Урок-обобщение по теме"Азот.Фосфор.Сера"
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
Урок проводится в 9классе после изучения соответвующих тем.Проводится в игровой форме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок- обобщение проводится в 9 классе после изучения неметаллов | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Смотр знаний по теме «Азот», «Сера», «Фосфор»
( 9 класс)
Борисовская Лидия Андреевна
Учитель химии МОУ СОШ № 8с. Левокумка
Минераловодского района
Ставропольского края
Подготовка к уроку начинается заранее (за 1,2 недели). Учащихся предупреждают о проведении такого урока в форме игры. Класс делится на две команды; Каждая команда получает домашнее задание:
1)Придумать название команды (оно должно быть связано с данной темой, например, «Пирит», «Апатит»).
2) придумать эмблему.
Можно провести такой урок между параллельными классами.
Для проведения урока приглашают жюри: классного руководителя, администрацию школы, учащихся старших классов.
Знания, необходимые командам для проведения урока-смотра:
- Природные соединения серы, фосфора, азота;
- Соединения азота, фосфора. серы, их состав, названия, классификация, химические свойства.
- Составлять генетические ряды этих неметаллов, иллюстрировать химическими реакциями генетическую связь между их членами;
- Способы получения кислот азотной, серной, ортофосфорной.
- Качественные реакции на соли азотной, серной и ортофосфорной кислот.
- Применение соединений азота, серы, фосфора.
Цели и задачи:
- Образовательные:
Проверить глубину и прочность усвоения учащимися знаний по теме «Азот», «Сера», «Фосфор»
Выявить типичные ошибки и пробелы в знаниях.
- Развивающие:
Развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности,
- Воспитательные:
Воспитать чувство коллективизма.
Воспитать уважение друг к другу.
Методы обучения:
Организация учебно-познавательной деятельности - игра.
Методы контроля:
Устный контроль, письменный контроль.
Оборудование: карточки, схемы, таблицы с кроссвордами, растворы хлорида натрия, фосфата калия, сульфата натрия, нитрат серебра (I), лакмус, серная и ортофосфорная кислоты, штатив с пробирками.
Ход урока
I. Организационный момент
Класс делится на две команды.
Одна команда называется «Апатит», другая - «Пирит»
II. Слово учителя- 2мин.
III. Проведение смотра- конкурса
Конкурс №1. «Кроссворд»
Каждая команда выделяет по три человека. На разных плакатах кроссворды. За каждый правильный ответ получают 1 балл.
По горизонтали вставляют слова. Особенность кроссворда в том, что содержание вопросов разное, а ответы одинаковые.
1 | н | |||||||||||
2 | е | |||||||||||
3 | м | |||||||||||
4 | е | |||||||||||
5 | т | |||||||||||
6 | а | |||||||||||
7 | л | |||||||||||
8л |
Вопросы:
команде «Апатит».
1.Сложное вещество, при окислении которого образуется оксид фосфора (V).
2.Минеральное удобрение, в состав которого входит гидрофосфат кальция.
3.Газ, применяемый для получения азотной кислоты.
4. Минеральное удобрение в состав , которого входит нитрат-ион.
5.Природное соединение серы, подвергнутое химической обработке.
6.Минерал, состоящий из фосфата кальция и фторида или хлорида кальция.
7.Анион, дающий с катионом бария белый осадок.
8.Индикатор, который краснеет при опускании его в водный раствор с оксидом фосфора (V).
Команде «Пирит»
1.Газ, с запахом тухлой рыбы, бесцветный, ядовитый.
2.Фосфорное удобрение, которое входит в кислые почвы.
3.Газ, при растворении которого в воде. Образуется нашатырный спирт.
4.Соли щелочных и щелочноземельных металлов и азотной кислоты.
5.Техническое название дисульфида(II), применяемого для производства серной кислоты.
6.Минерал, используемый для производства фосфора.
7.Ион, образующийся при полной гидратации оксида серы (vI).
8.Индикатор, сильно краснеющий в в разбавленном растворе серной кислоты.
За каждое правильное слово – 1бал.
Ответы: 1.Фосфин. 2. Суперфосфат. 3 Аммиак, 4. Селитра . 5. Пирит. 6.Апатит 7. Сульфат. 8. Лакмус.
Конкурс №2 «Химический хоккей»
Каждая команда делится на защитников и нападающих. Нападающие по сигналу ведущего предлагают защитникам из другой команды вопрос. Например, Составить формулы и назвать оксиды серы, фосфора, азота, соли азотной, фосфорной и серной кислот. Как из аммиака получить соль. Где применяются соли азотной кислоты? И другие вопросы.
На каждый вопрос дается по 5сек. За каждый правильный ответ 1 бал.
Конкурс №3 «Счастливый билет»
В этой игре принимают участие по 2 человека от команды. Проводим жеребьевку билетов. Участники тянут по одному билету задания1 и 2. Каждый ученик садится за отдельную парту, и в течение пяти минут готовятся к ответу на вопрос.
- а) Составить формулы известных вам соединений серы, к какому классу сложных веществ они относятся. Назвать все вещества.
1.б) Составить формулы известных вам соединений фосфора, к какому классу сложных веществ они относятся. Назвать все вещества
1. в) Составить формулы известных вам соединений азота, к какому классу сложных веществ они относятся. Назвать все вещества
2.Какие пары веществ, формулы которых приведены ниже могут взаимодействовать друг с другом. Составить уравнение реакций.
I. a) SO2 +H2O; б) CuO + HNO3; в) P2O3 + H2SO4;
II. а) SO3 + H2O; б) NaOH + H2SO4; в) SO2+ HNO3;
III. а) P2O3 + H2O; б) Mg(OH)2 + HNO3. В) SO3+H3PO4;
За каждое правильное уравнение реакции 2 бала и правильную формулу – 1 бал, за правильное название 1 бал.
Конкурс №4 «Химическая эстафета»
На плакате схема:
Фосфор оксид фосфора (V)метафосфорная кислота ортофосфорная кислота
соль
Азотаммиакгидроксид аммония
От каждой команды выходят по 3 человека .
Задания для учеников: используя приведенную схему, составьте конкретные генетические ряды азота и фосфора, проиллюстрировав их соответствующими уравнениями реакций. Каждый этап поочередно выполняют члены команды.
За каждое правильное уравнение реакции жюри начисляет команде 2 очка.
Конкурс №5 «Узнай меня»
Этот конкурс экспериментальный. Представители команды распознают соли и кислоты. От команды 1 человек.
1 команда. Среди солей хлорида, нитрата, сульфата натрия распознать соль серной кислоты.
2 команда. Среди солей нитрата, хлорида, фосфата калия распознать соль фосфорной кислоты.
Написать уравнение реакции определяемого иона. Команде начисляют по 2 бала за правильно распознанный ион и 1 бал за уравнение реакции.
IV.Подведение итогов.
V. Заключительное слово учителя.
http://zavuch.info/about-concurs.html
Разработки, представленные
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Обобщение знаний по теме «Подгруппа азота (Урок – игра « Звёздный час в химии».)
Закрепить знания учащихся о строении и свойствах азота и фосфора как простых веществ, так и их соединений, о промышленных способах производства аммиака,...
тема урока:"Обобщение знаний по теме:"Южные материки"
География.Страноведение.7 класс...
Урок- Экспедиция "Город, где живут морфемы" 6 класс(Урок обобщения изученного по теме).
Материал содержит технологическую карту урока, презентацию, самоанализ урока, приложения к уроку интерактивный тренажёр, включающий физкультминутку,...
Русский язык 6 класс. Тема урока: Обобщение изученного по теме "Имя числительное"
Русский язык 6 класс. Тема урока: Обобщение изученного по теме "Имя числительное". ...
Тема урока: «Обобщение изученного по теме «Торговля».
Тема урока: «Обобщение изученного по теме «Торговля»....
Урок обобщение знаний по теме «Электрический ток» и изучение темы «Работа и мощность тока» через приложение Ватсапп (дистанционно)
Для проведения урока кроме приложения Ватсапп ничего не нужно. Да, мы не видим детей, зато всех слышим, можем увидеть их работу и оценить их знания. Ученики, которые плохо учатся видят решенные задачи...
Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)
Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)...