Рабочая программа 10 класс
календарно-тематическое планирование по химии (10 класс) по теме

Савина Анна Львовна

Рабочая программа химии по учебнику Н.Е.Кузнецовой 10 класс (2 часа в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_klass_2_ch_v_nedelyu.doc243.5 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС

(2 часа в неделю, 70 часов в год)

№п.п.

Наименование разделов и тем

Всего

Из них

Лабораторных опытов

Практических работ

Контрольных работ

Раздел I. Теоретические основы органической химии

5

Тема 1. Введение в органическую химию

1

1

Вещества органические и неорганические

1

Тема 2. Теория строения органических соединений

2

2

Теория химического строения органических соединений А. М. Бутлерова

1

3

Современные представления о строении органических соединений

1

Тема 3. Особенности строения и свойств органических соединений

2

4

Электронное и пространственное строение органических соединений

1

5

Классификация и номенклатура органических соединений

1

Раздел II. Классы органических соединений

39

10

3

2

Тема 4. Углеводороды

20

2

1

1

6

Предельные углеводороды. Алканы. Гомологический ряд алканов

1

7

Номенклатура и изомерия алканов

1

8

Химические свойства алканов и их применение

1

9-10

Решение задач на нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода по массовой доле химических элементов

1

11

Циклоалканы

1

1

12

Непредельные углеводороды. Гомологи и изомеры

1

13-14

Алкены. Свойства, применение и получение

2

1

15

Практическая работа №1 «Получение этилена и изучение его свойств»

1

1

16

Алкадиены. Строение, свойства, применение

1

17-18

Решение задач на нахождение молекулярной формулы углеводорода по массе или объему продуктов горения

2

19

Алкины. Свойства, применение и получение

1

20-21

Ароматические углеводороды (арены). Бензол

2

22

Гомологи бензола

1

23

Генетическая связь углеводородов

1

24

Повторение и обобщение материала по темам 1, 2, 3, 4

1

25

Контрольная работа №1 «Углеводороды»

1

1

Тема 5. Спирты. Фенолы

5

2

26

Классификация, номенклатура и изомерия спиртов

1

27

Предельные одноатомные спирты. Состав, строение и физические свойства. Водородная связь.

1

28

Химические свойства одноатомных спиртов

1

29

Многоатомные спирты

1

2

30

Фенолы

1

Тема 6. Альдегиды

3

2

31

Альдегиды. Классификация, номенклатура, особенности строения

1

32

Химические свойства альдегидов

1

1

33

Применение и получение альдегидов

1

1

Тема 7. Карбоновые кислоты и сложные эфиры

5

4

1

34

Одноосновные насыщенные карбоновые кислоты

1

1

35

Отдельные представители одноосновных предельных карбоновых кислот. Мыла

1

2

36

Непредельные одноосновные карбоновые кислоты

1

1

37

Сложные эфиры карбоновых кислот

1

38

Практическая работа №2 «Получение карбоновых кислот в лаборатории и изучение их свойств»

1

1

Тема 8. Азотосодержащие органические соединения

6

1

1

39

Амины

1

40

Анилин

1

41

Ароматические гетероциклические соединения

1

42

Практическая работа №3 «Решение экспериментальных задач по теме «Характерные свойства органических веществ и качественные реакции на них»

1

1

43

Повторение и обобщение материала тем 5, 6, 7, 8

1

44

Контрольная работа №2 «Кислород- и азотосодержащие органические соединения»

1

1

Раздел III. Вещества живых клеток

11

8

1

1

Тема 9. Жиры

1

45

Жиры – триглецириды: состав, строение, свойства

1

Тема 10. Углеводы

4

4

46

Классификация углеводов и роль фотосинтеза в их образовании

1

47

Глюкоза. Строение, свойства, распространение в природе, применение

1

48

Сахароза

1

2

49

Крахмал. Целлюлоза

1

2

Тема 11. Аминокислоты. Пептиды. Белки

6

4

1

1

50

Аминокислоты

1

51-52

Белки

2

53

Практическая работа №4 «Приготовление растворов белков и изучение их свойств»

1

1

54

Повторение и обобщение материала по темам 8, 9, 10, 11

1

55

Контрольная работа № 3 «Вещества живых клеток»

1

1

Раздел IV. Органическая химия в жизни человека

15

6

2

1

Тема 12. Природные источники углеводородов

3

3

56

Природные источники углеводородов

1

1

57

Переработки нефти

1

1

58

Природный и попутный нефтяной газы

1

1

Тема 13. Полимеры, полимерные материалы

8

3

2

59

Общие понятия о синтетических высокомолекулярных соединениях

1

1

60

Пластмассы

1

1

61

Синтетические каучуки и волокна

1

1

62

Практическая работа №5 «Распознавание пластмасс»

1

1

63

Практическая работа № 6 «Распознавание волокон»

1

1

64

Генетическая связь между классами органических соединений

1

65

Подготовка к итоговой контрольной работе

1

66

Итоговая контрольная работа по курсу органической химии

1

1

Тема 14. Защита окружающей среды от воздействия вредных органических веществ

4

67

Химическая экология в системе экологической науки

1

68

Углеводороды, вредные для здоровья человека и окружающей среды

1

69

Влияние на окружающую среду производных углеводородов

1

70

Обобщающий урок по курсу органической химии

1


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА (10 КЛАСС)

(2 часа в неделю, 70 часов в год)

Раздел I

Теоретические основы органической химии (5 часов)

Тема 1. Введение в органическую химию (1 час)

Органическая химия – химия соединений углерода. Качественный состав органических соединений. Рост числа известных органических веществ в XIX-XX вв. Явление изомерии. Утверждение в науке атомно-молекулярных представлений. Первые успехи химиков в синтезе органических соединений.

Тема 2. Теория строения органических соединений (2 часа)

Теория химического строения А.М.Бутлерова: основные понятия, положения, следствия. Развитие теории химического строения в XXв. на основе электронной теории строения атома. Изомеры. Виды формул: эмпирические, структурные, электронные. Типы моделей молекул органических соединений их условный характер и функции в науке и обучении. Химический язык органической химии.

Тема 3. Особенности строения и свойств органических соединений (2 часа)

Строение атомов углерода, водорода, кислорода, азота. Валентность атомов углерода. Явления возбуждения и гибридизации атома углерода при образовании молекулы метана. Строение молекул с одинарными связями (на примере этана), двойными (на примере этилена), тройными (на примере ацетилена). Общая классификация по структуре углеродного скелета: алифатические, алициклические, ароматические гетероциклические. Примеры соединений основных классов. Понятие о гомологических рядах органических соединений.

Раздел II

Классы органических соединений (39 часов)

Тема 4. Углеводороды (20 часов).

Алканы. Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические свойства алканов. Алканы в природе. Промышленные способы получения. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, гидролиз карбида алюминия. Реакции замещения. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов. Применение алканов. Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Циклоалканы. Понятие о циклоалканах и их свойствах. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Химические свойства циклоалканов: горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация. Алкены. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов и спиртов. Понятие об индуктивном (+I) эффекте на примере молекулы пропена. Реакции присоединения (галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация, гидрирование). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств. Алкадиены. Общая формула алкадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства. Взаимное расположение π-связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряженными Алкины. Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов. Реакции присоединения: галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова), гидрирование. Тримеризация ацетилена в бензол. Применение алкинов. Окисление алкинов. Арены. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Изомерия и номенклатура аренов, их получение. Гомологи бензола. Химические свойства бензола. Реакции замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование и алкилирование. Применение бензола и его гомологов. Сравнение реакционной способности бензола и толуола в реакциях замещения.

Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. Нахождение молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединениях. Комбинированные задачи.

Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул циклопарафинов. 2. Обнаружение в керосине непредельных соединений с помощью бромной воды.

Практическая работа №1. Получение этилена и изучение его свойств.

Контрольная работа №1 «Углеводороды».

Тема 5. Спирты. Фенолы (5 часов)

Спирты. Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Водородная связь. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксильных групп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола. Фенолы. Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола как функция его строения. Кислотные свойства. Применение фенола. Классификация фенолов.

Лабораторные опыты. 3. Физические свойства глицерина. 4. Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди (II).

Тема 6. Альдегиды (3 часа)

Строение молекул альдегидов, изомерия и номенклатура. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)).

Лабораторные опыты. 5. Окисление альдегида с аммиачным раствором оксида серебра и гидроксидом меди (II). 6. Окисление спирта в альдегид.

Тема 7. Карбоновые кислоты и сложные эфиры (5 часов)

Карбоновые кислоты. Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот. Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Реакция этерификации, условия ее проведения. Олеиновая и линолевая кислоты. Химические свойства непредельных карбоновых кислот, обусловленные наличием π-связи в молекуле. Сложные эфиры. Строение сложных эфиров. Изомерия сложных эфиров («углеродного скелета» и межклассовая). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров.

Расчетные задачи. Определение выхода продукта реакции (в %) от теоретически возможного. Установление формулы и строения вещества по продуктам его сгорания (или гидролиза).

Лабораторные опыты. 7. Химические свойства уксусной кислоты. 8. Химические свойства муравьиной кислоты. 9. Ознакомление с образцами стеариновой и пальмитиновой кислот.

Практическая работа №2. Получение карбоновых кислот в лаборатории и изучение его свойств.

Тема 8. Азотосодержащие органические соединения (6 часов)

Амины. Состав и строение аминов. Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с водой и кислотами. Гомологический ряд ароматических аминов. Анилин. Строение. Физико-химические свойства. Ароматические гетероциклические соединения. Пиридин и пиррол.

Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач по теме «Характерные свойства органических веществ и качественные реакции на них».

Контрольная работа №2 «Кислород- и азотосодержащие органические соединения».

Раздел III

Вещества живых клеток (11 часов)

Тема 9. Жиры (1 час)

Триглецириды. Твердые и жидкие жиры. Физические и химические свойства жиров. Биологические функции жиров.

Тема 10. Углеводы (4 часа)

Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы.
Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.
Моносахариды. Глюкоза, ее физические свойства. Строение молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Биологическая роль глюкозы. Дисахариды. Строение дисахаридов. Сахароза: строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья. Полисахариды. Крахмал и целлюлоза (сравнительная характеристика: строение, свойства, биологическая роль). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов.

Лабораторные опыты. 10. Гидролиз сахарозы. 11. Химические свойства сахарозы. 12. Взаимодействие крахмала с йодом. 13. Гидролиз крахмала.  

 

Тема 11. Аминокислоты. Пептиды. Белки (6 часов)

Аминокислоты и белки. Состав и строение молекул аминокислот. Изомерия аминокислот. Взаимодействие аминокислот с основаниями. Взаимодействие аминокислот с кислотами, образование сложных эфиров. Образование внутримолекулярных солей (биполярного иона). Биологическая роль аминокислот. Белки как природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых молекул. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения.

Лабораторные опыты. 14. Цветные реакции на белки. 15. Обнаружение белка в молоке.

Практическая работа №4 «Приготовление растворов белков и изучение их свойств»

Контрольная работа №3 «Вещества живых клеток».

 

Раздел IV

Органическая химия в жизни человека (15 часов)

Тема 12. Природные источники углеводородов (3 часа)

Природные источники углеводородов: нефть, уголь, природный и попутный нефтяной газы. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование в промышленности.

Лабораторные опыты. 16. Ознакомление с образцами нефти и продуктами их переработки. 17. Изучение свойств полимеров.

Тема 13. Полимеры и полимерные материалы (8 часов)

Общие понятия высокомолекулярных соединениях: полимер, макромолекула, мономер, структурное звено, степень полимеризации, геометрическая форма макромолекул. Классификация полимеров. Характеристика пластмасс. Практическое использование полимеров и возникшие в результате этого экологические проблемы. Бутадиеновый и дивиниловй каучук, ацетатные волокна и капрон – их характеристики. Генетическая связь между классами органических соединений.

Лабораторные опыты. 18. Изучение свойств полимеров. 19. Обнаружение хлора в поливинилхлориде. 20. Отношение синтетических волокон к растворам кислот и шелочей.

Практическая работа №5 «Распознавание пластмасс».

Практическая работа №6 «Распознавание волокон».

Итоговая контрольная работа по курсу органической химии.

Тема 14. Защита окружающей среды от воздействия вредных органических веществ

(4 часа)

Система химико-экологического воздействия на окружающую среду и мер ее защиты. Биохимический круговорот веществ. Углеводороды. Вредные для здоровья человека и окружающей среды (алканы, алкены, алкадиены, алкины, ароматические углеводороды). Разрушение озонового слоя. Пестициды.

Перечень контрольных работ (10 класс)

  1. Углеводороды.
  2. Кислородсодержащие органические соединения.
  3. Вещества живых клеток.
  4. Итоговая контрольная работа по курсу органической химии.

Перечень практических работ (10 класс)

  1. Получение этилена и изучение его свойств.
  2. Получение карбоновых кислот в лаборатории и изучение их свойств.
  3. Решение экспериментальных задач «Характерные свойства органических веществ и качественные реакции на них».
  4. Приготовление растворов белков и выполнение опытов с ними.
  5. Распознавание пластмасс.
  6. Распознавание волокон.

Перечень лабораторныхо пытов (10 класс)

  1. Изготовление моделей молекул циклопарафинов.
  2. Обнаружение в керосине непредельных соединений с помощью бромной воды.
  3. Физические свойства глицерина.
  4. Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди (II).
  5. Окисление альдегида аммиачным раствором оксида серебра и гидроксида меди (II).
  6. Окисление спирта в альдегид.
  7. Химические свойства уксусной кислоты.
  8. Химические свойства муравьиной кислоты.
  9. Ознакомление с образцами стеариновой и пальматиновой кислот.
  10. Гидролиз сахарозы.
  11. Химические свойства сахарозы.
  12. Взаимодействие крахмала с йодом.
  13. Гидролиз крахмала.
  14. Цветные реакции на белки.
  15. Обнаружение белка в молоке.
  16. Ознакомление с образцами каменного угля и продуктами их переработки.
  17. Ознакомление с образцами нефти и продуктами их переработки.
  18. Изучение свойств полимеров.
  19. Обнаружение хлора в поливинилхлориде.
  20. Отношение синтетических волокон к растворам кислот и шелочей.

Требования к уровню подготовки  учащихся 10-го класса

Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать/понимать:

•        важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы,  ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

•        основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

•        основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

•        важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен; бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

•        называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;

•        определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

•        характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

•        объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

•        выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

•        проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;

•        использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•        объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

•        определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

•        экологически грамотного поведения в окружающей среде;

•        оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

•        безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

•        приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

•        критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...