Система взаимодействия учителя и обучающихся на разных этапах исследовательской деятельности
статья по химии на тему
Данная работа написана по результатам исследовательских работ обучающимися, и мною сделаны соответствующие выводы о роли учителя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система взаимодействия учителя и обучающихся на разных этапах исследовательской деятельности
Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?
Одним из методов повышения интереса является вовлеченность учащихся в исследовательскую работу.
Исследовательской деятельностью называют один из видов творческой деятельности учащихся, которая характеризуется рядом особенностей: 1. Исследовательская деятельность связана с решением обучающимися творческой задачи с заранее неизвестным решением. Этим она отличается от проектной деятельности, которая предполагает четкое прогнозирование результата и ясное представление о конечном продукте деятельности. 2. Несмотря на то, что исследовательская деятельность является самостоятельным творческим процессом приобретения новых знаний, она обязательно должна проходить под руководством специалиста, т.к. её целью является уяснение сущности явления, достижение истины.
Данный вид деятельности часто называют научно-исследовательской, но она имеет ряд отличий от научных исследований. Главной целью в науке является получение объективно нового результата, который не был известен ранее. А в учебном исследовании главным является получение обучающимися субъективно новых знаний, т. е. являющихся новыми и личностно значимыми лично для него. Учебные исследовательские задачи должны представлять собой объект для анализа, посильного учащимся.
Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом, обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации. Одна из задач моей работы – применение знаний, полученных на уроке на практике.
Исследовательская деятельность школьников — одно из направлений личностно - ориентированного обучения.
Итак, что же такое исследовательская работа?
Исследовать что-либо (по Далю) – внимательно следить за всем, что до этого предмета относится, и делать свои умозаключения
Выбор темы конкретной исследовательской работы конкретного обучающегося – всегда двухсторонний творческий процесс. Считаю, что необходимым условием успеха является взаимный интерес к теме преподавателя и обучающегося. В моей практике банк тем исследовательских работ формируется “с двух сторон”: продумываю и предлагаю ребятам перечень тем, которые интересны мне и в работе над которыми могла бы им наиболее эффективно помочь; но и каждый обучающийся со своей стороны может предложить тему, над которой он хотел бы поразмышлять. Жевательная резинка: вред или польза?; Влияние курения на здоровье человека; Соли в быту; Окислительно-восстановительные реакции; Пищевые добавки и их влияние на организм человека;
Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Такая работа предполагает наличие основных этапов, характерных для реального научного исследования и в целом соответствует в научной сфере традициям:
•постановка проблемы;
•изучение теории, посвященной данной проблематике;
•подбор методик исследования и практическое овладение ими;
•сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
•научный комментарий, собственные выводы.
Деятельность учителя и обучающихся на этапах выполнения исследования
Этапы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Подготовительный - постановка проблемы | Знакомит с замыслом, мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей | Обсуждают предмет исследования с учителем, получают дополнительную информацию, уточняют и корректируют цели |
2 Изучение теории, посвященной данной проблематике. | Планирование, организация деятельности | Пользование справочным аппаратом (словари, справочники, энциклопедии, учебные пособия и т.д.), |
3. Подбор методик исследования и практическое овладение ими | Предлагает идеи, высказывает предположения по решению задач исследования, организует | Устанавливают план действий, формулируют задачи |
3. Исследование (осуществление деятельности), сбор собственного материала | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, консультирует | Выполняют исследование, решают промежуточные задачи, анализирует информацию, готовят материалы к презентации |
4. Представление, отчет, презентация собственные выводы | Слушает, оценивает усилия учащихся, использование источников информации, результаты решения проблемы, возможности и потенциал продолжения исследования, качество отчета | Обсуждают найденный способ решения проблемы, участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок |
Как мне видится помощь руководителя исследовательской работы на разных этапах ее написания. На мой взгляд, определиться с предполагаемыми авторами и тематикой исследовательских работ целесообразно еще в конце предшествующего учебного года, чтобы ребята могли при желании сделать предварительные наработки за лето. в начале учебного года уточняю участие и тематику работ, провожу установочное занятие, в ходе которого поясняю структуру и обязательные элементы содержания исследовательской работы, этапы ее выполнения со сроками. Каждый автор получает индивидуальную консультацию, на которой мы совместно формулируем проблему конкретно его работы, определяем ее актуальность, ставим цель и задачи, ищем методы их реализации, намечаем план исследования и составляем список литературы. Какие сложности могут возникнуть у ребят на данном этапе. (формулировка проблемы, поиск адекватных методов: сократический диалог, анализ работ предшественников). После проходит поиск информации в самых разнообразных источниках . Каковы могут быть проблемы на данном этапе и как мы можем помочь ребятам в их преодолении? а)недостаток информации: учитель должен заранее просмотреть и подсказать ; б)отбор необходимой информации: навыки просмотрового чтения и анализа). Следующий этап? Конечно, изучение и структурирование собранной информации. Какие проблемы могут поджидать ребенка на этом этапе и как ему помочь? (обсуждение: необходим высокий уровень развития абстрактно-логического, аналитического и – обязательно! – синтетического мышления). Следующий этап – формулирование своего вывода по поставленному проблемному вопросу исследования. Каковы могут быть трудности этого этапа? (обсуждение – вывод должен быть обоснованным и новаторским, не самоочевидным. Важен уровень творческого потенциала, который можно несколько развить в беседах по теме).
Исследовательская деятельность – как совокупность методов и приёмов, позволяет создать «естественную среду», реальные условия для формирования ключевых компетенций учащихся.
Исследовательская работа в современной школе предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя. В этой связи возникают две крайности - полностью предоставить обучающегося самому себе или значительно ограничить его самостоятельность. Педагогическая тонкость этого процесса заключается в том, что ученик должен чувствовать, что исследовательская деятельность – это его работа и реализация его собственных идей.
Если сегодня часть работы ребенок выполняет сам, а трудную недоступную часть работы он выполняет вместе с учителем, то завтра весь объем подобной работы он сможет выполнять самостоятельно.
Только совместная с учителем деятельность в ходе всего исследования даст ученику возможность освоить новые знания, умения и навыки, усовершенствовать уже имеющиеся и овладеть универсальными учебными действиями. Для того чтобы учитель стал руководителем исследовательской деятельности и передать свой опыт учащимся, он должен уметь:
владеть всем арсеналом исследовательских поисковых методов,
уметь организовать исследование и самостоятельную деятельность учащихся, уметь организовывать и проводить дискуссии, не подавляя учеников своим авторитетом, устанавливать в творческих группах эмоциональный настрой, направленность учащихся на самостоятельный поиск, уметь интегрировать знания из различных научных областей.
Хочется еще раз подчеркнуть, что на всех этапах исследования – от выбора темы до презентации готовой работы на конференции – главным действующим лицом должен быть автор, обучающийся. Создание «естественной среды» – и есть основная миссия современного педагога, организатора исследовательской деятельности учащихся.
Создание ученической исследовательской работы — самый трудоёмкий и ответственный вид деятельности обучающегося. Но его высокая результативность и эффективность оправдывают все затраты сил и времени как обучающегося, так и его руководителя.
Литература
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. Методология, методика, практика. М.,Глобус, 2007
Дендебер С.В., Ключникова О.В. Современные технологии в процессе преподавания химии. М., 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Персональный сайт учителя истории как активная среда для взаимодействия учителя и обучающегося с помощью дистанционных образовательных технологий.
Эта статья рассказывает о возможностях персонального сайта учителя при дистанционном обучении....
Система взаимодействия учителя и обучающихся на разных этапах исследовательской деятельности
Данная работа написана по результатам исследовательских работ обучающимися, и мною сделаны соответствующие выводы о роли учителя....
Система взаимодействия учителей, воспитателей, медработников и родителей в процессе английскому языку на начальном этапе обучения детей с ОВЗ.
Здесь рассказывается , как специалисты нашей школы стараются обеспечить системный подход при обучении детей с ОВЗ, сотрудничая друг с другом и с родителями учеников, в частности. при обучении ан...
Проектная деятельность в рамках ФГОС один из способов самостоятельной работы взаимодействия учителя и обучающегося.
Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время чер...
Урок как деятельная система взаимодействия учитель-ученик
Каждый учитель стремится сделать свой урок эффективным. Эффективность урока заключается в работоспособности учащихся. При этом учитель должен чётко усвоить, что такое урок. Урок-это процесс творческог...
Система работы с обучающимися в проектной и исследовательской деятельности.
Система работы с обучающимися в проектной и исследовательской деятельности....
Взаимодействие учителя и ученика при организации проектно-исследовательской деятельности
Презентация личного опыта организации проектной деятельности школьников...