Спирты. 10 класс
презентация к уроку по химии (10 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 2.18 МБ |
Подписи к слайдам:
Непредельные спирты
Непредельные спирты, образующие π-связь, называются енолами. Название этого класса соединений образовано из суффиксов -ен и -ол, указывающих на присутствие в молекулах двойной связи и гидроксильной группы. Енолы, как правило, неустойчивы и самопроизвольно превращаются (изомеризуются) в карбонильные соединения – альдегиды и кетоны. Эта реакция обратима, сам процесс называют кето-енольной таутомерией:
Простейший енол – виниловый спирт СН2=СН—ОН не существует в свободном виде и при получении сразу превращается (перегруппировывается) в уксусный альдегид (этаналь):
Енолы перегруппировываются (изомеризуются) в кетоны:
Ароматические спирты, содержащие в молекуле бензольное кольцо и гидроксильную группу, связанные друг с другом не непосредственно, а через атомы углерода, например:
Получение и применение спиртов
Контрольные вопросы
1. Какие вещества называются спиртами?2. Какие виды изомерии характерны для спиртов? Приведите примеры.3. С какими из перечисленных веществ: гидроксид натрия (NaOH), уксусная кислота (CH3COOH), натрий будет взаимодействовать этанол? Составьте уравнения возможных реакций.4. Записать общую формулу спиртов, функциональную группу спиртов. Чем определяется атомность спиртов?5. Какие различают спирты по атомности? Приведите примеры.6. С какими из перечисленных веществ: кислород, бромоводород, метанол будет взаимодействовать метанол? Составьте уравнения возможных реакций.
1. Укажите вещество, выпадающее из общего ряда: а) СН3 – СН2 – ОН , б) СН3 – ОН, в) НО – СН2 – СН2 – ОН, г) СН3 – СН2 – СН2 – ОН2. Соотнесите: тип спирта: 1) одноатомный, 2) двухатомный, 3) трехатомный;формула: а) СН3 – СН – СН2 – ОН ОН б)СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – ОН в)СН2 – СН – СН2 ОН ОН ОН3. Соотнесите: тип спирта: 1. предельный, 2. непредельный, 3. ароматический;формула спирта: а) СН = С – СН2 – ОН б) С6Н5 – СН2 – СН2 – ОН в) СН3 – ОН
4. Общая формула гомологического ряда предельных одноатомных спиртов:а) СnН2n -1ОН, б) СnН2 n +1ОН, в) СnН2n – 3ОН, г) СnН 2nОН.5.Число изомерных спиртов состава С4Н10О (без оптических изомеров) равно: а) двум, б) трем, в) четырем, г) пяти. Напишите их формулы и назовите вещества.6.Укажите формулу З-метилпентанола-2:а) СН3 – СН – СН2 – СН – СН3 б) СН3 – СН – СН – СН3 ОН СН3 ОН СН3 в) СН3 – СН2 – СН – СН – СН3 г) СН3 – СН – СН2 – СН 2 – С Н3 ОН СН3 ОН 7. Какая связь в спиртах наиболее полярная?а) С – С,б) С – Н,в) С – О,г) О – Н.
СН38. Название вещества с формулой СН3– СН – С – СН3 ОН СН3 а) 3,3-диметилбутанол-2, б) 2,2-диметилбутанол-З в) 2,2-диметилбутанол-1, г) 3,3-диметилбутанол-19. Укажите «лишнее» вещество: а) СН2= СН – СН2 – ОН б) СН3 – ОН в) СН3 – СН2 – СН2 – ОН г) СН3 – СН2 – ОН10. Число изомерных спиртов состава С3Н80 равно: а) одному, б) двум, в) трем,г) четырем. Напишите формулы изомеров и назовите вещества.11. Для основных способов получения спиртов соотнесите:название реакции: исходное вещество: 1. гидролиз, а) альдегидов, б) галогеналканов, 2.гидрирование; в) кетонов, г) алкенов. 3.гидратация,
12. Дана цепочка превращений СН3– СН2– СН2Вг X СН3– СН – СН3 ОН Вещество X имеет формулу: а) СН3 – СН2 – СН2– ОН; б) СН3– СНВг– СН3; в) СН2= СН– СН3; г) СН3– СНВг– СН2Вг13. Для спиртов характерны реакции: а) замещения, б) элиминирования, в) окисления, г) все предыдущие ответы верны.14. С какими из перечисленных веществ в соответствующих условиях может реагировать этанол: 1) вода, 2) кислород, 3) калий, 4) этен, 5) бромоводород, 6) уксусная кислота? а) 1, 2, 5, 6, б)2, 3, 5, 6, в) 2, 5, 6, г) 3, 4, 5, 6. Напишите уравнения реакций.
15. Расположите указанные вещества в порядке усиления кислотных свойств: 1) вода, 2) серная кислота, 3) метанол. а) 1, 3, 2,б) 2, 1, 3,в) 3, 1, 2,г) 3, 2, 1.16. Для алканолов не характерны реакции: а) присоединения, б) замещения, в) элиминирования, г) окисления.17. С какими из перечисленных веществ в соответствующих условиях реагирует метанол: 1) кислород, 2) вода, 3) оксид натрия, 4) хлороводород, 5) натрий, 6) уксусная кислота? а) 1, 2, 5, 6,б) 1, 3, 4, 6,в) 1, 4, 5, 6, г) 1, 5. Напишите уравнения соответствующих реакций.18. Расположите указанные вещества в порядке усиления кислотных свойств: 1) этанол, 2) вода, 3) хлороводородная кислота: а) 1, 2, 3,б)2, 1, 3,в) 3, 2, 1,г) 3, 1, 2.
19. Этиленгликоль и глицерин представляют собой: а) изомеры, б) вторичный и третичный спирты, в) гомологи,г) двухатомный и трехатомный20. С помощью какого реагента можно различить этанол и этиленгликоль? а) бромная вода, б) металлический калий, в) гидроксид меди (II), г) гидроксид натрия.
Ответы
1. В
11. 1Б, 2Г, 3А,В
2. 1Б, 2А, 3В
12. В
3. 1В, 2А, 3Б
13. Г
4. Б
14. Б
5. В
15. В
6. В
16. А
7. Г
17. В
8. А
18. А
9. А
19. Г
10. Б
20. В
Домашнее задание: § 11, вопросы № 1 – 8 (устно); 9,10 (письменно).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К уроку по теме: "Спирты" 10 класс
Презентация, иллюстрирующая свойства спиртов...
ТЕСТ "ПРЕДЕЛЬНЫЕ ОДНОАТОМНЫЕ И МНОГОАТОМНЫЕ СПИРТЫ. ФЕНОЛЫ." для учащихся 11 классов ЕГЭ (ПОВТОРЕНИЕ)
ТЕСТ+ТЕСТ В ТЕСТОВОЙ ОБОЛОЧКЕ (Баженова А.А.) +ИНСТРУКЦИЯ для учащихся 11 классов ЕГЭ (ПОВТОРЕНИЕ)...
Самостоятельная работа по теме: "Спирты" для 10 класса
Работа проводится по окончании прохождения темы. Включает задания по изомерии и номенклатуре спиртов, задачу на избыток и недостаток....
Материалы к уроку "Спирты". 9 класс
Ресурс содержит презентацию учителя и презентации учащихся, сопровождающие минидоклады о некоторых представителях спиртов. Урок проводится с использованием интерактивной доски....
Спирты,классификация,изомерия спиртов..
Разработка является уроком изучения нового материала. Прослеживается генетическая связь с ранее изученными классами органических соединений.Подробно изучается классификация и изомерия спиртов.В ...
Спирты,классификация,изомерия спиртов (презентация к уроку)
Разработка является уроком изучения нового материала. Прослеживается генетическая связь с ранее изученными классами органических соединений.Подробно изучается классификация и изомерия спиртов.В ...
Многоатомные спирты. Особенности строения многоатомных спиртов.
Урок с использованием модульной технологии....