урок по химии для 8 класса "Вода"
методическая разработка (химия, 8 класс) по теме
Урок по программе Л.Кузнецовой. Учитываются межпредметные и метапредметные связи.На уроке применяется физминуткаи игровые моменты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_himii_8_klass_voda.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по химии в 8 классе.
Тема: Вода
Учитель химии 1-ой категории
МБОУ «СОШ №10»
Галимуллина Н.В.
Образовательные задачи:
- углубить представлений связи между строением вещества и его химическими и физическими свойствами;
- познакомить с особенностями химических свойств воды, с понятием «амфотерность»;
- формирование умений составлять по схемам химические уравнения, продолжить формирование навыка записи химических реакций с помощью химических уравнений.
- обобщение знаний о физических свойтвах воды, строение и состав;
Развивающие задачи:
- развитие умений определять свойства веществ по реакциям, в которые они вступают;
- формирование умений обобщать, делать выводы, выделять основное, составлять общие схемы;
- Наблюдать и анализировать химические опыты, сопоставлять полученные результаты с теоретическими данными.
Воспитательные задачи:
- формирование экологического мировоззрения;
- способствовать формированию бережного отношения к природе, экономных отношений к воде;
- формирование познавательного интереса к процессу обучения.
Методы:
- беседа поискового характера;
- практические опыты
Межпредметные связи:
- физика;
- биология;
- экология.
Оборудование.
Таблицы:
- по содержанию солей в воде;
- количество используемой пресной воды;
- запасы пресной воды на Земле.
Для опытов:
- Na металлический;
- P;
- кислород (полученный);
- CaO;
- вода;
- индикаторы (лакмус, фенолфталеин);
- шаростержневая модель;
- капли воды из бумаги.
На столах:
- черные доски;
- тряпочки;
- мел.
План урока:
- физические свойства воды; строение молекул;
- химические свойства воды;
- вода-растворитель;
- использование воды, ее значение;
- охрана и экономия водных ресурсов.
I Организационный момент.
Достаю зонтик. Он будет символом нашего урока. Тема нашего урока связана с одним из самых важных веществ на Земле. Каким? Вода! Она самое распространенное и привычное в нашей жизни вещество. Но так ли она обыкновенна!
II Изучение нового материала
1.Давайте вспомним физические свойства воды. За правильные ответы даю капли. Каков состав молекулы воды ( молекула состоит из 2х атомов H и атома O).
Значение воды:
- климат;
- рельеф;
- входит в состав клеток живых организмов;
- промышленность и быт человека.
М H2O = 18 г/моль
при ( н.у.) жидкость, может быть в 3х агрегатных состояниях: газ, жидкость, твердое вещество.
Плотность = 1 г/см3, без цвета и запаха
t кипячения = 1000
t плавления = 00
По этим данным определяем, что вода имеет молекулярное строение. Какими свойствами обладают вещества молекулярного строения? (Ответ: могут быть газообразными и жидкими, твердыми. Низкая t плавления и кипячения, так как силы взаимодействия между молекулами слабы.) Не забываем, что строение вещества всегда отображается в его свойствах. Как вы думаете, как молекулярная масса влияет на t плавления и кипячения (чем > Молекулярная масса, тем > t кипячения и плавления.
Давайте сравним три вещества, найдем и предположим
H2O | NH3 | HCl | H2S | |
М | 18г/моль | 17г/моль | 35,5г/моль | 34г/моль |
tкип | 1000С | - 33,40С | -850С | -60,30С |
tпл | 00С | -77,70С | -114,20С | -85,60С |
Ученики могут предположить, что хлороводород и сероводород должны кипеть при большей t, чем вода. На самом деле у них очень низкие t кипения, почему?
Дело в том, что между молекулами воды существуют силы более прочные. Эти связи называются водородными. Они возникают между атомами кислорода одной молекулы и водородом другой молекулы. Эта связь слабая, но, когда она повторяется многократно, получается сильное взаимодействие молекул, поэтому процесс испарения и кипения затруднен. Водородная связь объясняет и текучесть воды (можно предположить, что все вещества, в состав которых входят H и О обладают такими свойствами текучести), сила натяжения (водная пленочка), форма капли (мешочек).
А вот это- кристал льда, когда вода замерзает, она образует строго упорядоченую молекулярно-кристаллическую решетку, здесь тоже существует водородная связь, но расстояние между молекулами >, чем в молекулах воды. А в воде молекула находятся в движении, то притягиваются к одной, то к другой, поэтому плотность льда меньше, чем плотность воды (описать строение,объяснить свойства вещества)
ρльда= 0,92 г/см3 ρН2О= 1г/см3
а) Все вы знаете опыт с бутылкой, наполненной водой и выставленной на мороз, что с ней происходит?
б) Почему нельзя зимой оставлять воду в водопроводных трубах;
в) Лёд на поверхности водоёмов, не промерзает водоём;
г) Можно ли из ведра снега получить ведро воды?
А отражается ли строение молекулы воды в химических свойствах? К какому классу веществ можно отнести воду? (оксидам)
Что такое оксиды? Какие оксиды бывают (металлы и неметаллы).
Рассмотрим,как реагируют оксиды металлов и неметаллов с водой:
Опыт: Р сгорает, наливаем воды, добавляем лакмус- красный-
доказывает образование кислоты. Давайте попробуем самостоятельно составить цепочку последующих реакций:
P – P2O5 -H3PO4
напишем реакции 4 P + 5O2 P2O5 + 3 H2O – 2H3PO4 дис.H3PO4 = 3H +PO4
Вывод: а) вода реагирует с оксидами неметаллов. Образуя кислоту
составить схему оксид неметалла + вода = кислота.
CaO + H2O – Ca(OH)2 к основанию добавляем фенолфталеин — малиновое окрашивание
б) оксиды металлов реагируют с водой, образуя основания
составить схему оксид металла + вода = основание
Когда одно и то же вещество реагирует с противоположным по свойствам веществом (основный оксид и кислотный оксид), его называют АМФОТЕРНЫМ( с греческого амфотерос- и тот, и другой).
H2O можно считать и кислотой, и основанием. При диссоциации НОН = Н+ ОН-, поэтому её можно записать НОН.
Вода- малодиссоциирующее вещество, но часть молекул может распадаться на ионы.
в) вода реагирует с металлами: с активными- (провожу опыт Na + H2O, добавляю фенолфталеин, говорю, что при реакции выделяется водород)
2 Na + 2 НОН- 2 NaОН+H2↑ схема активный металл + вода — основание + водород
с менее активными металлами при t с парами воды
2Fe + 3 H2O – Fe2O3+ 3 H2
металл+ вода = оксид металла + водород
металлы неактивные не реагируют с водой.
Отрабатываем:
- даю схему, ученики пишут конкретное уравнение напишите формулу вещества, которое при р-ии с водой образует1) основание,2) основание и водород, 3) кислоту, 4) оксид и водород
дописать схему: + H2O — кислота
Ме (акт) + H2O =
основный оксид + H2O =
Провожу физкультминутку( встаём, говорю предложение. Если верно- руки вверх, если неверно- руки на пояс.)
Говоря о свойствах воды, мы имеем в виду чистую воду — дистилированную. Вода- хороший растворитель она растворяет в себе газы, жидкости и твёрдые вещества. В природе мы встречаем в основном растворы
Решаем задачи ( по рядам):
- Рассчитайте массовую долю соли в морской воде, если в 1л. Морской воды содержится 36,5 г. соли
- Рассчитайте массовую долю соли в 1л. воды реки Волга, если в 1л. Содержится 433 мг. солей , плотность воды 1г/мл.
- Сосчитайте массовую долю соли 1кг. Воды из озера Байкал, содержащего 91,4 мг солей.
Человек использует пресную воду- для чего?
А велики ли запасы пресной воды ( смотрим таблицу)
Масса. т. | % | |
Общее кол-во | 1,4*1018 | 100 |
Мировой океан | 1,37*1018 | 92,9 |
В лед. | 2,4*1016 | 1,7 |
В реках и озерах | 1,2*1013 | 0 |
Да и те запасы, которые есть, расходуются бесполезно или засоряются отходами производства, бытовыми отходами, мусором, нефтью, стоками минеральных удобрений. Огромные деньги тратятся на очистку вод. Многие из загрязнений опасны для жизни растений и животных. Что делать? Как лично вы можете сэкономить воду?
Выводы по уроку:
- физические свойства воды определяются строением молекулы
- по своим химическим свойствам вода является амфотерным веществом
- вода хороший растворитель
- запасы пресной воды на Земле невелики и их необходимо экономно расходовать
- вода — это (каждый высказывает своё мнение)
напишите любые ассоциации на своих капельках, которые возникают у вас в голове при слове «вода»
Домашнее задание: п.16, приготовить сообщение или реферат на тему «Удивительное вещество- вода»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по химии в 11 классе по теме «Химические реакции в органической химии».
Разработка урока в 11 классе в свете подготовки к ЕГЭ по химии....
ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО ХИМИИ НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ VII класс
В помощь учителю...
Бинарный урок по химии и физике "Основные понятия химии и физики" (брейн-ринг)
Тип урока: обобщающий, бинарный, с элементами ИКТФорма урока: брейн-рингЦель: повторение и обощение знаний об основных химических и физических понятиях.Задачи: актуализация знаний учащихсяобощен...
Презентация урока по химии "Бытовая химия"
Изучение влияние препаратов бытовой химии на здоровье человека....
Открытый урок по химии в 8 классе Тема урока: «Предмет химии. Вещества и их свойства»
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий “химия ”, “вещество”, “химический элемент”, “простые вещества ”, “сложные вещества”, “свойства веществ”.Задачи урока:обучающие: со...
Технологическая карта урока по химии "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества"
Теннологическая карта урока по химии в 8 классе "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества", УМК Габриелян О.С...