Занимательный час химии."Чудеса своими руками"
методическая разработка по химии (7 класс) по теме

Левицкая Лариса Викторовна

Внеклассное мероприятие по химии для учащихся 7-8 классов.  Подготовили: участники  химического кружка« Занимательная химия»

Руководитель: Левицкая Л.В.

Цель занятия:

  • Обобщить знания о веществах и химических процессах.
  • Привитие интереса к предмету.
  • Расширение кругозора учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внеклассное мероприятие24.27 КБ

Предварительный просмотр:

М К О У  Квитокская  СОШ  №1

Подготовили:

участники  химического кружка

« Занимательная химия»

Руководитель: Левицкая Л.В.

Квиток 2011 г.

Занимательный час.

Чудеса своими руками.

Цель занятия: 

  1. Обобщить знания о веществах и химических процессах.
  2. Привитие интереса к предмету.
  3. Расширение кругозора учащихся.

Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята. Сегодня здесь собрались ученики 7,8 и 9 классов. У каждого своя задача. Восьмиклассники приготовили интересные опыты, покажут различные чудеса и раскроют секрет своего чуда. Девятиклассники, вы  не просто зрители, будьте на чеку, внимательно следите за всем происходящим, будьте готовы отвечать на вопросы, которые восьмиклассники вам зададут.

Ваша роль, семиклассники, заключается в том, чтобы решить для себя один вопрос: интересная ли наука химия, хочется ли вам её изучать? Конечно, в химии, как в любой науке, кроме занимательного  будет встречаться и трудное. Но трудное да интересное – это то, что мыслящему человеку как раз и нужно, чтобы ум наш не находился в праздности и лености, а постоянно трудился, трудился и трудился. В самом конце нашей встречи я задам вам единственный вопрос, а вы на него ответите. А теперь приступаем к чудесам!

Входят 4 ученика.

1-й ученик. Жарко здесь. Хочу я пить. У кого б воды спросить?

2-й ученик. Я бы выпил очень много газировки без сиропа.

3-й ученик.  Ой, а я люблю с сиропом, только чтоб чуть-чуть, немного.

4-й ученик. Братцы, мне нужна корова – молочка хочу парного!

Выходит 5-й ученик. В руках у него большая колба с жидкостью.

Вы, ребята, пить хотите? В колбе сказочная жидкость, чудеса мне по плечу, я ведь химию учу. Подставляйте-ка стаканы! Опыт точно проведём, всё у нас по плану.

Ребята берут со стола и подставляют стаканы, в которых на донышке помещены растворы необходимых веществ.

5-й ученик. Вот вода, вот газировка, вот парное молоко, получилось очень ловко, а секрет узнать легко

Ребята делают вид, что хотят выпить содержимое стаканов.

5-й ученик. Стоп, ребята, погодите, чтобы не было беды, вы, пожалуйста, не пейте ни сиропа, ни воды. В этом строгом кабинете есть серьёзные запреты.  Все запомните, друзья: здесь ни пить, ни есть нельзя.

1,2,3,4-й уч. Мы знакомы с чудусами, их умеем делать сами.

5-й ученик. Чудо первое свершилось, что в стаканах находилось?

1-й ученик. А ответ совсем простой – был у меня стакан пустой.

2-й ученик  У меня в стакане сода.

3-й ученик. Вместе с ней метилоранж.

4-й ученик. В моём – вария хлорид

О чём это говорит? Угадай , девятый класс. Мы надеемся на вас! Не составит вам труда понять, что в колбе…

Все девятиклассники.  Кислота!

5-й ученик. Знаете наверное вы её название?

9-й кл.  Серная.

Уходят.выходит 6-й ученик.

В чудесах химических  я  уже остёр, без огня, без спичек разведу костёр. Наложу лучинок-дров и костёр уже готов. Возьму в руки ватку, спиртом намочу, на костёр им капну:  гори, раз я хочу.

6-й ученик. Я открою вам секрет, никакой тут тайны нет. Под костром припрятал здесь зажигательную смесь. Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами!

Уходит. Появляется 7-й ученик.

У меня спокойный опыт без огня и пламени. Буду задавать вопросы. девятый класс, внимание!

Проделывает опыт с  фенолфталеином.

7-й ученик. Не страшны кислоты мне, даже очень сильные. Но в растворах щелочей становлюсь малиновым. Ярче сока всех малин, кто я?

9-й кл. фенолфталенин!

Следующий опыт с метилоранжнм.

10-й ученик. В щелочах я очень жёлтый, а в кислотах очень красный.. и в среде нейтральной – цвет оранжевый, прекрасный. Индикатор очень важный, как зовусь я?

9-й кл. метилоранжевый

Опыт с универсальной бумажкой.

11-й ученик. Эта жёлтая бумажка всё укажет без труда: посинеет – в колбе щёлочь, покраснеет – кислота. Коль нейтральная среда – не изменит цвет тогда. Мы за эти указания как зовём её?

Все: Универсальная.

Выходит 12-й ученик.

Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами. Девятый класс, внимание, будет вам задание. На обычную дощечку наливается вода и стаканчик с талым снегом тоже ставится туда.

 13-й ученик.

Насыпаю в стакан соль, а ты, дружок, мешать изволь. Я считаю до пяти, а ты всё палочкой крути.

Медленно считает, чтобы стакан успел примёрзнуть.

12-й ученик. Примёрз стакан химический, процесс….

Все: Эндотермический

Уходят. Выходит 14-й ученик.

Всё вода, снег да раствор, надоевший  разговор.. у меня другие планы: разожгу на сетке пламя.

Поджигает горку песка, пропитанного спиртом.

14-й ученик. Я ещё не то умею, из песка полезут змеи. Страшные, кусачие, от страха не заплачете? Не боитесь? Ну смотрите. Не всё сразу, подождите. Чтобы змеек посмотреть, надо хорошо погреть, а пока я их бужу, про другое расскажу.

( говорит и одновременно демонстрирует опыт)

Как то летом очень долго у меня болело горло. Прописали от ангины поласкать фурациллином. Всётаки прошла ангина, хоть я долго с ней сражалась. А того фурациллина две бутылочки осталось. Нынче мы белили стены, от извёстки руки мыли. Я решила в эту воду старое лекарство вылить. Удивилась я ужасно, даже вдрогнула, когда стала рыжевато- красной известковая вода. Принесла остаток в школу, и теперь фурациллин, щёлочь нам определяет, как и фенолфталеин. Не меняет цвет в воде, не меняет в кислоте, в щелочах фурациллин – яркий, будто апельсин.

Переходит к опыту.

Спирт горит и выделяет очень много  теплоты. Соду жаром разлагает он до углекислоты. Он обугливает сахар – вот откуда чернота. Пузырьками раздувает сахар эта углекислота. Всё понятно, ясно тут, змеи отчего ползут. Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами.

Уходит , появляется 15,16  ученики.

15-й ученик. Улыбнитесь поскорее, улыбнитесь веселее. Мы сегодня открываем наше фотоателье.

16-й ученик. Мы готовы приступить к непростой работе. Моментально получить можем ваше фото.

Приглашает кого-нибудь из семиклассников.

15-й ученик. Вот на этот чистый лист посмотри внимательно. Веселее улыбнись – это обязательно.

16-й ученик. Этот снимок проявить мы сумеем запросто: фотографию чуть сбрызнем из пуливезатора

15-й ученик. Посмотрите, видно всем? А секрет простой совсем.

Здесь в работе помогал нам знакомый индикатор.

Уходят. Появляются 2 ученика.

17-й ученик. Вот ещё одно развлеченье: кто даст руку на отсеченье? Жалко руку на отсечение, тогда нужен больной для лечения.

Приглашают семиклассника.

18-й ученик. Оперируем без боли, правда, будет много крови.

При каждой операции нужна стерилизация. Помогите ассистент, дайте иод!

Один момент ( подаёт иод)

Иодом смочим всё обильно, чтобы было всё стерильно. Не вертитесь пациент, нож подайте, ассистент!

Делает ножом « разрез», течёт « кровь»

17-й ученик. Посмотрите, прямо струйкой кровь течёт, а не вода. Но сейчас я вытру руку – от разреза ни следа.

18-й ученик. Этот опыт объяснять мы пока не сможем, в класс девятый перейдём – объяснение найдём.

Уходит. Выходит следующий ученик. Зачитывает несколько строф из сказки П.Ершова « Конёк – горбунок» о жар – птице.

19-й ученик. Сказку вспомнили слегка про конька про горбунька. Там жар –птицыно перо ванне  счастье  принесло. Пришло время подивиться, как горит перо жар – птицы.

Зажигает спирт в чашках для выпаривания, спирт содержит растворённые соли натрия, калия, меди, стронция и т.д. потом закрывает чашки  плотным листом картона.

Отвечай 9-й класс, почему огонь погас? Пламя без чего умрёт? Ему нужен…

Все: Кислород!

Уходит, появляется следующий ученик. готовую модель вулкана устанавливает на столе. Зажигает спиртовку, нагревает стеклянную палочку.

20-й ученик. А сейчас, друзья, для вас по истории рассказ. Ночью или утром рано спали горожане, вдруг из кратера вулкана показалось пламя. Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы. Так под лавой и под пеплом погиб город славный. Покажу вам ,как сумею,  гибель города Помпеи.

Прикасается нагретой палочкой, начинается « извержение вулкана»

Вам запомнится,  ребята,  это извержение.

Тип реакции здесь кстати, какой?

 Все: Разложения!

Выходят все ученики.

1-й ученик. Наше время истекло.

Но мы вам показали не всё, что умеем делать

2-й ученик. Этому и вы научитесь в будущем году. Если с увлечением будете изучать самую интересную науку – химию.

Учитель. Вот и закончился наш занимательный час. Через год, седьмой класс,и вы всё это будете уметь, если захотите. Так вот, сейчас у меня к вам тот самый вопрос, который я обещала задать в начале нашей встречи. Интересные секреты скрыты в этом кабинеты? Жду вас в  будущем году. Что мне скажете? Я…

7-й класс.

Приду

 Учитель. Так приходите, я вас жду!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чудеса своими руками

Внеклассное мероприятие...

Программа кружка "Чудеса своими руками"

Программа курса  разработана  для изучения декоративно-прикладного творчества. Рассчитана на учащихся 5-6 классов, направлена на воспитание художественной культуры, развитию интереса к народ...

Занимательный час "Чудеса своими руками"

Занимательный час «Чудеса своими руками» проводится с целью повышения у семиклассников интереса к химии, к предмету, который они будут изучать со следующего учебного года; с целью закрепления полученн...

Занимательный час "Чудеса своими руками"

Краткое описание опытов в условиях школы...

Занимательный час "Чудеса своими руками"

Краткое описание опытов в условиях школы...

Вечер занимательной химии "Чудеса своими руками"

Внеклассное мероприятие позволяет формировать интерес к изучению химии...