Урок-обобщение по теме"Азот.Фосфор.Сера"
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Борисовская Лидия Андреевна

Урок проводится в 9классе после изучения соответвующих тем.Проводится в игровой форме

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

       Смотр знаний по теме  «Азот», «Сера», «Фосфор»

                                           ( 9 класс)

                                                                      Борисовская Лидия Андреевна

Учитель химии МОУ СОШ № 8с. Левокумка

                                                                               Минераловодского района

                                                                                 Ставропольского края

     Подготовка к уроку начинается заранее (за 1,2 недели). Учащихся предупреждают о проведении такого урока в форме игры. Класс делится на две команды; Каждая команда получает домашнее задание:

  1)Придумать название команды  (оно должно быть связано  с данной темой, например, «Пирит»,  «Апатит»).

  2) придумать эмблему.

 Можно  провести такой урок между параллельными классами.

Для проведения урока приглашают жюри: классного руководителя, администрацию школы, учащихся старших классов.

Знания, необходимые командам для  проведения урока-смотра:

  1. Природные соединения серы, фосфора, азота;
  2.  Соединения азота, фосфора. серы, их состав, названия, классификация, химические свойства.
  3. Составлять генетические ряды этих неметаллов,  иллюстрировать химическими реакциями генетическую связь между их членами;
  4. Способы получения кислот азотной, серной, ортофосфорной.
  5. Качественные реакции  на соли  азотной, серной и ортофосфорной кислот.
  6. Применение соединений азота, серы, фосфора.

Цели и задачи:

  1. Образовательные:

            Проверить глубину и прочность усвоения учащимися знаний по теме      «Азот», «Сера», «Фосфор»

           Выявить типичные ошибки и пробелы в знаниях.

  1. Развивающие:

Развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности,

  1. Воспитательные:

           Воспитать чувство коллективизма.

 Воспитать уважение друг к другу.

        Методы обучения:

         Организация учебно-познавательной деятельности - игра.

       Методы контроля:

           Устный контроль, письменный контроль.

     Оборудование:  карточки, схемы, таблицы с кроссвордами, растворы хлорида натрия, фосфата калия, сульфата натрия, нитрат серебра (I), лакмус, серная и ортофосфорная кислоты, штатив с пробирками.

                                  Ход урока

  I.    Организационный момент 

     Класс делится на две команды.

    Одна команда называется «Апатит», другая - «Пирит»

II. Слово учителя- 2мин.

 III.   Проведение смотра- конкурса    

Конкурс №1. «Кроссворд»

Каждая команда выделяет по три человека. На разных плакатах кроссворды. За каждый правильный ответ получают 1 балл.

По горизонтали вставляют слова. Особенность кроссворда в том, что содержание вопросов разное, а ответы одинаковые.

1

н

2

е

3

м

4

е

5

т

6

а

7

л

         

Вопросы:

команде «Апатит».

1.Сложное вещество, при окислении которого образуется оксид фосфора (V).

2.Минеральное удобрение, в состав которого входит гидрофосфат кальция.

3.Газ, применяемый для получения азотной кислоты.

4. Минеральное удобрение в состав , которого входит нитрат-ион.

5.Природное соединение серы, подвергнутое химической обработке.

6.Минерал, состоящий из фосфата кальция и фторида или хлорида кальция.

7.Анион, дающий с катионом бария белый осадок.

8.Индикатор, который краснеет при опускании его в водный раствор с оксидом фосфора (V).

Команде  «Пирит»

1.Газ, с запахом  тухлой рыбы, бесцветный, ядовитый.

2.Фосфорное удобрение, которое входит в кислые почвы.

3.Газ, при растворении которого в воде. Образуется нашатырный спирт.

4.Соли щелочных и щелочноземельных металлов и азотной кислоты.

5.Техническое название дисульфида(II), применяемого для производства серной кислоты.

6.Минерал, используемый для производства фосфора.

7.Ион, образующийся при полной гидратации оксида серы (vI).

8.Индикатор, сильно краснеющий в в разбавленном растворе серной кислоты.

  За каждое правильное слово – 1бал.

Ответы: 1.Фосфин. 2. Суперфосфат. 3 Аммиак, 4. Селитра . 5. Пирит. 6.Апатит   7. Сульфат.  8. Лакмус.

Конкурс №2 «Химический хоккей»

Каждая команда делится на защитников и нападающих. Нападающие по сигналу  ведущего предлагают защитникам из другой команды вопрос. Например, Составить формулы и назвать оксиды серы, фосфора, азота, соли азотной, фосфорной и серной кислот. Как из аммиака получить соль. Где применяются соли азотной кислоты? И другие вопросы.

На  каждый вопрос  дается по 5сек. За каждый правильный ответ 1 бал.

Конкурс №3  «Счастливый билет»

В этой игре принимают участие по 2 человека от команды. Проводим жеребьевку билетов. Участники тянут по одному билету  задания1 и  2. Каждый ученик садится за отдельную парту, и в течение пяти минут готовятся к ответу на вопрос.

  1. а) Составить формулы известных вам соединений серы, к какому классу  сложных веществ они относятся. Назвать все вещества.

     1.б)   Составить формулы известных вам соединений фосфора, к какому классу  сложных веществ они относятся. Назвать все вещества

    1. в)  Составить формулы известных вам соединений азота, к какому классу  сложных веществ они относятся. Назвать все вещества

2.Какие пары веществ, формулы которых приведены ниже могут взаимодействовать  друг с другом. Составить уравнение реакций.

    I.          a) SO2 +H2O;          б) CuO + HNO3;     в) P2O3 + H2SO4;

    II.         а) SO3 + H2O;        б) NaOH + H2SO4; в) SO2+ HNO3;

    III.        а) P2O3 + H2O;      б) Mg(OH)2 + HNO3. В) SO3+H3PO4;

За каждое правильное уравнение реакции   2 бала и правильную формулу – 1 бал, за правильное название 1 бал.

            Конкурс №4  «Химическая эстафета»

На плакате схема:

Фосфор   оксид фосфора (V)метафосфорная кислота ортофосфорная кислота

                                                                                                                                      соль

Азотаммиакгидроксид аммония

От каждой команды выходят  по 3 человека .

Задания для учеников: используя приведенную схему, составьте конкретные генетические ряды азота и фосфора, проиллюстрировав их соответствующими уравнениями реакций. Каждый этап поочередно выполняют члены команды.

За каждое правильное уравнение реакции жюри начисляет команде 2 очка.

            Конкурс №5  «Узнай меня»

Этот конкурс экспериментальный. Представители команды распознают соли и кислоты. От команды 1 человек.

1 команда. Среди солей хлорида, нитрата, сульфата натрия распознать соль серной кислоты.

2 команда. Среди солей нитрата, хлорида, фосфата калия распознать соль фосфорной кислоты.

Написать уравнение реакции определяемого иона. Команде начисляют по 2 бала за правильно распознанный ион и 1 бал за уравнение реакции.

IV.Подведение итогов.

V. Заключительное слово учителя.

 http://zavuch.info/about-concurs.html

Разработки, представленные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Обобщение знаний по теме «Подгруппа азота (Урок – игра « Звёздный час в химии».)

          Закрепить знания учащихся о строении и свойствах азота и фосфора как простых веществ, так и их соединений, о промышленных  способах производства аммиака,...

Урок- Экспедиция "Город, где живут морфемы" 6 класс(Урок обобщения изученного по теме).

Материал содержит технологическую карту урока, презентацию, самоанализ урока, приложения к уроку интерактивный тренажёр, включающий физкультминутку,...

Русский язык 6 класс. Тема урока: Обобщение изученного по теме "Имя числительное"

Русский язык 6 класс. Тема урока: Обобщение изученного по теме "Имя числительное". ...

Тема урока: «Обобщение изученного по теме «Торговля».

Тема урока: «Обобщение изученного по теме «Торговля»....

Урок обобщение знаний по теме «Электрический ток» и изучение темы «Работа и мощность тока» через приложение Ватсапп (дистанционно)

Для проведения урока кроме приложения Ватсапп ничего не нужно. Да, мы не видим детей, зато всех слышим, можем увидеть их работу и оценить их знания. Ученики, которые плохо учатся видят решенные задачи...

Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)

Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)...