щелочные металлы
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

 

Цели урока:

  1. Опираясь на знания учащихся об общих свойствах металлов, конкретизировать знания учащихся о свойствах металлов IА группы.
  2. Познакомить учащихся со способом качественного распознавания ионов щелочных металлов и их соединений, с применением соединений щелочных металлов.
  3. Продолжить  формировать умения   давать характеристику элемента по его положению в  периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, на основе строения атома объяснять физические и химические свойства металлов, прогнозировать их применение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shchelochnye_metally.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме:

 Щелочные металлы

Конспект урока по теме: Щелочные металлы

Цели урока: 

Опираясь на знания учащихся об общих свойствах металлов, конкретизировать знания учащихся о свойствах металлов IА группы.

Познакомить учащихся со способом качественного распознавания ионов щелочных металлов и их соединений, с применением соединений щелочных металлов.

Продолжить  формировать умения   давать характеристику элемента по его положению в  периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, на основе строения атома объяснять физические и химические свойства металлов, прогнозировать их применение.

Задачи урока:

Образовательные:

Сформировать знания о строении атома и свойствах щелочных металлов;

Совершенствовать экспериментальные умения и навыков учащихся.

Развивающие:

Сформировать навыки анализа и сопоставления известных химических фактов.

Совершенствовать умения логически мыслить.

Развить умения обобщать и делать  правильные выводы из изученного материала.

Продолжить развитие умений переносить знания в новые ситуации и устанавливать межпредметные связи.

Воспитательные:

Создать условия для воспитания желания активно учиться, с интересом, без принуждения и перегрузок.

Продолжить развитие речевых навыков.

Продолжить развитие наблюдательности и умения делать выводы на основе наблюдаемого интереса к предмету  и представлений.

Выработка  положительной мотивации учения, чувства ответственности и уверенности в себе.

Оборудование и реактивы: литий металлический, стакан, вода, раствор фенолфталеина, фильтровальная бумага, компьютер, проектор, презентация Power Point.

Ход урока:  

Организационный момент.

Актуализация знаний:

      К сегодняшнему уроку Вам необходимо было повторить основные свойства и получение металлов, с которыми мы познакомились на предыдущих уроках.

      Металлы – один из самых распространенных материалов, используемые цивилизацией на протяжении практически всей ее истории. Многие ученые восхищались этими элементами и их соединениями.

     На интерактивной доске (слайд 1) зашифрована фамилия знаменитого русского ученого,  который сказал: «Металлом называется светлое тело, которое ковать можно». Давайте отгадаем фамилию этого ученого, вспомнив чемпионов среди металлов по тем или иным физическим свойствам:

    - Самый тугоплавкий металл – ответ: вольфрам

    -  Самый распространенный на Земле – ответ: алюминий  

    - Самый легкий – ответ: литий

    - Самый электропроводный – ответ: серебро

    - Самый твердый – ответ: хром

    - Самый пластичный – ответ: золото

    - Самый легкоплавкий – ответ: ртуть

    -  Самый тяжелый – ответ: осмий

    - Самый космический – ответ: железо (в природе очень редко самородное железо, его происхождение считают метеоритным, т.е. космическим, а не земным)

      Таким образом, вспомнив важнейшие физические свойства металлов, мы отгадали фамилию русского ученого, который сказал, что «Металлом называется светлое тело, которое можно ковать». Это М. Ломоносов.

     Сегодня мы продолжим наше знакомство с металлами и более подробно рассмотрим элементы 1 группы главной подгруппы.

     Записываем тему  нашего урока: «Щелочные металлы» (cлайд 3)

    Раскрываются цели урока. (слайд 4)

3. Объяснение нового материала

    Кто они – щелочные металлы? Учащиеся слушают рассказ учителя (слайд 5)

   Щелочны́е мета́ллы — это  элементы I группы главной подгруппы.  Эти металлы получили название щелочных, потому что большинство их соединений растворимо в воде.  По-славянски «выщелачивать» означает «растворять», это и определило название данной группы металлов.

▪ Общая характеристика щелочных металлов по их положению в таблице  (слайд 6)

      Учащиеся вместе с учителем дают общую характеристику щелочных металлов по их положению в Периодической системе химических элементов.

▪ Нахождение в природе  (слайд 7)

    Если посмотреть на ряд активности металлов, то можно увидеть, что щелочные металлы находятся в самом начале, т.е. эти металлы очень активные. В связи с этим в природе щелочные металлы встречаются только в виде соединений. Соединения натрия и калия очень распространены в природе, соединения лития, рубидия и цезия – редкие.  Наиболее распространенные и важные соединения натрия и калия это:

- NaCl – поваренная соль

- Na2SO4 ∙ 10H2O - десятиводный кристаллогидрат (декагидрат) сульфата натрия.

- KCl · NaCl - осадочная горная порода, состоящая из чередующихся слоев галита и сильвина.

- KCl·MgCl2·6H2O - минерал, представляющий собой двойную соль хлорида калия и хлорида магния 

    Получение щелочных  металлов (слайд 7)

    Итак, в самородном виде щелочные металлы в природе не встречаются, как же их получают? Щелочные металлы получают методом электролиза расплавов их солей. Например, натрий получают электролизом расплава его хлорида.

    В расплавленном состоянии хлорид натрия представляет собой отрицательно заряженные хлорид-ионы и положительно заряженные ионы натрия. Хлорид-ионы, анионы, в электрическом поле передвигаются в сторону положительного электрода – анода, на котором они отдают электроны и превращаются  далее в молекулярный хлор, который и выделяется из электролизера: В электрическом поле ионы натрия, катионы, передвигаются к отрицательному электроду – катоду, на котором происходит разряжение ионов и образование жидкого металлического натрия:

     Таким образом получают щелочные металлы, а как же они выглядят. Рассмотрим физические свойства щелочных металлов.

Физические свойства щелочных металлов (слайд 8)

   Для щелочных металлов, как и для других металлов характерна металлическая кристаллическая решетка. В узлах такой решётки находятся атомы и ионы, между которыми свободно перемещаются электроны, связывая их в единое целое.

    Такое внутреннее строение металлов и определяет их физические свойства.

Щелочные металлы – вещества серебристого цвета, тепло и электропроводны. Франций – радиоактивный металл, период полураспада самого долгоживущего изотопа 22 минуты. Щелочные металлы легко режутся ножом.

Демонстрация: разрезание кусочка лития ножом.

   

▪ Химические свойства щелочных металлов (слайд 9)

      У атомов щелочных металлов большой атомный радиус, а на внешнем энергетическом уровне находится 1 электрон. Поэтому щелочные металлы в реакциях стремятся отдавать свой электрон, проявляя свойства восстановителей. Щелочные металлы очень активны

     Щелочные металлы вследствие их высокой активности хранят в толстостенных  сосудах из темного стекла под слоем керосина. Литий из-за его малой плотности хранят под слоем вазелинового масла.

 1. Взаимодействие с простыми веществами:

  4 Li + O2 → 2 Li2O (натрий образует пероксид, а калий надпероксид)

  6 Li + N2→ 2 Li3N (литий в присутствии влаги реагирует при комнатной температуре с азотом воздуха, забегая вперед, скажу, что азот воздуха химически инертен и при комнатной температуре реагирует только с литием)

2. Взаимодействие со сложными веществами

    Демонстрация: Взаимодействие лития с водой.

   2Li + 2H2O → 2LiOH + H2

    LiOH + ф. фт. → малиновый раствор

   Литий реагирует с водой спокойно, другие же щелочные металлы реагируют более бурно, натрий – воспламеняется, а калий взрывается.

Качественная реакция на ионы щелочных металлов: окраска пламени 

Биологическая роль и применение соединений калия (слайд 10)

     Поташ (К2СО3) – используют для получения жидкого мыла, в с/х в качестве хорошего удобрения. В настоящее время – зарегистрирован как добавка к пище Е 501 (регулятор кислотности).

   Калийная селитра (КNO3) – используют в пиротехнике как окислитель

   Глауберова соль -  используют в стекольном производстве, в стиральных порошках, зарегистрирован, как пищевая дабавка Е 514 – регулятор кислотности

Закрепление изученного материала: Учащиеся выполняют задание по карте урока и затем вместе с учителем проверяют на доске (слайд 11).  

Домашнее задание: (слайд 12)

▪ Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по технологии АСО. Тема: "Щелочные металлы" (9 класс)

Использование технологии АСО позволяет осуществить индивидуализацию и дифференциацию обучения, а также повысить его интенсивность при изучении темы: "Щелочные металлы"....

Проверочный тест по теме "Щелочные металлы"

Тест по теме "Щелочные металлы" предназначен для проверки знаний после прохождения темы. Тест включает вопросы по строению атомов щелочных металлов и свойствам щелочных металлов....

Смостоятельная работа по теме "Соедиинения щелочных металлов"

Работа для самостоятельного изуения темы " Соединения щелочных металлов"...

Щелочные металлы

Урок по химии в 9 классе на тему "Щелочные металлы"...

Тест "Щелочные металлы" 9 класс

Тест "Щелочные металлы" 9 класс...

Контрольная по теме "Щелочные металлы"

Контрольная по теме "Щелочные металлы"...