Обобщение и систематизация знаний о карбонильных соединениях
методическая разработка по химии (10 класс) по теме
Урок разработан в целях подготовки обучающихся к ЕГЭ по химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karbonilnye_soedineniya.zip | 607.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
О КАРБОНИЛЬНЫХ СОЕДИНЕНИЯХ
Черногорова Лариса Викторовна
МБОУ СОШ № 31 г. Липецка
Цель урока: обобщение и систематизация изученного материала об альдегидах и кетонах в соответствии со спецификацией КИМов ЕГЭ по химии 2012 года
Задачи урока:
Образовательные: осуществить повторение, закрепление и обобщение имеющихся у обучающихся сведений о составе, строении, характерных химических свойствах и способах получения альдегидов и кетонов на примере разноуровневых заданий, подобранных в соответствии со спецификацией КИМов ЕГЭ;
Развивающие: продолжить формирование общеучебных умений: логически мыслить, делать умозаключения и выводы, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, работать в группах, осуществлять оценку и самооценку учебной деятельности; отработать методику выполнения заданий ЕГЭ базового (А-13,16, 17, 18) и повышенного (В-7, С-3, С-5) уровней сложности;
Воспитательные: воспитывать у обучающихся культуру восприятия учебного материала, культуру речи, поведения, чувство сопричастности к общему делу, ориентировать на успешную сдачу ЕГЭ;
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений в целях подготовки к ЕГЭ
Вид урока: отработка знаний и умений по изученной теме
Форма проведения урока: индивидуально-групповая деятельность
Программно-методическое обеспечение:
- программа курса химии для 10-х классов общеобразовательных учреждений, автор Габриелян О.С.
- учебник: Химия.10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев,
С.Ю. Пономарёв, В.И. Теренин; - М.: Дрофа, 2007.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация Power Point; на столах обучающихся: карты заданий, оценочные листы.
Ход урока:
Этапы урока | Содержание урока | Деятельность учителя и обучающихся |
I. Организаци-онный | Учитель приветствует обучающихся, отмечает в классном журнале отсутствующих, сообщает, что урок будет проходить преимущественно в форме индивидуально-групповой работы и для этой цели с помощью жеребьёвки сформированы 5 рабочих групп (при входе в кабинет каждый обучающийся вытягивал жетон с номером группы и занимал место за соответствующим столом) |
II. Мотивация учебной деятельности | «Со знанием должно быть обязательно связано умение... Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять…» - считал немецкий педагог Адольф Дистервег. На сегодняшнем уроке нам предстоит отработать умения выполнять задания ЕГЭ базового и повышенного уровней сложности, используя имеющиеся у вас знания о веществах, формулы которых вам предлагалось определить в качестве домашнего задания. | Слово учителя Слайд 2 |
III. Актуализация знаний | Задача 1. Определение формулы по известному элементному составу. Установите формулу вещества, содержащего 62,06% углерода, 10,35% водорода и 27,59% некоторого элемента, если известно, что относительная плотность паров этого вещества по воздуху равна 2. Задача 2. Определение формулы по продуктам сгорания. В результате сжигания 1,74 г органического вещества получено 5,58 г смеси СО2 и Н2О. Количества веществ СО2 и Н2О в этой смеси оказались равными. Определите молекулярную формулу органического соединения, если относительная плотность его по кислороду равна 1,8125. - Поднимите руки, кто справился с решением задач? Назовите полученную формулу. Правильный ответ в обеих задачах – С3Н6О. - Разберём по одному из возможных способов решения каждой задачи. - Какие вещества могут скрываться под формулой С3Н6О? Изобразите их структурные формулы. -Чем они являются по отношению друг к другу? - Назовите соединения по систематической номенклатуре. Что между ними общего? (содержат карбонильную группу) | Учитель открывает слайд с текстом задач Слайд 3 Проверка правильности решения задач по шаблонам. Слайды 4-5 Учитель проговаривает алгоритм решения и предлагает тем, кто не справился дома с задачами, попытаться прорешать их по памяти. Также учитель напоминает, что задачи на вывод химической формулы относятся к заданиям уровня С (С5). Ученик по желанию у доски (оценивание) |
IV. Постановка цели и задач урока | - На сегодняшнем уроке нам предстоит … План:
| Учитель сообщает цель и задачи урока, просит сформулировать тему и записать её в тетрадь. Слайды 6-8 Знакомит с основными вопросами урока и указывает номера заданий ЕГЭ, в которых они встречаются. Слайд 9 |
V. Применение знаний в новой ситуации | Этап 1. Гомология, изомерия, номенклатура альдегидов и кетонов. Приложение 1. Часть I. Задания В1 и В2 выполняются в группах, затем комментируются. Этап 2. Характерные химические свойства альдегидов - Какие химические реакции характерны для альдегидов? Какие из них являются качественными? Приложение 1. Часть II. Задания В1-В3 Задания А1-А10 Этап 3. Основные способы получения альдегидов в лаборатории Приложение 1. Часть III Этап 4. Взаимосвязь карбонильных соединений с другими веществами Приложение 1. Часть IV. | Слайды 10-18 Учитель открывает слайды по порядку, зачитывает вопрос и варианты ответов, желающие поднимают руку и отвечают. Ответы должны быть обоснованными. При необходимости учитель задаёт дополнительные или наводящие вопросы. Обучающиеся работают с картами заданий и отмечают в них верные ответы. Отвечают обучающиеся по желанию Слайды 19-22 Фронтально Организуется групповая работа. Обучающиеся в течение 2-4 минут выполняют в карте заданий 2 тестовых задания, отмеченных предварительно учителем. По окончании отведённого времени проводится проверка по тому же принципу: открывается слайд с вопросом, представитель от группы, которая его выполняла даёт обоснованный ответ. Все остальные отмечают правильные ответы в своих картах. Слайды 23-24 Организуется работа по принципу «передай другому». Учитель зачитывает вопрос со слайда и указывает группу, которая должна дать на него ответ. Ответившая группа зачитывает следующий вопрос и передаёт его для ответа другой группе и т.д. Если какая-то группа затруднится с ответом или даст неверный ответ, отвечает группа, задававшая вопрос. Слайды 25-26 Организуется работа по принципу «кто быстрее»: открывается слайд с вопросом, отвечает группа, первой поднявшая жетон с номером группы |
VI. Информация о домашнем задании | Приложение 2. | Слайд 27 Учитель предлагает желающим взять со стола карточки с заданиями на осуществление химических превращений (С3). По своему желанию обучающиеся могут выполнить любое количество цепочек. |
VII.Рефлексия | Приложение 3 | Учитель подводит итог урока, оценивает работу групп, отмечает индивидуальные ответы, затем просит обсудить в группах уровень участия каждого обучающегося в групповой работе на уроке и выставить соответсвующие отметки в оценочном листе. Лист сдаётся учителю. |
Приложение №1. Карта заданий по теме
«Карбонильные соединения»
I. Гомология, изомерия, номенклатура.
А1.
А2.
А3. Формула альдегида:
1) СН3СООН 2) СН3СНО 3) СН3СОСН3 4) С2Н5ОН
А4. Формула кетона:
1) СН3СОСН3 2) СН3СНО 3) СН3-О-СН3 4) СН3СООСН3
А5.
А6.
А7. Метаналь и формальдегид являются:
- гомологами
- структурными изомерами
- геометрическими изомерами
- одним и тем же веществом
А8. Этаналь и ацетальдегид – это:
- гомологи
- одно и то же вещество
- изомеры
- таутомеры
А9. Пропаналь и пропанон – это:
- гомологи
- изомеры
- таутомеры
- одно и то же вещество
А10. Гомолог пропионового альдегида:
- масляный альдегид
- изомасляный альдегид
- 2-метилпропаналь
- 3-метилбутаналь
В1. Установите соответствие между названием вещества и формулой его гомолога:
Название вещества | Формула гомолога |
А) пропаналь | 1) |
Б) пентанон-2 | 2) |
В) 2-метилпропаналь | 3) |
Г) 2,2-диметилгексаналь | 4) |
В2. Установите соответствие между формулой вещества и названием его изомера:
Формула вещества | Название изомера |
А) | 1) 2-метилпропаналь |
Б) | 2) 3-метилбутанон-2 |
В) | 3) пропаналь |
Г) СН3-СН2-СО-СН2-СН3 | 4) 2,2-диметилбутаналь |
II. Характерные химические свойства альдегидов
В1. Для альдегидов характерны реакции:
- гидрирования
- дегидратации
- присоединения галогенов
- окисления
В2. Метаналь может реагировать с:
1) HBr 2) Ag[(NH3)2]OH 3) C6H5OH 4) C6H5CH3 5) Na 6) H2
В3. Ацетальдегид взаимодействует с:
1) N2 2) FeCl3 3) HNO3 4) Cu(OH)2 5) CH3COOH 6) Ag[(NH3)2]OH
_______________________________________________________________
А1.Формальдегид реагирует с:
- гидроксидом меди (II)
- уксусной кислотой
- гексаном
- алюминием
А2. При взаимодействии альдегида с водородом образуется:
- кетон
- карбоновая кислота
- спирт
- алкен
А3. При гидрировании этаналя образуется:
- уксусная кислота
- этиловый спирт
- диметилкетон
- этан
А4. При восстановлении пропаналя получается:
1) пропановая кислота
2) пропанол-1
3) 2-метилпропаналь
4) дипропиловый эфир
А5. При окислении ацетальдегида может образоваться:
- этановая кислота
- этан
- этаналь
- этанол
А6. Уксусный альдегид реагирует с каждым из двух веществ:
- аммиачным раствором оксида серебра (I) и кислородом
- гидроксидом меди (II) и оксидом кальция
- соляной кислотой и серебром
- гидроксидом натрия и водородом
А7. Этаналь вступает в реакцию присоединения с:
- гидроксидом меди (II)
- водородом
- кислородом
- аммиачным раствором оксида серебра (I)
А8. При окислении формальдегида может образоваться:
- метан
- метаналь
- оксид углерода (IV)
- метаналь
А9. Отличить пропаналь от пропанона можно с помощью реагента, формула которого:
1) Ag[(NH3)2]OH 2) FeCl3 3) НCl 4) NaОН
А10. Кирпично-красный осадок выпадает при нагревании альдегида с:
1) FeCl3 2) Ag[(NH3)2]OH 3) Cu(OH)2 4) CuO
III. Основные способы получения альдегидов в лаборатории
А1. Этаналь можно получить из этанола посредством реакции:
- гидратации
- гидрирования
- окисления
- галогенирования
А2. При окислении пропанола-1 нагреванием его на медном катализаторе образуется:
- муравьиный альдегид
- ацетон
- ацетальдегид
- пропаналь
А3. При окислении метанола оксидом меди (II) образуется:
- метан
- уксусная кислота
- метаналь
- хлорметан
А4. При гидратации этина в присутствии сульфата ртути (II) образуется:
- этанол
- этаналь
- этановая кислота
- диэтиловый эфир
А5. При окислении пропанола-2 образуется:
- пропин
- пропанон
- пропаналь
- пропан
IV. Взаимосвязь карбонильных соединений с другими веществами
А1. Определите вещество Х в следующей схеме превращений:
Этанол → Х → уксусная кислота:
- формальдегид
- этаналь
- бромэтан
- ацетон
А2. Определите вещество У в следующей схеме превращений:
X У
- этиловый спирт
- уксусная кислота
- уксусный альдегид
- диэтиловый эфир
А3.
Приложении 2. Задания для самостоятельной работы.
Осуществить превращения по схемам:
Приложение №3. Оценочный лист группы № _____
Фамилия | Оценка |
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
Приложение 4. Ответы на задания частей А и В
I | II | III | IV |
А1 | 2 | 1 | 3 | 2 |
А2 | 1 | 3 | 4 | 1 |
А3 | 2 | 2 | 3 | 1 |
А4 | 1 | 2 | 2 |
А5 | 1 | 1 | 2 |
А6 | 3 | 1 |
А7 | 4 | 2 |
А8 | 2 | 3 |
А9 | 2 | 1 |
А10 | 1 | 3 |
В1 | 3214 | 14 |
В2 | 1342 | 26 |
В3 | 46 |
H2O, Hg2+
H2,Ni,t
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение и систематизация знаний по теме "Соединения химических элементов" в 8 классе
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Соединения химических элементов" в 8 классе. К уроку прилагается презентация....
Обобщение и систематизация знаний по теме "Соединения химических элементов" в 8 классе
Презентация к уроку по теме "Соединения химических элементов" в 8 классе....
Открытый урок в 9-м классе: Обобщение и систематизация знаний по теме "Металлы и их соединения".
Урок повторения и обобщения материала по теме "Металлы и их соединения". Разработан в форме игры "брей-ринг". Учащимся, разделенным на несколько команд, необходимо пройти 4 тура. 1 тур - вопрос-ответ ...
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Основные классы неорганических соединений" (8 класс)
Урок по химии в 8 классе "Основные классы неорганических соединений" (конспект урока+презентация)...
Урок игра 8 класс химия. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Соединения химических соединений».
Цель. Обобщить и систематизировать знания по теме "Соединения химических элементов", подготовиться к контрольной работе.Задачи.· Обучающие. Повтори...
Урок игра 8 класс химия. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Соединения химических соединений».
Цель. Обобщить и систематизировать знания по теме "Соединения химических элементов", подготовиться к контрольной работе.Задачи.· Обучающие. Повтори...
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Соединения химических элементов", 8 класс
Материал поможет обобщить и систематизировать знания по теме «Соединения химических элементов», подготовиться к контрольной работе....