элемент. Сохранившиеся пирамиды Древнего Египта повествуют о том, что простое вещество из этого элемента использовалось для изготовления красок косметики ещё во II тысячелетии до н.э. Простое вещество желтого цвета, хрупкое, легко плавится. Предположите, о каком веществе идет речь. | Сера |
Какими же свойствами обладают сера и ее соединения? Дадим характеристику сере, выясним окислительно-восстановительные свойства серы и его соединений. Это мы с вами выясним, работая в группах. 1 группа: 1.Запишите электронное строение атома серы. Определите количество валентных электронов у атома серы. 2. Какие степени окисления проявляет атом серы в соединениях с металлами и с кислородом? 3. В каких формах и где встречается сера в живой и неживой природе? Рассмотрите минералы, содержащие серу 2 группа:1.Опишите физические свойства серы (цвет, отношение к воде, температура плавления). 2.Какие аллотропные модификации характерны для серы? Какая модификация наиболее устойчивая? 3. На каком физическом свойстве серы основано покрытие ею гранул удобрения до внесения удобрения в почву? 3 группа: 1.Напишите формулы соединений серы, определите в них степени окисления атома серы. 2. Напишите два уравнения реакций получения оксида серы (IV). 3. Допишите уравнения реакций и определите степени окисления атома серы в полученных соединениях: S+Cl2= S+O2 = S+Fe= S+Al= | Начинается работа в группах, каждая из которых получает свое задание, учащиеся знакомятся с заданиями и выбирают лидера группы. Источник: учебник «Химия -9» §19.1. Учащиеся рассматривают минералы Источник: информация на листочках. |
В тетрадях составить план ответа на поставленные вопросы, пользуясь источниками. Лидеры у доски оформляют свои ответы, начинается обмен информацией. Вся информация записывается в тетради. | |
Отчет 1 группы | |
Отчет 2 группы | |
Отчет 3 группы | |
После отчета 3 группы предлагаются видеофрагменты «Реакция соединения серы с железом», «Получение сероводорода и изучение его свойств» |
|
После видеофрагмента: информация – Н2S –высокотоксичное, крайне ядовитое вещество. Вдыхание Н2S вызывает головокружение и головную боль. Сероводород разрушает гемоглобин крови. Но Н2S – не только яд. Купание в сероводородных ваннах вызывает легкое раздражение кожи, расширяет кровеносные сосуды, оказывает целительное действие при ревматизме, заболеваниях кожи. Славятся сероводородные целебные источники нашего района: Кучигерский, Аллинский, Умхейский. SО2 тоже ядовитый газ, но применяется он также широко. Повышение содержания SО2 и Н2S в атмосфере ведет к аллергическим заболеваниям. При курении тоже образуются SО2 и Н2S , отравляя организм. Поэтому не губите свое здоровье сознательно. | На экране – слайды «Минеральные источники Курумканского района» |
В 79 г.н.э. в Италии произошло извержение вулкана Везувия. Лава залила соседние города Помпеи, Геркуланум и Стабию и законсервировала их на века. При этом погибло 2 тысячи жителей. Это произошло так быстро, что многие из них не успели даже покинуть свои дома. Одной из причин гибели людей стало удушающее действие сернистого газа и сероводорода, обильно выделявшиеся из жерла вулкана. Д/З Что произошло с точки зрения химии? Напишите уравнения реакций. | На экране проецируется картина «Последний день Помпеи» |
Сейчас посмотрим, как распознавать сульфат – ион с помощью качественной реакции. Опыт: 1. серная кислота + хлорид бария=сульфат бария (белый осадок) 2. в 3 пробирках: азотная кислота, серная кислота, соляная кислота + хлорид бария С помощью какого реактива можно распознавать сульфат – ионы? | Наблюдение за демонстрационным опытом, записывают уравнения реакций. |
Определение степени первичного усвоения материала: Загадки:
(сера)
Вопросы:
Дом. задание на карточках Рефлексия: Человек рождается на свет, Чтоб творить, дерзать – и не иначе, Чтоб оставить в жизни добрый след И решить все трудные задачи. Человек рождается на свет…Для чего? Ищите свой ответ. Подведение итогов | Дети отвечают на вопросы: 1.Что на уроке больше всего запомнилось? 2. Чем ты был сегодня удивлен? |
d. Дополнительные материалы.
Домашнее задание на карточках:
1. Что произошло при извержении Везувия с точки зрения химии? Напишите уравнения реакций.
2.Выберите из предложенного списка схем те реакции, в которых сера является окислителем. (восстановителем) Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций.
S+O2 = SO2
SO2 +O2 = SO3
SO2 +Н 2O = Н 2SO3
SO2+Н 2S = Н 2O+S
Загадки:
- Хоть многие вещества превращает в яд, в химии она достойна всяческих наград
(сера)
- Подмигнув лиловым глазом, сера сразу стала газом. (Сернистый газ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов при изучении темы «Имя прилагательное как часть речи» в 6 классе
Набор электронных образовательных ресурсов при изучении темы "Имя прилагательное как часть речи" в 6 классе...
Использование материалов Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов на уроках химии.
Применение электронных образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе....
Использование "Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов" на уроках химии
Тематическое планирование по химии 9 класса по теме "Неметаллы" УМК Габриелян О.С. 9 класс (базовый уровень)В настоящее время во многих учебных заведениях, и в нашем в том числе, наблюдается смещение ...
Занятия по физике с использованием Единой Коллекции ЦОР
Данный ресурс с использованием Единой Коллекции ЦОР создан для применения на уроках и для самостоятельного изучения учащимися, имеющих доступ в Интернет в домашних условиях....
План-конспект урока "Деление ядер урана" с использованием ЭОР и Единой коллекции ЦОР
Представлен план-конспект урока с использованием Единой Коллекции ЦОР и ЭОР...
Конспект урока "Причастие как часть речи" с использованием ЭОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА« Причастие как часть речи»с использованием ЭОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов1. ФИО (полностью)Цой Наталья Федоровна2. Место работыМОУ «СОШ № 31»...
Урок геометрии в 8 классе "Касательная к окружности" с использованием ЭОР и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)
Урок содержит ссылки на коллекцию цифровых образовательных ресурсов (ЦОР и ЭОР)...