Рабочая программа 10 класс
календарно-тематическое планирование по химии (10 класс) по теме
Рабочая программа химии по учебнику Н.Е.Кузнецовой 10 класс (2 часа в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_klass_2_ch_v_nedelyu.doc | 243.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС
(2 часа в неделю, 70 часов в год)
№п.п. | Наименование разделов и тем | Всего | Из них |
Лабораторных опытов | Практических работ | Контрольных работ |
Раздел I. Теоретические основы органической химии | 5 |
Тема 1. Введение в органическую химию | 1 |
1 | Вещества органические и неорганические | 1 |
Тема 2. Теория строения органических соединений | 2 |
2 | Теория химического строения органических соединений А. М. Бутлерова | 1 |
3 | Современные представления о строении органических соединений | 1 |
Тема 3. Особенности строения и свойств органических соединений | 2 |
4 | Электронное и пространственное строение органических соединений | 1 |
5 | Классификация и номенклатура органических соединений | 1 |
Раздел II. Классы органических соединений | 39 | 10 | 3 | 2 |
Тема 4. Углеводороды | 20 | 2 | 1 | 1 |
6 | Предельные углеводороды. Алканы. Гомологический ряд алканов | 1 |
7 | Номенклатура и изомерия алканов | 1 |
8 | Химические свойства алканов и их применение | 1 |
9-10 | Решение задач на нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода по массовой доле химических элементов | 1 |
11 | Циклоалканы | 1 | 1 |
12 | Непредельные углеводороды. Гомологи и изомеры | 1 |
13-14 | Алкены. Свойства, применение и получение | 2 | 1 |
15 | Практическая работа №1 «Получение этилена и изучение его свойств» | 1 | 1 |
16 | Алкадиены. Строение, свойства, применение | 1 |
17-18 | Решение задач на нахождение молекулярной формулы углеводорода по массе или объему продуктов горения | 2 |
19 | Алкины. Свойства, применение и получение | 1 |
20-21 | Ароматические углеводороды (арены). Бензол | 2 |
22 | Гомологи бензола | 1 |
23 | Генетическая связь углеводородов | 1 |
24 | Повторение и обобщение материала по темам 1, 2, 3, 4 | 1 |
25 | Контрольная работа №1 «Углеводороды» | 1 | 1 |
Тема 5. Спирты. Фенолы | 5 | 2 |
26 | Классификация, номенклатура и изомерия спиртов | 1 |
27 | Предельные одноатомные спирты. Состав, строение и физические свойства. Водородная связь. | 1 |
28 | Химические свойства одноатомных спиртов | 1 |
29 | Многоатомные спирты | 1 | 2 |
30 | Фенолы | 1 |
Тема 6. Альдегиды | 3 | 2 |
31 | Альдегиды. Классификация, номенклатура, особенности строения | 1 |
32 | Химические свойства альдегидов | 1 | 1 |
33 | Применение и получение альдегидов | 1 | 1 |
Тема 7. Карбоновые кислоты и сложные эфиры | 5 | 4 | 1 |
34 | Одноосновные насыщенные карбоновые кислоты | 1 | 1 |
35 | Отдельные представители одноосновных предельных карбоновых кислот. Мыла | 1 | 2 |
36 | Непредельные одноосновные карбоновые кислоты | 1 | 1 |
37 | Сложные эфиры карбоновых кислот | 1 |
38 | Практическая работа №2 «Получение карбоновых кислот в лаборатории и изучение их свойств» | 1 | 1 |
Тема 8. Азотосодержащие органические соединения | 6 | 1 | 1 |
39 | Амины | 1 |
40 | Анилин | 1 |
41 | Ароматические гетероциклические соединения | 1 |
42 | Практическая работа №3 «Решение экспериментальных задач по теме «Характерные свойства органических веществ и качественные реакции на них» | 1 | 1 |
43 | Повторение и обобщение материала тем 5, 6, 7, 8 | 1 |
44 | Контрольная работа №2 «Кислород- и азотосодержащие органические соединения» | 1 | 1 |
Раздел III. Вещества живых клеток | 11 | 8 | 1 | 1 |
Тема 9. Жиры | 1 |
45 | Жиры – триглецириды: состав, строение, свойства | 1 |
Тема 10. Углеводы | 4 | 4 |
46 | Классификация углеводов и роль фотосинтеза в их образовании | 1 |
47 | Глюкоза. Строение, свойства, распространение в природе, применение | 1 |
48 | Сахароза | 1 | 2 |
49 | Крахмал. Целлюлоза | 1 | 2 |
Тема 11. Аминокислоты. Пептиды. Белки | 6 | 4 | 1 | 1 |
50 | Аминокислоты | 1 |
51-52 | Белки | 2 |
53 | Практическая работа №4 «Приготовление растворов белков и изучение их свойств» | 1 | 1 |
54 | Повторение и обобщение материала по темам 8, 9, 10, 11 | 1 |
55 | Контрольная работа № 3 «Вещества живых клеток» | 1 | 1 |
Раздел IV. Органическая химия в жизни человека | 15 | 6 | 2 | 1 |
Тема 12. Природные источники углеводородов | 3 | 3 |
56 | Природные источники углеводородов | 1 | 1 |
57 | Переработки нефти | 1 | 1 |
58 | Природный и попутный нефтяной газы | 1 | 1 |
Тема 13. Полимеры, полимерные материалы | 8 | 3 | 2 |
59 | Общие понятия о синтетических высокомолекулярных соединениях | 1 | 1 |
60 | Пластмассы | 1 | 1 |
61 | Синтетические каучуки и волокна | 1 | 1 |
62 | Практическая работа №5 «Распознавание пластмасс» | 1 | 1 |
63 | Практическая работа № 6 «Распознавание волокон» | 1 | 1 |
64 | Генетическая связь между классами органических соединений | 1 |
65 | Подготовка к итоговой контрольной работе | 1 |
66 | Итоговая контрольная работа по курсу органической химии | 1 | 1 |
Тема 14. Защита окружающей среды от воздействия вредных органических веществ | 4 |
67 | Химическая экология в системе экологической науки | 1 |
68 | Углеводороды, вредные для здоровья человека и окружающей среды | 1 |
69 | Влияние на окружающую среду производных углеводородов | 1 |
70 | Обобщающий урок по курсу органической химии | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА (10 КЛАСС)
(2 часа в неделю, 70 часов в год)
Раздел I
Теоретические основы органической химии (5 часов)
Тема 1. Введение в органическую химию (1 час)
Органическая химия – химия соединений углерода. Качественный состав органических соединений. Рост числа известных органических веществ в XIX-XX вв. Явление изомерии. Утверждение в науке атомно-молекулярных представлений. Первые успехи химиков в синтезе органических соединений.
Тема 2. Теория строения органических соединений (2 часа)
Теория химического строения А.М.Бутлерова: основные понятия, положения, следствия. Развитие теории химического строения в XXв. на основе электронной теории строения атома. Изомеры. Виды формул: эмпирические, структурные, электронные. Типы моделей молекул органических соединений их условный характер и функции в науке и обучении. Химический язык органической химии.
Тема 3. Особенности строения и свойств органических соединений (2 часа)
Строение атомов углерода, водорода, кислорода, азота. Валентность атомов углерода. Явления возбуждения и гибридизации атома углерода при образовании молекулы метана. Строение молекул с одинарными связями (на примере этана), двойными (на примере этилена), тройными (на примере ацетилена). Общая классификация по структуре углеродного скелета: алифатические, алициклические, ароматические гетероциклические. Примеры соединений основных классов. Понятие о гомологических рядах органических соединений.
Раздел II
Классы органических соединений (39 часов)
Тема 4. Углеводороды (20 часов).
Алканы. Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические свойства алканов. Алканы в природе. Промышленные способы получения. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, гидролиз карбида алюминия. Реакции замещения. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов. Применение алканов. Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Циклоалканы. Понятие о циклоалканах и их свойствах. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Химические свойства циклоалканов: горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация. Алкены. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов и спиртов. Понятие об индуктивном (+I) эффекте на примере молекулы пропена. Реакции присоединения (галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация, гидрирование). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств. Алкадиены. Общая формула алкадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства. Взаимное расположение π-связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряженными Алкины. Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов. Реакции присоединения: галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова), гидрирование. Тримеризация ацетилена в бензол. Применение алкинов. Окисление алкинов. Арены. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Изомерия и номенклатура аренов, их получение. Гомологи бензола. Химические свойства бензола. Реакции замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование и алкилирование. Применение бензола и его гомологов. Сравнение реакционной способности бензола и толуола в реакциях замещения.
Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. Нахождение молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединениях. Комбинированные задачи.
Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул циклопарафинов. 2. Обнаружение в керосине непредельных соединений с помощью бромной воды.
Практическая работа №1. Получение этилена и изучение его свойств.
Контрольная работа №1 «Углеводороды».
Тема 5. Спирты. Фенолы (5 часов)
Спирты. Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Водородная связь. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксильных групп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола. Фенолы. Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола как функция его строения. Кислотные свойства. Применение фенола. Классификация фенолов.
Лабораторные опыты. 3. Физические свойства глицерина. 4. Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди (II).
Тема 6. Альдегиды (3 часа)
Строение молекул альдегидов, изомерия и номенклатура. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)).
Лабораторные опыты. 5. Окисление альдегида с аммиачным раствором оксида серебра и гидроксидом меди (II). 6. Окисление спирта в альдегид.
Тема 7. Карбоновые кислоты и сложные эфиры (5 часов)
Карбоновые кислоты. Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот. Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Реакция этерификации, условия ее проведения. Олеиновая и линолевая кислоты. Химические свойства непредельных карбоновых кислот, обусловленные наличием π-связи в молекуле. Сложные эфиры. Строение сложных эфиров. Изомерия сложных эфиров («углеродного скелета» и межклассовая). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров.
Расчетные задачи. Определение выхода продукта реакции (в %) от теоретически возможного. Установление формулы и строения вещества по продуктам его сгорания (или гидролиза).
Лабораторные опыты. 7. Химические свойства уксусной кислоты. 8. Химические свойства муравьиной кислоты. 9. Ознакомление с образцами стеариновой и пальмитиновой кислот.
Практическая работа №2. Получение карбоновых кислот в лаборатории и изучение его свойств.
Тема 8. Азотосодержащие органические соединения (6 часов)
Амины. Состав и строение аминов. Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с водой и кислотами. Гомологический ряд ароматических аминов. Анилин. Строение. Физико-химические свойства. Ароматические гетероциклические соединения. Пиридин и пиррол.
Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач по теме «Характерные свойства органических веществ и качественные реакции на них».
Контрольная работа №2 «Кислород- и азотосодержащие органические соединения».
Раздел III
Вещества живых клеток (11 часов)
Тема 9. Жиры (1 час)
Триглецириды. Твердые и жидкие жиры. Физические и химические свойства жиров. Биологические функции жиров.
Тема 10. Углеводы (4 часа)
Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы.
Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества. Моносахариды. Глюкоза, ее физические свойства. Строение молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Биологическая роль глюкозы. Дисахариды. Строение дисахаридов. Сахароза: строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья. Полисахариды. Крахмал и целлюлоза (сравнительная характеристика: строение, свойства, биологическая роль). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов.
Лабораторные опыты. 10. Гидролиз сахарозы. 11. Химические свойства сахарозы. 12. Взаимодействие крахмала с йодом. 13. Гидролиз крахмала.
Тема 11. Аминокислоты. Пептиды. Белки (6 часов)
Аминокислоты и белки. Состав и строение молекул аминокислот. Изомерия аминокислот. Взаимодействие аминокислот с основаниями. Взаимодействие аминокислот с кислотами, образование сложных эфиров. Образование внутримолекулярных солей (биполярного иона). Биологическая роль аминокислот. Белки как природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых молекул. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения.
Лабораторные опыты. 14. Цветные реакции на белки. 15. Обнаружение белка в молоке.
Практическая работа №4 «Приготовление растворов белков и изучение их свойств»
Контрольная работа №3 «Вещества живых клеток».
Раздел IV
Органическая химия в жизни человека (15 часов)
Тема 12. Природные источники углеводородов (3 часа)
Природные источники углеводородов: нефть, уголь, природный и попутный нефтяной газы. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование в промышленности.
Лабораторные опыты. 16. Ознакомление с образцами нефти и продуктами их переработки. 17. Изучение свойств полимеров.
Тема 13. Полимеры и полимерные материалы (8 часов)
Общие понятия высокомолекулярных соединениях: полимер, макромолекула, мономер, структурное звено, степень полимеризации, геометрическая форма макромолекул. Классификация полимеров. Характеристика пластмасс. Практическое использование полимеров и возникшие в результате этого экологические проблемы. Бутадиеновый и дивиниловй каучук, ацетатные волокна и капрон – их характеристики. Генетическая связь между классами органических соединений.
Лабораторные опыты. 18. Изучение свойств полимеров. 19. Обнаружение хлора в поливинилхлориде. 20. Отношение синтетических волокон к растворам кислот и шелочей.
Практическая работа №5 «Распознавание пластмасс».
Практическая работа №6 «Распознавание волокон».
Итоговая контрольная работа по курсу органической химии.
Тема 14. Защита окружающей среды от воздействия вредных органических веществ
(4 часа)
Система химико-экологического воздействия на окружающую среду и мер ее защиты. Биохимический круговорот веществ. Углеводороды. Вредные для здоровья человека и окружающей среды (алканы, алкены, алкадиены, алкины, ароматические углеводороды). Разрушение озонового слоя. Пестициды.
Перечень контрольных работ (10 класс)
- Углеводороды.
- Кислородсодержащие органические соединения.
- Вещества живых клеток.
- Итоговая контрольная работа по курсу органической химии.
Перечень практических работ (10 класс)
- Получение этилена и изучение его свойств.
- Получение карбоновых кислот в лаборатории и изучение их свойств.
- Решение экспериментальных задач «Характерные свойства органических веществ и качественные реакции на них».
- Приготовление растворов белков и выполнение опытов с ними.
- Распознавание пластмасс.
- Распознавание волокон.
Перечень лабораторныхо пытов (10 класс)
- Изготовление моделей молекул циклопарафинов.
- Обнаружение в керосине непредельных соединений с помощью бромной воды.
- Физические свойства глицерина.
- Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди (II).
- Окисление альдегида аммиачным раствором оксида серебра и гидроксида меди (II).
- Окисление спирта в альдегид.
- Химические свойства уксусной кислоты.
- Химические свойства муравьиной кислоты.
- Ознакомление с образцами стеариновой и пальматиновой кислот.
- Гидролиз сахарозы.
- Химические свойства сахарозы.
- Взаимодействие крахмала с йодом.
- Гидролиз крахмала.
- Цветные реакции на белки.
- Обнаружение белка в молоке.
- Ознакомление с образцами каменного угля и продуктами их переработки.
- Ознакомление с образцами нефти и продуктами их переработки.
- Изучение свойств полимеров.
- Обнаружение хлора в поливинилхлориде.
- Отношение синтетических волокон к растворам кислот и шелочей.
Требования к уровню подготовки учащихся 10-го класса
Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать/понимать:
• важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
• основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
• основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
• важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен; бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
• называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
• определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
• характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
• объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
• выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
• проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;
• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
• определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
• безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
• приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
• критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...