Обобщение и систематизация знаний о карбонильных соединениях
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Урок разработан в целях подготовки обучающихся к ЕГЭ по химии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon karbonilnye_soedineniya.zip607.92 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

 О КАРБОНИЛЬНЫХ СОЕДИНЕНИЯХ

Черногорова Лариса Викторовна

                                                                        МБОУ СОШ № 31 г. Липецка

Цель урока: обобщение и систематизация изученного материала об альдегидах и кетонах в соответствии со спецификацией КИМов ЕГЭ по химии 2012 года

Задачи урока:

Образовательные: осуществить повторение, закрепление и обобщение имеющихся у обучающихся сведений о составе, строении, характерных химических свойствах и способах получения альдегидов и кетонов на примере разноуровневых заданий, подобранных в соответствии со спецификацией КИМов ЕГЭ;

Развивающие: продолжить формирование общеучебных умений: логически мыслить, делать умозаключения и выводы, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, работать в группах, осуществлять оценку и самооценку учебной деятельности; отработать методику выполнения заданий ЕГЭ базового (А-13,16, 17, 18) и повышенного (В-7, С-3, С-5) уровней сложности;

Воспитательные: воспитывать у обучающихся культуру восприятия учебного материала, культуру речи, поведения, чувство сопричастности к общему делу, ориентировать на успешную сдачу ЕГЭ;  

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений в целях подготовки к ЕГЭ

Вид урока: отработка знаний и умений по изученной теме

Форма проведения урока: индивидуально-групповая деятельность

Программно-методическое обеспечение:

- программа курса химии для 10-х классов общеобразовательных   учреждений, автор Габриелян О.С.

- учебник: Химия.10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев,  

С.Ю. Пономарёв, В.И. Теренин; - М.: Дрофа, 2007.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация Power Point; на столах обучающихся: карты заданий, оценочные листы.

Ход урока:

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя и обучающихся

I. Организаци-онный

Учитель приветствует обучающихся, отмечает в классном журнале отсутствующих, сообщает, что урок будет проходить преимущественно в форме индивидуально-групповой работы и для этой цели с помощью жеребьёвки сформированы 5 рабочих групп (при входе в кабинет каждый обучающийся вытягивал жетон с номером группы и занимал место за соответствующим столом)

II. Мотивация учебной деятельности

«Со знанием должно быть обязательно связано умение... Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять…» - считал немецкий педагог Адольф Дистервег.

На сегодняшнем уроке нам предстоит отработать умения выполнять задания ЕГЭ базового и повышенного уровней сложности, используя имеющиеся у вас знания о веществах, формулы которых вам предлагалось определить в качестве домашнего задания.

Слово учителя


Слайд 2

III. Актуализация знаний

Задача 1. Определение формулы по известному элементному составу.

Установите формулу вещества, содержащего 62,06% углерода, 10,35% водорода и 27,59% некоторого элемента, если известно, что относительная плотность паров этого вещества по воздуху равна 2.


Задача 2. Определение формулы по продуктам сгорания.

В результате сжигания 1,74 г органического вещества получено 5,58 г смеси СО2 и Н2О. Количества веществ СО2 и Н2О в этой смеси оказались равными. Определите молекулярную формулу органического соединения, если относительная плотность его по кислороду равна 1,8125.


- Поднимите руки, кто справился с решением задач? Назовите полученную формулу. Правильный ответ в обеих задачах – С3Н6О.


- Разберём по одному из возможных способов решения каждой задачи.















- Какие вещества могут скрываться под формулой С3Н6О? Изобразите их структурные формулы.


-Чем они являются по отношению друг к другу?


- Назовите соединения по систематической номенклатуре.

Что между ними общего?

(содержат карбонильную группу)

Учитель открывает слайд с текстом задач


Слайд 3



























Проверка правильности решения задач по шаблонам.

Слайды 4-5


Учитель проговаривает алгоритм решения и предлагает тем, кто не справился дома с задачами, попытаться прорешать их по памяти. Также учитель напоминает, что задачи на вывод химической формулы относятся к заданиям уровня С (С5).


Ученик по желанию у доски (оценивание)

IV. Постановка цели и задач урока

- На сегодняшнем уроке нам предстоит …




План:

  1. Гомология, изомерия, номенклатура альдегидов и кетонов (А13).
  2. Характерные химические свойства альдегидов (А16, В7).
  3. Основные способы получения альдегидов в лаборатории (А17)
  4. Взаимосвязь карбонильных соединений с другими веществами (А18, С3)

Учитель сообщает цель и задачи урока, просит сформулировать тему и записать её в тетрадь.

Слайды 6-8

Знакомит с основными вопросами урока и указывает номера заданий ЕГЭ, в которых они встречаются.

Слайд 9

V. Применение знаний в новой ситуации

Этап 1. Гомология, изомерия, номенклатура альдегидов и кетонов.


Приложение 1. Часть I.


Задания В1 и В2 выполняются в группах, затем комментируются.









Этап 2. Характерные химические свойства альдегидов


- Какие химические реакции характерны для альдегидов?

Какие из них являются качественными?


Приложение 1. Часть II.


Задания В1-В3


Задания А1-А10





















Этап 3. Основные способы получения альдегидов в лаборатории


Приложение 1. Часть III















Этап 4. Взаимосвязь карбонильных соединений с другими веществами


Приложение 1. Часть IV.

Слайды 10-18

Учитель открывает слайды по порядку, зачитывает вопрос и варианты ответов, желающие поднимают руку и отвечают.

Ответы должны быть обоснованными. При необходимости учитель задаёт дополнительные или наводящие вопросы. Обучающиеся работают с картами заданий и отмечают в них верные ответы.




Отвечают обучающиеся по желанию




Слайды 19-22


Фронтально


Организуется групповая работа. Обучающиеся в течение 2-4 минут выполняют в карте заданий 2 тестовых задания, отмеченных предварительно учителем. По окончании отведённого времени проводится проверка по тому же принципу: открывается слайд с вопросом, представитель от группы, которая его выполняла даёт обоснованный ответ. Все остальные отмечают правильные ответы в своих картах.


Слайды 23-24

Организуется работа по принципу «передай другому». Учитель зачитывает вопрос со слайда и указывает группу, которая должна дать на него ответ. Ответившая группа зачитывает следующий вопрос и передаёт его для ответа другой группе и т.д. Если какая-то группа затруднится с ответом или даст неверный ответ, отвечает группа, задававшая вопрос.


Слайды 25-26 Организуется работа по принципу «кто быстрее»: открывается слайд с вопросом, отвечает группа, первой поднявшая жетон с номером группы

VI. Информация о домашнем задании


Приложение 2.

Слайд 27

Учитель предлагает желающим взять со стола карточки с заданиями на осуществление химических превращений (С3). По своему желанию обучающиеся могут выполнить любое количество цепочек.

VII.Рефлексия

Приложение 3

Учитель подводит итог урока, оценивает работу групп, отмечает индивидуальные ответы, затем просит обсудить в группах уровень участия каждого обучающегося в групповой работе на уроке и выставить соответсвующие отметки в оценочном листе. Лист сдаётся учителю.

     

 

Приложение №1. Карта заданий по теме

 «Карбонильные соединения»

I. Гомология, изомерия, номенклатура.  

А1.

  

А2.

А3. Формула альдегида:

1) СН3СООН    2) СН3СНО    3) СН3СОСН3    4) С2Н5ОН

А4. Формула кетона:

1) СН3СОСН3    2) СН3СНО    3) СН3-О-СН3    4) СН3СООСН3

А5.

А6.

 

А7. Метаналь и формальдегид являются:

  1. гомологами
  2. структурными изомерами
  3. геометрическими изомерами
  4. одним и тем же веществом

А8. Этаналь и ацетальдегид – это:

  1. гомологи
  2. одно и то же вещество
  3. изомеры
  4. таутомеры

А9. Пропаналь и пропанон – это:

  1. гомологи
  2. изомеры
  3. таутомеры
  4. одно и то же вещество

А10.  Гомолог пропионового альдегида:

  1. масляный альдегид
  2. изомасляный альдегид
  3. 2-метилпропаналь
  4. 3-метилбутаналь

В1. Установите соответствие между названием вещества и формулой его гомолога:

Название вещества

Формула гомолога

А) пропаналь

                                   

1)

Б) пентанон-2


2)

В) 2-метилпропаналь


3)

Г) 2,2-диметилгексаналь


4)  

В2. Установите соответствие между формулой вещества и названием его изомера:

Формула вещества

Название изомера

А)

1) 2-метилпропаналь

Б)

2) 3-метилбутанон-2

В)

3) пропаналь

Г) СН3-СН2-СО-СН2-СН3

4) 2,2-диметилбутаналь

II. Характерные химические свойства альдегидов

В1. Для альдегидов характерны реакции:

  1. гидрирования
  2. дегидратации
  3. присоединения галогенов
  4. окисления

В2. Метаналь может реагировать с:

1) HBr   2) Ag[(NH3)2]OH   3) C6H5OH   4) C6H5CH3   5) Na   6) H2

В3. Ацетальдегид взаимодействует с:

1) N2   2) FeCl3   3) HNO3    4) Cu(OH)2   5) CH3COOH   6) Ag[(NH3)2]OH  

_______________________________________________________________

А1.Формальдегид реагирует с:

  1. гидроксидом меди (II)
  2. уксусной кислотой
  3. гексаном
  4. алюминием

А2. При взаимодействии альдегида с водородом образуется:

  1. кетон
  2. карбоновая кислота
  3. спирт
  4. алкен

А3. При гидрировании этаналя образуется:

  1. уксусная кислота
  2. этиловый спирт
  3. диметилкетон
  4. этан

А4. При восстановлении пропаналя получается:

1) пропановая кислота

2) пропанол-1

3) 2-метилпропаналь

4) дипропиловый эфир

А5. При окислении ацетальдегида может образоваться:

  1. этановая кислота
  2. этан
  3. этаналь
  4. этанол

А6. Уксусный альдегид реагирует с каждым из двух веществ:

  1. аммиачным раствором оксида серебра (I) и кислородом
  2. гидроксидом меди (II) и оксидом кальция
  3. соляной кислотой и серебром
  4. гидроксидом натрия и водородом

А7. Этаналь вступает в реакцию присоединения с:

  1. гидроксидом меди (II)
  2. водородом
  3. кислородом
  4. аммиачным раствором оксида серебра (I)

А8. При окислении формальдегида может образоваться:

  1. метан
  2. метаналь
  3. оксид углерода (IV)
  4. метаналь

А9. Отличить пропаналь от пропанона можно с помощью реагента, формула которого:

1) Ag[(NH3)2]OH   2) FeCl3   3) НCl    4) NaОН

А10. Кирпично-красный осадок выпадает при нагревании альдегида с:

1) FeCl3    2) Ag[(NH3)2]OH    3) Cu(OH)2    4) CuO  

III. Основные способы получения альдегидов в лаборатории

А1. Этаналь можно получить из этанола посредством реакции:

  1. гидратации
  2. гидрирования
  3. окисления
  4. галогенирования

А2. При окислении пропанола-1 нагреванием его на медном катализаторе образуется:

  1. муравьиный альдегид
  2. ацетон
  3. ацетальдегид
  4. пропаналь

А3. При окислении метанола оксидом меди (II) образуется:

  1. метан
  2. уксусная кислота
  3. метаналь
  4. хлорметан

А4. При гидратации этина в присутствии сульфата ртути (II) образуется:

  1. этанол
  2. этаналь
  3. этановая кислота
  4. диэтиловый эфир

А5. При окислении пропанола-2 образуется:

  1. пропин
  2. пропанон
  3. пропаналь
  4. пропан

IV. Взаимосвязь карбонильных соединений с другими веществами

А1. Определите вещество Х в следующей схеме превращений:

       Этанол  Х  уксусная кислота:

  1. формальдегид
  2. этаналь
  3. бромэтан
  4. ацетон

А2. Определите вещество У в следующей схеме превращений:

                                       X                        У

  1. этиловый спирт
  2. уксусная кислота
  3. уксусный альдегид
  4. диэтиловый эфир

А3.

Приложении 2. Задания для самостоятельной работы.

Осуществить превращения по схемам:

Приложение №3. Оценочный лист группы № _____

Фамилия

Оценка

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Приложение 4. Ответы на задания частей А и В

I

II

III

IV

А1

2

1

3

2

А2

1

3

4

1

А3

2

2

3

1

А4

1

2

2

А5

1

1

2

А6

3

1

А7

4

2

А8

2

3

А9

2

1

А10

1

3

В1

3214

14

В2

1342

26

В3

46

H2O, Hg2+

H2,Ni,t


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение и систематизация знаний по теме "Соединения химических элементов" в 8 классе

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Соединения химических элементов" в 8 классе. К уроку прилагается презентация....

Обобщение и систематизация знаний по теме "Соединения химических элементов" в 8 классе

Презентация к уроку по теме "Соединения химических элементов" в 8 классе....

Открытый урок в 9-м классе: Обобщение и систематизация знаний по теме "Металлы и их соединения".

Урок повторения и обобщения материала по теме "Металлы и их соединения". Разработан в форме игры "брей-ринг". Учащимся, разделенным на несколько команд, необходимо пройти 4 тура. 1 тур - вопрос-ответ ...

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Основные классы неорганических соединений" (8 класс)

Урок  по химии в 8 классе "Основные классы неорганических соединений" (конспект урока+презентация)...

Урок игра 8 класс химия. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Соединения химических соединений».

Цель. Обобщить и систематизировать знания по теме "Соединения химических элементов", подготовиться к контрольной работе.Задачи.·         Обучающие. Повтори...

Урок игра 8 класс химия. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Соединения химических соединений».

Цель. Обобщить и систематизировать знания по теме "Соединения химических элементов", подготовиться к контрольной работе.Задачи.·         Обучающие. Повтори...

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Соединения химических элементов", 8 класс

Материал поможет обобщить и систематизировать знания по теме «Соединения химических элементов», подготовиться к контрольной работе....