Элементы II группы главной подгруппы. План-конспект урока
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22
г. КОВРОВА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Урок по теме
«Общая характеристика элементов
второй группы главной подгруппы»
(1 час)
(урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний).
Учитель первой квалификационной категории
Андреева Татьяна Германовна
Цель урока – дать общую сравнительную характеристику элементов второй группы главной подгруппы Периодической системы химических элементов в свете трех форм существования элементов: свободных атомов, простых веществ и важнейших соединений.
Задачи урока:
1. Обучающие:
- Изучить особенности строения атомов бериллия, магния и щелочно-земельных металлов, химические свойства простых веществ, образованных этими атомами.
- Рассмотреть физические свойства простых веществ – бериллия, магния и щелочно-земельных металлов, нахождение их в природе.
- Рассмотреть биологическое значение этих металлов.
2. Развивающие:
- Развивать общеучебные умения и навыки (составлять конспект, выделять главное, сравнивать, систематизировать материал)
- Развивать специально-химические умения и навыки (составлять электронные и графические формулы, записывать уравнения реакций, рассматривать их как ОВР)
- Развивать положительную мотивацию, внимание, мышление.
3. Воспитательные:
- Формировать химическую культуру
- Продолжить формирование доброжелательного отношения друг к другу, умения выслушать других при работе в классе.
Тип урока – урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний.
Дидактические основы урока:
Сообщение
новых знаний
Подготовка учащихся Первичная проверка
к восприятию новых знаний понимания учащимися
нового учебного материала
Методы: * словесные, наглядные
* изложение, беседа, самостоятельная работа
* объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично - поисковый
* сравнительный
Ход урока.
Ι. Организационный момент.
ΙΙ. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний.
учитель | ученики |
1. Объявляет тему урока, записывает ее на доске. (слайд № 1) 2. Просит назвать элементы 2-ой группы главной подгруппы ПСХЭ. 3. Предлагает учащимся самим сформулировать план изучения темы. 4. Подводит итог по постановке задач урока. (слайд № 2) | 1. Записывают тему урока в тетрадь. 2. Находят и называют элементы, записывают их знаки в тетрадь. 3. Предлагают последовательность вопросов, подлежащих рассмотрению. |
ΙΙΙ. Сообщение новых знаний.
учитель | ученики |
Особенности строения атомов. 1. Просит записать схемы, электронные и графические формулы атомов бериллия и магния. 2.Просит рассмотреть слайд № 3 (клик 1), записи на доске и сравнить строение атомов. (Помогает учащимся сделать выводы) 3. Предлагает сделать вывод об изменении свойств металлов в подгруппе. (слайд № 4) Нахождение в природе. 4. Предлагает подумать, в каком виде встречаются металлы данной подгруппы в природе и почему. 5. Предлагает заслушать доклад о природных соединениях бериллия, магния и щелочно-земельных металлов. Свойства простых веществ. 6. Предлагает заслушать доклад о физических свойствах простых веществ щелочных металлов и истории их открытия. Химические свойства щелочных металлов. (слайд № 12, клик 1) 7. Просит перечислить общие хим. свойства металлов. Рассматривает каждое свойство в отдельности: Говорит о взаимодействии с простыми веществами неметаллами (клик 2) А) с кислородом (клик 3, 4) Обращает внимание на особенности взаимодействия с кислородом бериллия и магния, имеющих на поверхности защитную оксидную пленку. Б) Предлагает записать уравнение реакции взаимодействия кальция с водородом и назвать полученное вещество (слайд № 12, клик 5) Предлагает проверить правильность записи по слайду и при необходимости внести поправки (слайд № 12, клик 6). В) Предлагает записать уравнение реакции взаимодействия магния с азотом и назвать полученное вещество (слайд № 12, клик 7) Предлагает проверить правильность записи по слайду и при необходимости внести поправки (слайд № 12, клик 8) Предлагает дома рассмотреть уравнение как ОВР. Г) Предлагает записать уравнение реакции взаимодействия кальция с серой и назвать полученное вещество (слайд № 12, клик 9) Предлагает проверить правильность записи по слайду и при необходимости внести поправки (слайд № 12, клик 10) Предлагает дома рассмотреть уравнение как ОВР. Д) Предлагает записать уравнение реакции взаимодействия кальция с хлором и назвать полученное вещество (слайд № 13, клик 1) Предлагает проверить правильность записи по слайду и при необходимости внести поправки (слайд № 13, клик 2) Предлагает дома рассмотреть уравнение как ОВР. Е) Предлагает записать уравнение реакции взаимодействия кальция с углеродом со слайда (слайд № 13, клик 3, 4) 8. Говорит о взаимодействии бериллия, магния и щелочно-земельных металлов с водой (слайд № 14, клик 1, 2- видеоролик) При просмотре видеоролика просит сравнить активность металла кальция с ранее изученными щелочными металлами в ходе их взаимодействия с водой. Просит записать уравнение реакции. Предлагает проверить правильность записи по слайду и при необходимости внести поправки (слайд № 14, клик 3) 9. Говорит о взаимодействии металлов 2-ой группы главной подгруппы с кислотами (слайд № 15, клик 1, 2). Предлагает записать уравнение реакции взаимодействия кальция с соляной кислотой и рассмотреть его как ОВР. 10. Акцентирует внимание на особенностях взаимодействия с растворами солей (слайд № 15, клик 3, 4). Предлагает записать уравнение взаимодействия магния с сульфатом меди (ΙΙ). 11. Говорит о взаимодействии металлов 2-ой группы главной подгруппы с оксидами. Предлагает записать уравнение взаимодействия магния с оксидом титана (ΙV). Вводит понятие магниотермия и кальциотермия. | 1. У доски 2 ученика выполняют задание. Остальные делают записи в тетради. 2. Делают вывод: «На внешнем электронном слое атомов 2 электрона. Атомы способны отдавать 2 электрона, приобретая при этом степень окисления +2, проявляют восстановительные свойства». Записывают схему процесса отдачи электрона в общем виде. (слайд № 3, клик 2) 3. Делают вывод: «Свойства элементов 2-ой группы главной подгруппы (восстановительные и металлические) с возрастанием порядкового номера усиливаются», делают запись-схему в тетрадь. 4. Предполагают, что эти металлы встречаются только в виде соединений, т.к. имеют высокую хим. активность. 5. Выступает 1 ученик с докладом. Выступление сопровождается слайдами № 5, № 6, № 7, № 8. Остальные ученики кратко записывают в тетрадь основные сведения, используя слайды. 6. Выступает ученик с докладом, использует слайды № 9, № 10, №11. Остальные делают пометки в тетрадях. 7. Вспоминают о взаимодействии металлов с неметаллами (кислородом, водородом, серой, азотом, галогенами и др.), водой, кислотами, растворами солей. А) Ученик на доске (остальные в тетради) записывают уравнение взаимодействия магния с кислородом, рассматривает его как ОВР, называет полученное вещество. 2Mg + O2 = 2MgO Б) Записывают в тетради уравнение. Ca0 + H20 = Ca+2H2-1 Сверяют свою запись с записью на слайде. В)Записывают в тетради уравнение. 3Mg0 + N20 = Mg3+2N2-3 Сверяют свою запись с записью на слайде. Оставляют в тетради место для ОВР Г) Записывают в тетради уравнение. Ca0 + S0 = Ca+2S-2 Сверяют свою запись с записью на слайде. Оставляют в тетради место для ОВР Д)Записывают в тетради уравнение. Ca0 + Cl20 = Ca+2Cl2-1 Сверяют свою запись с записью на слайде. Оставляют в тетради место для ОВР Е) Записывают в тетради уравнение. Ca0 + 2С0 = Ca+2С2-1 Называют полученное вещество. 8. Обращают внимание, что кальций реагирует с водой намного спокойнее, делают вывод об ослаблении восстановительных свойств в периоде. Записывают в тетради уравнение реакции Са + 2H2O = Са(OH)2 + H2 Сверяют свою запись с записью на слайде. 9. На доске ученик (остальные в тетради) записывает уравнение реакции Са + 2HCl = СаCl2 + H2 и рассматривает его как ОВР. 10. Записывают уравнение реакции со слайда Са + CuSO4 + 2H2O = СаSO4 +Cu(OH)2 +H2 На доске ученик (остальные в тетради) записывает уравнение реакции Mg + CuSO4 = Cu + MgSO4 11. Записывают уравнение реакции со слайда SiO2 + 2Mg = Si + 2MgO На доске ученик (остальные в тетради) записывает уравнение реакции 2Mg + TiO2 = Ti + 2MgO |
ΙV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание.
§ 12(до соединений, стр. 62). Доделать задания в тетради (ОВР).
Записать в тетради области применения бериллия, магния м щелочно-земельных металлов, используя дополнительную литературу.
Записать в тетради биологическую роль кальция и магния (стр. 66)
VI. Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
Вариант № 1.
1. Выберите элемент с меньшей активностью: а) Ва, б) Mg, в) Na.
2. Выберите электронную формулу элемента 2-ой группы главной подгруппы:
а) 1S2 2S2p1 б) 1S2 2S2p63S2 в) 1S2 2S2p63S1
3. Выберите природные соединения кальция:
а) галит б) известняк в) магнезит
4. На воздухе нельзя хранить:
а) магний б) кальций в) бериллий
5. Закончите уравнения реакций: а) Ba + N2 →
б) Ba + O2 →
в) Ba + H2O →
Вариант № 2.
1. Выберите элемент с большей активностью: а) Al, б) Be, в) Ca.
2. Выберите электронную формулу элемента 2-ой группы главной подгруппы:
а) 1S2 2S2p2 б) 1S2 2S2 в) 1S2 2S2p63S2p5
3. Выберите природные соединения магния:
а) мрамор б) доломит в) сильвин
4. При комнатной температуре с водой не взаимодействует:
а) кальций б) барий в) магний
5. Закончите уравнения реакций: а) Ca + N2 →
б) Сa + O2 →
в) Mg + HCl →
Учащиеся отвечают на вопросы теста, заполняя таблицу (выдана заранее).
1 | 2 | 3 | 4
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общая характеристика элементов II группы главной подгруппы
Урок химии в 9 классе по программе О.С. Габриеляна, с использованием информационных кейсов и модулей ФЦИОР....
Модель урока химии в 9 кл по теме "Общая характеристика элементов 1 группы главной подгруппы, презентация к уроку
Цели урока:Образовательная: Сформировать знания об элементах 1 группы, главной подгруппы.Воспитательная: Продолжить формирование мировоззрения о химической составляющей естественно – научной картины м...
Контрольная работа для 9 класса по теме: «Элементы VII группы главной подгруппы»
Проверка знаний по теме: «Элементы VII группы главной подгруппы»...
Проверочная работа по теме: "Элементы 5 группы главной подгруппы. Азот и фосфор." 9 класс
проверочная работа предназначен для проверки знаний по теме: "Элементы 5 группы главной подгруппы. Азот и фосфор." 9 класс. первых два варианта рассчитаны на учащихся среднего и низко...
Интернет-урок: "Общая характеристика элементов II группы главной подгруппы"
Интернет-урок, 9 класс...
Разработка урока "Общая характеристика элементов I группы главной подгруппы" 9 класс.
Материал состоит из презентации "Общая характеристика элементов I группы главной подгруппы" Power Point (55 cлайдов), технологической карты урока с применением технологии исследования, поуро...
Технологическая карта урока «Общая характеристика элементов 6 группы главной подгруппы»
«Общая характеристика элементов 6 группы главной подгруппы». Знать физические и химические свойства серы, ее аллотропные модификации. Уметь составлять уравнения реакций, подтверждающие окислительно – ...