Разработка урока по теме "Глюкоза"
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Серкова Ирина Владимировна

Этот урок с использованием современных образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekturoka2.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Тема урока: "Глюкоза"

Тип урока: получение новых знаний.

Цель урока: формирование знаний о строении, физических и химических свойствах глюкозы, о роли углеводов в жизни человека и животных, об областях применения глюкозы.

Задачи:

Воспитательная: продолжить формирование у учащихся научно-материального мировоззрения,  подтвердить единство природы, выражающегося во взаимных превращениях неорганических и органических веществ (фотосинтез); расширить и углубить кругозор об углеводах. 

Образовательная: изучить строение глюкозы; выделить особые свойства глюкозы; выявить незаменимую роль глюкозы в жизни человека и животных; научить самостоятельно составлять уравнения реакций.

Развивающая: развивать  навыки экспериментальной работы, умения сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы.

Методическая цель: продемонстрировать возможности  использования на уроке информационно- коммуникационных технологий, педагогики сотрудничества,  игровых технологий , проблемного обучения.

Межпредметные связи: биология

Учебно-методическое обеспечение урока:

Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер, реактивы: глюкоза (кристаллическая),  раствор гидроксида натрия, сульфата меди, спиртовка, химическая посуда, штатив с пробирками, спиртовка,вода, пробиркодержатель, спички, муляжи фруктов или натуральные образцы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация прежних знаний

Разминка. Вступительное слово  преподавателя.

1. Какие классы кислородосодержащих органических веществ мы изучили?

2. Под каким номером находится вещество, содержащее функциональную группу альдегидов?

3. Под каким номером находится вещество, содержащее функциональную группу карбоновых кислот?

4. Под каким номером находится вещество, содержащее функциональную группу спиртов: а) одноатомных, б) многоатомных?

5. Под каким номером изображена формула вещества, которое является реактивом на альдегидную группу?

6. А под каким номером находится вещество, которое является реактивом на многоатомные спирты?

III. Подготовка к изучению нового материала:

Учитель:

Сегодня мы с вами вспомним детство и послушаем сказку.

Ролевая игра: роли: 1. ведущий (лучше учитель); 2.углеводород Гексан; 3.девушка Глюкоза; 4.сыщик.

Ведущий: В большом царстве углеводородов случилась беда - разорился старый углеводород Гексан. От тоски и безысходности он начал чахнуть и болеть. Ему не могли ничем помочь самые лучшие лекари. И вдруг однажды перед ним оказалась красивая, белолицая девушка, она улыбнулась и сказала: Глюкоза: "Не печалься, я помогу тебе вернуть богатство и силы! Я осыплю тебя серебром, только прикажи доставить сюда аммиачный раствор оксида серебра".

Ведущий: Удивился Гексан, но просьбу выполнил. И действительно, через некоторое время посыпались на пол серебряные монеты. От удивления старик даже рот открыл, сказать ничего не может. А девушка продолжает: Глюкоза: "Чтобы твои силы восстановились - ешь виноград".

Гексан: "Кто ты? Как тебя зовут?"

Глюкоза: Я твоя дальняя  родственница, у меня такой же углеродный скелет, живу я в царстве кислородсодержащих соединений, и  имя  мое в переводе с греческого значит "сладкая".

Ведущий: Больше она ничего не сказала, улыбнулась на прощание и исчезла. Только огромное количество серебра убеждало старика в том, что эта встреча была явью, а не сном. А когда старик стал есть виноград, к нему действительно вернулись силы.

Одна мысль не давала ему покоя - кто эта незнакомка? Позвал он лучшего сыщика, рассказал ему все и приказал узнать ее состав, строение и свойства. "А иначе, - говорит - не сносить тебе головы".

Сыщик взялся за дело с радостью, потому что хорошо знал греческий язык и сразу смекнул.

Сыщик: Сладкая значит "glukus"-Глюкоза. Она содержится в винограде –значит это виноградный сахар.

Определим физические свойства глюкозы:

На столе стоят штатив с пробирками. Возьмем пробирку с глюкозой. Какого цвета вещество? Какое агрегатное состояние? ( белый порошок)

Проверим на растворимость – добавим в пробирку воды. Что происходит?

Делаем вывод: Глюкоза – белое порошкообразное  вещество со сладким вкусом, хорошо растворимое в воде.

IV.Объяснение нового материала

Сыщик установил ее родословную - она относится к классу Углеводы - это старинное название класса органических веществ, их формула Cn(H2O)m..

Классификация углеводов: интерактивная схема с сайта  Ф Ц И О Р  http://fcior.edu.ru/search.page?phrase=%D1%83%D0%B3%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F моносахариды, дисахариды и олигосахариды, полисахариды ( примеры углеводородов: глюкоза, фруктоза, рибоза, дезоксирибоза, сахароза, крахмал, целлюлоза).

Химическая формула:

Проблемная ситуация: Почему глюкоза оставила после себя много серебра? В результате какой реакции выделяется чистое серебро? (реакция «серебрянного зеркала»). На наличие какой функциональной группы она указывает? (альдегидная группа). Вывод: в глюкозе есть альдегидная группа.

Демонстрация опыта: глюкоза + аммиачный раствор оксида серебра. Сколько

же атомов углерода в молекуле глюкозы? (такой же углеродный скелет как и у гексана.) Значит 6. Реагирует с 5 молекулами уксусной кислоты, образуя сложный эфир, значит в ней 5 групп – ОН, следовательно глюкоза –это альдегидоспирт. Составляем структурную формулу.

Химические свойства глюкозы: (работа с учебником и тетрадью).

реакция «серебряного зеркала»

реакция «медного зеркала»

реакция на многоатомный спирт

. Специфические свойства - спиртовое , молочнокислое, маслянокислое,  полное брожение  глюкозы . 

Значение глюкозы в природе, в жизни животных, растений и человека. Применение глюкозы. (сообщения группы учащихся).

 

V. Формирование умений и навыков, закрепление первичных знаний.

1.Эксперимент. Обнаружение глюкозы в ягодах и фруктах.

Оборудование: свежий виноград, разбавленные растворы сульфата меди (II) и гидроксида натрия, пробирка,  пробиркодержатель, спиртовка.

            Выжать из винограда сок в широкую пробирку. Разбавить сок вдвое водой и прилить к полученному раствору равный объем щелочи и 1 мл раствора сульфата меди (II). Нагреть  пробирку со смесью в  пламени горелки. Образуется желтый, а затем красный осадок:

2СuОН = Сu2О + Н2О

Вывод: в виноградном соке содержится глюкоза.

2.Размышление-загадка

Лаборант приготовила реактивы и вышла из кабинета. Здесь Трехатомный спирт, сойдя с полочки, подошел к столу и забрал свой реактив. Увидев это, Глюкоза возмутилась: “Что вы делаете, зачем берете чужое, это же мой распознаватель!”

“Позвольте, позвольте, вмешаться в ваш спор”– промолвил Формальдегид, – “Это же мое вещество”.

Вопросы:

Кто был из них прав?

О каком веществе они спорили?

Как разрешить этот спор?

Задания:

1. Напишите формулы всех веществ, участвующих в споре (глицерин, глюкоза, формальдегид, гидроксид меди)

2. Запишите уравнения возможных реакций.

Преподаватель делает самопроверку,  уравнения реакций - на слайде.

1.

2СuОН = Сu2О + Н2О

                       красный

2.

СН2-СН-СН2  +  Cи(ОН)2                               глицерат меди (р-р ярко-синего цвета)

 ОН    ОН   ОН

3.

Н-СОН  + 2Cи(ОН)2                               Н-СООН  +  Си2О  +2Н2О

4. Выполнить тест http://fcior.edu.ru/card/1577/testy-po-teme-monosaharidy.html

VI.Рефлексивное задание.

Пятиминутное эссе.

Выполнить следующие два задания: написать, что узнали по данной теме, и задать один вопрос, на который они так и не получили ответ. Учитель сразу же собирает работы и может использовать их при планировании следующего урока.

VII.Подведение итогов занятия

Проводится обобщение деятельности групп и отдельных учащихся. Отмечаются наиболее удачные моменты урока и требующие доработки. Оценивается степень достижения целей.

 Домашнее задание:

 конспект; осуществить превращения:

1 вариант:

Углерод  →   оксид углерода(IV)  →      глюкоза  →    сахароза

2 вариант:  

 Оксид кальция  → карбид кальция → ацетилен→   углекислый газ→    глюкоза

Подготовить  сообщение о применении полисахаридов (опережающее задание).

 

Дополнительное задание:

1.Какой объем  оксида углерода(IV)   (н.у.) выделится при спиртовом  брожении глюкозы  массой 72г., если массовая доля примесей в ней составляет10% ?

2.При спиртовом брожении глюкозы получилось 115г. этанола. Какой объем (н.у.)оксида углерода(IV) выделится при этом?

                         

Глюкоза реагирует

Что наблюдается        

Вывод (какие функцион. группы присутствуют  в молекуле)

1. с аммиачным р-ром Ag2О (слабое нагрев.)

Выделяется серебро (реакция "серебряного зеркала")        

альдегидная

         

2. с пятью молекулами уксусной кислот

Образуется сложный эфир, содержащий 5 остатков уксусной кислоты

 5 гидроксильных

групп

3. Cu(ОН)2  обычные усл.

Ярко синий раствор

гидроксильная

4. Cu(ОН)2  нагревание

красный осадок

альдегидная

5.Структурная формула


6. Специфические свой-ства:        

Спиртовое брожение-




Молочнокислое-




Маслянокислое-




Полное брожение-



С6Н12О6 

2Н5ОН +2СО2



С6Н12О6        

3Н6О3 



С6Н12О6

С5Н7СООН+2СО2+2Н2


C6H12O6 + 6O2        6H2O + 6CO2 + 2800 кДж



используют в получении алкогольных напитков кефира, кумыса и др.молочных продуктов.



для получения молочных продуктов: простокваши, творога, сметаны, сыра.


 может быть причиной появления дефектов или даже порчи молочных продуктов.


выделяется энергия для обеспечения процессов жизнедеятельности организма.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...