Рабочая программа по химии, 8-9 классы
рабочая программа по химии по теме
Рабочая программа по предмету «Химия» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г.), примерной программы основного общего образования по химии, базовый уровень. (Сборник нормативных документов. Химия. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по химии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы программы по химии (О.С.Габриелян. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2006г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_po_himii_8-9_klassy.docx | 85.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение Тульской области
«Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Центр дистанционного образования
Утверждена На заседании педагогического совета протокол №___ от ___.08. 2012г.
| «Утверждаю» Директор школы: _______________ О. Д. Буриличев Приказ от ___________ № _____ |
Рабочая программа
по предмету
«Химия» в 8 - 9 классах
на 2012-2013 учебный год
(образование с использованием информационно-коммуникационных технологий – дистанционное обучение)
Учитель: Раецкая Анжела Павловна
Рассмотрена на заседании
ШМО естественнонаучных дисциплин
протокол №__ от __.08. 2012г.
Рассмотрена на
методическом совете протокол №__ от __.08.2012г.
Заместитель директора
по УВР: _________ /Буриличева Н. О./
Заместитель директора по УВР: ______ /Барышникова О. В./
г.Тула, 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Химия» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г.), примерной программы основного общего образования по химии, базовый уровень. (Сборник нормативных документов. Химия. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по химии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы программы по химии (О.С.Габриелян. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2006г.)
Место предмета в базисном учебном плане.
Особенности содержания курса «Химия» являются главной причиной того, что в базисном учебном плане этот предмет появляется последним в ряду естественнонаучных дисциплин, поскольку для его освоения школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественнонаучных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением.
В соответствии с приказом Департамента образования Тульской области от 07.08.2009г. № 1075 «Об утверждении примерных учебных планов для организации образовательного процесса для детей, нуждающихся в обучении на дому, временно по состоянию здоровья не посещающих общеобразовательные учреждения, реализующие программы общего образования» химия изучается с 8 по 9 класс. Общее число часов – 34:
8 класс – 17 часов (0,5 часа в неделю);
9 класс – 17 часов (0,5 часа в неделю).
Изучение химии на ступени основного общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний о химической символике, химических понятиях, фактах, основных законах и теориях;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, а также умениями производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе усвоения химических знаний и проведения химического эксперимента; самостоятельного приобретения новых знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание убежденности в познаваемости химической составляющей картины мира; отношения к химии как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для химически грамотного использования веществ и материалов, применяемых в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Содержание школьного курса химии в 8-9 классах.
Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все учащиеся общеобразовательной школы.
Содержание структурировано в виде семи разделов: «Методы познания веществ и химических явлений», «Вещество», «Химическая реакция», «Экспериментальные основы химии», «Элементарные основы неорганической химии», «Первоначальные представления об органических веществах», «Химия и жизнь».
Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в рабочей программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:
вещество – знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;
химическая реакция – знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;
применение веществ – знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте;
язык химии – система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т.е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.
На изучение раздела «Экспериментальные основы химии» не выделяется конкретное время, поскольку химический эксперимент является обязательной составной частью каждого из разделов рабочей программы.
Структура школьного курса химии в 8-9 классах.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Обязательный минимум по химии располагается следующим образом: в 8 классе - «Методы познания веществ и химических явлений», «Вещество», «Химическая реакция»; в 9 классе – «Элементарные основы неорганической химии», «Первоначальные представления об органических веществах», «Химия и жизнь». Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.
Особенности содержания и организации учебной деятельности школьников.
Одно из направлений преподавания химии – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Основная особенность подросткового возраста - начало перехода от детства к взрослости. В возрасте 11 -15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности.
На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического мышления и речи учащихся. Тщательный анализ ошибок, допускаемый учащимися при написании обучающих, проверочных и контрольных работ, используется для определения направления дальнейшей работы учителя по формированию умений и навыков школьников.
Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой, поиском необходимой информации в сети Интернет.
Уменьшение количества часов по предмету при дистанционной форме обучения предполагает самостоятельное изучение большого объема материала учащимися, поэтому задача учителя состоит в формировании у школьников умений работать с разными источниками химической информации: находить химическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Основными видами деятельности учащихся по овладению прочными и осознанными знаниями в области химии являются:
овладение приемами работы с учебной литературой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли;
изложение содержания прочитанного текста;
овладение умениями и навыками постановки простейших химических экспериментов, объяснения и грамотное оформление их результатов;
сравнение элементов, веществ,
умение пользоваться химической терминологией и символикой;
решение химических задач;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
знание и соблюдение правил работы в кабинете химии;
соблюдение правил работы с химическим оборудованием (пробирки, спиртовка, штатив);
освоение приемов оказания первой помощи при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
моделировать строение атомов, простейших молекул;
описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
классифицировать изученные объекты и явления;
наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и быту;
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных.
Межпредметные связи на уроках химии.
При изучении химии осуществляются связи со следующими предметами:
биологией (при изучении тем «Круговорот углерода», «Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки», «Человек в мире веществ, материалов и химических реакций», «химия и здоровье. Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применением», «Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов»);
географией (при изучении темы «Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия»);
математикой (при изучении тем «Относительная атомная и молекулярная массы», «Молярный объем», «Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении», «Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей»);
физикой (при изучении тем «Атомы и молекулы», «Строение атома, Ядро (протоны, нейтроны) и электроны», «Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии»).
Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание школьниками изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по химии.
Для достижения поставленных целей планируется использование образовательных технологий:
информационно-коммуникационная технология;
технология проблемного обучения;
развивающая технология;
тестовая технология,
а также различных методов и форм обучения: словесных (объяснение, дискуссия), в которые входит работа с учебником и книгой (конспектирование, составление плана текста, тезирование, цитирование, аннотирование, рецензирование), наглядных (метод иллюстраций, метод демонстраций, включающий в себя составление мультимедийных презентаций) и практических (тестирование, устные и письменные задания, творческие задания).
В программу авторов внесены некоторые изменения:
В соответствии с приказом Департамента образования Тульской области от 07.08.2009г. № 1075 «Об утверждении примерных учебных планов для организации образовательного процесса для детей, нуждающихся в обучении на дому, временно по состоянию здоровья не посещающих общеобразовательные учреждения, реализующие программы общего образования» химия изучается с 8 по 9 класс. Общее число часов – 34:
8 класс – 17 часов (0,5 часа в неделю);
9 класс – 17 часов (0,5 часа в неделю).
В связи с этим уменьшено время на изучение тем.
Разделы | Количество часов, предусмотренное авторами программы | Количество часов, предусмотренное рабочей программой |
Методы познания веществ и химических явлений | 8 | |
Вещество | 25 | |
Химическая реакция | 15 | |
Элементарные основы неорганической химии | 62 | |
Первоначальные представления об органических веществах | 10 | |
Химия и жизнь | 6 | |
Итого: | 126+14 | 34 |
Основными формами контроля являются:
тестирование, проверяющее сформированность химических знаний;
изложение содержания прочитанного или прослушанного текста, проверяющее умение адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринимаемого зрительно и на слух.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Химия» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваиваются и воспроизводятся учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ХИМИЯ»
8 класс (17 часов)
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.
Экспериментальное изучение химических свойств неорганических и органических веществ.
Правила безопасного обращения с веществами, нагревательными приборами, химической посудой и простейшим оборудованием.
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: 1) массовой доли химического элемента в веществе; 2) массовой доли растворенного вещества в растворе; 3) количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
ВЕЩЕСТВО
Атомы и молекулы. Химический элемент как вид атомов. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы.
Массы атомов и молекул. Относительные атомные массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль – единица количества вещества. Молярная масса. Молярный объем.
Вещество и его агрегатные состояния. Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси разного агрегатного состояния: воздух, природный газ, нефть, природные воды, растворы.
Вещества простые и сложные. Качественный и количественный состав вещества. Понятие о валентности и степени окисления. Основные классы неорганических веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.
Общее представление о строении атомов: ядро (протоны и нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.
Общее представление о строении молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).
ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ
Химическая реакция. Условия возникновения и признаки протекания химических реакций. Сохранение массы вещества при химических реакциях.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; постоянству или изменению степеней окисления атомов химических элементов; наличию и отсутствию катализатора, поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций.
Электролитическая диссоциация веществ в процессе растворения. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация щелочей, солей и кислот.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.
Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.
Взвешивание. Приготовление растворов. Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО ХИМИИ ЗА КУРС 8 КЛАССА.
В результате изучения химии ученик должен
знать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатные состояния, классификация веществ, химические реакции и их классификация, электролитическая диссоциация;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; причины многообразия веществ; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; общие свойства неорганических и органических веществ;
определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность и степень окисления элементов в соединениях;
составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати элементов периодической системы; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: растворы кислот и щелочей;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю растворенного вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.
9 класс (17 часов)
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса
Знать:
- периодический закон;
- важнейшие химические понятия: электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, амфотерность.
Уметь:
- объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева;
- объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
- объяснять сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять уравнения химических реакций.
Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления – восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.
Понятие о переходных элементах Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.
Лабораторный опыт.
1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.
Подготовка к ГИА: 1.1; 1.2; 1.2.2; 1.3; 1.4; 1.6; 2.4; 2.5; 2.6; 3.2.1; 3.3.
Подготовка к ЕГЭ: 1.1; 1.5; 2.1; 2.3.
Тема 1. Металлы
Знать:
- положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева;
- общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения;
- основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия;
- качественные реакции на важнейшие катионы.
Уметь:
- характеризовать общие свойства металлов на основе положения их в электрохимическом ряду напряжения металлов;
- давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;
- вычислять массовую долю выхода продукта реакции от теоретически возможного;
- обращаться с лабораторным оборудованием;
- соблюдать правила техники безопасности;
- распознавать важнейшие катионы.
Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения.
Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.
Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа.
Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).
Лабораторные опыты.
1. Ознакомление с образцами металлов.
2: Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.
3. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа.
4. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей
5. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+ .
Подготовка к ГИА: 1.1; 1.3; 1.5; 1.6; 2.4; 2.5; 2.6; 3.1; 3.2; 4.1; 4.2; 4.4.
Подготовка к ЕГЭ: 1.1; 1.2; 1.3; 1.5; 2.1; 2.2; 2.3.
Тема 2. Неметаллы
Знать:
- положение неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева;
- устройство простейших приборов для получения и собирания газов: водорода, аммиака, кислорода, углекислого газа;
- качественные реакции на важнейшие анионы.
Уметь:
- объяснять явление аллотропии;
- характеризовать свойства галогенов и важнейших химических элементов – серы, азота, фосфора, углерода и кремния;
- вычислять массу или объем продукта реакции по известной массе или объему одного из исходных веществ, содержащего примеси;
- вычислять массу, объем и количество вещества по известным данным об исходных веществах, одно из которых дано в избытке;
- обращаться с лабораторным оборудованием;
- соблюдать правила техники безопасности;
- определять: хлорид-ионы, сульфат-ионы, карбонат – ионы, ионы аммония.
Свойства простых веществ (металлов и неметаллов), оксидов, оснований, кислот, солей.
Водород. Водородные соединения неметаллов. Кислород. Озон. Вода.
Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли.
Сера. Оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли.
Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота . Азотная кислота и ее соли.
Фосфор. Оксид фосфора . Ортофосфорная кислота и ее соли.
Углерод. Аллотропия углерода. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли.
Кремний. Оксид кремния. Кремниевая кислота. Силикаты.
Демонстрации. Образцы галогенов – простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей.
Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.
Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные опыты.
1. Качественная реакция на хлорид-ион.
2. Качественная реакция на сульфат-ион.
3. Распознавание солей аммония.
4. Получение углекислого газа и его распознавание.
5. Качественная реакция на карбонат-ион.
6. Ознакомление с природными силикатами.
7. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.
Подготовка к ГИА: 1.1; 1.2; 1.3; 1.4; 2.5; 3.1; 3.2; 4.2; 4.3; 4.4.
Подготовка к ЕГЭ: 1.1; 1.2; 1.3; 1.5; 2.1; 2.2; 2.3.
Тема 3. Органические соединения
Знать:
- причины многообразия углеродных соединений (изомерию);
- виды связей (одинарную, двойную, тройную);
- важнейшие функциональные группы органических веществ;
- номенклатуру основных представителей групп органических веществ;
- иметь понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах.
Уметь:
- составлять формулы изомеров основных классов органических веществ;
- находить, определять из предложенных формул изомеры и гомологи.
Основные сведения о химическом строении органических веществ.
Углеводороды: метан, этан, этен.
Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородосодержащих органических соединений.
Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.
Представления о полимерах (полиэтилен, белки).
Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.
Лабораторные опыты.
1. Изготовление моделей молекул углеводородов.
2. Свойства глицерина.
3. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании.
4. Взаимодействие крахмала с иодом.
Подготовка к ГИА: 3.4.
Подготовка к ЕГЭ: 1.4; 1.5; 2.1; 2.2; 2.3.
Тема 4. Химия и жизнь
Знать:
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
Уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.
Человек в мире веществ: материалы и химические процессы. Химическая картина мира.
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота (столовый уксус).
Природные источники углеводородов: нефть и природный газ. Применение их как топлива и сырья.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Бытовая химическая грамотность: умение читать маркировку изделий пищевой, фармацевтической и легкой промышленности, соблюдение инструкций по применению приобретенных товаров.
Демонстрации. Образцы пластмасс и волокон. Коллекция «Природные источники углеводородов».
Лабораторные опыты.
1. Доказательство наличия крахмала в картофеле.
2. Доказательство наличия жира в семечках подсолнечника.
Подготовка к ГИА:5.1; 5.2.
Подготовка к ЕГЭ: 2.1.
Примечание: данный раздел предлагается образовательным стандартом основного общего образования по химии. Он необходим для изучения, т.к. поможет учащимся в дальнейшей жизни правильно обращаться с веществами (бытовая химия, изделия пищевой, фармацевтической и легкой промышленности). Изучение данной темы предусматривает защиту проектов.
Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы
Знать:
важнейшие химические понятия: химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Уметь характеризовать:
- химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
- связь между составом, строением и свойствами веществ;
- химические свойства основных классов неорганических веществ.
Уметь определять:
- состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений;
- типы химических реакций;
- валентность и степень окисления элемента в соединениях;
- тип химической связи в соединениях;
- возможность протекания реакций ионного обмена; составлять:
- формулы неорганических соединений изученных классов;
- схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева;
- уравнения химических реакций.
Периодическая система Д.И.Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах. Значение периодического закона.
Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств.
Классификация химических реакций по различным признакам.
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла.
Оксиды, гидроксиды, кислоты и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете ТЭД и представлений о процессах окисления-восстановления.
Подготовка к ГИА:1.1; 1.3; 1.6; 2.1; 2.2; 3.2.
Подготовка к ЕГЭ: 1.1; 1.2; 1.5; 2.3.
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Свойства простых веществ (металлов и неметаллов), оксидов, оснований, кислот, солей.
Водород. Водородные соединения неметаллов. Кислород. Озон. Вода.
Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли.
Сера. Оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли.
Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли.
Фосфор. Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и ее соли.
Углерод. Аллотропия углерода. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли.
Кремний. Оксид кремния. Кремниевая кислота. Силикаты.
Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения.
Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.
Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа.
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ
Основные сведения о химическом строении органических веществ.
Углеводороды: метан, этан, этен.
Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородосодержащих органических соединений.
Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.
Представления о полимерах (полиэтилен, белки).
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ
Правила работы в школьной лаборатории. Правила безопасности.
Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.
Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.
Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Получение газообразных веществ.
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
Человек в мире веществ: материалы и химические процессы. Химическая картина мира.
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов [поваренная соль, уксусная кислота ( столовый уксус )].
Природные источники углеводородов: нефть и природный газ. Применение их как топлива и сырья.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Бытовая химическая грамотность: умение читать маркировку изделий пищевой, фармацевтической и легкой промышленности, соблюдение инструкций по применению приобретенных товаров.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО ХИМИИ ЗА КУРС 9 КЛАССА.
В результате изучения химии ученик должен
знать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатные состояния, классификация веществ, химические реакции и их классификация, электролитическая диссоциация;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; причины многообразия веществ; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; общие свойства неорганических и органических веществ;
определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность и степень окисления элементов в соединениях;
составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати элементов периодической системы; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ионы аммония;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю растворенного вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатные состояния, классификация веществ, химические реакции и их классификация, электролитическая диссоциация;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; причины многообразия веществ; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; общие свойства неорганических и органических веществ;
определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность и степень окисления элементов в соединениях;
составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати элементов периодической системы; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ионы аммония;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю растворенного вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Габриелян О.С.Задачи по химии и способы их решения 8-9 класс. М., Дрофа, 2004г.
Габриелян О.С. Изучаем химию в 8 классе. Дидактические материалы. М., «Блик и К», 2002.
Габриелян О.С. Изучаем химию в 9 классе. Дидактические материалы М.«Блик и К», 2003.
Габриелян О.С. Контрольные и проверочные работы Химия 8 класс. - М.: Дрофа, 2002г.
Габриелян О.С. Контрольные и проверочные работы Химия 9 класс. - М.: Дрофа, 2003г.
Габриелян О.С.Методическое пособие Химия 8-9.М., Дрофа.2001г.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии 8 класс.- М. Дрофа,2002г.
Габриелян О.С.Настольная книга учителя химии 9 класс.- М. Дрофа, 2002г.
Габриелян О.С. Химия. 8 класс.- М.:, Дрофа, 2007г.
Габриелян О.С. Химия. 9 класс.- М.:, Дрофа, 2007г.
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Рабочая тетрадь. 8 кл. М.: Дрофа, 2005г.
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Рабочая тетрадь. 9 кл. М.: Дрофа, 2005г.
Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. /Глав. Ред. В.А. Володин.- М.:Аванта+.2000.-640с.
Адреса сайтов в Интернете:
http://him.1september.ru - газета «Химия» - приложение к «1 сентября»
www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования
www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
chem.msu.su - "Химическая наука и образование в России"
school-sector.relarn.ru - "Химия для ВСЕХ"
alhimik.ru - "Алхимик"
http://chemistry-chemists.com/Video11.html - видео химических опытов
Портал информационной поддержки единого государственного экзамена
Федеральный центр тестирования
Российский общеобразовательный портал
Приложение №1
Государственное образовательное учреждение Тульской области
«Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Центр дистанционного образования
| «Согласовано» Заместитель директора по УВР: _______________ Н. О. Буриличева |
Календарно-тематическое планирование
к рабочей программе
по предмету «Химия» в 8 классе,
утвержденной приказом №___ от ___.08.2012г.
на 2012-2013 учебный год
(образование с использованием информационно-коммуникационных технологий – дистанционное обучение)
Количество часов в неделю 0,5
Годовое количество часов 17
Учитель:
Раецкая Анжела Павловна
Рассмотрено на
заседании ШМО
протокол №___ от _.08. 2012 г.
Рассмотрено на
методическом совете
протокол №___ от _.08. 2012г.
г.Тула, 2012
1. Перечень учебно-методического обеспечения:
А) методические и учебные пособия:
Габриелян О.С.Задачи по химии и способы их решения 8-9 класс. М., Дрофа, 2004г.
Габриелян О.С. Изучаем химию в 8 классе. Дидактические материалы. М., «Блик и К», 2002.
Габриелян О.С. Контрольные и проверочные работы Химия 8 класс. - М.: Дрофа, 2002г.
Габриелян О.С.Методическое пособие Химия 8-9.М., Дрофа.2001г.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии 8 класс.- М. Дрофа,2002г.
Габриелян О.С. Химия. 8 класс.- М.:, Дрофа, 2007г.
Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. «Химический эксперимент в школе. 8 класс». Учебное пособие.- М.:, Дрофа, 2007г.
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Рабочая тетрадь. 8 кл. М.: Дрофа, 2005г.
Габриелян О.С., Яшукова А.В. «Химия. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ». К учебнику Габриеляна О.С. «Химия. 8 класс».- М.:, Дрофа, 2007г.
Габриелян О.С. и др. «Химия. Контрольные и проверочные работы. 8 класс». К учебнику Габриеляна О.С. «Химия. 8 класс» .- М.:, Дрофа, 2007г.
Толкачева Т.К., Лазыкина Л.Г., Левитина З.К., Биба Л.И. «Уроки химии в 8 классе по интегральной технологии» .- М.:, Дрофа, 2006г.
Адреса сайтов в Интернете:
http://him.1september.ru - газета «Химия» - приложение к «1 сентября»
www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования
www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
chem.msu.su - "Химическая наука и образование в России"
school-sector.relarn.ru - "Химия для ВСЕХ"
alhimik.ru - "Алхимик"
http://chemistry-chemists.com/Video11.html - видео химических опытов
Портал информационной поддержки единого государственного экзамена
Федеральный центр тестирования
Российский общеобразовательный портал
В) компьютерные программы:
- Химия 8-11кл. 8 кл.9 кл. Комплект ЦОР к учебникам О.С.Габриеляна. Дрофа , ЗАО "1С"
- «Химия. 8 класс». Электронное мультимедийное издание к учебнику Габриеляна О.С. «Химия. 8 класс»
- skype;
- текст: блокнот, AcrobatReader, DjVu и MS Word;
- графические редакторы: Paint;
- презентации - MS PowerPoint;
- число и MS Excel;
- аудио и видео: Windows Media Player;
- Adobe FlashPlayer;
- Почтовые программы, web-броузеры и плагины, Web 2.0, сервисы и виджеты.
Г) учебно-методическое оборудование:
- лабораторное оборудование.
Приложение № 2
Государственное образовательное учреждение Тульской области
«Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Центр дистанционного образования
| «Согласовано» Заместитель директора по УВР: _______________ Н. О. Буриличева |
Календарно-тематическое планирование
к рабочей программе
по предмету «Химия» в 9 классе,
утвержденной приказом №___ от ___.08.2012г.
на 2012-2013 учебный год
(образование с использованием информационно-коммуникационных технологий – дистанционное обучение)
Количество часов в неделю 0,5
Годовое количество часов 17
Учитель:
Раецкая Анжела Павловна
Рассмотрено на
заседании ШМО
протокол №___ от _.08. 2012 г.
Рассмотрено на
методическом совете
протокол №___ от _.08. 2012г.
г.Тула, 2012
1. Перечень учебно-методического обеспечения:
А) методические и учебные пособия:
Габриелян О.С.Задачи по химии и способы их решения 8-9 кл. М., Дрофа, 2004г.
Габриелян О.С. Изучаем химию в 9 классе. Дидактические материалы М.«Блик и К», 2003.
Габриелян О.С. Контрольные и проверочные работы Химия 9 класс. - М.: Дрофа, 2003г.
Габриелян О.С. Методическое пособие Химия 8 - 9.М., Дрофа, 2001г.
Габриелян О.С.Настольная книга учителя химии 9 класс.- М. Дрофа, 2002г.
Габриелян О.С. Химия. 9 класс.- М.:, Дрофа, 2007г.
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Рабочая тетрадь. 9 кл. М.: Дрофа, 2005г.
Адреса сайтов в Интернете:
http://him.1september.ru - газета «Химия» - приложение к «1 сентября»
www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования
www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
chem.msu.su - "Химическая наука и образование в России"
school-sector.relarn.ru - "Химия для ВСЕХ"
alhimik.ru - "Алхимик"
http://chemistry-chemists.com/Video11.html - видео химических опытов
Портал информационной поддержки единого государственного экзамена
Федеральный центр тестирования
Российский общеобразовательный портал
В) компьютерные программы:
Химия 8-11кл. 8 кл.9 кл. Комплект ЦОР к учебникам О.С.Габриеляна. Дрофа , ЗАО "1С"
- skype;
- текст: блокнот, AcrobatReader, DjVu и MS Word;
- графические редакторы: Paint;
- презентации - MS PowerPoint;
- число и MS Excel;
- аудио и видео: Windows Media Player;
- Adobe FlashPlayer;
- Почтовые программы, web-броузеры и плагины, Web 2.0, сервисы и виджеты.
Г) учебно-методическое оборудование:
- лабораторное оборудование.
Календарно-тематическое планирование, 8 класс
№ | Дата | Наименование разделов и тем | Демонстрации (в видеозаписи) | Обеспеченность мультимедиа | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | ||
Таблицы | Видеофрагмент | Флеш -анимация | |||||
1 | Химия наука о веществах. Периодический закон и система Д. И. Менделеева. Правила работы в лаборатории. | Образцы лабораторного оборудования и приемы безопасной работы с ним. | Периодическая система | Тела и вещества Интерактивная система Менделеева Структура ПС (группа, период) | Различать предметы изучения естественных наук. Различать периоды, А и Б группы. Описывать и характеризовать структуру таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева». Структурировать материал о жизни и деятельности Д. И. Менделеева, об утверждении учения о периодичности. | ||
2 | Химический элемент. Знаки элементов и химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. Проведение расчетов массовой доли химического элемента в веществе. | Модели атомов элементов первого — третьего периодов | Химический язык Химические знаки Относительный расчет атомной массы элемента Пример составления формулы | Определять понятия «химический элемент», «порядковый (атомный) номер», «массовое число», «относительная атомная масса», «периодическая система химических элементов». Описывать простейшие вещества с помощью химических формул. Описывать состав простейших соединений по их химическим формулам. | |||
3 | Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. | Шаростержневые модели молекул метана, аммиака, воды, хлороводорода, оксида углерода(IV). | Модели строения веществ Электронная формула | Планетарная модель строения атома Строение атома Опыт Резерфорда Схема ядерной реакции | Моделировать строение атома. Определять понятия «изотоп», «электронная оболочка», «электронный слой». Моделировать строение молекул метана, аммиака, воды, хлороводорода. | ||
4 | Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. | Атомные орбитали Электронные схемы атома | Определять понятия «электронная оболочка», «электронный слой». | ||||
5 | Общее представление о строении молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. | Модели ионных, молекулярных и атомных кристаллических решеток. |
| Образование ионной связи Образование ковалентной связи Металлическая химическая связь | Конкретизировать понятия «химическая связь», «кристаллическая решетка». Обобщать понятия «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная связь», «ионная кристаллическая решетка», «атомная кристаллическая решетка», «молекулярная кристаллическая решетка». Моделировать строение веществ с ковалентной и ионной связью | ||
6 | Свойства простых веществ металлов. Свойства простых веществ неметаллов. Экспериментальное изучение химических свойств неорганических и органических веществ. | Примеры простых и сложных веществ в разных агрегатных состояниях. | Физическое свойство: твердость Образцы некоторых металлов Взаимосвязь свойств металлов и их применения | Положение металлов в ПС Физические свойства металлов (электропроводность и пластичность) | Классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам. Определять валентности атомов в бинарных соединениях. Составлять формулы бинарных соединений по известной валентности атомов. | ||
7 | Количество вещества. Моль. Молярная масса. Проведение расчетов количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции. | Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии | |||||
8 | Молярный объем газообразных веществ. | Молярный объем газов | |||||
9 | Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Индикаторы. | Взаимодействие воды с натрием, кальцием, магнием, оксидом кальция, оксидом углерода(IV), оксидом фосфора(V) и испытание полученных растворов индикатором | Действие щелочей на индикаторы | Действие кислот на индикаторы Свойства серной кислоты Правила работы с кислотами Правила работы со щелочами Оказание первой помощи при попадании кислот и щелочей на кожу | Классифицировать изученные химические элементы и их соединения. Сравнивать свойства веществ, принадлежащих к разным классам; химические элементы разных групп. Характеризовать состав и свойства веществ основных классов неорганических соединений | ||
10 | Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток. Чистые вещества и смеси. Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование. | Чистые вещества: сера и железо и их смесь. Разделение смеси серы и железа. Разделение смеси речного песка и поваренной соли. | Примеры смесей | Сравнение свойств дистиллированной и морской вды Разделение смесей веществ Разделение однородных и неоднородных смесей | Исследовать свойства изучаемых веществ. Разделять смеси. Наблюдать химические и физические превращения изучаемых веществ. | ||
11 | Химическая реакция. Условия возникновения и признаки протекания химических реакций. Сохранение массы вещества при химических реакциях. | Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами. Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ при химических реакциях. | Признаки химических реакций Опыт, подтверждающий закон сохранения массы веществ Химические уравнения | Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного экспериментов. | |||
12 | Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ. | Взаимодействие гранулированного цинка и цинковой пыли с соляной кислотой. | Реакции обмена | Наблюдать свойства веществ и их изменения в ходе химических реакций. Описывать простейшие химические реакции с помощью химических уравнений. | |||
13 | Классификация химических реакций по различным признакам: постоянству или изменению степеней окисления атомов химических элементов. | Горение угля в концентрированной азотной кислоте. Горение серы в расплавленной селитре. | Делать выводы из результатов проведенных химических экспериментов. | ||||
14 | Классификация химических реакций по различным признакам: наличию и отсутствию катализатора, поглощению или выделению энергии. | Примеры экзо- и эндотермических реакций. Взаимодействие оксида меди(II) с серной кислотой разной концентрации при разных температурах. | Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии. | ||||
15 | Электролитическая диссоциация веществ в процессе растворения. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. | Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Демонстрация движения ионов в электрическом поле. | Реакции ионного обмена | Механизм электролитической диссоциации Тепловые явления при растворении | Давать определения понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация». Конкретизировать понятие «ион». Обобщать понятия «катион», «анион». | ||
16 | Электролитическая диссоциация щелочей, солей и кислот. Взвешивание. Приготовление растворов. Проведение расчетов массовой доли растворенного вещества в растворе. | Опыты по выявлению условий течения реакций в растворах электролитов до конца. | Опыт: электропровод-ность | Исследовать свойства растворов электролитов. Характеризовать условия течения реакций до конца в растворах электролитов. Проводить наблюдения за поведением веществ в растворах, за химическими реакциями, протекающими в растворах. | |||
17 | Понятие о скорости химических реакций. Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании. | Изучать строение пламени. Исследовать и описывать условия, влияющие на скорость химической реакции |
Календарно-тематическое планирование, 9 класс
№ | Дата | Наименование разделов и тем | Демонстрации (в видеозаписи) | Обеспеченность мультимедиа | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | |||
Таблицы | Видеофрагмент | Презентации | Флеш-анимация | |||||
1 | Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. | Простые вещества, образованные неметаллами второго и третьего периодов. Получение водородных соединений хлора, серы, азота и испытание индикатором их водных растворов. Получение оксида серы(VI) и ознакомление с его свойствами. Особенности взаимодействия азотной кислоты с металлами. | Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии. Характеризовать химические элементы малых периодов по их положению в периодической системе. Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты. Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями. Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств неметаллов в периодах и группах периодической системы. Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе | |||||
2 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение. | Физические свойства щелочных металлов. Взаимодействие натрия с водой. Взаимодействие калия с водой. Взаимодействие магния и кальция с водой. Взаимодействие кислорода и серы с водородом, железом. 33. Физические свойства галогенов. 34. Вза" имодействие алюминия с хлором, бромом, иодом. | Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии. Характеризовать химические элементы малых периодов по их положению в периодической системе. Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты. Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями. Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств металлов в периодах и группах периодической системы. Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе | |||||
3 | Положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. | |||||||
4 | Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. | Свойства гидроксида натрия | ||||||
5 | Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атома. Щелочные металлов – простые вещества, их физические и химические свойства. | Свойства угольной кислоты | ||||||
6 | Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. | |||||||
7 | Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия – оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его солей. | Простые вещества, образованные металлами второго и третьего периодов. Сравнение условий взаимодействия с водой: а) натрия и магния; б) магния и кальция. Сравнение отношения к воде оксидов магния и кальция. Сравнение отношения к растворам кислот и щелочей гидроксида натрия и гидроксида алюминия. | ||||||
8 | Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. | |||||||
9 | Генетические ряды Fe2+ и Fe3+ . Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+ .Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве. | |||||||
10 | Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д.И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотри-цательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. | |||||||
11 | Неметаллы. Водород. Положение в периодической системе Д.И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. | |||||||
12 | Неметаллы. Галогены. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. | |||||||
13 | Неметаллы. Подгруппа кислорода | |||||||
14 | Неметаллы. Подгруппа азота и углерод | |||||||
15 | Первоначальные представления об органических веществах | |||||||
16 | Первоначальные представления об органических веществах | |||||||
17 | Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Бытовая химическая грамотность: умение читать маркировку изделий пищевой, фармацевтической и легкой промышленности, соблюдение инструкций по применению приобретенных товаров. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии 10 - 11 классы к авторской программе Габриэляна О.С.
Предложены полностью разработанные программы по химии 10 - 11 класса...
Пояснительная записка к рабочей программы по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (Базовый уровень.
Пояснительная записка к рабочей программе по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (1 час в неделю). Базовый уровень....
Рабочя программа по химии для 8 класса к учебнику Н.Е.Кузнецовой "Химия.8 класс".
Естественнонаучное образование - один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка за время его обучения и воспит...
рабочая программа по химии 8-9 класс по программе О.С. Габриелян 3 часа в неделю
Рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа со...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....