Разработка урока"Взаимодействие металлов с солями-окислителями"
методическая разработка по химии (11 класс) по теме

Боброва Наталья Александровна

Подробная разработка урока для 11класса с углубленным изучением химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок химии 11 класс230.99 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие металлов с солями-окислителями.

 План урока.

1. Организационный момент ( оценочный лист) ,  число в тетради  

2. Задание другу ( сдают в перемену, отбираю 10 лучших)

а. 10 человек работают на местах

б. остальные с заданиями на экране

3. 10 работ прошу вернуть авторам ( они их проверяют, ставят баллы)

4. Задание учителя  - 5 минут

5. Списывают схему ( работы возвращают тем, кто отвечал, они видят баллы)

6. Последний вопрос учителя ( проблема)

7. Запись темы ( задачи)  

8.  Делимся на теоретиков и практиков

9. Работа в трех группах

10. Учитель  перед  л.о. (  необходимо  ответить  на вопрос -  что общего между

выполненными реакциями)        15 минут

11. Проверка работы в группе

12. Проверка работы в л.о.

13. Рефлексия :

- вопросы

1) какая задача        10 минут

2) как решили

- работа со схемой

14. Оценочный лист ( оценки озвучить)

15. Домашняя работа   параграф 18 , упражнение 6-8, з. 13 ( сборник задач)

Благодарю за сотрудничество.

                                               Ход урока:

1.Актуализация знаний. (ситуация успеха)

Учитель: Сегодня мы продолжаем изучать химические свойства металлов.По моей просьбе Вы подготовили «задание другу». Оно должно включать не более 5 вопросов по теме химические свойства металлов. Один из вариантов такого задания у Вас на столе. (задания получили 10 человек, остальные работают по общему заданию, которое появляется на экране).Ученик задает вопросы, ребята отвечают, ответы пишут в тетради, затем появляются правильные ответы, ребята оценивают свою работу. (5 вопросов-5 баллов).

Индивидуальные работы возвращаются автору, он их оценивает.

Вэто время- учитель: Задания для Вас составила и я. И предлагаю Вам ответить на следующие вопросы: (вопросы появляются на экране)

К каким семействам элементов относятся металлы?(ответ: s,p,d,f-элементы)

Как изменяются металлические свойства элементов в периоде?

Как изменяются металлические свойства элементов в группах?

В чем особенность строения атомов металлов?

Какую роль выполняют металлы в окислительно-восстановительных реакциях?

Назовите классы веществ, с которыми могут реагировать металлы:

                                М   +   Неметаллы

                                 Е    +   Вода

                                 Т   +   Кислота

                                 А   +   Соль

                                 Л   +   Оксид

                                 Л   +   Щелочь

                                 Ы   +   Органические вещества

Схему пишут в тетрадь. Всего 7 свойств, как и 7 букв.

Работы с оценками вернулись к учащимся, оценки озвучены.

2.Постановка проблемы:

Учитель: Вы справились с заданиями друзей.Но в моем задании остался еще 1 вопрос.  Возможно ли осуществить следующие реакции?

                            KCLO3    +     Mg   =

                            KNO3     +   AL    =

                            FeCL3     +   Cu   =

Учащиеся: т.к. во всех трех случаях металлы должны реагировать с солью левее стоящего металла, то эти реакции осуществить не возможно.

3.Пути решения проблемы:

Класс делится на 3 группы, каждая получает задание:

Записали проблему: Взаимодействие  металлов с солями  более активных металлов.

Чтобы найти пути решения этой проблемы предлагаю разделиться.

Одни ребята найдут теоретически выход из этой ситуации ( поработают в трех группах с заданиями).

А другие практически  докажут, что реакции между металлом и солью более активного металла имеет право на осуществление.

Перед  л.о.

Вам необходимо установить , что общего между опытами , которые вы выполните в соответствии  с заданиями.

 Задание в группах:

 Задание  1 группе

Предскажите возможные продукты реакции, составьте схему электронного баланса, расставьте коэффициенты.

KClO3 + Mg        

Сделайте вывод о возможности  протекания  такой реакции.

Задание 2 группе

Предскажите возможные продукты реакции, составьте схему электронного баланса, расставьте коэффициенты.

KNO3 + Al          

Сделайте вывод о возможности  протекания  такой реакции.

Задание 3 группе

Предскажите возможные продукты реакции, составьте схему электронного баланса, расставьте коэффициенты.

FeCl3 + Cu         

Сделайте вывод о возможности протекания  такой реакции.

Учитель: помогая работать в группах, задает наводящие вопросы:

За счет каких элементов соль может быть окислителем? ( за счет катиона металла).

В каком случае катион неметалла может быть окислителем? (если неметалл имеет максимальную степень окисления).

Учитель: за счет неметаллов с максимальной степенью окисления идут и реакции концентрированной серной  и азотной кислот с металлами, поэтому ни один металл не вытесняет из них водород.

Предлагаю выполнить лабораторный опыт: 1.Получить оксид серы(4) из серной кислоты. Составить уравнение реакции.

2.Получить оксид азота (4) из азотной кислоты. (опыт выполняется в вытяжном шкафу). Составить уравнение реакции.

Проверка работы в группах: 1 представитель от группы доказывает возможные продукты реакции.

Проверка итогов лабораторного опыта: по 1 человеку отмечают признаки реакций, говорят что является окислителем, что восстановителем, делают вывод.

4.Этап рефлексии.

Учитель: Какую задачу мы поставили перед собой?

Почему металлы реагируют не только с солью менее  активного металла, но и с солью более активного металла?

Ребята отвечают на поставленные вопросы.

Мы решили поставленную задачу и получили такую схему:

                                       ___    За счет кат.мет.    ____     новая     +   новый

                                                                                                 Соль            металл

МЕ   +   СОЛЬ              ___     За счет кат.мет.   ____      две новые соли

                                     

                                      ____   За счет кат.немет.____    оксид   +   новая

                                                                                                  мет.          соль

Д.З.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие металлов с кислотами

В данном материале представлены особенности взаимодействия азотной и серной кислот с металлами...

разработка урока "Рабочее место слесаря. Виды металлов их основные свойства. Тонколистовой металл и проволока"

Разработка урока "Рабочее место слесаря. Виды металлов их основные свойства. Тонколистовой металл и проволока" представлена в виде методологической таблицы, приложений с раздаточным материалом.Це...

Урок "Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с растворами солей"

На уроке девятиклассники с помощью проблемного химического эксперимента выясняют способны ли щелочные и щелочноземельные металлы вытеснять ионы других металлов из растворов солей....

Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов».

Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов». Цели урока учебные, воспитательные и р...

Разработка урока Щелочные металлы 9 класс

Тип урока :изечения нового материала,  технология деятельностного обучения...

Разработка урока "Взаимодействие частиц вещества", 7 класс

Урок в 7 классе по учебнику О.Ф. Кабардина...

Методическая разработка урока по химии «Металлы в природе. Общие способы получения металлов» 9 класс (базовый курс, О.С. Габриелян)

В данной разработке приведен подробный конспект урока химии в 9 классе по теме «Металлы в природе. Общие способы получения металлов». Содержание соответствует базовому курсу химии авт...