Подготовка к проектной деятельности в курсе химии
статья по химии на тему

Пучкина Зинаида Адольфовна

Перспективная и интересная форма работы в виде проектов дотаточна сложна, поэтому к ней необходимо готовится и учителям, и детям. Работая в этом напровлении, я нашла некоторые интересные приемы такой подготовки, чем и хочу поделиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           Автор  -  учитель  химии

                                                                          ГБОУ школы 523 Санкт-Петербурга

                                                                         Пучкина Зинаида Адольфовна                

                                 

                                  Подготовка к  проектной деятельности

   

     Проблема самостоятельного получения знаний в настоящее время становится все более актуальной в современной школе. От школьников требуется умение собирать информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы, презентовать результаты работы. Для развития этих умений необходимы определенные навыки, для чего требуются новые методы обучения. С этой точки зрения наиболее интересными и перспективными являются метод проектов и проектных задач.  

     Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, работая по этому плану, достичь цели.

     Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Чем больше информации, тем сложнее подобрать нужный материал. Вокруг нас огромное информационном поле, поэтому навыки поиска информации и эффективного использования ее необходимо формировать уже в школе, на всех этапах обучения. Возможность формирования таких навыков предоставляется в ходе проектно-исследовательской деятельности.

      Проектно-исследовательская деятельность – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством учителя. (1)

      Проектно-исследовательская технология обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

      Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не столько учить, сколько помогать учиться, направлять познавательную деятельность школьника. Особую роль в этой деятельности имеет метод проектов. Этот метод меняет функцию учащегося в процессе обучения. Он уже не просто слушатель, который выучивает предложенное учителем и действует по алгоритму, он становится активным участником процесса поиска информации, творческой переработки ее, при необходимости применения теории на практике. Подобная форма работы дает возможность выбора направления работы, возможность проявить себя, почувствовать вкус к получению новых знаний.

Более того – это совершенно другая форма общения при работе в группе. Она учит корректному общению, оценке собственной деятельности и деятельности  других учащихся, развивает навыки публичной речи, что, к сожалению, в современной школе отработать практически невозможно.  

     Особая функция при выполнении учащимися проектных работ возлагается на учителя. На данном этапе складывается ситуация, что часто учитель учится работать по методу проектов вместе с ребятами. Это сложно, но если учитель является творческой личностью, не боится экспериментировать – все получится.  Но важно помнить, что учитель, взявшийся за подобную деятельность должен обладать большим авторитетом среди учащихся, уметь ненавязчиво направлять их работу, поддерживать неуверенных в себе. Только тогда совместная деятельность учителя и ученика будет иметь результат, у учащихся появится большая заинтересованность в предмете, станет меньше равнодушных.  

     Таким образом, метод проектов позволяет раскрыться каждому школьнику, создает условия для усвоения знаний и развития мотивации к изучению предмета, развивает творческие способности, умение добывать знания самостоятельно, работать с источниками информации, планировать деятельность и анализировать результаты. (2)

     Однако пытаться сразу браться за большие проекты ни в коем случае нельзя. Это длительная и сложная подготовка. И учитель, и школьники должны быть готовы к подобной деятельности. Мы учимся с ними вместе, поэтому, как мне кажется, сначала нам нужно научиться решать проектные задачи. Приступая к проектным задачам, я сначала изучила материал, предлагаемый для учителей младшей школы, и пришла к выводу, что сделала абсолютно верно, так как увидела тот путь, по которому нужно провести учащихся, получила интересные рекомендации, которым можно следовать и в основной и в старшей школе.

     Прежде всего необходимо сразу определить для себя различие между формами обучения:

-  Учебная задача направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих анализа и обобщения, приобретение знаний, навыков практической деятельности. При этой форме работы ведущая роль принадлежит учителю. При решении учебных задач учащиеся отрабатывают умения сравнивать (чем отличаются протоны от нейтронов, а чем от электронов), подтверждать теоретические знания на практике (доказательство наличия какого-либо иона в растворе) или, проделав ряд опытов, сделать вывод о свойствах вещества. Иначе говоря, решая учебные задачи, мы отрабатывает необходимые навыки поэтапно, а большое количество действий, в основном, выполняется школьниками по алгоритму (составление формул по валентности, решение типовых задач, составление ионных уравнений).

-  Проектная задача: через систему или набор знаний стимулируется система детских действий, носит групповой характер, проводится контроль деятельности на каждом этапе решения проектной задачи. Например, обобщение знаний о классах соединений с точки зрения ТЭД, где группы должны собрать имеющуюся информацию о кислотах, основаниях и солях (у каждой группы свое задание), классифицировать вещества, теоретически и практически подтвердить свойства веществ. Целью такой работы является обобщение знаний и использование многих теоретических и практических умений

-  Проект: управляемое действие, направленное на решение определенной задачи, фиксированное во времени, отчет предоставляется по окончании исследования. Ставя практическую задачу, учащиеся ищут свои средства ее решения.

     Однако, к такому роду деятельности как проект необходима серьезная подготовка, которой может стать систематическое решение проектных задач. И мне бы хотелось остановиться именно на этом вопросе. И учителю и детям трудно сразу браться за серьезную практическую деятельность. Как я уже отмечала, мы оказались с ситуации, когда учиться нужно вместе. Определить степень готовности школьников к проектной деятельности можно по следующим показателям:

1. Сформированным коммуникативным умениям:

    - умение спрашивать и формулировать вопросы;

    - умение управлять голосом, выдерживая темп и выделяя главное;

    - умение выражать свою точку зрения;

    - умения договариваться, не доводя ситуацию до конфликта.

2. Развитию мышление:

    - аналитико-синтетические действия;

    - умение переносить навыки из одной области знаний в другую;

    - умение выделять главное.

3. Опыту оценочной и самооценочной деятельности:

    - адекватно оценивать работу свою и группы;

    - в умении оценивать процесс решения задачи и ее результат.  (5)

     Такая готовность формируется при решении проектных задач на всех уровнях школьного обучения. Учащимся предоставляется средства и материалы в виде конкретных заданий и необходимых данных для решения проблемы. Эти задачи с элементами творчества, так как дети могут фантазировать, пробовать разные способы решения, создавать модельные ситуации. При этом отрабатывается навык коллективной деятельности, коммуникативные навыки.

      В содержании проектной задачи нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы, к которым относятся задания. Школьники находятся в состоянии неопределенности относительно способа решения и конечного результата.    Проектная задача отличается большим объемом и разнообразным материалом. Учащиеся вынуждены обращаться к справочной информации, предложенной в приложениях, или внешним источникам.

     Результат решение задачи может быть представлен в виде текстовых, графических средств, в виде макетов. При этом важен выбор учащимися наиболее подходящего варианта описании и представления своей работы.

     Решение проектной задачи требует коллективной деятельности учащихся – в парах или малых группах. При этом проявляется умение планировать ход решения задачи, распределять работу между членами группы, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль.

     Для того чтобы оценить знания детей и результат их работы учителю нужно придумать такую ситуацию, которая была бы интересна детям, чтобы они не подозревали, что именно диагностирует учитель. Они увлечены решением задачи, работают «на себя», демонстрируют свои знания, коммуникативные навыки в гораздо большем объеме, чем при обычном опросе.  В такой ситуации проявляются дети, которые в обычной ситуации не заметны. (3)

      Подготовка к решении проектных задач также должна идти ступенчато, по этапам. Одним из важных моментов можно считать проблемное обучение, при котором можно заинтересовать учащихся, включить их в обсуждение проблемы и подвести к выводам.

     Помимо этого существуют различные фрагментарно-исследовательские занятия, занимающие примерно 10 минут на уроке. Естественно подобный тренинг можно проводить не на каждом уроке, а только там, где это вписывается в его ход.

     Можно предложить некоторые виды таких фрагментарных работ:

- Практикум по подбору литературы по теме занятия. Задание необходимо давать заранее, материал обсуждается на уроке. В ходе изучения химии такой практикум удобен при изучении применения веществ.

- Практику по планированию собственного ответа, по составлению планов выступлений. Выступая на уроке, учащиеся чаще всего зачитывают переписанный текст, поэтому важно учить их составлять план выступления, опираясь на разные источники и собственные знания и наблюдения. При подборе дополнительного материал по предмету учащимися, я прошу их составлять план ответа, и, имея его пред глазами, они часто даже не смотрят в текст, который держат в руках.

- Практические занятия по конспектированию. Большинство конспектов представляет собой дословно переписанный текст, не указывают источник информации, не ориентируются в собственном конспекте.  Начинаем мы обычно с того, что учащиеся составляют план-конспект. Страница делится пополам, на левой части план, а на правой краткий текст, соответствующий плану. Оценивается краткость и точность формулировок.

- Практикум по наблюдению и умению делать выводы. Если говорить об уроках химии, то это лабораторные и практические занятия, где необходим навык наблюдения. Часто учащиеся путают наблюдение и вывод, выдавая за него перефразированное наблюдение. Поэтому именно на эту часть работы необходимо обращать особое внимание. Наблюдение – это описание увиденного при проведении эксперимента, а вывод должен четко соответствовать теме и цели работы. Если цель – изучение свойств серной кислоты, то в выводе на основе нескольких опытов должно прозвучать с веществами каких классов неорганических веществ она вступает в реакцию (оксидами металлов, растворимыми и нерастворимыми основаниями, солями). Иначе говоря, вывод делается в общем виде, а опыты с конкретными веществами.

- Практикум по эксперименту. Примером может служить определение в нумерованных пробирках наличие определенных ионов, т.е. основы качественного анализа.

- Практикум по составлению таблиц и схем. Например, таблица по сравнению растворимых и нерастворимых оснований или по химическим свойствам альдегидов и карбоновых кислот, чтобы далее найти ответ на вопрос: почему так похожие друг на друга внешне вещества так сильно отличаются по свойствам.

- Практикум по оформлению результатов. Сюда можно включать отработку навыков оформления титульных листов, первого слайда презентации, оформление таблицы по результатам практических и лабораторных работ.

      Отработав необходимые навыки, учитель может переходить к решению проектных задач. Для начала необходимо выбирать небольшие проектные задачи. Очень интересно проходят работы по изучению природных источников углеводородов. На первом уроке ребята выбирают тему (нефть, газ, уголь или торф), составляют план работы, взяв за основу текст учебника, распределяют обязанности. На втором уроке работают с принесенной литературой, делают презентации, рисуют схемы в зависимости от того, как собираются защищать работу. Третий и четвертый уроки – защита работ и оценка деятельности учащихся. Так же интересно проводить подобные работы по многообразию карбоновых кислот (высокомолекулярные, двухатомные, непредельные, ароматические), биологическому значению веществ («Металлы в организме человека», «Питательные вещества и здоровое питание», «Вред и польза косметики»). Нужно сказать, что подростки лучше выполняют работы, предоставляющие для них интерес. Потому, начиная проектную деятельность, необходимо выбирать темы с учетом потребностей ребят.

       Формы отчета могут быть разнообразными. Например, для защиты работ по теме «Вода» могут быть использованы такие формы отчета групп:

1. Мероприятия: - демонстрация химических свойств воды

2. Поделки: - схема или модель круговорота воды

                     - схема или модель для очистки природной воды  

3. Исследования: - постановка опытов по свойствам воды

                              - выращивание кристаллов

                              - проверка растворимости различных веществ

4. Решение проблем: - обеспечение Земли пресной водой

                                   - добыча полезных ископаемых  из морской воды

                                   - снабжение водой засушливых районов планеты

5. Информация: - мифы о воде  

                            - значение аномалий воды

                           - современные способы очистки воды (в частности в бассейнах) (4)  

      Таким образом, использования метода проектных задач позволяет решить множество проблем, стоящих перед учителем.  Метод дает возможность прививать самостоятельность в обучении, учит работе с источниками информации, позволяет вовлечь в работу всех учащихся, преодолеть неуспешность в обучении, научить объективно оценивать свои и чужие работы. А кроме всего прочего метод проектных задач относится к здоровьесберегающим технологиям, позволяет создать на уроке доброжелательную и комфортную обстановку.      

Использованная литература

1. Н.Ю.Пахомова, И.В.Суволокина

    «Ученическое проектирование»;

    Справочник заместителя директора школы №4 2008 г

2. Л.Н.Валишина

   «Создание условий для преодоления неуспешности учащихся»

   Справочние заместителя директора школы №4 2008 г

3. Гликман И.З.

   «Подготовка к творчеству»; журнал «Методист» №7 2008 г

4. «Проектные задачи в начальной школе» под редакцией А.Б.Воронцова М.,     Просвещение 2008 г

5. Поливанова К.Н.

    «Проектная деятельность школьников» М., 2008 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная презентация по теме: «Проектная деятельность на уроках химии»

Традиционный учебный процесс в школе ориентирован большей степени на приобретение знаний, умений, навыков по соответствующим дисциплинам. Большое количество программного материала, усваиваемого ...

Программа к элективному курсу по химии 10-11 класс "Основы проектной деятельности на урокай химии"

Элективный курс «Основы проектно-исследовательской деятельности» является одной из составных частей системы подготовки учащихся 10 – 11 классов к олимпиаде, успешной сдачи ЕГЭ. а также может использов...

Проектная деятельность на уроках химии

Проектная деятельность на уроках химии...

Проектная деятельность в преподавании химии и во внеурочной деятельности

Автор статьи делится опытом реализации метода проектов в урочной и внеурочной деятельности с учетом основных положений технологии проектного обучения....

Практическое применение проектной технологии и выявление методических условий для успешной организации и применения проектной деятельности в курсе истории России в VI классе.

Практическое применение проектной технологии и выявление методических условий для успешной организации и применения проектной деятельности в курсе истории России в VI классе. 1 Разработка проектн...

Обобщение опыта работы учителя химии по теме "«Проектная деятельность на уроках химии»

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы предоставить возможность всем, без исключения, учащимся проявить свои таланты, творческий потенциал и реализовать свои личные планы.Наиболее...

Справка о выступлении на РМО учителей биологии-химии по теме «Исследовательско-проектная деятельность на уроках химии»

Справка о выступлении на РМО учителей биологии-химии по теме «Исследовательско-проектная деятельность на уроках химии»...