Д.И.Менделеев - великий ученый и человек
методическая разработка по химии по теме
Внеклассное мероприятия приурочена ко дню рождения величайшего русского ученого, в форме интеллектуальной игры с элементами соревнования, участники учащиеся 8-11классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_po_himii.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный конкурс внеклассных мероприятий по химии
«Химическая эстафета»,
посвященное Международному году химии
Учитель химии
Курдутова Фягима Фягимовна
МОУ «СОШ п.Восточный»
Дергачевского района
2010г Саратовской области
Пояснительная записка
Внеклассное мероприятия проводится для учащихся 8-11классов и приурочена ко дню рождения величайшего русского ученого.
Цели и задачи мероприятие:
Повысить интерес учащихся к изучению предмета химии;
Выявить черты характера Д.И.Менделеева как ученого, гражданина, человека;
Показать как много сделал Д.И.Менделеев для химической науки, научно-технического прогресса;
Ознакомить учащихся с различными вариантами периодической системы Д.И.Менделеева и её химическими элементами;
Подвести к самостоятельным выводам и обобщением о великом русском ученом;
Развивать интерес учащихся к истории Родины, их патриотическое воспитание через изучение и осмысление научного наследия Д.И.Менделеева;
Совершенствовать умение работать с учебной, научной-популярной, справочной литературой;
Умение выступать перед аудиторией с сообщением по предложенной теме.
Форма внеклассного мероприятие – интеллектуальная игра. Игра с элементами соревнования.
Участники – учащиеся с 8 по 11 классы,
Приглашенные - учителя естествознание (биологии, географии, экологии, физики), родители
Сроки проведения – февраль
Продолжительность мероприятие – 50-60 минут
Этапы подготовки:
Каждый класс за 2-3 недели получает конкретную тему мероприятие
8класс - Ранние годы Д.И.Менделеева
9класс - Д.И.Менделеев – ученый, гражданин
10класс - Д.И.Менделеев просто человек
11класс - Периодический закон и его открытие
Класс работают в команде, где в течение 3 недель, учащиеся должны собрать материал о ученом, подготовить презентацию и сообщение по своей тематике.
Для проведения игры необходимо игровое табло, которое состоит из секторов: «Семья», «Наука», «Просвещение», «Промышленность», в каждом секторе имеется по пять вопросов, каждый вопрос имеет свой балл от 10 до 50 баллов(баллы зависят от сложности вопроса)
Правила проведения: Каждый класс выступает в роли команды, где по очереди выбирают сектор на игровом табло и в течение 1минуты обсуждают его и отвечают. Если ответ на вопрос правильный, то команда получает балл, которое соответствовало этому вопросу. Если ответ неверен или требует дополнение, то право ответить предоставляется другой команде.
Оборудование: мультимедийный проектор, цветное игровое табло(приложение№1), песочные часы, портрет Д.И.Менделеева, таблица периодической системы химических элементов (короткопериодный вариант),
эпиграф (приложение №2).
Приложение№1(цветное игровое табло)
1 | «Семья» | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
2 | «Наука» | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
3 | «Просвещение» | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
4 | «Промышленность» | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Приложение №2 (эпиграф)
«Природа – мать
Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…»
Н.А.Некрасов.
Ведущий 1:
Слайд 1
Имя Д.И.Менделеева в представлении каждого из нас привычно связано с Периодической системой химических элементов, выражающий один из основных законов естествознания. Однако перечесть всех вопросов которые коснулся гений Менделеев, поражает воображение. Какую бы область науки или практики ни затрагивал его могучий талант,, он всегда находил обоснованное, технически прозорливое решение.
Всемирно призванный ученый был очень скромным в жизни, высоко ценил человеческое достоинство, жил и творил не для себя, а во благо общества, на благо России.
Сегодняшняя встреча приурочена ко дню рождения величайшего русского ученого.
Вначале мы познакомимся с биографии этого гениального человека. И начнем с его фамилии.
Слайд 2
Ведущий 2:
По матери Д.И. Менделеев принадлежал к старинной тобольской купеческой семье Корнильевых, а по отцу – к семье свещеннослужителя Соколовых. Четырем его сыновьям, как это было принято тогда у священнослужителей, были даны разные фамилии. Отец Дмитрия Ивановича получил фамилию соседних помещиков Менделеевых.
Слайд 3
Сообщение учащихся 8класса “Ранние годы Д.И.Менделеева” (приложение №3)
Слайд 4
Слайд 5
Ведущий 1:
Менделеев пользовался необычной популярность, любовью и уважением всего студенчества. Его лекции отличались исключительно высоким научным содержанием, оригинальностью и широтой подхода к изложению фактического материала и выводам. Они часто оживлялись частыми отступлениями в области других наук – физики, астрономии, биологии, геологии.
Из воспоминаний академика В.Е.Тищенко: «Менделеев поражал нас обширностью своих знаний, а вместе с тем учил, что для того мы и учимся, чтобы потом нести свет знания нашей Родине, разрабатывать её несметные природные богатства, поднимать её благосостояние и независимость».
35лет жизни Д.И.Менделеев отдал преподаванию. На склоне лет он написал: «Как педагог я клал в дело и возбуждение и душу; о том, что это не бесполезно, свидетельство множество независимых и зрелых людей. Ко мне в аудиторию ломились не ради красных слов, а ради мыслей…из тысячи моих учеников много теперь повсюду видных деятелей…Доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность».
Слайд 6
Ведущий 2:
Но его деятельность далеко выходила за рамки чистой науки химии. Русский химик Л.А.Чугаев (1873-1922) писал: «Гениальный химик, первоклассный физик, плодотворный исследователь в области гидродинамики, метеорологии, геологии, в различных отделах химических технологий (взрывчатые вещества, нефть, учение о топливе и др.) и других сопредельных с химией и физикой дисциплинах, глубокий знаток химической промышленности вообще, особенно русской, оригинальный мыслитель в области учения о народном хозяйстве, государственный ум, которому, к сожалению, не суждено было стать государственным человеком, но который видел и понимал задачи и будущность России лучше представителей нашей официальной власти».
А ученик Менделеева Г.Г.Густавсон (1842-1908) отмечал: «К какому бы делу он ни прикасался, он всегда оставлял на нем глубокие и поучительные следы».
Мы говорили о Д.И.Менделева как об ученом, а какой он был человек?
Менделеев был скромным и простым в обращении человеком, не любил никаких церемоний, славы, орденов, наград (а их у него было множество). Ему нравилось общаться с простым народом, особенно с мужиками. Скажет бывало: «Люблю мужицкие умные речи послушать». Скромность Менделеева проявлялась во всём. Одевался он очень просто, дома носил широкую суконную куртку, пошитую по его же фасону. Модой не интересовался, доверял своему постоянному портному. Умеренный в одежде, он был умерен и в еде. Чугаев считает что благодаря воздержанности в пище и питье он прожил долгую жизнь, хотя имел задатки наследственного туберкулёза.
Слайд 7,8
Ведущий 1:
Менделеев любил переплетать книги, клеить рамки для портретов, изготовлять чемоданы. Покупки для этих работ он обычно делал в Гостином дворе. Однажды, выбирая нужный товар, он услышал за спиной вопрос одного из покупателей:
-Кто этот почтенный господин?
-Таких людей надо знать, - с уважением в голосе ответил приказчик.
-Это мастер чемоданных дел Менделеев
В шахматы он играл прекрасно, очень редко проигрывал.
Так же любил Менделеев читать книги. Попадая в его кабинет, посетитель оказывался в царстве книг, которые лежали везде, где была точка опоры: на полках вдоль стен, на столах, диване, на полу. Литература была практически по всем отраслям знаний. В минуты, когда надо было отвлечься о серьезных мыслей, дать мозгу отдохнуть в дороге он читал приключенческую литературу – из жизни индейцев, произведения Жюля Верна. Он уважал Шекспира, Гёте, Шиллера, Байрона. Уже умирая, в последний день своей жизни, он просил, чтобы ему читали вслух из Жюля Верна «Путешествие к Северному полюсу».
Слайд 9
Ведущий 2:
Обострились и отношения в семье. Со стороны жены Феозвы Никитичны часто раздавались упреки. Ее не интересовала научная работа мужа, а его беспокойный образ жизни вызывал только ее раздражение. Менделеев чувствовал себя в семье одиноко и отчужденно."Я - человек, не Бог, и ты - не ангел",- писал он жене, признавая свои и ее слабости. Именно в это время возник у Менделеева интерес к А.И.Поповой- художнице, часто бывшей в их доме. Интерес к девушке перерос в глубокую симпатию... Не желая быть причиной разрыва Менделеева с семьей, Анна Ивановна покинула в 1880 г. Петербург и уехала в Италию. Дмитрий Иванович все же решил следовать за ней. Он подал было в отставку, но по совету ректора заменил заявление прошением об отпуске.
Жена Менделеева на развод не соглашалась, а расторжение брака в то время было очень трудным делом. Давая согласие на развод, тем не менее наложила на Менделеева шестилетнее покаяние, в течение которого он не мог венчаться вновь. Только в апреле 1882 года вопреки этому решению священник Адмиралтейской церкви Куткевич за 10 000 рублей обвенчал Менделеева и Попову. За нарушение запрета Куткевич был лишен духовного звания. В 1881 г. брак наконец был расторгнут. Дмитрий Иванович, получив отпуск, уехал в Италию к Анне Ивановне. В мае 1881 г. Менденлеев и Попова вернулись в Россию, а в декабре того же года у них родилась дочь Люба.
У Дмитрия Ивановича и Анны Ивановны было четверо детей.
Дочь Любовь Дмитриевна окончила Высшие женские курсы в Петербурге, в 1903 г. вышла замуж за поэта Александра Блока и в сезон 1907-1908 гг. играла в труппе Вс.Мейерхольда и в театре В.Комиссаржевской.
Впоследствии Блок посвятил Любе "Стихи о Прекрасной Даме".
У Д.И.Менделеева от двух браков было 6 детей. Детей своих Дмитрий Иванович очень любил.
Показательный пример: Менделеев был первым русским химиком, который был приглашен Британским химическим Обществом для участия в Фарадеевских чтениях; 23 мая 1889 г. в Лондоне он должен был сделать доклад «Периодическая законность химических элементов», но, получив телеграмму о болезни трехлетнего сына Василия, немедленно вернулся.
Его любовь к детям была глубокой, неподдельной, искренней и нежной. Увидев, к примеру, бегающих по двору ребятишек, подзовет к продавцу и купит каждому по яблоку, а ребят бывало до полусотни и больше. В магазине Леонова для детей заказывал лакомства. За свой счет устраивал для тетей служащих елку, дарил им подарки
Учитель: вот таким человеком, гражданином и учёным был Д.И. Менделеев. И ещё при жизни он создал себе 2 самых значительных памятников: периодический закон и периодическую систему, которую во время похорон Д.И Менделеева несли перед его гробом.
Вся жизнь Д.И.Менделеева – служение на процветание России. Это пример того, как ученые могут и должны служить Родине.
Всем известны его Периодический закон и Периодическая система. 1 марта 1869г. считается днем рождения Периодического закона, а Периодическая система Д.И.Менделеева – это его графическое выражение.
Слайд 10,11,12
Ведущий 1:
Примерно 100 ученых своими усилиями заполняли её клетки.
Созданная Д.И.Менделеевым периодическая система в 1955году пополнилась новым , сто первым элементом! Это менделевий.
Ученица 9класса, читает стихотворение посвященному к юбилею Д.И.Менделеева (автор учитель СШ№1927 г.Москвы), звучить тихо классическая музыка
Великий химик Дмитрий Менделеев-
Он и ученый-энциклопедист.
Научный путь, по воле провиденья
Открытий полный, ясен, но тернист...
Он химик, физик, астроном, геолог,
Воздухоплаватель, нефтяник, педагог,
Экономист, метрист, метеоролог,
Пороховщик, технолог и пророк
Открытий многих новых элементов.
Ёще не зная атомов состав,
Он предсказать сумел, что есть в них нечто –
И в этом тоже оказался прав.
Мы сквозь могучую систему элементов
Увидеть можем атома ядро,
И дальше, дальше в микромира безду
Проникнуть нам теперь уже дано.
Талантливый трудолюбивый гений
Три службы Родине на благо нёс:
Наука – первая, вторая – просвещенье
И, наконец, - основы производств.
Весь мир сегодня чтит с благоговеньем
Вас, незабвенный Дмитрий Менделеев!
Ведущий 2:
Взаключение сейчас мы сыграем в интеллектуальную игру “Великий химик”
Команды состоят из четырех человек(по одному представителю от класса ), всего четыре команды.
Команды по очереди выбирают сектор и вопрос соответствующий ему балл, чем выше балл тем сложнее вопрос. И та команда,которая наберет больше баллов, та и выигрывает.
Сектор “ СЕМЬЯ”
10 баллов –Когда и где родился Д.И.Менделеев? (ответ 8февраля 1834г., в г.Тобольске)
20 баллов – Каки по счету был ребенком в семье Дмитрий Иванович? Сколько у него были братьев и сестер? ( Д.И.Менделеев был последним – семнадцатым ребенком.В живых остались два брата и пять сестер, остальные умерли в младенчестве)
30баллов –Откуда произошла фамилия Менделее?Какая фамилия по отцу? (от соседних помещиков.Соколов.)
40баллов – Как звали вторую жену Менделеева и сколько у него было детей? (Анна Ивановна. Шестеро детей – двое от первого брака, остальные от второго)
50баллов – Когда умер и где похороне Д.И.Менделев. Какие три слова выбиты на надгробной плите на могиле величайшего ученого? (2февраля 1907г., похоронен на Волковом кладбище в санкт- Петербурге. “Дмитрий Иванович Менделеев”)
Сектор “НАУКА”
10 баллов – Скольки лдет Менделеев пошел учиться? (5,5лет)
20 баллов – Сколько научных работ было опупликовано и по каким разделам науки? (25томов, 431работ по химии, физике, географии, метрологии,сельскому хозяйству, экономике идругим областям)
30баллов – Когда был открыт Периодический закон и периодическая система, сколько вариантов было? (1марта 1869г, около400вариантов)
40баллов – Когда и за что была присуждена Демидовская премия? (1862г, за первый отечественный учебник “Органическая химия”)
50баллов – Как назывался химический элемент, которого открыли до периодической таблицы? И почему он был один? (Это рутений, так 18-19веке Россия не была развитой страной и развития науки ( в том числе и химические исследования) находились на низком уровне)
Сектор “ПРОСВЕЩЕНИЕ”
10баллов – По окончанию института кем был Менделеев?(старшим учителем географии)
20 баллов – Назовите научное общество, инициатором создания и одним из организаторов которого стал Д.И.Менделеев в 1868г.7(русское химическое общество)
30 баллов –Где Д.И.Менделеев обучился иностранным языкам?( в детстве, общаясь с декабристами)
40баллов - Как называли ученики Д.И.Менделеева? (дедушкой русских химиков)
50баллов – О каком своем фундаментальном труде Д.И.Менделеев писал: “...любимое дитя мое. Вних – мой опыт педагога и мои задушевные научные мысли”? Сколько изданий труд выдержал при жизни ученого?* ( об учебнике “Основы химии” .Восемь изданий в России при жизни ученого.Переведен на английский, французкий и немецкий языки)
Сектор “ПРОМЫШЛЕННОСТЬ”
10баллов – Для чего Менделеев ездил на Кавказ и в США? (для изучения нефтяного дела)
20баллов – О чем говорит работа “Будущая сила, покоящаяся на берегах Донца” (раскрывал экономическое значение Донбасса, с целью изучения каменоугольной промышленности)
30 баллов – Что пропангадировал по сельскому хозяйству? (использование удобрений и орошение засушлевых земель)
40 баллов – В1881г Д.И.Менделеев уговорил нефтепромышленника В.И.Рагозина провести конкурс, на который будут представлены предметы, дальнейший массовый выпуск которых приведет к увеличению производства дешевого керосина.Аэто послужит развитию нефтеперерабатывающей промышлености.Конкурс каких предметов предложил провести Менделеев? (конкурс ламп)
50 баллов – О чем говорят эти слова “Замереть России – гибель. Её удел поэтому – все двигаться вперед”? (о развитие промышленности в России)
Литература:
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К. (химия.Вводный курс 7 класс, М.,Дрофа, 2007г.)
Д.И.Менделеев в воспоминаниях современников (Москва 2Атомиздат»1973г)
Дмитрий Иванович Менделеев, (Н.А.Фигуровский. Москва «Наука» 1983г.)
Книга для чтения по неорганической химии (Ч.1, В.А. Крицман,Москва «Просвещение», 1983).
Научно – методический журнал “Химия в школе” (2007-1, 2008-1,10,2009-1,2);
Некрасов Б.В.( учебник общей химиии, М.,Госхимиздат,1963г)
Общая и неорганическая химия (М.Х. Карапетьянц, Москва «Высшая школа. Химия», 1981).
Периодический закон и периодическая система элементов Д.И.Менделеева (Н.П.Агафошин, Москва «Просвещение» 1982)г.
Приложение №3
Ранние годы
Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834года в бывшем главном городе Сибире Тобольске. Отец его, учитель тобольской гимназии Иван Дмитриевич, рано потерял зрение, ушел в отставку и жил на небольшую пенсию. Мать , Мария Дмитриевна была женщина далеко не заурядная. Она не только сама научилась грамоте, но много читала и собирала значительную библиотеку, с которой не согласилось расстаться даже тогда когда денежные дела семьи были очень плохи: «Всю радость и утишение нахожу в чтение, - говорила она. Нет сомнения, что развитии Дмитрия Ивановича началось очень рано, иначе его не отдали бы в гимназию на год раньше, чем следовало по возрасту. До гимнастические годы Дмитрий Иванович с матерью провел на стекольном заводе в Аремзянке, в двадцати пяти верстах от Тобольска. Маленький Митя был ребенком шаловливым. Мать сторого держала детей, но младшему любимцу, прощалось многое. За внезапные исчесновения Мити сильно попадало старушке – няни и особенно старшей сестре Машеньке, попечению которой был поручен маленький Митя. Няня Прасковья Ферапонтовна оказывала большое влияния на воспитание детей и Дмитрий Иванович до старости вспоминал с благодарностью её заботы. Живя на заводе, маленький Менделеев видел, как в стеклоплавильные горшки засыпали песок ,известняк и селитру, как рабочий, набрав в железную трубу расплавленную массу стекла, выдували из неё бутылки, стаканы, банки.
Его поражало многообразие оттенков стекольной поливы на горшках, после того как они лопались, не выдержав высокой температуры, печей. В дальнейшем эти детские наблюдения помогли ему разобраться в сложных вопросах взаимосвязи физических и химических взаимодействии в производственных процессах.
Зимой в Аремзянке было очень скучно и жизнь скрашивалось только чтением книг, которые Мария Дмитриевна привозила из города. Другое дело весна и лето, как только появлялось первая трава, зацветали подснежники, прилетали с юга и начинали петь в перелесках птички, маленький Митя жадно наблюдал появление нового цветка, превращения головастика в лягушку и гусеницы в кукалку и бабочек. Когда через десяток лет он поступил в Педагогический институт, то все, что в лекциях по естествознанию его однокурсники казалось новым, ему было знакомо. Он все это видел, бегая с деревенскими мальчуганами по полям и лесам, а кое-где уже узнали из книг которые читала вслух Мария Дмитриевна длинными зимними вечерами .Рядом с заводом были покосы, где заготовляли сено для заводских лошадей и коров, а дальше пахота давшая и рожь, и овес, ячмень. Полевые работы, уборка и молотьба хлеба – все это осталось в памяти ребенка. Из рассказа матери он узнал, что можно увеличить урожай при помощи удобрений, и запомнил это на всю жизнь, чтобы потом задуматься об улучшение почв всей России и сделать первые шаги для решения этой большой государственной задачи. Дмитрий Иванович много читал и благодаря своей исключительной памяти хорошо помнил прочитанное. Достаточно было поговорить с ним о нашей северной природе, чтобы почувствовать, что он знает, в каком лесу, кокой подлесок, какая трава, знает разницу между хвоей ели, лиственницы, кедра и сосны. Он знал, где растет малиновый Иван-чай, где желтые шарики купальницы, где лучшая земляника, что под осинами надо искать красные грибы, а в бору – белые ,под елками – рыжики и грузди. Вмести с мальчуганами из соседней деревни и сыновьями стекольщиков Митя бегал по зарослям и ходил по лесу, отыскивал ягоды и грибы, с любопытством смотрел на яички и гнездышки в кустах и зарывал убитую лягушку или ужа в муравейник, чтобы получить начисто обглодавший скелет. Недолго продолжалось жизнь в сельском приволье. Настало пора учить старшего брата в гимназии, и Мария Дмитриевна решила переехать в Тобольск. Отдали в гимназию и Митю, так как Мария Дмитриевна была уверина, что он справится с гимнастической учебой. Ведь пяти с половиной лет мальчик уже читал, писал. Сейчас не легко представить себе быт гимназии пятидесятых годов XIX века. Основное учения в классической гимназии являлся мертвый язык – латинский. При изучении его учителя говорили не о красоте литературных произведений, а только разбирали грамматические правила. Понятно, что для живого мальчугана, насмотревшего в деревне на жизнь природы, вовсе небыли увлекательные сухие правила грамматики, придуманные через пяти веков после того, как перестали говорить по латыне. Но жизнь в Тобольске принесла восприимчивому Мите много полезного. В Тобольске в то время жили сосланные в Сибирь декабристы - высокообразованные и культурные люди. Многие из них бывали в семье Менделеевых. В доме у Менделеевых бывали также учителя и духовенство. Митя часто присутствовал при научно-философских спорах, в которых принимали участие декабристы, и понятно, что у него рано возник вопрос, как могут оказаться «преступниками» такие передовые и культурные люди. Митя внимательно прислушивался к высказываниям декабристов о тяжелой жизни русских людей. В последствии Митя сам узнал от крестьянина и крестьянских детей как трудно живется народу и как необходимо изменить государственный строй России..Постоянное общение с лучшими, передовыми людьми того времени имело огромное влияние на молодого Менделеева. Среди учителей гимназии, в которой учился Митя был Павел Петрович Ершов, автор сказки «Конек Горбунок». Эту сказку Ершов создал на основе народных сказок и сделал это так удачно, что сам Пушкин сказал: «Теперь можно мне этот род сочинительства оставить» Ершов постоянно заботился о литературном развитии своих учеников. Он организовал в гимназии спектакли и сам сочинял для них пьесы, а главное –доносил до молодежи гениальные мысли Ломоносова, направляя чтение молодого Менделеева. Митя много читал. Книги он брал из гимназической библиотеке, а многое получал от декабристов. Постоянно общаясь с ссыльными декабристами, он начал изучать иностранные языки, так что когда ему пришлось путешествовать по Европе, он владел языками настолько, что мог понимать любую иностранную речь. Из своих школьных учителей Дмитрий Иванович выделял И.К.Рушмеля, преподавателя физики и математики. Другим любимым учителем был М.И.Доброхотов, преподаватель истории. Хотя Дмитрий Иванович не имел таланта к рисованию, но уроки Марвича, который преподавал черчение и рисованию, очень любил эти уроки, которые заложили основу его будущей дружбе с художником Репеным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портреты великих ученых
Представлены портреты основных ученых,внесших значительный вклад в развитие основ программирования и развитие компьютерной техники....
Д.И. Менделеев - великий русский ученый
Здесь собран подробный материал о жизни великого ученого: о детстве, учебе, семье, открытиях, увлечениях. Все сопровождается красочной презентацией....
Великие ученые-химики
Биография великих ученых - химиков...
НА МАЛОЙ РОДИНЕ ВЕЛИКОГО УЧЕНОГО Н.И. АШМАРИНА
Наш материал может быть использован читателями в качестве дополнительного пособия при изучении творчества Николая Ивановича, при изучении родного края......
Урок английского языка с использованием мультимедийной презентации по теме "Великие ученые" для обучающихся в 9 классе
Представленный Вашему вниманию урок английского языка с использованием мультимедийной презентации по теме «Великие ученые-изобретатели», предназначенный для 9 класса общеобразователь...
"Менделеев - великий ученый"
презентация и разработка урока...
Великие ученые и их открытия в годы Великой Отечественной войны
Этот урок по программе Немецкий язык. 11кл. Бим И.Л, Рыжова Л.И., Садомова Л.В и др, находится в теме «Der wissenschaftlich - technische Fortschritt. Was hat er uns gebracht?&r...