«Наркотические вещества, их влияние на организм человека, на его потомство»
материал по химии (10 класс) на тему

Юсупалиева Нажия Файдарахмановна

Межпредметный семинар "Наркотические вещества, их влияние на человеческий организм, на потомство" проводится в 10 классе.

Основна цель: установить связь между строением, физическими и химическими свойствами наркотических веществ и их влиянием на организм человека, на его потомство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhpredmetnyy_seminar.docx51.72 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар

 «Наркотические вещества, их влияние на организм человека, на его потомство»

 10 класс (органическая химия, анатомия, общая биология, психология)

Учитель химии и географии МБОУ «Килинчинская СОШ»Н.Ф.Юсупалиева.

Методика организации и проведения межпредметного семинара «Наркотические вещества, их влияние на организм человека, на его потомство»

Межпредметный семинар «Наркотические вещества, их влияние на организм человека, на его потомство» проводится в 10 классе, после изучения тем «Индивидуальное развитие живых организмов» курса биологии, тем «Углероды», «Спирты и фенолы», «Альдегиды и карбоновые кислоты», «Сложные эфиры» курса органической  химии. Семинар проводится на внеклассных часах по химии и биологии. (2ч.)

Основная цель семинара: установить связь между строением, физическими и химическими свойствами наркотических веществ и их влиянием на организм человека, на потомство.

В течении 2-3 недель учащиеся готовятся по вопросам семинара с использованием дополнительной литературы, ЭОР. Класс делится на группы, каждая группа выполняет свою работу:

1.Консультанты по основным вопросам семинара – подбирали материал к вопросам семинара;

2. Консультанты-рецензенты – просматривали и корректировали отобранный материал;

3.Группа экспериментаторов – изучала методику постановки опытов, готовит наглядное оборудование;

4.Рабочая группа – оформляет плакаты, схемы, подбирает теоретический материал к бюллетеню «Завтра будет поздно», оформляет страницы бюллетеня:

А)Почему мы об этом говорим?

Б)Наедине со сверстником.

В)Анатомия беды.

Г)Как помочь?

Д)Эпилог.

Учитель проводит групповые и индивидуальные консультации, в ходе которых заслушиваются проблемные вопросы, сообщения учащихся. Сообщения служат опорой в постановке и решении проблемных межпредметных вопросов. В заключении семинара учащимся предлагается опорная схема, которую учащиеся записывают в тетрадь, а затем, используя схему, воспроизводят основное содержание темы. Опорная схема позволяет осознать межпредметные связи.

Вопровы семинара

Вопросы для подготовки

1

Народно-хозяйствееное значение этанола, морфина, ацетона, хлороформа, бензина.

1.

2.

3.

Области применения этанола в нар. хозяйстве, медицине.

Значение морфина, кодеина, их использование в медицине.

Области применения ацетона, хлороформа, бензина.

2.

Понятие о наркотических веществах. Наркомания.

1.

2.

Понятие о наркотических веществах.

Понятие о наркомании.

3.

Свойства наркотических веществ. Метаболизм в клетке.

1.

2.

Физические и химические свойства этанола, морфина, ацетона, хлороформа, бензина на основе электронного строения молекул.

Превращение этанола в клетке.

4.

Влияние наркотических веществ на человеческий организм.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Основные системы органов, их значение.

Влияние Н.В. на пищеварительную систему.

Влияние Н.В. на сердечно-сосудистую систему.

Влияние Н.В. на выделительную систему.

Влияние Н.В. на дыхательную систему.

Влияние Н.В. на нервную систему.

Влияние Н.В. на иммунную систему.

5.

Влияние наркотических веществ на половую систему и на потомство.

1.

2.

3.

4.

Особенности строения и функций половой системы.

Влияние Н.В. на мужскую и женскую половые системы.

Влияние Н.В. на внутриутробное развитие человека.

Мутации, вызванные действием Н.В. Наследственные болезни.

6.

Последствия опасного пристрастия.

1.

2.

3.

Наркомания, алкоголизм и семья.

Наркомания, алкоголизм и производство.

Наркомания и общество.

ХОД СЕМИНАРА.

I.Вступительное слово учителя.

Опасный и вместе с тем коварный враг наступает а человека. Тихо он входит почти в каждый дом, каждую семью, подкрадывается  каждому человеку. Коварство этого врага заключается в том, что люди кто по наивности, а кто из-за любопытства обращаются к нему.

За всю историю человечества трудно найти более парадоксальный пример того, как десятки миллионов людей во всем мире сами, по доброй воле, чуть ли не с радостью выбирают путь, ведущий к гибели. Этот враг известен. Имя его – алкоголизм и наркомания. Понятия «АЛКОГОЛИЗМ» и «НАРКОМАНИЯ» тождественны по значению, т.к. оба означают болезненное влечение к наркотическим веществам.

На семинарском занятии мы поведем разговор о наркотических веществах, влиянии их на организм человека, на потомство.

Цель занятия: на основе знаний о строении, физических и химических свойствах наркотических веществ рассмотреть их пагубное влияние на человеческий организм, убедить себя в том, что применение наркотических веществ приведет к единственному результату: моральному и физическому уничтожению личности.

II.Основная часть занятия.

Вещества, о которых мы будем говорить, широко используются в народном хозяйстве.

Вопрос: Каковы области применения этанола, морфина, хлороформа, бензина, ацетона, кодеина?

Вопрос: Почему все эти вещества мы относим к наркотическим?

Вопрос: Что произойдет, если наркотические вещества попадут в организм человека?

Мы рассмотрим вопрос о метаболизме, превращениях наркотических веществ в клетке как структурной единице всего живого.

Из курса биологии вам известно, что клетки, сходные по строению и выполняемым функциям, образуют ткани, ткани-органы, а органы -  системы органов, составляющие организм в целом.

Вопрос: Какие системы органов вам известны?

Вопрос? Какая из перечисленных систем первая приходит в состояние угнетения, если человек принимает алкоголь?

Демонстрация опыта : Действие алкоголя на продукты питания.(Приложение.)

Вопрос: Влияют ли наркотические вещества на сердечно - сосудистую систему?

Вопрос: Какое действие оказывают наркотические вещества на выделительную систему?

Вопрос: Какая из систем органов поражается в первую очередь при вдыхании человеком наркотических веществ?

Вопрос: Почему человек, принявший наркотические вещества, находится в состоянии одурманивания, деградирует в конечном итоге как личность?

Демонстрация опыта : Действие алкоголя на живую пиявку обыкновенную.

В 1981году в США было обнаружено новое заболевание. Оно проявилось в виде разнообразных инфекций, которые во многих случаях приводили к смертельному исходу. У больных по непонятным причинам нарушался иммунитет. Болезнь назвали синдромом приобретенного иммунодефицита или сокращенно СПИД. Природа СПИД долго оставалась неясной. Но в 1983 году французским, а затем американским ученым удалось выделить вирус – возбудитель этой болезни.

Вопрос: Каким образом вирус передается от больного к здоровому? Кто чаще болеет и почему? Как лучше предохраняться от заражения СПИДом?

Итак: Наркотические вещества угнетают работу всех систем органов человеческого организма. Но особое влияние они оказывают на половую систему. Не говорить об этом мы не можем, т.к. наркотические вещества являются мутагенными факторами, а следовательно, способны вызывать различные мутации, приводящие к патологиям у потомства.

Вопрос: Какое влияние оказывают наркотические вещества на половую систему?

Когда-то существовал обычай: на свадьбе жениху и невесте не разрешалось пить ничего спиртного. Да и до свадьбы юноше, не говоря уж о девушке, предписывалось вести трезвый образ жизни. И делалось все это ради одного: чтобы дети  этих супругов рождались здоровыми. Ибо давно было замечено: у тех, кто пьет, часто рождаются неполноценные, слабоумные дети – несчастье для семьи, обуза для общества.

Вопрос: Объясните этот факт с научной точки зрения.

Вопрос: Как влияют наркотические вещества на наследственный аппарат клетки – хромосомы? Демонстрация научного фильма «Митоз», Байер.

Алкоголики и наркоманы – это не только физически и духовно больные люди. Наркоманы приносят вред нашему обществу, и , в первую очередь, семье.

Вопрос: Каково положение наркомана в производстве?

Вопрос: Какое положение может занимать наркоман в обществе?

III.Осмысление.

Используя опорную схему, учащиеся воспроизводят основное содержание семинарского занятия.

Наркотические вещества:  /Н.В./→ организм: эйфория.

АЦЕТОН        МОРФИН        ХЛОРОФОРМ        ЭТАНОЛ

R – малополярный :     -ОН-;  =О-;  -Cl-  --  растворимы в воде, липидах.

С2Н5ОН фермент СО2 + Н2О

         СН3-СОН→СН3-СООН

Ацетальдегид → психотропные соединения.

ТКАНИ: изменение свойств, потеря функций.

ОРГАН: нарушение строений и функций.

СИСТЕМЫ ОРГАНОВ

пищеварительная

дыхательная

иммунная

Сердечно-сосудистая

выделительная

половая

нервная

Язва желудка,

гастроэнтерит,

церроз печени,

колит

Рак, эмфизема легких

СПИД

Кардиопатия, атеросклероз

Нефрит, пиелит

бесплодие

Шизофрения, деградация личности

Внутриутробное развитие: /Н.В./→аномалии плода

Демонстрационные опыты

Опыт 1. Действие алкоголяна белок сходно с действием различных ядов. Сырой яичный белок отделить от желтка, разлить в две пробирки и добавить в первую – несколько капель азотной кислоты, а во вторую – несколько капель спитра.

Опыт 2. Алкоголь действует на пищу, делает ее твердой и плохо переваримой. В штаив помещаем 8 пробирок. В 1-2 положить сахар, 3-4 – соль, 5-6 – хлеб, 7-8 –яичный белок. В 1,3,5,7 пробирки налить воду, в остальные – спирт.

Опыт 3. Влияние алкоголя на живую пиявку обыкновенную. С помощью пинцета поместить живую пиявку в этанол


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал по химии "Микроэлементы в растениях и их влияние на организм человека"

Устный журнал, позволит учителю расширить знания учащихся о растениях, способных накапливать микроэлементы в больших количествах и их влиянии  на здоровье человека. Внеклассное мероприятие ...

Открытый урок в 8 классе «Металлы – простые вещества. Роль металлов в организме человека»

Урок проводится в 8 классе, когда химических знаний еще недостаточно, поэтому, опираясь на ранее полученные знания учащихся необходимо подвести их к пониманию различий в представлениях о металлах...

Одноатомные спирты и их влияние на организм человека

В данной работе  учащиеся знакомятся с предельными одноатомными спиртами, физическими и химическими свойствами; рассмотривается влияние этилового спирта на организм человека, закрепляются з...

Экологический проект на тему: «Изучение состава моющих средств и их влияния на организм человека»

Моющими средствами начали пользоваться ещё в Древние времена. Количество людей, к которым они вошли, в обиход возрастало. Средств изобретали всё больше и больше. Сколько существовало марок производите...

Пыль и ее влияние на организм человека

Министерство Образования Российской ФедерацииУправление образования администрации округа МуромМОУ Якиманско-Слободская средняя общеобразовательная школа...

Интегрированный урок химия +ОБЖ на тему: «Спирты их свойства и влияние на организм человека» ..

Авторы: Преподаватель химии Перепияко Г.В., преподаватель основ безопасности жизнедеятельности Филиппова Т.Ф.Интегрированный урок  химия +ОБЖ  на тему: «Спирты их свойства и влияние на орган...

Интегрированный урок химия +ОБЖ на тему: «СПИРТЫ их свойства и влияние на организм человека»

Интегрированный урок  химия +ОБЖ  на тему: «Спирты их свойства и влияние на организм человека» . Данная разработка предназначена  для проведения интегрированного урока по дисциплин...