"Определение качества водопроводной и речной воды".
план-конспект урока по химии на тему
Разработка урока химии по теме:
"Определение качества водопроводной и речной воды".
Цель: Познакомиться с методиками:
- "Определения концентрации ионов трехвалентного железа
- "Определения концентрации ионов хлора
- "Определения концентрации сульфат-ионов.
Задачи:
- "Самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения оценки и результата)
- "Оценить и корректировать свое поведение в окружающей среде.
- "Выполнять в практической деятельности и в повседневной жизни экологические требования.
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя.
Важность воды:
- "Вода, как и воздух, неразделимо связана с существованием жизни на Земле.
- "Большинство процессов в природе протекают с участием воды или в водной среде.
- "Вода необходима для жизни и деятельности человека.
- "Существуют особые требования, предъявляемые к воде.
- "Она должная быть бесцветной, чистой, она должна иметь хороший вкус и не иметь запаха. В ней также не должны содержаться биологические примеси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opredelenie_kachestva_vody.doc | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока химии по теме:
"Определение качества водопроводной и речной воды".
Цель: Познакомиться с методиками:
- "Определения концентрации ионов трехвалентного железа
- "Определения концентрации ионов хлора
- "Определения концентрации сульфат-ионов.
Задачи:
- "Самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения оценки и результата)
- "Оценить и корректировать свое поведение в окружающей среде.
- "Выполнять в практической деятельности и в повседневной жизни экологические требования.
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя.
Важность воды:
- "Вода, как и воздух, неразделимо связана с существованием жизни на Земле.
- "Большинство процессов в природе протекают с участием воды или в водной среде.
- "Вода необходима для жизни и деятельности человека.
- "Существуют особые требования, предъявляемые к воде.
- "Она должная быть бесцветной, чистой, она должна иметь хороший вкус и не иметь запаха. В ней также не должны содержаться биологические примеси.
II. Повторение методики определения концентрации ионов Fe2+ ,NO31-.
Определение концентрации ионов двухвалентного железа.
К 5 мл воды добавить на кончике ножа (0,1 г) гидросульфата калия, 0,1 г смеси (красная кровяная соль и сахарная пудра 1:9) и хорошо взболтать. В присутствии ионов двухвалентного железа появляется сине-зеленое окрашивание.
Светло-сине-зеленый 1 - 6 мг/л
сине-зеленый 6 - 10 мг/л
синий 10 - 15 мг/л
темно-синий 15 - 30 мг/л
Обнаружение нитрат-ионов.
К 5 мл воды осторожно, по стенке пробирки, прибавить I мл реактива, полученного растворением I г дифениламина в 100 мл концентрированной серной кислоты. Если есть нитрат-ионы, то появляется синее окрашивание. Но этой реакции мешают нитрит-ионы, которые предварительно надо разрушить. К исследуемой воде добавляют несколько кристаллов хлорида аммония и кипятят 2-3 минуты. Образовавшийся нитрит аммония разрушается до азота и воды. После этого проводят реакцию с дифениламином.
III. Объяснение нового материала (демонстрация опытов).
Определение концентрации ионов трёхвалентного железа.
К 5 мл природной воды прибавить 1-2 капли концентрированной соляной кислоты и 5 капель 10%-ного раствора роданида аммония. В присутствии ионов трехвалентного железа появляется красный цвет.
Слабо-красновато-желтоватый 0,95 - 0,4 мг/л
желтовато-красный 0,4 - 1,0 мг/л
красный 1 - 3 мг/л
ярко-красный 3 - 10 мг/л
Определение концентрации ионов хлора
К 5 мл природной воды прибавить 1-2 капли 10%-ного раствора нитрата серебра, подкисленного азотной кислотой. Образуется осадок или муть.
Слабая муть 1 - 10 мг/л
сильная муть 10 - 50 мг/л
хлопья, осаждаются сразу 50 - 100 мг/л
белый объемистый осадок более 100 мг/л
Определение концентрации сульфат-ионов
К 5 мл воды прибавить 4 капли 10%-ного раствора соляной кислоты и 4 капли 5%-ного раствора хлорида бария. Нагреть. Образуется муть или осадок.
слабая муть через несколько минут 1 - 10 мг/л
слабая муть сразу 10 - 100 мг/л
сильная муть 100 - 500 мг/л
большой осадок, быстро оседающий более 500 мг/л
IV. Работа с учащимися
Во время экспериментальной работы учащиеся самостоятельно заполняют таблицу, с помощью учителя делают выводы.
Выводы.
Вода, подаваемая в водопроводную сеть города, соответствует санитарным правилам и нормам. Данные анализа качества воды свидетельствуют о загрязнении Дона:
- "тяжелыми металлами;
- "летучими фенолами, нитратами, превышающими ПДК;
- "микробиологическими и вирусологическими показателями.
Важно помнить!
- "Питьевая вода должна быть бесцветной, чистой, не иметь запаха и иметь хороший вкус.
- "Она также не должна содержать химических или биологических примесей.
- "Воду надо использовать экономно.
- "Вода - необходимое условие для жизни.
Нужно делать!
- "Для сохранения водных богатств создавать замкнутые циклы производства, когда вода используется многократно.
- "Использовать новые биологические методы для очистки воды.
- "Осуществлять постоянный контроль за качеством воды.
V. Домашнее задание:
Взять пробу природной воды, определить интенсивность запаха, цветность и мутность.
Раздаточный материал
Определение интенсивности запаха воды.
Определения цветности воды:
1.Заполнить пробирку водой до высоты 10-12см.
2.Определите цветность воды, рассматривая пробирку сверху на белом фоне при достаточном боковом освещении (дневном, искусственном.).
Подчеркните (или отметить галочкой) наиболее подходящий оттенок из приведенных в таблице либо заполните свободную линию в таблице.
Цветность воды.
Мутность воды.
Определение концентрации ионов двухвалентного железа.
К 5 мл воды добавить на кончике ножа (0,1 г) гидросульфата калия, 0,1 г смеси (красная кровяная соль и сахарная пудра 1:9) и хорошо взболтать. В присутствии ионов двухвалентного железа появляется сине-зеленое окрашивание.
- Светло-сине-зеленый ? 1 - 6 мг/л
- сине-зеленый ? 6 - 10 мг/л
- синий ? 10 - 15 мг/л
- темно-синий ? 15 - 30 мг/л
Обнаружение нитрат-ионов
К 5 мл воды осторожно, по стенке пробирки, прибавить I мл реактива, полученного растворением I г дифениламина в 100 мл концентрированной серной кислоты. Если есть нитрат-ионы, то появляется синее окрашивание. Но этой реакции мешают нитрит-ионы, которые предварительно надо разрушить. К исследуемой воде добавляют несколько кристаллов хлорида аммония и кипятят 2-3 минуты. Образовавшийся нитрит аммония разрушается до азота и воды. После этого проводят реакцию с дифениламином.
Определение концентрации ионов трёхвалентного железа.
К 5 мл природной воды прибавить 1-2 капли концентрированной соляной кислоты и 5 капель 10%-ного раствора роданида аммония. В присутствии ионов трехвалентного железа появляется красный цвет.
- Слабо-красновато-желтоватый ? 0,95 - 0,4 мг/л
- желтовато-красный ? 0,4 - 1,0 мг/л
- красный ? 1 - 3 мг/л
- ярко-красный ? 3 - 10 мг/л
Определение концентрации ионов хлора
К 5 мл природной воды прибавить 1-2 капли 10%-ного раствора нитрата серебра, подкисленного азотной кислотой. Образуется осадок или муть.
- Слабая муть ? 1 - 10 мг/л
- сильная муть ? 10 - 50 мг/л
- хлопья, осаждаются сразу ? 50 - 100 мг/л
- белый объемистый осадок ? более 100 мг/л
Определение концентрации сульфат-ионов
К 5 мл воды прибавить 4 капли 10%-ного раствора соляной кислоты и 4 капли
5%-ного раствора хлорида бария. Нагреть. Образуется муть или осадок.
- - слабая муть через несколько минут ? 1 - 10 мг/л
- - слабая муть сразу ? 10 - 100 мг/л
- - сильная муть ? 100 - 500 мг/л
- - большой осадок, быстро оседающий ? более 500 мг/л
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Определение общего солесодержания в природной воде с поверхности водоёма» предмет «Технология подготовительных процессов обогащения»
Методическая разработка урока производственного обучения по теме весовой анализ предназначена для проведения урока в группе учащихся обучающихся по профессии «Обогатитель полезных ископаемых»....
Тяжелые металлы в системе "речная вода-сточные воды-растения"
Исследование концентрации тяжелых металлов, их влияние на растения...
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ВОДОПРОВОДНОЙ ВОДЫ И ВОДЫ ПОСЛЕ ФИЛЬТРА «АКВАФОР » МЕТОДАМИ ЛАБОРАТОРНОГО МИКОАНАЛИЗА
Научно - исследовательская работа...
Исследовательская работа "Определение качества воды методом биоиндикации"
Для исследования качества воды в водоёмах используют метод биоиндикации по методике индекс Майера и Машкова. Для исследования брали водоёмы Боковского района....
Практическая работа по определению качества воды
Практическая работа для 6 класса...
Определение содержание в почвенном образце воды, гумуса и солевого состава
Определить содержание в почвенном образце воды, гумуса и солевой состав....
Проект по определению качества воды
Исследовательский проект на тему«Определение качества воды с помощью цифровой лаборатории PASCO». Цель данного исследования: изучить качество питьевой воды и пригодность ее испо...