Методическая разработка урока "ВОДОРОД" 8 класс
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
В методической разработке урока «Водород», выстроенной в соответствии с ФГОС второго поколения, как один из приемов организации деятельности учеников по интерактивной технологии является групповая работа на ведущем этапе данного типа учебного занятия. Помимо этого, ребята, опираясь на уже имеющиеся у них знания и умение работать самостоятельно с различными источниками информации, самостоятельно изучают тему урока и выполняют при этом творческие задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vodorodpoluchenie_moya_razrabotka.zip | 144.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Новые требования, предлагаемые учителю в рамках Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и практика последних лет развития общества в условиях всеобщей информатизации нацеливают работу учителя на использование системно-деятельностного подхода, предполагающего конструктивное взаимодействие ученика и учителя. Исходя из этого, учитель в процессе обучения становится помощником и наставником для учеников. При этом полностью меняется способ добывания знаний и информации ребятами, предполагающий активное участие в этом процессе прежде всего обучаемого. Для успешного и оптимального достижения поставленных перед учеником целей и задач в рамках системно – деятельностного подхода, на мой взгляд, как нельзя лучше подходят элементы интерактивной технологии обучения в сотрудничестве и проблемный диалог между учителем и учеником. В методической разработке урока «Водород», выстроенной в соответствии с ФГОС второго поколения, как один из приемов организации деятельности учеников по интерактивной технологии является групповая работа на ведущем этапе данного типа учебного занятия. Помимо этого, ребята, опираясь на уже имеющиеся у них знания и умение работать самостоятельно с различными источниками информации, самостоятельно изучают тему урока и выполняют при этом творческие задания. Опираясь на собственный опыт и ни чуть не умаляя заслуг выдающихся педагогов, позволю заметить себе, что именно такой способ познания и изучения является наиболее результативным для ученика, а эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения.
Технологическая карта урока «Водород»
8 класс
Дидактическая цель: создать комфортные условия для изучения и систематизации материала по теме «Водород», продолжить развитие навыков самостоятельного познания школьников по указанной теме.
Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.
Задачи урока:
1. изучить физические свойства и способы получения водорода; описывать и различать изученные газообразные вещества по физическим свойствам, химические реакции (предметный результат);
2. продолжить развивать умение работать с лабораторным оборудованием; формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах. (метапредметный результат);
3. сформировать умения управлять своей учебной деятельностью, помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).
Методы обучения: проблемный, эвристический, экспериментальный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, коллективная, индивидуальная.
Средства обучения: презентация к уроку «Водород», проектор и компьютер, учебник Рудзитиса и Фельдмана ХИМИЯ 8 класс , рабочие тетради, материалы для демонстрационного опыта(гранулы цинка, соляная кислота, штатив с пробирками, спиртовка, спички, натрий, лакмус, вода дистиллированная).
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Ресурсы |
Этап 1. Организационный (2 мин.) |
Приветствует ребят: «Здравствуйте ребята! Рада видеть вас видеть! | Приветствуют учителя. Готовятся к уроку, фантазируют. | Личностные (смыслообразование) |
Этап 2. Проверка Д/з(10 мин.) |
Этап 3. Этап подготовки учащихся к активной познавательной деятельности ( 5 мин.) |
Урок сегодня начнем не совсем традиционно. Посмотрите, на доске отсутствует запись темы урока. И это не случайно, т.к. тему вы сегодня назовете сами. Вы знаете, что сейчас мы изучаем тему "Неметаллы”. И вот о каком неметалле мы поговорим сегодня, вы должны определить сами, отгадав загадку: Вы со мною уже встречались - Я космический скиталец, Элементов прародитель И отважный предводитель. Я любитель кислорода, Вместе с ним даю я воду. (Водород) - Значит тема нашего урока - Водород. | Ученицы фронтально, поднимая руки, отвечают на поставленный вопрос. Записывают тему урока в рабочих тетрадях. | Личностные (смыслообразование) Познавательные (постановка и решение проблемы, логические универсальные действия) Регулятивные (прогнозирование, оценка, саморегуляция) | Презентация к уроку |
Этап 4. Этап изучения нового материала (20 мин.) |
Прежде чем мы с вами отправимся в путешествие у нас должна быть карта. Давайте мы ее хорошо рассмотрим. На слайде презентации изображена схема путешествия по теме с указание станций. 1. Станция «Историческая». Сейчас мы прослушаем сообщение вашего одноклассника про открытие водорода. 2. Станция «Менделеевская» Предлагаю по вариантам приготовить ответы на вопросы. Каждой группе выдается карточка с заданиями. Задание делается на время. Задание для первого варианта: указать положение водорода в периодической системе, указать группу, период, атомный номер, относительную атомную массу, нейтронов, электронов. Задание для второго варианта: указать заряд ядра, число протонов, нейтронов, электронов. 3. Станция «Природная» На этой станции мы познакомимся с нахождением для нас всех удивительного элемента и вещества – водород в природе. Рассказ ученицы+слайд . 4. Мы приближаемся к следующей станции «Получение водорода», на которой вам будет необходимо побывать в химической лаборатории и узнать, как можно получить в лаборатории водород и проверить его свойства. Показ учителем демонстрационного опыта: «Получение водорода при взаимодействии цинка с соляной кислотой» Составление уравнения реакции. Алгоритм опыта: (на слайде презентации) • Подготовить пробку с газоотводной трубкой. • Поместить в пробирку 2-3 кусочка цинка. • Прилить немного соляной кислоты. Наблюдать выделение пузырьков водорода. • Собирать водород в пробирку, пробиркой вверх дном. • Проверить на частоту водорода. Чистый водород вспыхивает со звуком, похожий на щелчок. Составляем уравнение реакции: 1. Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 Обсуждение эксперимента по вопросам: 1. Почему водород собирают в пробирку вверх дном? 2. Во сколько раз водород легче воздуха? 3. Можно ли таким образом собирать кислород? | Открытие водорода: В 1766г. Известный английский ученый Генри Кавендиш получил «искусственный воздух» действием металлов на кислоты. «Воздух» Кавендиша оказался не видоизменением атмосферного воздуха, а совершенно самостоятельным веществом. Он хорошо горел, поэтому его назвали «горючим воздухом». При горении «горючего воздуха» на стенках пробирки оставались крохотные капельки росы. Кавендиш собрал капельки и провел исследования полученной жидкости. Результат поразил его – это была вода. Первым стал рассматривать водород как химический элемент француз .Л.Лавуазье, который в 1787 году установил что при горении на воздухе этот газ образует воду и дал ему название гидрогениум, означающее «рождающий воду» . Русское название (по смыслу одно и тоже) : вода род В середине 19 века в России утвердилось произношение символа элемента по французки («аш») Ответы на вопросы заслушиваются у доски Рассказ ученика: Водород - один из наиболее распространенных элементов на Земле, на его долю приходится около 1% массы земной коры( 10 место среди всех элементов). В свободном виде водорода в земной коре нет, в химически связанном состоянии он содержится в воде, природном газе, каменном угле, входит в состав горных пород и минералов. Наше Солнце на 50% состоит из водорода. В космосе водород по распространенности занимает 1 место. Преимущественно из водорода состоят межзвездный газ и газовые туманности. Водород – органоген, вместе с углеродом, азотом, кислородом, серой и другими элементами входит в состав тканей всех растений и животных. В организме человека содержится 60% водорода. По распространенности в нашей Вселенной водород занимает 1 место. Одна ученица выступает в качестве помощника учителя. Все записывают уравнение реакции получения водорода в рабочих тетрадях Вывод формулирует ученица по вопросам. 1. Газ б/ц, б/з, б/в. 2. Самый легкий, собирать его нужно, держа пробирку вверх дном. 3. Имеет самую высокую теплопроводность среди газообразных веществ. 4. Tкип = - 253 С 5. Малорастворим в воде. (вывод есть на слайде) | Личностные (самоопределение) Познавательные (общеучебные универсальные действии, логические универсальные действия) Регулятивные (прогнозирование, коррекция) | Горковенко М.Ю. Химия. 8 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С. Габриляна; |
Этап 5. Первичное закрепление (5 мин.) |
Диктую: Графический диктант. «Сравнительная характеристика кислорода и водорода» I вариант выбирает утверждения, верные для кислорода. II вариант – для водорода. 1) Газ без цвета, вкуса, запаха, малорастворим в воде. 2) В реакциях, как правило, окислитель. 3) Имеет аллотропные модификации. 4) Используется как восстановитель в металлургии. 5) Получают при разложении воды. 6) Самый распространенный элемент космоса. 7) Входит в состав воздуха. 8) Реагирует с неметаллами. 9) Входит в состав оксидов. 10) Легче воздуха. Ответ: I вариант: О2 – 1,2,3,5,7,8,9; II вариант: Н2 – 1,4,5,6,8,10. | Работают в проверочных тетрадях На слух воспринимают и отвечают на вопросы по вариантам. Сдают тетради. | Регулятивные (оценка, саморегуляция) Познавательные (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия) | мультимедийная презентация к уроку |
Этап 7. Домашнеее задание (1 мин.) |
Обращает внимание учеников на доску, где заранее записано домашнее задание (параграф 25,26 с. 76 №3,5) Творческое задание: «Синквейн» для водорода. Составить по схеме: • Название темы – одно существительное • Описание темы - два прилагательных • Описание действия – три глагола • Отношение к теме – четыре слова • Суть темы – одно слово Водород Бесцветный, легкий. В реакции вступает, восстанавливает, сгорает. В смеси с кислородом взрывоопасен. Осторожно!!! | Записывают домашнее задание в тетрадь. | мультимедийная презентация к уроку, учебник |
Этап 8. Подведение итогов.(1 мин.) |
Оценивает работу учеников (не менее 5-7 отметок за урок). При этом на протяжении всего урока за ответы с места и у доски ученики получают от учителя талончики различных цветов (желтый – отметка «3», зеленый – отметка «4», красный – отметка «5»). При накоплении у ученика трех и более талончиков ему выставляется соответствующая отметка за урок. | Личностные (самоопределение) Регулятивные (оценка, саморегуляция) |
Этап 9. Рефлексия (1 мин.) |
Вопрос классу: 1. Что нового узнали сегодня на уроке? 2. В чем испытывали затруднение? 3. Что понравилось на уроке? | Фронтально отвечают на поставленные вопросы. | Регулятивные (оценка, саморегуляция) |
Приложение 1
Раздаточные материалы для урока
(для II группы; на 4 этапе)
Составьте реакцию этерификации для:
уксусноизоамилового эфира (CH3COO-C5H10);
изовалерьяновоэтилового эфира (C4H9COO-C2H5);
маслянопентилового эфира (C3H7COO-C5H11).
Раздаточные материалы для урока
(для III группы; на 4 этапе)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка (6 класс) по теме:"Умножение и деление обыкновенных дробей"
Урок-путешествие к "Острову Обыкновенных дробей".Обобщающий урок по данной теме.Отрабатываются умения и навыки применения правил умножения и деления обыкновенных дробей. Урок проводится в форме дидакт...
Методические разработки 5 класс
Представленные методические разработки можно использовать на уроках природоведения (программа Пакуловой, Ивановой)...
Методические разработки 8 класс
Представленные методические разработки можно использовать на уроках географии...
Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Развивающие кубики для детей дошкольного возраста»
Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Развивающие кубики для детей дошкольного возраста»...
Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Роспись праздничной открытки»
Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Роспись праздничной открытки»...
Методическая разработка Мастер-класса Тема: «Мастер-класс «Антивирусинка»
Описание: Превосходным материалом для творчества является фоамиран. Из него можно сделать огромное количество оригинальных поделок. В этом мастер классе я расскажу: как сделать ...
Методическая разработка Мастер-класса на тему «Важнейшие аспекты стратегии педагогического воздействия на начальном этапе обучения игре на фортепиано в классе фортепианного ансамбля».
Мастер-класс сконсруирован из 2 частей: теореическая и пракическая части. В методической разработке раскрываются аспекты педагогическоо воздействия при обучении игре на фортепиано на начальном этапе о...