элективный курс "Решение задач по химии"
элективный курс по химии (9 класс) по теме
элективный курс "Решение задач по химии" 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_reshenie_zadach_po_himii._9_klass.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РБ
МОУ «Курумканская средняя общеобразовательная школа №2»
Утверждаю:
Директор школы: Т.Ш.Балдакова
Элективный курс
«Решение задач по химии»
9 класс
с.Курумкан
Пояснительная записка
Основная цель школьного обучения - развитие творческого мышления учащихся, их умственных способностей, умений сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки, проводить аналогию, классифицировать. Решение расчетных задач – важная составляющая процесса обучения химии, призванная обеспечить достижение указанных целей. Задача является обязательным элементом любого экзамена. При обучении химии решению задач должно уделяться особое внимание, т.к. их решение способствует неформальному усвоению теоретического курса. Умение решать задачи дает возможность учащимся глубже изучить и понять многие химические процессы и закономерности. К сожалению, в школьном курсе химии на решение задач отведено достаточно мало времени и данный курс компенсирует этот недостаток.
В последние годы все более широкое применение в практике преподавания химии находит тестовый контроль знаний, умений и навыков учащихся. Тестовая оценка знаний имеет ряд преимуществ перед традиционной формой как в школе на уроках, так и на экзаменах разного уровня (централизованное тестирование, ЕГЭ). Ученики по разному относятся к выполнению тестов: одни любят их выполнять, у них все хорошо получается, другие не любят их; и результаты у учащихся разные. Тестовая форма контроля знаний достаточна специфична. Выполнение тестов требует от учеников наличие определенных умений и навыков работы с ними. Для успешного выполнения теста, помимо всегда желательного прочного и глубокого знания предмета, нужны внимание, хладнокровие и умение выстраивать логические цепочки рассуждений. Несмотря на то, что данная форма контроля распространена в учебной практике, большинство ошибок при выполнении заданий очень типично, и их можно достаточно легко избежать. Для этого учащихся надо научить работать с различными видами тестов, что на уроках практически невозможно сделать из-за отсутствия специально отведенного на это времени.
Главное предназначение курса состоит в том, чтобы ученику дать возможность развить химическую логику, научиться решать задачи и выполнять тестовые задания разного уровня сложности.
Цель курса: создать условия для расширения и углубления знаний по курсу химии 8-9 класса, продолжить формирование умений выполнять тестовые задания разного уровня сложности и решать задачи; содействовать развитию общих приемов интеллектуальной и практической деятельности, способствовать развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Основные задачи: обеспечение учащихся необходимой информацией; формирование системы взаимосвязи теоретических и практических знаний в химии; организация работы, способной научить рационально мыслить, самостоятельно принимать решения, доказывать свою точку зрения при решении необычных вопросов и задач.
Элективный курс включает в себя обязательный минимум содержания основного общего образования по химии, материал по углублению школьного курса химии 8-9 по таким темам, на которые следует обратить особое внимание (галогены, гидролиз солей, электролиз и ОВР).
Каждый раздел включает краткий теоретический материал и систему заданий, способствующих формированию и развитию таких умений и навыков как: работа с учебником и дополнительной литературой, умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать, обобщать, делать выводы, осуществлять самоконтроль и самооценку. Система заданий разнообразна по форме, содержанию и степени сложности и требует от учащихся активной познавательной деятельности.
Предлагаемые задачи и задания выполняются в условиях сотрудничества, которое представляется более мощным орудием поиска оригинального решения, чем в одиночку.
Продолжительность курса 34 часа
Ожидаемый результат:
- успешная сдача выпускного экзамена по химии за курс основной школы и поступление на химико-биологический профиль
- знание основных понятий и законов химии (систематизация)
- умение решать задачи и выполнять тестовые задания повышенного уровня сложности
- успешная самореализация школьников в учебной деятельности.
Литература для учителя:
- Е.Н. Зубович «Решение задач повышенной сложности»
- Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин «Начала химии»
- А.А Каверина «Оценка качества подготовки выпускников основной школы»
- О.В. Ковальчукова «780 тестов по химии для поступающих в вузы»
- Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин «1000 вопросов и ответов»
- Г.Л. Маршанова «500 задач по химии»
- В.И. Резяпкин «700 задач по химии»
- Б.Д. Степин Л.Ю. Аликбекова «Занимательные задания и эффективные опыты по химии»
Литература для учеников:
- Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин «Общая химия. Пособие для учащихся 8-9 классов»
- Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин «Неорганическая химия. Пособие для учащихся 8-9 классов»
- Н.Е. Кузнецова и др. «Химия 9»
- Н.Е. Кузнецова и А.Н. Левкин «Задачник по химии 9 класс»
Учебный план
Разделы (совокупность тем) | Всего часов | Теоретические занятия (лекции) | Практические занятия | Контроль |
1. Введение | 2 | 2 |
2. Основные типы расчетных задач | 2 | 1 | 1 |
3. Периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атомов | 4 | 2 | 2 |
4. Основные классы неорганических соединений | 2 | 1 | 1 |
5. Растворы. ТЭД | 4 | 1 | 3 |
6. Химические реакции | 6 | 2 | 4 |
7. Неметаллы и их соединения | 6 | 2 | 4 |
8. Металлы и их соединения | 4 | 2 | 2 |
9. Органические вещества | 2 | 1 | 1 |
Итоговая проверка знаний | 2 | 2 |
Учебно-тематический план
Последовательность | Последовательность | Базовые понятия | Контроль | Ожидаемые |
1. Введение | 1. Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. 2. Классификация тестов. Основные требования выполнения тестов | Тест | Текущий | Примут установку на продуктивную работу. Ознакомятся с «техническими» приемами и «маленькими» хитростями выполнения тестов |
2. Основные типы расчетных задач | 1-2.Основные типы расчетных задач | Молекулярная масса, молярная масса, массовая доля, количество вещества, молярный объем | Текущий | Знают основные типы расчетных задач и умеют выполнять различные расчеты |
3. Периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атомов. Строение вещества. | 1. Периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева. | Период, группа, химический элемент, изотопы | Текущий | Умеют применить знания по этой теме при решении тестовых заданий |
2. Строение атома. | Заряд ядра атома, массовое число, электрон, энергетический уровень, электронная формула | Текущий | Умеют применить знания по этой теме (по электронной формуле определять химический элемент, по п.с. определять число уровней и тип элемента) при решении тестовых заданий. |
3. Строение вещества | Типы связей, ион, заряды ионов | Текущий | Умеют определять типы связей, по заряду простого иона определять число электронов на энергетических уровнях |
4. Решение задач и выполнение упражнений по данной теме |
| Тематический | Выполняют тестовые задания по этой теме |
4. Основные классы неорганических соединений | 1. Основные классы неорганических соединений (лекция) 2. Решение задач и выполнение упражнений (практикум). | Оксиды, кислоты, соли, гидроксиды | Текущий | Умеют решать задачи и выполнять упражнения на данную тему. Знают генетическую связь |
5. Растворы. ТЭД | 1. ТЭД. Реакции ионного обмена (лекция) 2. Выполнение упражнений (практикум). | Реакции ионного обмена, электролит и неэлектролит, водородный показатель, среда раствора | Текущий | Умеют выполнять упражнения на данную тему. Умеют по краткому ионному уравнению определить реакцию и т.д. |
3. Гидролиз солей (лекция) 4. Выполнение упражнений по гидролизу (практикум). | Типы солей, различные типы гидролиза | Текущий | Умеют выполнять упражнения на данную тему (определять среду раствора соли и т.д.) |
6. Химические реакции | 1. Энергетика химических превращений (лекция) 2. Решение задач (практикум). | Энтропия, энтальпия, тепловой эффект реакции, экзо эндо реакции | Текущий | Умеют выполнять упражнения на данную тему и производить расчеты |
3.Скорость химических реакций. Химическое равновесие (лекция) 4. Решение задач и выполнение упражнений (практикум). | Скорость реакции, правило Вант Гоффа, принцип Ле Шателье | Текущий | Умеют решать задачи на данную тему, определять смещение равновесия и т.д. |
5-6. Окислительно-восстановительные реакции | ОВР, степень окисления, окислитель, восстановитель, электронный баланс | Текущий | Умеют определять степень окисления, окислитель и восстановитель, расставлять коэффициенты |
7. Неметаллы и их соединения | 1. Общая характеристика неметаллов: галогены, кислород, сера, азот, углерод (лекция) | Неметалл | Текущий | Знают особенности этих неметаллов и их соединений |
2-3. Решение задач и выполнение упражнений (практикум). |
| Текущий | Умеют выполнять упражнения на данную тему и решать задачи. |
4-5. Окислительные свойства серной и азотной кислот | Общие и специфические свойства кислот | Текущий | Знают особенности взаимодействия концентрированной серной кислоты и азотной кислоты разной концентрации с металлами и неметаллами |
6. Решение задач и выполнение упражнений по теме «Неметаллы» |
| Тематический | Умеют решать задачи и выполнять упражнения на данную тему. |
8.. Металлы и их соединения | 1. Общая характеристика металлов. Способы получения (лекция) 2.Решение задач (практикум). | Металлы: щелочные, щелочно-земельные, алюминий, железо, хром, марганец | Текущий | Умеют решать задачи и выполнять упражнения на данную тему. |
3. Электролиз (лекция). 4. Решение задач и выполнение упражнений (практикум). | Электролиз, катод, анод | Текущий | Умеют писать уравнения электролиза расплава и раствора, решать задачи на данную тему. |
9. Органические вещества | 1. Органические вещества (лекция) 2. Выполнение упражнений и решение задач (практикум). | Органические вещества | Текущий | Отличают органические и неорганические вещества, производят расчеты |
10. Итоговая проверка знаний | 1-2. Итоговая проверка знаний |
| Тематический | Успешное выполнение комплексной тестовой работы за курс химии основной школы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по химии "Решение задач по химии"
Данный курс предоставляет возможность школьникам 9 - 11 классов пополнить знания, приобрести и закрепить навыки решения теоретических и практических задач....
Элективный курс по химии 10-11 классы "Алгебраический метод решения задач по химии"
Элективный курс по химии 10-11 классы "Алгебраический метод решения задач по химии" Программа предназначена для учащихся 10—11-х классов, выбравших естественнонаучный (химия) профиль обучения в с...
Рабочая программа элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"
Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"...
Рабочая программа по элективному курсу по химии в 11 классе " Решение расчетных задач по химии"
Рабочая программа элективного курса по химии расчитана для 11 класса и составляет 34 часа...
Элективный курс по химии 10 класс "Решение задач по химии"
Элективный курс по химии 10 класс "Решение задач по химии"...
Рабочая программа элективного учебного предмета по химии для обучающихся 10-11 классов среднего общего образования ХИМИЯ В ЗАДАЧАХ И УПРАЖНЕНИЯХ
Рабочая программа элективного учебного предмета по химии для обучающихся 10-11 классов среднего общего образования "ХИМИЯ В ЗАДАЧАХ И УПРАЖНЕНИЯХ", (2 часа в неделю, всего 68 часов...
Программа элективного курса по химии для 9 класса «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» (34 часа)
Данный элективный курс составлен на основании авторской программы элективного курса Н.В. Ширшиной, издательство «Учитель», г. Волгоград.2009г. Программа элективного курса «Реше...