Элементы II группы главной подгруппы. План-конспект урока
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Андреева Татьяна Германовна

План-конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_elementy_2_gruppy.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22

г. КОВРОВА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Урок по теме

«Общая характеристика элементов

второй группы главной подгруппы»

(1 час)

(урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний).

Учитель первой квалификационной категории

Андреева Татьяна Германовна


Цель урока – дать общую сравнительную характеристику элементов второй группы главной подгруппы Периодической системы химических элементов     в свете трех форм существования элементов: свободных атомов, простых веществ и важнейших соединений.

Задачи урока:

1. Обучающие:

  1. Изучить особенности строения атомов бериллия, магния и  щелочно-земельных металлов,  химические свойства простых веществ, образованных этими атомами.
  2. Рассмотреть физические свойства простых веществ – бериллия, магния и щелочно-земельных металлов, нахождение  их в природе.
  3. Рассмотреть биологическое значение этих металлов.

2. Развивающие:

  1. Развивать общеучебные умения и навыки (составлять конспект, выделять главное, сравнивать, систематизировать материал)
  2. Развивать специально-химические умения и навыки (составлять электронные и графические формулы, записывать уравнения реакций, рассматривать их как ОВР)
  3. Развивать положительную мотивацию, внимание, мышление.

3. Воспитательные:

  1. Формировать химическую культуру
  2. Продолжить формирование доброжелательного отношения друг к другу, умения выслушать других при работе в классе.

Тип урока – урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний.

Дидактические основы урока:

Сообщение

 новых знаний

Подготовка учащихся                                                   Первичная проверка

к восприятию новых знаний                                      понимания учащимися

                                                                                   нового учебного материала

Методы: * словесные, наглядные

                * изложение, беседа, самостоятельная работа

 * объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,                                    частично - поисковый

 * сравнительный


Ход урока.

Ι.  Организационный момент.

ΙΙ. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний.

учитель

ученики

1. Объявляет тему урока, записывает ее на   доске.

(слайд № 1)

2. Просит назвать элементы 2-ой группы главной подгруппы ПСХЭ.    

3. Предлагает учащимся самим сформулировать план изучения  темы.

4. Подводит итог по постановке задач урока.

(слайд № 2)

1. Записывают тему урока в тетрадь.  



2. Находят и называют элементы, записывают их знаки в тетрадь.


3. Предлагают последовательность вопросов, подлежащих рассмотрению.

ΙΙΙ. Сообщение новых знаний.

учитель

ученики

Особенности строения атомов.

1. Просит записать схемы, электронные и графические формулы атомов бериллия и магния.  

2.Просит рассмотреть слайд № 3

(клик 1), записи на доске и сравнить строение атомов.  

(Помогает учащимся сделать выводы)








3. Предлагает сделать вывод об изменении свойств металлов в подгруппе.

(слайд № 4)







 Нахождение в природе. 

4. Предлагает подумать, в каком виде встречаются  металлы данной подгруппы в природе и почему.


5. Предлагает заслушать доклад о  природных соединениях бериллия, магния и щелочно-земельных металлов.



   Свойства простых веществ.

6. Предлагает заслушать доклад  о физических свойствах простых веществ  щелочных металлов и истории их открытия.

Химические свойства

щелочных металлов.

(слайд № 12, клик 1)

7.  Просит перечислить общие хим. свойства металлов.




Рассматривает каждое свойство в отдельности:

Говорит о взаимодействии   с простыми веществами неметаллами (клик 2)  

А) с кислородом (клик 3, 4)





Обращает внимание на особенности взаимодействия с кислородом бериллия и магния, имеющих на поверхности защитную оксидную пленку.  


Б) Предлагает записать уравнение реакции взаимодействия кальция  с водородом и назвать полученное вещество (слайд № 12, клик  5)  

Предлагает проверить правильность записи по слайду и при необходимости внести поправки (слайд № 12, клик 6).


В) Предлагает записать уравнение реакции взаимодействия  магния  с азотом и назвать полученное вещество (слайд № 12, клик 7)  

Предлагает проверить правильность записи по слайду и при необходимости внести поправки (слайд № 12, клик 8)

Предлагает дома рассмотреть уравнение как ОВР.


Г) Предлагает записать уравнение реакции взаимодействия  кальция с серой и назвать полученное вещество (слайд № 12, клик 9)  

Предлагает проверить правильность записи по слайду и при необходимости внести поправки (слайд № 12, клик 10)

Предлагает дома рассмотреть уравнение как ОВР.


Д) Предлагает записать уравнение реакции взаимодействия  кальция с хлором и назвать полученное вещество (слайд № 13, клик 1)  

Предлагает проверить правильность записи по слайду и при необходимости внести поправки (слайд № 13, клик 2)

Предлагает дома рассмотреть уравнение как ОВР.


Е) Предлагает записать уравнение реакции взаимодействия  кальция с углеродом со слайда (слайд № 13,

 клик 3, 4)  


8. Говорит о взаимодействии бериллия, магния и щелочно-земельных  металлов с водой (слайд № 14, клик 1, 2- видеоролик)

При просмотре видеоролика просит сравнить активность металла   кальция с ранее изученными щелочными металлами в ходе их взаимодействия с водой.



Просит записать уравнение реакции.  



Предлагает проверить правильность записи по слайду и при необходимости внести поправки (слайд № 14, клик 3)


9. Говорит о взаимодействии   металлов 2-ой группы главной подгруппы с кислотами (слайд № 15, клик 1, 2).

Предлагает записать уравнение реакции взаимодействия  кальция  с соляной кислотой и рассмотреть его как ОВР.

 

10. Акцентирует внимание на особенностях взаимодействия  с растворами солей (слайд № 15, клик 3, 4).

Предлагает записать уравнение взаимодействия магния с сульфатом меди (ΙΙ).


11. Говорит о взаимодействии   металлов 2-ой группы главной подгруппы с оксидами.

Предлагает записать уравнение взаимодействия магния с оксидом титана (ΙV).

Вводит понятие магниотермия и кальциотермия.


1. У доски 2 ученика выполняют задание. Остальные делают записи в тетради.

2. Делают вывод: «На внешнем  электронном слое атомов 2     электрона.  

Атомы способны отдавать 2 электрона, приобретая при этом степень окисления +2, проявляют восстановительные свойства».

Записывают схему процесса  отдачи электрона в общем виде.

(слайд № 3, клик 2)


3. Делают вывод: «Свойства элементов 2-ой группы главной подгруппы (восстановительные и  металлические) с возрастанием порядкового номера  усиливаются», делают запись-схему в тетрадь.




 


4. Предполагают, что эти  металлы встречаются только в виде соединений, т.к. имеют высокую хим. активность.

5. Выступает 1 ученик с докладом. Выступление сопровождается слайдами № 5,  № 6, № 7, № 8.

Остальные ученики кратко записывают в тетрадь основные сведения, используя слайды.


6. Выступает ученик с докладом, использует слайды № 9, № 10, №11.    Остальные делают пометки в тетрадях.  




 7. Вспоминают о взаимодействии металлов с неметаллами (кислородом, водородом, серой, азотом, галогенами и др.), водой, кислотами, растворами солей.






А) Ученик на доске (остальные в тетради) записывают уравнение взаимодействия магния с кислородом, рассматривает его как ОВР, называет полученное вещество. 2Mg  +  O2  =  2MgO


 


 


Б) Записывают в тетради уравнение.

 Ca0 + H20 = Ca+2H2-1 




Сверяют свою запись с записью на слайде.


В)Записывают в тетради уравнение.

 3Mg0 + N20 = Mg3+2N2-3 



Сверяют свою запись с записью на слайде.


Оставляют в тетради место для ОВР



Г) Записывают в тетради уравнение.

 Ca0 + S0 = Ca+2S-2



Сверяют свою запись с записью на слайде.


Оставляют в тетради место для ОВР



Д)Записывают в тетради уравнение.

 Ca0 + Cl20 = Ca+2Cl2-1



 Сверяют свою запись с записью на слайде.


Оставляют в тетради место для ОВР



Е) Записывают в тетради уравнение.

Ca0 + 2С0 = Ca+2С2-1

Называют полученное вещество.



8.




Обращают внимание, что кальций реагирует с водой намного спокойнее, делают вывод об  ослаблении восстановительных свойств в периоде.



Записывают в тетради уравнение реакции  

Са + 2H2O = Са(OH)2 + H2

Сверяют свою запись с записью на слайде.



 9.


 


На доске ученик (остальные в тетради) записывает уравнение реакции  Са + 2HCl = СаCl2 + H2

 и рассматривает его как ОВР.


10. Записывают уравнение реакции со слайда

 Са + CuSO4 + 2H2O =

 СаSO4  +Cu(OH)2  +H2 

На доске ученик (остальные в тетради) записывает уравнение реакции  Mg + CuSO4 = Cu + MgSO4


11. Записывают уравнение реакции со слайда

SiO2 + 2Mg = Si + 2MgO

На доске ученик (остальные в тетради) записывает уравнение реакции 2Mg + TiO2 = Ti + 2MgO




 

ΙV. Подведение итогов урока.

V.  Домашнее задание.

      § 12(до соединений, стр. 62). Доделать задания в тетради (ОВР).

Записать в тетради области применения бериллия, магния м щелочно-земельных металлов, используя дополнительную литературу.

Записать  в тетради биологическую роль кальция и магния (стр. 66)

VI. Первичная проверка понимания учащимися нового материала.


Вариант № 1.

1. Выберите элемент с меньшей активностью:   а) Ва,     б) Mg,     в) Na.

2. Выберите электронную формулу элемента 2-ой группы главной   подгруппы:

    а)  1S2 2S2p1       б) 1S2 2S2p63S2         в) 1S2 2S2p63S1   

3. Выберите природные соединения кальция:

   а) галит     б) известняк     в) магнезит

4. На воздухе нельзя хранить:

    а) магний  б) кальций   в) бериллий

5. Закончите уравнения реакций: а) Ba + N2 →              

                                                         б) Ba + O2  →                                                            

                                                         в) Ba + H2O →

Вариант № 2.

 1. Выберите элемент с большей активностью:  а) Al,     б) Be,     в) Ca.  

 2. Выберите электронную формулу элемента 2-ой группы главной подгруппы:

    а)  1S2 2S2p2      б) 1S2 2S2          в) 1S2 2S2p63S2p5   

 3. Выберите природные соединения  магния:

     а) мрамор     б) доломит     в) сильвин

 4. При комнатной температуре с водой не взаимодействует:

     а) кальций  б) барий   в) магний

 5. Закончите уравнения реакций: а) Ca + N2 →                  

                                                          б) Сa +  O2 →                

                                                          в) Mg + HCl  →  

                                                           

Учащиеся отвечают на вопросы теста, заполняя таблицу (выдана заранее).

1

2

3

4

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общая характеристика элементов II группы главной подгруппы

Урок химии в 9 классе по программе О.С. Габриеляна, с использованием информационных кейсов и модулей ФЦИОР....

Модель урока химии в 9 кл по теме "Общая характеристика элементов 1 группы главной подгруппы, презентация к уроку

Цели урока:Образовательная: Сформировать знания об элементах 1 группы, главной подгруппы.Воспитательная: Продолжить формирование мировоззрения о химической составляющей естественно – научной картины м...

Контрольная работа для 9 класса по теме: «Элементы VII группы главной подгруппы»

Проверка знаний по теме: «Элементы VII группы главной подгруппы»...

Проверочная работа по теме: "Элементы 5 группы главной подгруппы. Азот и фосфор." 9 класс

проверочная работа предназначен для проверки знаний по теме:  "Элементы 5 группы главной подгруппы. Азот и фосфор." 9 класс.  первых два варианта рассчитаны на учащихся среднего и низко...

Разработка урока "Общая характеристика элементов I группы главной подгруппы" 9 класс.

Материал состоит из презентации "Общая характеристика элементов I группы главной подгруппы" Power Point (55 cлайдов), технологической карты урока с применением технологии исследования, поуро...

Технологическая карта урока «Общая характеристика элементов 6 группы главной подгруппы»

«Общая характеристика элементов 6 группы главной подгруппы». Знать физические и химические свойства серы, ее аллотропные модификации. Уметь составлять уравнения реакций, подтверждающие окислительно – ...