Разработка урока по теме "Водород" 8 класс
методическая разработка (химия, 8 класс) по теме
Историческая справка о водороде и его свойства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme.docx | 29.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме: «Водород» 8 класс.
Цель : ознакомить учащихся со свойствами водорода.
Задачи:
Образовательные: актуализировать знания учащихся о положении элемента водорода в П.С.Х.Э.
Познакомить учащихся с историей открытия водорода.
Дать понятия о способах получения водорода.
Закрепить умения применять полученные знания при объяснение новых фактов; продолжить формирование умения составлять формулы веществ , взаимодействие с простыми и сложными веществами.
Дать понятие о водороде как химическом элементе и простом веществе.
Развивающие: развивать память и речь учащихся.
Развивать мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать, запоминать и применять полученные знания в практической деятельности.
Воспитательные: воспитывать положительные отношения к предмету.
Формировать естественно-научное мировозрение учащихся.
Поддерживать интерес к науке «химия».
Тип урока: комбинированный.
Формы и методы:
Объяснительно-иллюстративный, фронтальный, наглядный, эксперимент, работа с книгой, И.КТ.
Межпредметные связи: биология, астрономия.
Реактивы: соляная кислота, цинк, оксид меди.
Оборудование: таблица химических элементов Д.И.Менделеева, компьютер, медиапроектор, спиртовка, пробирки, лабораторный штатив, кристаллизатор, спички.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент.
Подготовка учащихся к уроку.
Приветствие.
Отсутствующие.
II. Мотивация познавательной деятельности.
Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие по удивительной стране. А вот по - какой именно мы узнаем из следующей загадки.
Я, газ легчайший и бесцветный,
Неядовитый и безвредный.
Соединяясь с кислородом,
Я для питья даю вам воду.
Ученик: Водород.
Учитель: Итак, тема нашего урока: Водород.
Учитель: Прежде чем мы с вами отправимся в путешествие у нас должна быть карта. Давайте мы ее хорошо рассмотрим.
Общая характеристика
Водород в природе
Применение
Получение ВОДОРОД Атом водорода
Химические свойства Молекула водорода
Физические свойства
- Станция : «Историческая»
Учитель: Сейчас мы прослушаем сообщение вашего одноклассника про открытие водорода.
Открытие водорода:
В 1766г. Известный английский ученый Генри Кавендиш получил «искусственный воздух» действием металлов на кислоты . «Воздух» Кавендиша оказался не видоизменением атмосферного воздуха, а совершенно самостоятельным веществом. Он хорошо горел, поэтому его назвали «горючим воздухом». При горении «горючего воздуха» на стенках пробирки
оставались крохотные капельки росы. Кавендиш собрал капельки и провел исследования полученной жидкости. Результат поразил его – это была вода. Первым стал рассматривать водород как химический элемент француз А.Л.Лавуазье, который в 1787 году установил что при горении на воздухе этот газ образует воду и дал ему название гидрогениум, означающее «рождающий воду» . Русское название (по смыслу одно и тоже) : вода род
В середине 19 века в России утвердилось произношение символа элемента по французки («аш»)
Дж. Дальтон рассматривал водород , как самый легкий газ. В начале 19 века Дальтон создал первую шкалу относительных атомных весов элементов, то за единицу сравнения он выбрал массу атома водорода. Долгое время водород в периодической системе элементов было двойственным - его размещали и в первой и седьмой группах. Но по последним рекомендациям ИЮПАК водород элемент группы №1. Водород располагают над литием: он взаимодействует с неметаллами, как все металлы 1 группы; как металл водород обладает теплопроводностью, и имеет валентность I. Водород стал первым известным простым газообразным веществом. Его открытие имело огромное значение для становления современной научной химии.
Вот мы с вами узнали об открытии водорода. А сейчас перейдем на следующую станцию и узнаем расположение водорода в периодической таблицы Д.И.Менделеева.
Станция «Менделеевская»
Учитель: Предлагаю в группах приготовить ответы на вопросы. Каждой группе выдается карточка с заданиями. Задание делается на время.
Задание для первой группы учащихся: указать положение водорода в периодической системе, указать группу, период, атомный номер, относительную атомную массу, нейтронов, электронов.
Задание для второй группы учащихся: указать заряд ядра, число протонов, нейтронов, электронов.
Задание для третий группы учащихся: указать тип кристаллической решетки, написать образование молекул водорода.
Ответы на вопросы заслушиваются у доски.
Станция «Природная»
Ученик читает загадку
Первый я на белом свете:
Во Вселенной, на планете,
Превращаюсь в легкий гелий,
Зажигаю солнце в небе.
В гости с космоса пришел,
В воде приют себе нашел. (водород)
Учитель: На этой станции мы познакомимся с нахождением для нас всех удивительного элемента и вещества – водород в природе.
Рассказ учителя +слайд .
Нахождение в природе.
В свободном виде: В виде соединений:
Звезды, Солнце(50%) Земля(свободного – 0,5*10 % в
атмосфере)
Рассказ ученика: Водород- один из наиболее распространенных элементов на Земле, на его долю приходится около 1% массы земной коры( 10 место среди всех элементов). В свободном виде водорода в земной коре нет, в химически связанном состоянии он содержится в воде, природном газе, каменном угле, входит в состав горных пород и минералов. Наше Солнце на 50% состоит из водорода. В космосе водород по распространенности занимает 1 место. Преимущественно из водорода состоят межзвездный газ и газовые туманности. Водород – органоген, вместе с углеродом, азотом, кислородом, серой и другими элементами входит в состав тканей всех растений и животных. В организме человека содержится 60% водорода. По распространенности в нашей Вселенной водород занимает 1 место.
Внимание! Мы приближаемся к следующей станции, на которой вам будет необходимо побывать в химической лаборатории и узнать, как можно получить в лаборатории водород и проверить его свойства.
Демонстрационные опыты: Инструкция по Т.Б.
Показ учителем опыта: «Получение водорода - взаимодействии цинка с соляной кислотой»
Составление уравнения реакции.
Алгоритм опыта:
- Подготовить пробку с газоотводной трубкой.
- Поместить в пробирку 2-3 кусочка цинка.
- Прилить немного соляной кислоты. Наблюдать выделение пузырьков водорода.
- Собирать водород в пробирку, пробиркой вверх дном.
- Проверить на частоту водорода.
Чистый водород вспыхивает со звуком, похожий на щелчок.
Составляем уравнение реакции:
- Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
- В промышленности: каталитическая паровая конверсия метана. При температуре около 1000С в присутствии катализатора и паров воды протекает реакция
2CH4 + O2 = CO2 + 2H2
Водород очищают от примеси углекислого газа, пропуская образующиеся газы под давлением через воду. Углекислый газ при этом переходит в раствор, а водород не растворяется.
Чистый водород получают путем электролиза водных растворов или щелочи, или сульфата натрия.
Обсуждение эксперимента по вопросам:
- Почему водород собирают в пробирку вверх дном?
- Во сколько раз водород легче воздуха?
- Можно ли таким образом собирать кислород?
Вывод – формулирует учащийся по вопросам.
- Газ б/ц, б/з, б/в.
- Самый легкий, собирать его нужно, держа пробирку вверх дном.
- Имеет самую высокую теплопроводность среди газообразных веществ.
- Tкип = - 253 С
- Малорастворим в воде.
Учитель: Мы приближаемся к станции «Химические превращения»
Химические свойства водорода + показ видеофрагментов с опытами.
Опыты:
- Взрыв кислорода с водородом
- Взаимодействие водорода с оксидом меди (II)
Работа с учебником с. 74-75
Найдите в учебнике другие химические свойства водорода и закончите схему:
? +Cl2 HCl
? H2 +S H2S
? +CuO +Na
NaH
Cu
Работа учащихся у доски: Написать химические уравнения и расставить коэффиценты
C простыми веществами
2H2 + O2 = 2H2O H2+2Na = 2NaH
H2 + Cl2 = 2HCl H2 + Ca = CaH2
H2 + S = H2S CuO + H2 = Cu + H2O - со сложными
H2 + 3N2 = 2NH3
Из-за высокой устойчивости молекул водорода химическая активность водорода при обычных условиях мала. Хотя сам водород – неметалл, он более химически активен по отношению к неметаллам, чем к металлам. При комнатной температуре водород реагирует только с фтором ( со взрывом образуется фтороводород). При облучении УФ – светом или при нагревании водород реагирует с хлором (с образованием хлороводородом HCl). С менее активными галогенными – бромом и йодом – водород реагирует при нагревании.
Станция «Практическая»
Время стоянки 5 минут. Работа учащихся в тетради. Выбрать из текста где применяется водород и составить схему.
Метиловый спирт
Сварка и резка металлов
H2 Получение хлороводородной кислоты
Получение аммиака
Получение тугоплавких металлов
III Закрепление.
Первичная проверка усвоения знаний.
Графический диктант. «Сравнительная характеристика кислорода и водорода»
I вариант выбирает утверждения, верные для кислорода.
II вариант – для водорода.
- Газ без цвета, вкуса, запаха, малорастворим в воде.
- В реакциях, как правило, окислитель.
- Имеет аллотропные модификации.
- Используется как восстановитель в металлургии.
- Получают электролизом воды.
- Самый распространенный элемент космоса.
- Входит в состав воздуха.
- Реагирует с неметаллами.
- Входит в состав оксидов.
- Легче воздуха.
Ответ: I вариант: О2 – 1,2,3,5,7,8,9; II вариант: Н2 – 1,4,5,6,8,10.
IV. Рефлексия.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- В чем испытывали затруднение?
- Что понравилось на уроке?
V. Подведение итогов урока.
Выставление оценок учащимся.
Домашнее задание:
«Синквейн» для водорода. Составить по схеме:
- Название темы – одно существительное
- Описание темы - два прилагательных
- Описание действия – три глагола
- Отношение к теме – четыре слова
- Суть темы – одно слово
Водород
Бесцветный, легкий.
В реакции вступает, восстанавливает, сгорает.
В смеси с кислородом взрывоопасен.
Осторожно!!!
Литература:
С.С. Берданосов, Е.А. Менделеева. Лекции: «Особенности содержания и методики преподавания избранных тем курса химии 8-9-х классов». Москва. Педагогический университет «Первое сентября» 2010 г.
Г.Е. Рудзитес, Ф.Г. Фельдман . Химия. 8 класс: для общеобразовательных учреждений. 2010 г.
Г.Е. Рудзитес, Ф.Г. Фельдман. Поурочные планы. Химия 8 класс. 2011 г.
Горковенко М.Ю. Химия. 8 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С. Габриляна; Л.С. Гузея, В.В. Сорокина, Р.П. Суровцевой; Г.Е. Рудзитес, Ф.Г. Фельдмана. – М.: ВАКО, 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)
Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться художественному видению окружающего мира; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2. Воспитательные...
Модульное обучение на уроках русского языка. Разработка урока в 7 классе.
Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школеРазработка модульного урока в 7 классе по теме « Правописание частицы НЕ с разными частями речи»...
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс
Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...