Бинарный урок по химии и ИЗО в 9 классе "Офорт"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Бинарный урок по химии и ИЗО, который можно провести как обобщающий урок изучения темы 9 класса "Металлы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ofort.docx | 811.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Афанасьева М. Н.
План урока по химии и ИЗО в 9 классе по теме: «Офорт»
«Художники могли бы во многом усо-
вершенствовать химическое образова-
ние. Два столетия этот круг науки изу-
чали, как правило, в отрыве от их кор-
ней, древней цивилизации ремесел, на-
конец эстетической стороны науки о
веществе. Между тем у нашей цивили-
зации издавна была потребность осва-
ивать явления материального мира
комплексно – как научно, так и эмоци-
онально»
(Бела Визи, венгерский химик)
Ход урока:
- Оргмомент
- В середине 70-х годов XX века некий принц Торричелли – Орсини сдал в парижский ломбард около двух десятков картин XIV – XVII веков, созданных известными мастерами: Каналетто, Гварди, Пинтурикьо и др. Разумеется, прежде чем выплатить владельцу 25 млн. франков за картины, сотрудники ломбарда проконсультировались с искусствоведами. Никто не обнаружил подделки. Однако до 1985 года картины остались невостребованными. В это время была создана специальная установка для определения химического состава объектов с помощью особого типа электронного микроскопа. Руководство ломбарда приняло решение использовать последнее слово техники и обратилось за помощью в центр. При исследовании красочного слоя объемом около 1 мм3 в краске синего цвета были обнаружены атомы железа, что позволило установить использование художником берлинской лазури, в желтой краске был обнаружен кадмий, а в белой опознаны титановые белила.
Какие же выводы были сделаны?
Берлинская лазурь получила распространение в живописи после 1724 года, желтый кадмий начали применять не ранее 1829 года, титановые белила – с начала XX столетия. Таким образом, было установлено, что все картины являются прекрасно выполненными копиями. Последние были проданы с аукциона, ломбард потерпел ущерб в 8 млн., зато на будущее приобрел ценный опыт.
XIV – XVII вв. | XIV – XVII вв . K3[Fe(CN)6] – CdS – TiO2 - | XIV – XVII вв. K3[Fe(CN)6] – 1724 г. CdS – 1829 г. TiO2 - начало XX века |
На протяжении веков художники накопили немало знаний из области химии, способствовавших созданию основ этой науки. Не случайно, первые химические трактаты – «О приготовлении красок для мозаики», «Рецепты красок», «Путеводный манускрипт» - появившиеся в Европе в VIII, X и XII вв., непременно содержали сведения, касающиеся искусства приготовления материалов для живописи. Зарождение химической науки протекало в тесной связи с развитием искусства. Да и среди первых химических предприятий почетное место занимают возникшие в XVIII веке в Европе мануфактуры по производству красок.
Мы, конечно, не сможем сегодня поговорить о всех примерах связи химии и искусства, но попробуем, насколько это возможно, рассмотреть процесс создания художественного произведения одного из видов искусства – графики.
И сразу возникает вопрос:
1.Что такое графика?
(Вид искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения – многообразные виды гравюры, основывающиеся на искусстве рисунка).
В разнообразном искусстве графики видная роль принадлежит эстампу, который приобретает все большую популярность.
Печатный оттиск на бумаге с изображениями, сделанными художником на металле, дереве, линолеуме или литографском камне называется эстампом. Следовательно, прежде чем получить сам эстамп, художник должен создать печатную форму или как говорят художники «выполнить в материале» свой творческий замысел. Отсюда происходит и такой термин, как «графические материалы», т.е. гравюра, офорт, ксилография, литография.
2. Что является основой для создания печатной доски?
Гравюра – линолеум, металл
Офорт – металл
Ксилография – дерево
Литография – камень
В зависимости от рода материала и способа нанесения изображения получаются различные печатные формы, но все они относятся к трем основным видам печати – высокой, глубокой, плоской.
В высокой печати краска наносится на выпуклые (высокие) части печатной формы. Это ксилография и линогравюра.
В плоской печати и печатающие и пробельные элементы печатной формы располагаются так, что пробельные элементы удерживая влагу не покрываются краской, а печатающие – покрываются жирной краской, переходящей впоследствии на оттиск (литография).
Способ глубокой печати противоположен высокой печати. Здесь печатающие элементы на поверхности печатной формы углублены. Это офорт, сухая игла и т.д.)
Тема нашего урока: ОФОРТ
(запись на доске и в тетради)
Офорт – графическая техника глубокой печати. Материалом для создания
авторской печатной формы служит металл.
Этапы работы над офортом:
- Подготовка офортной доски (шлифовка, обработка, грунтовка);
- Гравирование (рисование офортной иглой по кислотоупорному грунту);
- Травление офорта;
- Пробный оттиск и корректирование печатной формы;
- Печатание офорта.
- ПОДГОТОВКА ОФОРТНОЙ ДОСКИ
Итак, 16 век – для офорта использовались железные (стальные), в 17 – 18 вв. – главным образом медные доски, а с 19 века – цинковые пластины, более простые в обработке.
Почему именно эти металлы? Что можно о них сказать?
(щелочные, щелочноземельные металлы – очень активные, поэтому их не применяют в офорте, а железо, цинк и медь – d – металлы 4 –го периода, элементы B – групп, в которых происходит заполнение d – АО предпоследнего энергетического уровня.
Валентными электронами являются электроны, занимающие d – АО предпоследнего и s – АО последнего энергетического уровня.
Т.е. d – металлы – металлы средней активности. Они медленно окисляются на воздухе и пригодны к длительной временной обработке).
Давайте построим их энергетические диаграммы:
26Fe 1s22s22p63s23p63d64s2
29Cu 1s22s22p63s23p63d104s1
30Zn 1s22s22p63s23p63d104s2
Физические свойства: цинк – голубовато – серебристый металл средней твердости, Тпл. =419,50С, плотность =7,133 г/см3.
Итак, не отступая от традиций для изготовления офорта мы взяли цинковые пластинки.
Шлифовку различают механическую и ручную.
А) грубая шлифовка – крупнозернистой наждачной бумагой.
Б) основная шлифовка – мелкой наждачной бумагой.
В) полировка – шлифовальной пастой, оксидом хрома или мелом.
Шлифовка производится в одном направлении вдоль длинной стороны, полировка осуществляется кругообразными движениями.
Прошедшая предварительную обработку доска должна быть тщательно обезжирена, иначе грунт будет отслаиваться или плохо приставать к ее поверхности. Обезжиривается мелко толченым мелом, содой или слабым раствором азотной кислоты. Доказательство готовности доски к грунтовке – это равномерное растекание воды по ее поверхности.
Процесс грунтовки – самый ответственный. Нанесение офортного грунта на поверхность доски – это не только создание кислотоупорного слоя, но и прежде всего той основы, на которой происходит рисование иглой.
Слой грунта должен быть по возможности более тонкий и ровный.
Главным компонентом лака – является воск и асфальт, к ним добавляется канифоль, вар, мастика – в строго определенных соотношениях.
Можно использовать и фабричный лак, предназначенный для предохранения металлоизделий от коррозии. Обычно это битумный лак.
- ГРАВИРОВАНИЕ
Гравирование – рисование офортной иглой по кислотоупорному грунту. Гравирование состоит из двух стадий:
- Перевод предварительного рисунка на грунтованную доску.
- Рисование иглой по грунту.
Гравируя изображение на доске, офортист одновременно решает техническую задачу: снимает иглой кислотоупорный грунт и обнажает металл на месте штрихов. Чтобы травление было равномерным, необходимо снимать грунт на всю толщину до самого металла.
- ТРАВЛЕНИЕ
Травление офорта, т.е. углубление награвированных на грунте штрихов путем растворения металла травящим составом, является заключительным этапом гравирования. Лучшим средством для травления офорта является азотная кислота – HNO3.
HNO3 – бесцветная жидкость с едким запахом, с водой смешивается в любых пропорциях. Взаимодействует почти со всеми металлами, со многими неметаллами и органическими соединениями. Особенно интересным является взаимодействие с металлами, при этом кислота ведет себя по – разному в зависимости от активности металла и крепости кислоты. Водород при взаимодействии азотной кислоты с металлами не выделяется. Он образуется в процессе реакции (если металл стоит в электрохимическом ряду активности левее водорода), но тотчас уже в растворе расходуется на восстановление азотной кислоты до различных продуктов, включая NH3:
Me + HNO3 = MeNO3 + H2
↔↔↔↔↔↔↔↔↔↔↔ (N2, NO2, NO, NH3)
Азотная кислота – один из самых сильных окислителей.
Французский eau – forte имеет два значения. Так называется сама азотная кислота и описываемый вид гравюры. По - русски HNO3 иногда называют «крепкой водкой», что до известной степени соответствует ее французскому названию (eau – forte – буквально «крепкая вода»).
По сравнению с другими кислотами азотная обеспечивает наиболее равномерный ход травления.
Для травления цинка используется 40% - ная азотная кислота, которая разбавляется водой в соотношении 1:4.
3Zn0 + 8HNO3 = 3Zn(NO3)2 + 2NO↑ +4H2O
Zn0 -2e =Zn+2│3
N+5 +3e = N+2│2
Раствор для цинка сохраняет свою прозрачность, что облегчает наблюдение за ходом травления.
Задача: Рассчитайте массу 40% - ной кислоты, необходимой для травления
цинковой пластинки массой 52 г.
(Обучающиеся решают задачу: один у доски, остальные - на местах в классе).
Кроме азотной кислоты, в качестве других травящих средств используется реже серная кислота H2SO4 и смесь азотной и соляной кислот («царская водка»), а также электролитическое травление, но основным является травление азотной кислотой.
- ПРОБНЫЙ ОТТИСК И КОРРЕКТИРОВАНИЕ ПЕЧАТНОЙ ФОРМЫ
После процесса травления кислотоупорный лак снимается с поверхности доски ацетоном.
Краска для печати существует специальная – «Офортная». При помощи кусочка линолеума краска набивается на доску. Излишки убираются вначале тряпкой, а потом еще раз ребром ладони. Лист бумаги смачивается водой для лучшего оттиска краски, и потом на офортном станке печатается пробный оттиск. Обнаружившиеся изъяны исправляются и только после исправления всех недочетов работа над офортом переходит в заключительную стадию – ПЕЧАТЬ.
Таким образом, на сегодняшнем уроке мы познакомились с процессом создания офорта – техникой, в которой работали известные миру А. Дюрер, Рембрандт, А. ванн Дейк, Петр I, выполнивший офорт в 1698 году, Ф. Гойя, П. Пикассо и многие многие другие.
Подведение итогов урока.
Офорты:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок химии и алгебры в 8 классе «Большие и малые числа в химии»
В статье представлен бинарный урок химии и алгебры в 8 классе. Урок посвящен применению понятия стандартный вид числа и умению выполнять действия с числами в стандартном виде для расчетов в химии. Уча...
Бинарный урок математика-химия
Методическая разработка. Тема "Решение текстовых задач. Проценты."...
Бинарный урок по химии и физике "Основные понятия химии и физики" (брейн-ринг)
Тип урока: обобщающий, бинарный, с элементами ИКТФорма урока: брейн-рингЦель: повторение и обощение знаний об основных химических и физических понятиях.Задачи: актуализация знаний учащихсяобощен...
Бинарный урок математика + химия
На данном уроке прослеживается связь между математикой и химией....
Бинарный урок (математика + химия + экономика) по теме "Его величество процент"
Бинарный урок – проект обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по курсу математики и химии....
Бинарные уроки – как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках химии
Познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов – субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивац...
Методическая разработка бинарного урока по химии и физике "Кислоты как электролиты"
Методическая разработка бинарного урока предназначена для студентов первого курса профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживания электрооборудования (по отраслям). Представляет собой...