«Роль воды на земле»
методическая разработка по химии (7 класс) по теме

Семёнычева Лариса Витальевна

 

В последнее время падает интерес к химии. Возможно, это связано с сокращением часов по предмету и увеличения объема программного материала. Поэтому провожу в 7 классах внеклассные мероприятия, чтобы вызвать интерес к предмету. Мероприятие проводиться во внеурочное время в рамках тематической недели. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_no2.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

             

«Роль воды на земле»

Цель.  Заинтересовать учащихся наукой химией, вызвать стремление познавать. Расширить кругозор учащихся, выявить уровень умения применять знания, используя межпредметные связи. Развивать навыки работы в коллективе в условиях сотрудничества и соперничества.

Форма занятия.  Интеллектуальная игра (групповая и индивидуальная работа).

Оборудование и реактивы.  Кристаллизатор со снегом, карбид кальция, плакаты.

Ход  мероприятия

                                                                                                           «Если путь твой к познанию мира ведет,

                                                                                                   Как бы ни был он долог и труден – вперед!

                                                                                                                                                     (А. Фирдоуси)

Ведущий.  Нам предстоит проверить слова великого художника и естествоиспытателя Леонардо да Винчи. Много ли мы знаем о роли воды на Земле? Это покажет конкурс, в котором примут участие две команды. Компетентное жюри определит победителей интеллектуальной игры.

Тур 1. Представление команд        1) девиз      2) эмблема

Тур 2. Разминка – «Легенды и действительность»

1. Как древние греки называли бога морей?      - Посейдон  (1 б)

2. По легенде, эта богиня родилась из морской пены.      - Афродита  (2 б)

3. Какой мифический герой перегородил реку, а воды направил для очистки конюшен царя Авгия? -  

    Геркулес (3 б)

4. В наскальных рисунках древние люди изображали воду в виде линии. Какой ее вид? -  

   Зигзагообразный или  волнообразный (4 б)

5. Какая часть поверхности Земли покрыта водой?  - 3/4 (1 б)

6. Где на Земле находятся самые большие запасы пресной воды?   - В Антарктиде (2 б)

7. Каков общий объем воды на Земле? - 1,5 млрд км3 (4 б)

8. В каком произведении Жюль Берн впервые высказал идею об использовании воды для получения топлива?  - В произведении «Таинственный остров» (5 б)

9. В организме человека есть жидкость, в которой содержится 90 % воды. Назовите ее - плазма крови (1б)

10. Сколько дней может прожить человек без воды?   - Максимально семь дней (2 б)

Тур 3. Домашнее задание  Написать рассказ, сказку, былину  «Вода в нашей жизни»  объем не более 1 печатной страницы - (6 б)

Тур 4. Конкурс капитанов - «Отгадай загадку»

1) капитаны друг другу по очереди задают загадки (5 штук) – 1 б за правильный ответ

2) повтори скороговорку (водичка, водичка умой моё  личко, чтоб глазки блестели, чтоб щечки краснели, чтоб смеялся роток и кусался зубок)

Тайм-аут     

 Занимательный опыт «Горящий снег».

 В кристаллизатор со снегом помещают небольшой кусочек карбида кальция так, чтобы его не было видно. Через 2-3 минуты поджигают снег спичкой (время необходимо для увлажнения карбида). Выделяющийся в результате реакции карбида кальция с водой ацетилен горит.

Тур 5. Эликсир жизни

1. О чем писал Г.Р.Державин в своем стихотворении?    

                «Алмазно сыплется гора

                 С высот четыремя скалами,

                Жемчугу бездна и сребра

                 Кипит внизу, бьет вверх буграми,..»     - О водопаде (2 б)

2. «Все хорошо в природе, но вода - краса природы», - так характеризовал воду автор сказки «Аленький  цветочек». Назовите его фамилию.   - С. Т. Аксаков (4 б)

3. Продолжите стихотворение А.Мартынова:
                         «Ей не хватало быть волнистой,

                   Ей не хватало течь везде,

                   Ей жизни не хватало - Чистой...» - Дистиллированной воде (6 б)

4. В каком произведении Антуан де Сент-Эк-зюпери написал о воде: «Нельзя сказать, что ты    

    необходима для  жизни: ты - сама жизнь»?  - «Планета людей» (8 б)

Тур 6. конкурс болельщиков «Поддержи команду!»

1) Болельщики зачитывают стихотворение.  За выразительность – (4 б)

2) Плакат – (4 б)

Тур 7. конкурс « Я умею сочинять»

Составьте четверостишие (3 мин) – (5 б)

Водиться – напиться,  вода – беда, кислород – полет,  вода – лебеда, питьё – бытьё,  водопад – град, пить – бить, пить – ходить, водяной – земляной.

Тур 8. Конкурс для болельщиков «Вода в пословицах и поговорках»

1. «Заработала вода, загудели провода». О каком промышленном объекте идет речь? – о

    гидроэлектростанции (1 б)

2. «Воду варить - вода и будет». О каком агрегатном состоянии умалчивается в поговорке? – о  

     газообразном, т.е. о  водяном паре (2 б)

3. «Вода прошла, и беда прошла». О чем эта поговорка? - О весенних паводках, разливах рек (2 б)

4. «Горячая вода не мутит ума». О каком напитке эта пословица? - О чае (2 б)

5. «Меньше пить - долго жить». Какой это напиток? - Алкогольный (2 б)

6. «Разлитую воду подбирать с земли не всякому легко». Предложите способ «подбора» воды. - Нагреть  

     землю, произойдет испарение воды, далее пар можно сконденсировать (3 б)

Ведущий.   Подведение итогов, награждение.

Литература: Капецкая Г.А. Интеллектуальная игра. Химия в школе, 2006, № 2; Золотые россыпи. Русские народные пословицы и поговорки. Сост. А.Жигулев. Красноярск: Офсет, 1993;

Жюри


Команда №1


оценки


Команда №2


оценки

1. Представление

а) девиз   б) эмблема

1. Представление

а) девиз   б) эмблема

2. Разминка

2. Разминка

3. Домашнее задание

3. Домашнее задание

4. К/к     «Отгадай загадку»

4. К/к     «Отгадай загадку»

5. «Эликсир жизни»

5. «Эликсир жизни»

6. К/б      «Поддержи команду»

6. К/б      «Поддержи команду»

7. «Я умею сочинять»

7. «Я умею сочинять»

8. К/б «Вода в пословицах и поговорках»

8. К/б «Вода в пословицах и поговорках»

Итого:

Итого:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест к уроку географии "Вода на земле"

Контроль и проверка знаний учащихся по изученному разделу в форме теста где представлены вопросы двух видов....

Тест "Вода на Земле"

Тест предназначен для проверки знаний учащихся коррекционной школы 8 вида по теме "Вода на  Земле"....

Вода - носительница жизни. Роль воды в биологических и химических процессах.

  Внеклассное мероприятие по теме «Вода – носительница жизни. Роль воды в биологических и химических процессах» является интегрированным (биология и химия) и разработано для уч...

Урок географии в 6 классе "Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Мировой океан и его части"

Цель: сформировать понятие «гидросфера», её основные части.1)      обобщить знания учащихся о значении воды в природе и жизни человека; природных явлениях, происходящих в гидр...

Вода на Земле. Круговорот воды в природе

География, 6 класс, раздел "Гидросфера"...

Физическая карта и условные цвета физической карты. Формы поверхности земли. Воды на земле.

1.     Закрепить знания учащихся о форме земли, условных цветах и знаках физической карты в зависимости от высоты местности.2.     Учить ориентироваться и показ...