урок по химии для 8 класса "Вода"
методическая разработка (химия, 8 класс) по теме

Урок по программе Л.Кузнецовой. Учитываются межпредметные и метапредметные связи.На уроке применяется физминуткаи игровые моменты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_himii_8_klass_voda.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по химии в 8 классе.

 Тема: Вода

Учитель химии 1-ой категории

МБОУ «СОШ №10»

 Галимуллина Н.В.

      Образовательные задачи:

  1.   углубить представлений связи  между строением вещества и его химическими и физическими свойствами;
  2.   познакомить с особенностями химических свойств воды, с понятием «амфотерность»;
  3.   формирование умений составлять по схемам химические  уравнения, продолжить формирование навыка записи химических реакций с помощью химических уравнений.
  4.     обобщение знаний о физических свойтвах воды, строение и состав;

Развивающие задачи:

  1. развитие умений определять свойства веществ по реакциям, в которые они вступают;
  2. формирование умений обобщать, делать выводы, выделять основное, составлять общие схемы;
  3. Наблюдать и анализировать химические опыты, сопоставлять полученные результаты с теоретическими данными.

       Воспитательные задачи:

  1.  формирование экологического мировоззрения;
  2. способствовать формированию бережного отношения к природе, экономных отношений к воде;
  3. формирование познавательного интереса к процессу обучения.

Методы:

  1. беседа поискового характера;
  2. практические опыты

Межпредметные связи:

  1. физика;
  2. биология;
  3. экология.

Оборудование.

Таблицы:

  1. по содержанию солей в воде;
  2.  количество используемой пресной воды;
  3.  запасы пресной воды на Земле.

Для опытов:

  1. Na металлический;
  2. P;
  3. кислород (полученный);
  4. CaO;
  5. вода;
  6. индикаторы (лакмус, фенолфталеин);
  7. шаростержневая модель;
  8. капли воды из бумаги.

На столах:

  1. черные доски;
  2. тряпочки;
  3. мел.

План урока:

  1. физические свойства воды; строение молекул;
  2. химические свойства воды;
  3. вода-растворитель;
  4. использование воды, ее значение;
  5. охрана и экономия водных ресурсов.

I  Организационный момент.

Достаю зонтик. Он будет символом нашего урока. Тема нашего урока связана с одним из самых важных веществ на Земле. Каким? Вода! Она самое распространенное и привычное в нашей жизни вещество. Но так ли она обыкновенна!

II Изучение нового материала

1.Давайте вспомним физические свойства воды. За правильные ответы даю капли. Каков состав молекулы воды ( молекула состоит из 2х атомов H и атома O).

Значение воды:

  1. климат;
  2. рельеф;
  3. входит в состав клеток живых организмов;
  4. промышленность и быт человека.

М H2O = 18 г/моль

при ( н.у.) жидкость, может быть в 3х агрегатных состояниях: газ, жидкость, твердое вещество.

Плотность = 1 г/см3, без цвета и запаха

t кипячения  = 1000

t плавления = 00

По этим данным определяем, что вода имеет молекулярное строение. Какими свойствами обладают вещества молекулярного строения? (Ответ: могут быть газообразными и жидкими, твердыми. Низкая t плавления и кипячения, так как силы взаимодействия между молекулами слабы.) Не забываем, что строение вещества всегда отображается в его свойствах. Как вы думаете, как молекулярная масса влияет на t плавления и кипячения (чем > Молекулярная масса, тем > t кипячения и плавления.

Давайте сравним три вещества, найдем и предположим

H2O

NH3

HCl

H2S

М

18г/моль

17г/моль

35,5г/моль

34г/моль

tкип

1000С

- 33,40С

-850С

-60,30С

tпл

00С

-77,70С

-114,20С

-85,60С

Ученики могут предположить, что хлороводород и сероводород должны кипеть при большей t, чем вода. На самом деле у них очень низкие t  кипения, почему?

Дело в том, что между молекулами воды существуют силы более прочные. Эти связи называются водородными. Они возникают между атомами кислорода одной молекулы и водородом другой молекулы. Эта связь слабая, но, когда она повторяется многократно, получается сильное взаимодействие молекул, поэтому процесс испарения и кипения затруднен. Водородная связь объясняет и текучесть воды (можно предположить, что все вещества, в состав которых входят H и О обладают такими свойствами текучести), сила натяжения (водная пленочка), форма капли (мешочек).

А вот это- кристал льда, когда вода замерзает, она образует строго упорядоченую молекулярно-кристаллическую решетку, здесь тоже существует водородная связь, но расстояние между молекулами >, чем в молекулах воды. А в воде молекула находятся в движении, то притягиваются к одной, то к другой, поэтому плотность льда меньше, чем плотность воды (описать строение,объяснить свойства вещества)    

ρльда= 0,92 г/см3    ρН2О= 1г/см3

а) Все вы знаете опыт с бутылкой, наполненной водой и выставленной на мороз, что с ней происходит?

б) Почему нельзя зимой оставлять воду в водопроводных трубах;

в) Лёд на поверхности водоёмов, не промерзает водоём;

г) Можно ли из ведра снега получить ведро воды?

А отражается ли строение молекулы воды в химических свойствах? К какому классу веществ можно отнести воду? (оксидам)

Что такое оксиды? Какие оксиды бывают (металлы и неметаллы).

Рассмотрим,как реагируют оксиды металлов и неметаллов с водой:

Опыт: Р сгорает, наливаем воды, добавляем лакмус- красный-

 доказывает образование кислоты. Давайте попробуем самостоятельно составить цепочку последующих реакций:

P – P2O5 -H3PO4

напишем реакции 4 P + 5O2       P2O5 + 3 H2O – 2H3PO4   дис.H3PO4 = 3H +PO4

Вывод: а) вода реагирует с оксидами неметаллов. Образуя кислоту

составить схему оксид неметалла + вода = кислота.

CaO + H2O – Ca(OH)2  к основанию добавляем фенолфталеин — малиновое окрашивание

б) оксиды металлов реагируют с водой, образуя основания

составить схему оксид металла + вода = основание

Когда одно и то же вещество реагирует с противоположным по свойствам веществом (основный оксид и кислотный оксид), его называют АМФОТЕРНЫМ( с греческого амфотерос- и тот, и другой).

H2O  можно считать и кислотой, и основанием. При диссоциации НОН = Н+ ОН-, поэтому её можно записать НОН.

Вода- малодиссоциирующее вещество, но часть молекул может распадаться на ионы.

в) вода реагирует с металлами: с активными- (провожу опыт Na + H2O, добавляю фенолфталеин, говорю, что при реакции выделяется водород)  

2 Na  + 2 НОН- 2  NaОН+H2↑ схема активный металл + вода — основание + водород

с менее активными металлами при t с парами воды

2Fe + 3 H2O – Fe2O3+ 3 H2

металл+ вода = оксид металла + водород

металлы неактивные не реагируют с водой.

 Отрабатываем:

  1. даю схему, ученики пишут конкретное уравнение напишите формулу вещества, которое при р-ии с водой образует1) основание,2) основание и водород, 3) кислоту, 4) оксид и водород

дописать схему:       +  H2O — кислота

                                   Ме (акт) + H2O  =

                                   основный оксид +  H2O =

Провожу физкультминутку( встаём, говорю предложение. Если верно- руки вверх, если неверно- руки на пояс.)

Говоря о свойствах воды, мы имеем в виду чистую воду — дистилированную. Вода- хороший растворитель  она растворяет в себе газы, жидкости и твёрдые  вещества. В природе мы встречаем в основном растворы

Решаем задачи ( по рядам):

  1. Рассчитайте массовую долю соли в морской воде, если в 1л. Морской воды содержится 36,5 г. соли
  2. Рассчитайте массовую долю соли в 1л. воды реки Волга, если в 1л. Содержится 433 мг. солей , плотность воды 1г/мл.
  3. Сосчитайте массовую долю соли 1кг. Воды из озера Байкал, содержащего 91,4 мг солей.

Человек использует пресную воду- для чего?

А велики ли запасы пресной воды ( смотрим таблицу)

Масса. т.

%

Общее кол-во

1,4*1018

100

Мировой океан

1,37*1018

92,9

В лед.

2,4*1016

1,7

В реках и озерах

1,2*1013

0

Да и те запасы, которые есть, расходуются бесполезно или засоряются отходами производства, бытовыми отходами, мусором, нефтью, стоками минеральных удобрений. Огромные деньги тратятся на очистку вод. Многие из загрязнений опасны для жизни растений и животных. Что делать? Как лично вы можете сэкономить воду?

Выводы по уроку:

  1. физические свойства воды определяются строением молекулы
  2. по своим химическим свойствам вода является амфотерным веществом
  3. вода хороший растворитель
  4. запасы пресной воды на Земле невелики и их необходимо экономно расходовать
  5. вода — это (каждый высказывает своё мнение)

напишите любые ассоциации на своих капельках, которые возникают у вас в голове при слове «вода»

Домашнее задание: п.16, приготовить сообщение или реферат на тему «Удивительное вещество- вода»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по химии в 11 классе по теме «Химические реакции в органической химии».

Разработка урока в 11 классе в свете подготовки к ЕГЭ по химии....

Бинарный урок по химии и физике "Основные понятия химии и физики" (брейн-ринг)

Тип урока: обобщающий, бинарный, с элементами ИКТФорма урока: брейн-рингЦель: повторение и обощение знаний об основных химических  и физических понятиях.Задачи: актуализация знаний учащихсяобощен...

Презентация урока по химии "Бытовая химия"

Изучение влияние препаратов бытовой химии на здоровье человека....

Открытый урок по химии в 8 классе Тема урока: «Предмет химии. Вещества и их свойства»

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий “химия ”, “вещество”, “химический элемент”, “простые вещества ”, “сложные вещества”,  “свойства веществ”.Задачи урока:обучающие: со...

Технологическая карта урока по химии "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества"

Теннологическая карта урока по химии в 8 классе  "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества", УМК Габриелян О.С...