Классификация химических реакций.
методическая разработка по химии (11 класс) по теме
Данный материал предназначен для проведения урока химии в 11 классе по учебнику О.С.Габриеляна(1 час в неделю).
Урок разработан с использованием технологии развития критического мышления. К уроку подготовлена презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassifikaciya_himicheskih_reakciy_.11_klass.docx | 37.8 КБ |
klassifikaciya_himicheskih.pptx | 518.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема согласно тематическому планированию курса 11 класса О.С.Габриеляна:
Общая химия.
1.Основное содержание темы:
Тема является базовой в курсе химии, так как закладывает новую основу для классификации реакций, расширяет
и углубляет представления учащихся о строении и свойствах веществ.
В ходе обучения учащиеся должны:
- Расширить представления о классификации химических реакций
- Уметь устанавливать принадлежность конкретных реакций к различным типам по различным признакам классификации
- Уметь наблюдать и выделять признаки химических реакций
2.Тематический план
№ урока | Тема урока | Содержание | Результат |
1 | Основные сведения о строении атома. | Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. Основные правила заполнения энергетических уровней. Электронная классификация элементов. | Знать: современные представления о строении атомов; сущность понятия «электронная орбиталь»,формы орбиталей, взаимосвязь номера уровня и энергии электрона. Уметь: составлять электронные формулы атомов. |
2 | Периодический закон Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. | ПЗ и строение атома. Физический смысл порядкового номера элемента. | Знать: смысл и значение ПЗ, горизонтальные и вертикальные закономерности и их причины. |
3 | Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Значение периодического закона и системы химических элементов. | Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Положение водорода в ПС. | Уметь: давать характеристику элемента на основании его положения в ПС. |
4 | Ионная химическая связь. | Ионная химическая связь. | Знать: классификацию типов химической связи и характеристику каждого из них. |
5 | Ковалентная химическая связь | Ковалентная химическая связь и ее классификация. | Знать: классификацию типов химической связи и характеристику каждого из них. |
6 | Металлическая химическая связь. | Металлическая химическая связь. | Уметь: характеризовать свойства вещества по типу химической связи |
7 | Водородная химическая связь. | Водородная химическая связь. | Уметь: характеризовать свойства вещества по типу химической связи |
8 | Полимеры. | Основные понятия химии ВМС, основные способы получения полимеров, свойства и применение полимеров. Классификация полимеров. | Знать: основные понятия химии ВМС, основные способы получения полимеров, свойства и применение полимеров |
9 | Газообразное состояние вещества. | Агрегатные состояния веществ, закон Авогадро, лабораторные и промышленные способы получения газов, | Знать: газовые законы, основные способы получения, собирания и распознавания водорода, углекислого газа, кислорода, аммиака. |
10 | Практическая работа № 1 «Получение, собирание и распознавание газов» | Правила ТБ при выполнении данной работы. Способы получения и собирания газов в лаборатории. Распознавание водорода, углекислого газа, кислорода, аммиака. | Знать: основные правила ТБ; основные способы получения, собирания и распознавания газов. Уметь: собирать прибор для получения газов в лаборатории |
11 | Жидкое состояние вещества. | Отличие жидкости от газов; биологическая роль воды; роль воды в промышленности; жесткость воды | Уметь: вычислять массовую долю вещества в растворе. |
12 | Твердое состояние вещества | Строение твердых веществ; кристаллические и аморфные тела; типы кристаллических решеток. | Знать: отличия аморфных и кристаллических веществ; типы кристаллических решеток |
13 | Дисперсные системы. | Определение и классификация дисперсных систем. Истинные и коллоидные растворы. Значение коллоидных систем в жизни человека. | Знать: определение и классификацию дисперсных систем; понятия « истинные» и «коллоидные» растворы; эффект Тиндаля. |
14 | Состав вещества и смесей. | Химический состав веществ. Причины многообразия веществ: гомология, изомерия, аллотропия. Чистые вещества и смеси. | Знать: причины многообразия веществ; важнейшие функциональные группы; способы разделения смесей. Уметь: вычислять массовую и объемную долю компонента в смеси. |
15 | Решение задач на понятие «доля» | Вычисление массовой и объемной доли компонента в смеси. | Уметь: вычислять массовую и объемную долю компонента в смеси. |
16 | Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова | Основные положения теории. Валентность. Изомерия. Значение ТХС. | Знать: основные положения ТХС Бутлерова; понятия: гомолог, гомологический ряд, изомерия; принципы классификации органических соединений. Уметь: составлять структурные формулы изомеров; давать названия по тривиальной и международной номенклатуре. |
17 | Классификация химических реакций. | Классификация химических реакций: по числу и составу реагирующих веществ; по изменению с.о.; по тепловому эффекту; по фазовому составу реагирующих веществ; по участию катализатора; по направлению. | Знать: какие процессы называются химическими реакциями и в чем их суть. Уметь: устанавливать принадлежность конкретных реакций к различным типам по различным признакам классификации. |
18 | Скорость химической реакции. | Скорость гомогенных и гетерогенных реакций. Влияние различных факторов на скорость х.р. | Знать: понятие «скорость химической реакции»; факторы, влияющие на скорость; понятие о катализаторе; ферменты. |
19 | Обратимость химических реакций. | Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Условия смещения химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. | Знать: классификацию химических реакций; понятие «химическое равновесие» и условия его смещения. |
20 | Роль воды в химической реакции. Электролитическая диссоциация. | Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизм ЭД. Сильные и слабые электролиты. Основные положения ТЭД. Качественные реакции. | Знать: понятия «электролиты» и «неэлектролиты»; примеры сильных и слабых электролитов; роль воды в химической реакции; сущность механизма диссоциации основные положения ТЭД.; |
21 | Гидролиз органических и неорганических соединений. | Понятие «гидролиз». Гидролиз органических веществ. Биологическая роль гидролиза в организме человека. Гидролиз солей. Водородный показатель. | Знать: типы гидролиза солей и органических веществ; Уметь: составлять уравнения гидролиза солей (1-я ступень); определять характер среды. |
22 | Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз. | ОВР. Окисление восстановление. Окислители и восстановители. Составление ОВР методом электронного баланса. | Знать: понятия «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление»; отличие ОВР от реакций ионного обмена. |
23 | Контрольная работа № 1. |
|
|
Предмет | Химия, 11 класс |
Тема урока | Классификация химических реакций. |
Цель урока | Систематизировать знания учащихся о подходах к классификации химических реакций. |
Задачи урока | Обучающие: систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся о химических реакциях и их классификации. Воспитывающие: доказать ведущую роль теории в познании практики; показать учащимся взаимосвязь противоположных процессов; доказать материальность изучаемых процессов; воспитание культуры речи, трудолюбия, усидчивости. Развивающие: развитие памяти, внимания, логического мышления. |
Тип урока | урок комплексного применения знаний. |
Технология | Технология развития критического мышления |
Методические приемы | «Кластеры», «Синквейн», метод «инсерта» |
Организация учебного пространства | Компьютер учителя, проектор, реактивы, учебник «Химия - 11», автор: О.С. Габриелян, рабочая тетрадь. |
Информационные средства | Учебно-методический комплекс учителя (презентация по теме урока в формате программы PowerPoint) |
Структура урока
Технологические этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы и методы | Информационные средства |
I этап Вызов: -актуализация имеющихся знаний; -пробуждение интереса к получению новой информации; -постановка учеником собственных целей обучения. II этап Осмысление содержания: -получение новой информации; -корректировка учеником поставленных целей обучения. | Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. Проблема: В окружающем нас мире протекает огромное число реакций. Как же удержать в памяти многообразие химических процессов, как практически ориентироваться в них? Попробуйте сформулировать тему урока? При изучении курсов неорганической и органической химии мы изучили множество химических реакций. Какие признаки могут быть выделены при классификации химических реакций? Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, продвижение от знаний «старого» к «новому». Прошу бегло прочитать & 13-14 учебника(без уравнений), используя метод активного чтения «инсерт». | Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы. Пробуют ответить Ответ: В любой науке применяется прием классификации, позволяющий по общим признакам разделить все множество объектов на группы. Ответ: Классификация химических реакций. Вспоминают и составляют в тетрадях кластер.1 Затем один ученик изображает его на доске. Обсуждаем. Ученик читает текст, используя предложенный учителем метод активного чтения, делает пометки на полях. | Графическая систематизация материала: кластеры. Метод активного чтения «инсерт» | УМК учителя Слайд 1 УМК учителя Слайд 2 |
III этап Рефлексия: | Возвращаю учащихся к первоначальным записям-предположениям; прошу внести изменения; даю практические задания на основе изученной информации. Прошу выполнить практические задания по различным видам классификации, например: 1 классификация(кол-во и состав исходных и конечных веществ) Провести реакции между:
Записать уравнения реакции и указать тип реакции. Возможен другой вариант, например: Демонстрация экзо-,эндотермических реакций(реакции горения и растворение нитрата аммония в воде) В заключении, прошу составить синквейн | Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания. Дополняют кластер2 , сверяют с кластером на слайде, задают вопросы. Выполняют практическую часть, записывают в тетрадь уравнения и тип реакций, записывают на доске, проверяем. Например: Реакции Сложные, многообразные Протекают,выделяют,поглощают Реакция-это чудесное превращение Изменения | Заполнение кластеров, ответы на поставленные вопросы, составление синквейна, проведение практической работы и т.д. | УМК учителя Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 |
Домашнее задание |
Fe3O4 +Al Fe+Al2O3+Q | Запись в дневник или тетрадь | Слайд 6 |
1-Кластер может выглядеть по-разному. Например:
Тепловой эффект Количество и состав
исходных и конечных веществ
Участие катализатора Признаки Изменение степеней окисления
Химических реакций
Обратимость
Р-и разложения
Р-и соединения
2-Расширенный вариант кластера
Р-и замещения
ОВР
Экзотермические (+Q)
Количество и состав исходных и конечных веществ
Без изменения состава веществ
Р-и обмена
Без изменения с.о. изменения
Изменение с.о.
Тепловой эффект
Эндотер-е (-Q)
Химическая реакция
С изменением состава (признаки химических реакций)
обратимость
Радикальный
Механизм хим.реакции(орг.вещ-ва)
гетерогенная
гомогенная
Исходное состояние системы
Некатал-е
Катал-е
Участие кат-ра
ионный
необратимые
обратимые
мые
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Метод активного чтения « инсерт » « V » - уже знал «+» - новое «-» - думал иначе «?» - не понял, есть вопросы
Кластер
Практическая часть 2Cu + O 2 =2CuO - реакция соединения Zn + 2HCl = ZnCl 2 +H 2 - реакция замещения CuSO 4 +2NaOH =Cu(OH) 2 +Na 2 SO 4 -реакция обмена Cu(OH) 2 = CuO +H 2 O -реакция разложения
Правила составления синквейна (пятистишие) 1 строка- имя существительное (тема) 2 строка- два прилагательных (раскрывающие тему) 3 строка- три глагола (описывают действие) 4 строка- фраза или предложение (высказывают свое отношение к теме) 5 строка- синоним ( слово-резюме)
Домашнее задание & 13-14 Повторить определения дать характеристику по всем видам классификации: Fe 3 O 4 +Al Fe+Al 2 O 3+ Q
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классификация химических реакций
урок изучения новой темы в 11 классе, где рассматриваются признаки классификации химических реакций....
Классификация химических реакций
урок изучения новой темы в 11 классе, где рассматриваются признаки классификации химических реакций....
Подготовка к контрольной работе по теме «Классификация химических реакций и веществ. Простые вещества».
Раздаточный материал на урок....
Тест в 11 классе "Классификация химических реакций. Обратимость. Химическое равновесие"
Тест составлен в соответствии с учебником О.С. Габриеляна "Химия 11 класс", базовый уровень...
План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций
План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций...
Тема урока: «Классификация химических реакций. Реакции, идущие без изменения и с изменением состава вещества» в 11 классе.
Цели:Образовательная: продолжить формирование у учащихся понятия о классификации химических реакций в органической и неорганической химии.Развивающая: развитие аналитического и синтетического мышления...
Методическая разработка к уроку-тренингу "Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции"
Данный методический материал является методической разработкой урока по дисциплине Химия на тему «Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции».Методическая раз...