Медиаурок "Спирты", химия 9 класс
методическая разработка (химия, 9 класс) по теме

Войнова Тамара Алексеевна

Разработка урока, цель которого: сформировать первоначальные знания о спиртах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Медиаурок415.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей «Эрудит»

Проект урока химии в 9 классе.  

Тема: «Спирты».

Провела: учитель химии

Войнова Тамара Алексеевна

Рубцовск

2009г.


  Цель:  сформировать первоначальные знания о спиртах.

 Задачи.

 Образовательная:

 - обеспечить усвоение знаний  о классификации, составе и свойствах  спиртов, их применении.

 Развивающая:  

 -  формировать способность к самостоятельному приобретению знаний;

 -  развивать медиакомпетенции через использование средств СМИ ;

 -  продолжить развитие умений анализа, синтеза, умений обобщать и делать выводы;

 -  развивать политехнические навыки через ученический эксперимент;

 -  развивать мышление через установление причинно-следственных связей «строение – свойства – применение».                                                

Воспитательная:  

  - формировать навыки здорового образа жизни и нравственно- этические нормы и правила поведения;  

  - развивать коммуникабельность, интерес к предмету.

Медиаобразовательная:  

  - формирование умений критического восприятия информации  разнообразных  источников СМИ

Тип урока: урок новых знаний.

Вид деятельности:

 самооценка, обучение переносу ранее усвоенных    знаний в новые условия работы;

- групповая работа с учебником и словарём по заданию;

- навыки самостоятельного приобретения  новых знаний;

- эвристический – через решение проблемы химического опыта;

Межпредметные связи: ОБЖ, ИВТ, биология, технология.

Обеспечение занятий:  

Оборудование:  кадры фильма «Самогонщики», проектор, презентация Power Point, словари, распечатки, инструкции по ТБ и ходу выполнения  экспериментальных  работ.

Реактивы: этиловый спирт,  глицерин,  лоток, штатив для пробирок, вода, фильтровальная бумага, свежеосаждённый гидроксид меди, пробирки, фарфоровые чашки, спички, асбестовые сетки.


 «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной только памяти». Л.Н. Толстой

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Методические рекомендации

I. Организационный         момент

Приветствие,  организация класса на урок.

Подготовка к уроку

II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Мотивация




Целеполагание




Демонстрация

фрагмента фильма «Самогонщики»

Демонстрация

Флэш- фильма «Алкоголь и мозг».

О чем пойдет речь на уроке?

С чем связано такое поведение людей? Какую проблему вы увидели в данной теме?

Что вы знаете о спиртах?

Запись проблем на доске.




Просмотр фрагмента фильма.



Определяют тему урока.

Выделяют проблему изменения поведения человека.


Эмоциональный настрой на восприятие новых знаний.


Определение задач   через видение ученических проблем:

-алкоголизм вызывает спирт;  

- деградация личности.

Спирты – это класс органических  соединений.


Через медиасредства постановка проблемы и актуализация  знаний.

III.Открытие новых    знаний

   Работа с первоисточниками








Самостоятельная работа









Эксперимент









Этапная рефлексия

Эксперимент



















Рефлексия урока








1.Организация исследовательской деятельности.  

У вас на столах лежат  энциклопедические словари, с их помощью определите понятие «спирты». Обсудите, какое определение более ёмкое, научное. Сравните с определением  спиртов, данным в тексте параграфа (стр. 210,учебник «Химия 9».О.С. Габриелян).

2. Классификация спиртов и номенклатура (Слайд).

По какому принципу можно классифицировать  спирты? Попробуйте предложить свою схему классификации.

Каков принцип номенклатуры спиртов?

Какое название, по вашему мнению, будет у данного спирта? (Слайд)

3.Физические свойства. 

У вас на столах находятся 2 флакона с веществами: этанол, глицерин.  

Попробуйте через эксперимент определить их физические свойства.  

Сопоставьте ваши представления о спиртах с фактическим материалом учебника.

 

Какие спирты ядовиты?

Какие спирты используют в пищу?

  1. Химические свойства.

В Бразилии, Японии и других странах конструируют двигатели внутреннего сгорания, работающих на спиртах.  Подумайте, в чём преимущества  данного вида топлива? На каком свойстве спиртов основано это применение?  Свои рассуждения подтвердите экспериментально.  Соблюдая правила безопасности.

Попробуйте записать уравнение данной реакции.


5.Подумайте, чем могут  быть обусловлены химические свойства спиртов?

Попробуйте сформулировать вывод.  


Используя  данные статистики, попробуйте продолжить фразу.

      Вино губит…

(Приложение 1)..





Предлагаю послушать  высказывание  Л.Н. Толстого: «Вино губит телесное здоровье людей, губит умственное способности, губит благосостояние семей и, что ужаснее всего, губит души людей и их потомство» - Разрешили ли вы проблему, поставленную вначале урока?

- Как вы можете использовать полученные знания?

-  Изменилось ли ваше отношение к проблемам, поднятым в фильме?

Работа со словарями











Перевод визуального изображения в текстовый материал (схема).








Экспериментальная деятельность и анализ полученных результатов


Выборочное чтение записи



Отвечают на вопросы

 



Прогнозируют свою деятельность. Рассуждают.

Проводят эксперимент

Работа в парах.






 


Формулировка вывода:

свойства спиртов определяет наличие функциональной группы – ОН.


Исследование фактического материала в парах и применение в заданной ситуации.




Слушают, размышляют.




 Отвечают на вопросы.






Фиксация полученной информации в тетради








Оформляют в виде схемы классификацию спиртов и дают название.







Сопоставление полученных результатов с фактическим материалом.








 


Делают запись уравнения реакции в тетради.








 


Записывают вывод.





Запись в тетради, продолженной  фразы.







Рассуждение, выявление причинно- следственных связей.




Развитие информационной компетенции средствами технологии критического мышления







Развитие аналитических компетенций (общеучебных), формирование деятельностного подхода,  рефлексия.





Исследовательские навыки, критическое мышление и рефлексия





Использование знаний в новых условиях.



Привлечение субъектного опыта для  открытия новых знаний, через экспериментальную деятельность.

Создание условий для восприятия механизма реакций.

Формирование учебно – познавательных компетенций, создание ситуации обучения аналитико – систематического характера.

Рефлексия через запись продолжения фразы. Формирование ценностно – смысловой и общекультурной компетенций.


Создание ситуации обучения учащихся аналитико – синтетическим учебным действиям


Самооценка.

Формирование личностной компетенции и самосовершенствование (самореализация)

IV.  Закрепление

    Дидактическая игра







   

Организация дидактической игры (слайды).




Выбирают вопросы по степени сложности



Дают ответы.


Усвоение содержания учащимися согласно их индивидуальных возможностей и потребностей. Сознательный выбор учащимися  уровня усвоения материала по предмету.

Создание условий для уверенного и целенаправленного осуществления процесса познания, обмена мнениями и совместной деятельности при обсуждении.


V.  Домашнее задание

Дифференцированное домашнее задание.

- Параграф 35.

- Эссе (по желанию).  

 «Вино сообщает каждому, кто пьёт, четыре качества: сначала павлина, потом обезьяны, затем льва и наконец свиньи»   Абу-ль-Фарадж


Записывают домашнее задание.


Запись домашнего задания.

Самостоятельно выполняют конкретный объем работы, рассчитывая свои силы,

адекватно оценивают собственную деятельность.

 

Учебно-методические источники:

1.Габриелян О.С. Химия 9кл.: Учебник для   общеобразовательных учебных заведений. – М., «Дрофа» 2006.  

2.Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя.  

 Химия. 9 класс.- М., «Дрофа» 2008.                                

3.Маркина И.В. Современный урок химии. Ярославль. Академия развития. 2008

4.Телегина Е.В. Актуализация социальных проблем при изучении спиртов.//Химия в школе. -2008. - №8. –С.27-31.

5.Видеофрагмент «Алкоголь и мозг».  

6.Видеофрагмент  из фильма Г.Данелия «Самогонщики».

7.3CD-ROM «Химия.9 класс» (Электронный ресурс) – М. «Просвещение»,2008.

 

         Приложение 1

  1. Если в трезвом состоянии снайпер 10 патронами выбивает 96 очков из 100 возможных, то после принятия рюмки водки – 26.
  2. Известный футболист А. Старостин писал в своих воспоминаниях: «Кружка пива – ведро пота. Это значит: чтобы устранить вред от выпитой кружки пива, надо пролить на тренировках ведро пота. Потерять форму можно в один день. Чтобы приобрести форму, нужно затратить месяц.
  3. Производительность труда наборщиков, секретарей – референтов снижается на 25%, а число ошибок увеличивается на 30%.
  4. Алкоголизм приводит к раннему старению: пьющая женщина в 30 лет, как правило, выглядит старше, а к 40 годам превращается в старуху.
  5. В начале 20 в. немецкий врач Э. Крепелин писал: «Когда пьянство получит распространение и среди женщин, то нашим потомкам будет грозить полная гибель».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа Учитель: Н.А. Шундеева Предмет; химия Класс: 11 "а", количество часов (всего) 34, в неделю - 1

Рабочая программа   Учитель:           Н.А. ШундееваПредмет; химияКласс: 11 "а",количество часов (всего) 34, в неделю - 1Рабочая программа с...

Органическая химия класс алкены

Данная разработка поможет учителю на уроке органической химии в 10 классе. Данный материал разработан к  учебнику О.С Габриэляна . В разработке престтавлен материал для контроля знаний учащихся...

Органическая химия класс алкены

Данная разработка поможет учителю на уроке органической химии в 10 классе. Данный материал разработан к  учебнику О.С Габриэляна . В разработке престтавлен материал для контроля знаний учащихся...

Контрольная работа по химии : " Классы неорганических веществ"

Контрольная работа по химии: "Классы неорганических  веществ"...

Методическая разработка учебного занятия Измайловой Людмилы Анатольевны Предмет: химия Класс: 10 (универсальный) Тема: «Общая характеристика карбоновых кислот»

Тип урока: изучение новой темы на основе комплексного применения ранее полученных знаний, умений и навыков.Метод: метод проектов, проблемное обучениеФорма работы: групповаяПродолжительность урока: 135...