Открытый урок - конспект "Оксиды"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Оксиды.
Цель урока:
- обобщить знание учащихся о составе оксидов;
- рассмотреть классификацию, получение и свойства основных и кислотных оксидов.
Задачи:
- Образовательная – продолжить формирование знаний учащихся об оксидах, их классификации, получении, свойствах основных и кислотных оксидов; научить учащихся работать с компьютерными тестами; выявить готовность учащихся успешно применять полученные знания на практике при выполнении химического эксперимента;
- Развивающая – развитие логического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности учения;
- Воспитывающая – воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.
Оборудование и реактивы: прибор для получения СО2, мрамор, НСl, «известковая вода», МgО, индикаторы.
Ход урока.
1. Организация класса.
2. Индивидуальный опрос:
а) какие вещества мы называем сложными?
б) какие вещества мы называем оксидами?
в) назовите известные вам оксиды?
г) напишите у доски оксид магния, оксид углерода (IV), оксид кремния (IV), оксид серы (VI).
д) где применяются оксид кремния, оксид углерода?
3. Объяснение с элементами закрепления и повторения изученных тем.
1) получение оксидов при сгорании простых веществ например, ... + ... = СО2 ... + ... = МgО
Ученик самостоятельно, отвечая у доски, вставляет пропущенные элементы, уравнивает и говорит о типе химической реакции;
2) получение оксидов при сгорании сложных веществ на воздухе (учитель говорит о том, что при сгорании сложных веществ на воздухе образуются оксиды каждого элемента)
например, СН4 + О2 = ... + ... Ученик самостоятельно продолжает реакцию и уравнивает её.
3) получение оксидов при разложении сложных веществ (учитель обращает внимание на нерастворимость и кислот, и оснований, и солей). При нагревании нерастворимые кислоты, основания, соли разлагаются на оксиды. Первую реакцию учитель записывает сам, а остальные ученики пишут самостоятельно.
нерастворимая кислота при нагревании разлагается:
t
Н2 Si O3 = Н2O + SiO2
нерастворимые основания разлагаются:
t
Сu (ОН)2 = ... + ...
нерастворимые соли разлагаются:
t
СаСО3 = ... + ...
Прежде чем рассмотреть химические свойства, давайте выясним, какие оксиды соответствуют кислотам, а какие щелочам (основаниям)?
Н2СО3 → СО2;
кислоты кислотные оксиды
Са(ОН)2 → СаО
основания основные оксиды
Следовательно, кислотные – это оксиды, которым в качестве гидроксидов соответствуют кислоты.
Основные – это оксиды, которым в качестве гидроксидов соответствуют основания.
Основные оксиды взаимодействуют с кислотами (противоположности притягиваются), а кислотные – сo щелочами. Но есть оксиды, которые не взаимодействуют ни с кислотами, ни со щелочами и поэтому не образуют солей. Их так и называют несолеобразующие или безразличные. Следовательно, классификация оксидов может быть отражена схемой (см. таблицу 1).
4. Химические свойства (таблица 2)
Химические свойства | |
Основных оксидов | Кислотных оксидов |
1. Взаимодействуют с образованием соли и воды (учитель демонстрирует опыты у доски) | |
с кислотами: МgО + 2НСI = МgСI2 + Н2О МgО + 2Н+ + 2СI−= Мg+ + 2С1− + Н2О МgО + 2Н+ = Мg2+ + Н2О | со щелочами: Са(ОH)2+СО2=СаСО3+H2О Ca2++2OH−+ СО2= СаСО3↓+H2О |
2. Взаимодействуют с водой, если образуется растворимый гидроксид, а именно: | |
растворимое основание: Na2О +H2O = 2NаOH SrO + H2O = Sr(OH)2 но СuО + H2О ≠ не образует Cu(ОН)2↓ | растворимая кислота: Р2О5+3Н2О = 2Н3РО4 SO3 + H2O = H2SO4 SiO2 + H2O ≠ H2SiO3 |
3. Взаимодействуют друг с другом, образуя соли: N2O5 + BaO = Ba(NO3)2 SiO2 + CaO = CaSiO3 |
5. Закрепление изученного материала.
а) как классифицируются оксиды?
б) какие оксиды мы называем несолеобразующими?
в) какие оксиды мы называем солеобразующими?
г) назовите способы получения оксидов?
д) проклассифицируйте предложенные оксиды:
N2O, К2O, СО2
− какой из предложенных оксидов реагирует с НNО3, а какой с NаОН? Напишите осуществимые реакции.
е) работа с карточками (при выполнении задания учащиеся проставляют знаки «+» или «-» по предложенным вопросам)
Вариант 1
№ | Формулы оксидов | Кислотный оксид | Оксид, который реагирует с водой | Оксид, который реагирует с основаниями |
1 | N2O | − | − | − |
2 | N2O5 | + | + | + |
3 | CO2 | + | + | + |
4 | CO | − | − | − |
Вариант 2
№ | Формулы оксидов | Основной оксид | Оксид, который реагирует с водой | Оксид, который реагирует с кислотами |
1 | CaO | + | + | + |
2 | SO3 | − | + | − |
3 | SiO | − | − | − |
4 | Na2O | + | + | + |
Оцени работу по каждому варианту:
5 баллов – 11 – 12 правильных ответов,
4 балла – 8 – 10 правильных ответов,
3 балла – 6 – 7 правильных ответов.
Домашнее задание: § 45, 45.1, 45.2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...